Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего





Скачать 415.89 Kb.
НазваниеМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
страница1/3
Дата публикации22.11.2017
Размер415.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3

описание: man

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования
«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»


Научно-образовательный центр экологии

Кафедра экологии и природопользования


Фонд оценочных средств по учебной дисциплине

Биогеография

___________________________________________

(наименование дисциплины)

022000.62 (05.03.06) Экология и природопользование;

______________________________________________

код и наименование ООП

Бакалавр

________________________________________________

(квалификация выпускника)

Владивосток 2015г.

Лист согласований ФОС


ФОС составили

Д-р биол. наук, с.н.с. , профессор каф. ЭПП Л.В. Якименко




(степень, звание, фамилия, имя, отчество составителей)

ФОС рассмотрен и принят на заседании кафедры _экологии и природопользования_________

Протокол заседания кафедры от «29» июня 2015 г. № __________

Заведующий кафедрой




Н.В. Иваненко




(подпись)

(И.О. Фамилия)


ВВЕДЕНИЕ
Компетентностная ориентация основной образовательной программы (ООП) определяет необходимость компетентностной ориентации не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС ВПО. Это имеет отношение ко всем стадиям образовательного процесса: от входной аттестации (в особенности на предмет выявления уровней сформированности общекультурных компетенций), через все виды промежуточных аттестаций до итоговой аттестации на соответствие требованиям ФГОС ВПО.

Следовательно, должны быть, при максимально возможном задействовании всего наработанного арсенала оценочных средств, модернизированы (переформатированы) имеющиеся в вузе оценочные средства аттестации студентов и выпускников с целью их компетентностной «настройки», разработаны принципиально новые компетентностно-ориентированные средства и технологии аттестации. Это касается и новых форм организации аттестаций и новых аттестационных технологий (в особенности в отношении общекультурных компетенций, которые в существующем образовательном процессе не являлись предметом оценки). Требование измеримости в отношении компетенций как предмета контроля результатов обучения составляет на сегодняшний день наивысшую трудность, как в теоретическом, так и в практическом плане. Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования на сегодня отсутствуют. Тем не менее, задача оценивания компетенций в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения (компетентностный подход) ставится вполне определенно, ее необходимо решать, прежде всего, создавая фонды оценочных средств вузов. Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных измерительных материалов, предназначенных для оценивания компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ГОС ВПО по завершению освоения основной образовательной программы по определенному направлению. При этом применение современных оценочных средств рекомендуется обеспечивать через эталонные квалиметрические процедуры, обеспечивающие количественные и качественные оценки, их достоверность и сопоставимость. Фонды оценочных средств разрабатываются с учетом особенностей принятых основных образовательных программ (ООП) ФГОС ВПО и при этом выполняет функцию социальной нормы качества высшего профессионального образования, описанной в категориях: «вид (направление) деятельности», «квалификационные требования (общекультурные и профессиональные компетенции)», «профессиональные задачи», «решение проектов» и др. [1].

1. Нормативно-правовые документы образовательного учреждения

Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения фондов оценочных средств (далее – ФОС) для контроля знаний студентов по дисциплинам, входящим в образовательные программы, реализуемые в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (далее – университет).

Положение разработано на основании следующих документов:

- Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»; [2].

- Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; [3].

- постановления Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»; [4].

- федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО); [5].

- Устава университета; [6].

ФОС по дисциплине является неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентами основной образовательной программы высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО) и обеспечивает повышение качества образовательного процесса университета.

ФОС по дисциплине представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения студентом установленных результатов обучения.

ФОС по дисциплине используется при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

ФОС входит в состав учебно-методического комплекса дисциплины (далее – УМКД).

Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми кафедрами университета, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам

Далее в разделах и главах рассматриваются общие положения ФОС.
2.Структура фонда оценочных средств

В структуру фонда оценочных средств могут быть включены:

- программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения;

- модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с уровнями обучения и профилем специальности;

- совокупность контрольно-оценочных материалов (опросников, тестов, кейсов и др.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на вполне определенных этапах обучения (на входе у студентов первого курса, приступающих к освоению ООП, после первого курса, на ключевых этапах обучения на старших курсах, после практик, на этапе подготовки к защите дипломной работы и др.);

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки (описание процедур входного контроля уровня сформированности общихкомпетенций студентов первого курса в начале освоения ООП; материалы для проверки компетенций на разных стадиях освоения ООП по направлениям подготовки);

- требования к квалификации организаторов оценивания;

- технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций;

- методические материалы, определяющие процедуру оценивания, а также инструкции и программно-инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления их пользователям;

- наборы показателей, а также критерии оценки уровней сформированности компетенций и шкалы оценивания в соответствии с задачами контроля;

- рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио студента;

- программы подготовки оценщиков и экспертов для проведения контрольно-оценочных процедур;

- банк статистической информации и программы мониторинга достижений;

- структура портфолио и доступность статистической информации пользователям

- (интерфейсы по категориям пользователей: студентам, преподавателям, администрации, работодателям и др.);

- программы итогового экзамена для выпускников по направлениям подготовки;

- совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене и критерии их оценки;

- методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена;

- для выпускной квалификационной работы методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО, на базе подготовки, выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы;

- рекомендации по обновлению фонда оценочных средств (периодичность, степень обновления, изменения процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.). [7].
3. Требования к ФОС в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «экология и природопользование»

В соответствии с ФГОС ВПО (основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования) ФОС является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП ВПО. Оценка качества освоения обучающимися ОПОП включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП создаются ФОС, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.

При помощи ФОС осуществляется контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций, определенных ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки в качестве результатов освоения профессиональных модулей, либо отдельных учебных дисциплин.

ФОС должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:

-валидность: объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;

-надежность: использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений;

-объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС являются:

-интегративность;

-проблемно-деятельностный характер;

-актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;

-связь критериев с планируемыми результатами;

-экспертиза в профессиональном сообществе [7].

4. Формирование паспорта фондов оценочных средств по дисциплине

ФОС по дисциплине должен формироваться на ключевых принципах оценивания:

- валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);

- надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений);

- справедливости (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха);

- своевременности (поддержание развивающей обратной связи);

- эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам). 3.2 При формировании ФОС по дисциплине должно быть обеспечено его соответствие:

- ФГОС ВПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

- ООП и учебному плану направления подготовки (специальности);

- рабочей программе дисциплины;

- образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины.

Назначение оценочного средства определяет его использование для измерения уровня достижений студента установленных результатов обучения по одной теме (разделу) и/или совокупности тем (разделов), дисциплине в целом (модулю).
4.1 Элементы ФОС

Элементами ФОС по дисциплине являются:

а) титульный лист

б) паспорт ФОС

в) зачетно-экзаменационные материалы, содержащие комплект утвержденных по установленной форме экзаменационных билетов и/или вопросов, заданий для зачета (приложение В) и другие материалы;

г) фонд тестовых заданий, разрабатываемый в обязательном порядке по дисциплинам базовых частей всех циклов учебного плана в соответствии с положением о формировании фонда тестовых заданий.

4.2 Структура паспорта ФОС

По каждому оценочному средству в ФОС должны быть приведены критерии формирования оценок.

В состав ФОС в обязательном порядке должны входить оценочные средства.

Разработка других оценочных средств и включение их в ФОС осуществляется по решению преподавателя, ведущего дисциплину.

ФОС разрабатывается по каждой дисциплине, закрепленной за кафедрой. Если в рамках направления подготовки (специальности) для различных профилей, специализаций, магистерских программ преподается одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию, то по ней создается единый ФОС.

Целесообразность разработки единого ФОС по одноименной дисциплине для различных направлений подготовки (специальностей) определяется решением кафедры, обеспечивающей преподавание данной дисциплины.

ФОС формируется из оценочных средств, разработанных профессорско-преподавательским составом университета или других высших учебных заведений.

ФОС формируется на бумажном и электронном носителях и хранится на кафедре, обеспечивающей преподавание данной дисциплины.

ФОС рассматривается и утверждается на заседании кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины.

Решение об актуализации, изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС принимается составителем и отражается в листе регистрации изменений в УМКД [7].
5. Цели и задачи ФОС

Целью формирования и применения ФОС является определение соответствия уровня подготовки обучающихся и выпускников требованиям действующих образовательных стандартов, установление степени сформированности компетенций по реализуемым образовательным программам.

ФОС решает следующие задачи:

- оценка учебных достижений обучающихся с выделением положительных / отрицательных результатов и планированием предупреждающих / корректирующих мероприятий;

- контроль и управление процессом приобретения необходимых знаний, умений, навыков и формирование общекультурных и профессиональных компетенций;

- обеспечения соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и инновационных методов обучения;

- проверка остаточных знаний и компетенций по отдельным учебным дисциплинам и блокам образовательной программы.

В разработке конкретного ФОСа по дисциплине «биогеография» ГОС ВПО по направлению подготовки «экология и природопользование» были применены следующие формы контроля:

1. Темы докладов/сообщений взяты из рабочей программы учебной дисциплины «Биогеография», составленная в соответствии с требованиями ООП: 022000.62 (05.03.06) «Экология и природопользование» на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Л.В. Якименко, д.б.н., профессор кафедры экологии и природопользования.

2. Вопросы для устного опроса перед началом лекции/практического занятия разработаны лично студентом Новиковой Е.С (гр. БЭК 12-01)

3. Вопросы для коллоквиумов, собеседований разработаны лично студентом

Новиковой Е.С (гр. БЭК 12-01)

4. Вопросы для тестирований разработаны лично студентом Новиковой Е.С

(гр. БЭК 12-01)

5. Темы рефератов разработаны лично студентом Новиковой Е.С (гр. БЭК 12-01)

6. Комплект заданий для контрольной работы частично взяты из рабочей программа учебной дисциплины «Биогеография», составленная в соответствии с требованиями ООП: 022000.62 (05.03.06) «Экология и природопользование» на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Л.В. Якименко, д.б.н., профессор кафедры экологии и природопользования.

7. Перечень тем для круглых столов разработаны лично студентом Новиковой Е.С (гр. БЭК 12-01).


Лист изменений
Перечень изменений в ФОС в для реализации в _________ учебном году







Изменения в ФОС обсуждены и одобрены на заседании кафедры ______________

Протокол от «___» ______________ 201__ г. № ______

Перечень изменений в ФОС в для реализации в _________ учебном году







Изменения в ФОС обсуждены и одобрены на заседании кафедры ______________

Протокол от «___» ______________ 201__ г. № ______

Перечень изменений в ФОС в для реализации в _________ учебном году







Изменения в ФОС обсуждены и одобрены на заседании кафедры ______________

Протокол от «___» ______________ 201__ г. № ______Паспорт фонда оценочных средств
По дисциплине Биогеография

022000.62 Экология и природопользование



№ п/п


Наименование раздела

дисциплины







Контролируемые компетенции (или их части)

Оценочные средства







1

2

3

4

1

Предмет и задачи биогеографии









ОК-1

Устный опрос

2

История биогеографии и биогеография на современном этапе


ОК-1

Устный опрос

Доклад

3

Основные термины и понятия



ОК-2

Коллоквиум

4

Понятие о биосфере
















Тестирование

ПК-10




5

Эволюция биосферы. Ноосфера



ОК-1

Устный опрос.

Реферат.

6

Экологические факторы



ПК-10

Тестирование

7

Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения в сообществах



ОК-2

Коллоквиум

8

Изменчивость биоценозов (биогеоценозов)


ПК-10

Тестирование

9

Классификация биоценозов



ОК-1

Реферат.

Устный опрос

10

Основы учения об ареале



ПК-10

Тестирование

11

Флористическое и фаунистическое районирование суши. Биофилоты



ОК-1

Устный опрос.

Реферат

12

Географические закономерности дифференциации живого покрова суши



ПК-8

Коллоквиум

13

Основные типы биомов суши



ПК-8

Тестирование,

Реферат.

14

Биогеография океанов, морей и пресных вод. Биогеографическое районирование мирового океана


ПК-8

Тестирование.


15

Биологическое разнообразие, его оценка и охрана



ОК-1

Устный опрос,

Реферат.

16

Биогеографические особенности Приморья


ПК-10

Реферат.



Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экология и природопользование, за дисциплиной «Биогеография» закреплены вышеперечисленные компетенции:


man

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»

Научно-образовательный центр экологии

Кафедра экологии и природопользования


Темы эссе

( рефератов, докладов, сообщений)
По дисциплине Биогеография
Доклады/семинары

Тема 1. Флористическое районирование суши (2 чел.)

Тема 2. Фаунистическое районирование суши (2 чел)

Тема 3. Основные биомы суши. Общин положения

Тема 4. дождевые тропические леса, тропические листопадные леса (2 чел.)

Тема 5. тундры и леса умеренного пояса (2 чел.)

Тема 6. степи, прерии, пустыни (3 чел)

Тема 7. Биогеографическое районирование Мирового океана

Тема 8. Методы исследования ареалов и навыки построения кадастрово-справочных карт ареалов (2 чел.)

Тема 9. Центры происхождения культурных растений

Студенту, доклад и презентация которого получили замечания по содержанию и качеству исполнения задаются дополнительные вопросы по его содержанию и обобщенные вопросы по теме данного доклада.

Критерии оценки:

-10 баллов выставляется студенту, если доклад и презентация выполнены отлично

-5-9 баллов выставляется студенту, доклад и презентация которого получили замечания по содержанию и качеству исполнения

-1 балл выставляется студенту за каждый развернутый ответ на дополнительно заданный вопрос

Составитель ________________________ И.О. Фамилия

(подпись)

«____»__________________20 г.


man

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»

Научно-образовательный центр экологии

Кафедра экологии и природопользования

Вопросы для устного опроса перед началом лекции/практического занятия

По дисциплине Биогеография

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки россии
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...

Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Фос рассмотрена и принята на заседании кафедры Международного маркетинга и торговли
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Фос рассмотрена и принята на заседании кафедры Международного маркетинга и торговли
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Фос рассмотрена и принята на заседании кафедры Международного маркетинга и торговли
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Минобрнауки России от 19. 11. 2013 г. №1259; с Федеральными государственными стандартами высшего образования по направлениям подготовки...
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...
Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки)
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМетодика обучения информатике специалистов естественнонаучного направления
Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский...
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки России Федеральное Государственное бюджетное образовательное...
Всероссийской научно-практической конференции «Аспирантские чтения в иглу 2014», которая будет проходить 20-21 мая 2014 года
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего iconМинобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Базируясь на знаниях неорганической, физической, коллоидной, органической химии, биохимии, техническая микробиология предусматривает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск