Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение





Скачать 142.45 Kb.
НазваниеИспользование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение
Дата публикации25.06.2013
Размер142.45 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Использование ИКТ в исследовательской деятельности учащихся

Введение

В настоящее время наиболее значимой задачей общего образования является его направленность на приобретение каждым школьником своего собственного полноценного личностного опыта. Основной путь достижения этого — творческая созидающая деятельность учащихся. Глобальные процессы неизбежно приводят к информатизации образования, вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию личности школьника.

При нарастания противоречий между обществом и природой особую актуальность приобретает проблема формирования у молодого поколения нового, экологического, стиля мышления. Его характерная особенность — понимание мира как сложной системы, все компоненты которой, включая и человека, взаимосвязаны и взаимозависимы. Задача учителя биологии — создать педагогические условия, в которых школьники будут овладевать комплексными умениями, составляющими фундамент ответственного, экологически целесообразного поведения (умение выявлять и объяснять причинно-следственные связи человека и природы; прогностические умения; практические умения по уходу и улучшению состояния своего природного окружения и др.).

Сделать учащихся активными участниками учебного процесса помогают современные образовательные технологии личностно ориентированного и развивающего характера: метод проблемного обучения, метод коллективной мыслительной деятельности, исследовательский метод. Уже в начале XX в. появился целый ряд оригинальных педагогических разработок, призванных реализовать в педагогическом процессе идею самоценности личности ребенка. Среди них выделяются методы обучения, разработанные на базе философии прагматизма, к которым относится метод проектов.

К использованию метода проектов предъявляются следующие требования: наличие проблемы; практическая и теоретическая значимость результатов проектной деятельности; самостоятельная деятельность учащихся в урочное или внеурочное время; поэтапная и структурированная деятельность школьников. Однако данный метод чаще всего используется в условиях преобладания в практике работы объяснительно-иллюстративного метода изложения учителем учебного материала. Поиски новых форм и методов обучения в целях активизации познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности, овладения приемами мышления и творчества в процессе учебы приводят к пересмотру дидактических возможностей метода проектов.

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся — индивидуальную, групповую, которую они выполняют в течение определенного времени. Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы, что предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, с другой — необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческой сферы.

В проектной деятельности решаются сразу несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействия сразу в нескольких направлениях (или на нескольких уровнях развития): информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

Цели и задачи биологического образования наиболее эффективно реализуются через модульные курсы, учебные исследовательские и проектные работы, а также во время летних практик. Перечисленные формы организации учебной деятельности и методы используются как в рамках урока, так и во внеклассной работе. Поэтому данная разработка является актуальной для учителя биологии средней школы.

Цель работы: «Разработать, обосновать и апробировать свою собственную образовательную продукцию, используя систему инновационных технологий обучения, обеспечивающую эффективность внедрения исследовательского метода в процесс обучения биологии».

Задачи работы:

1. Разработать модель внедрения исследовательского метода в процесс обучения биологии.

2. Выявить  совокупность инновационных методов и средств обучения, обеспечивающих эффективность учебного процесса.

3. Обеспечить совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.

4. Провести рефлексию выполненной деятельности.

Данная разработка внедряется в течение всего учебного года на уроках в рамках базового курса биологии и на внеклассных мероприятиях. Срок реализации – 3 года.

Основная идея педагогической деятельности

В последние годы в связи с перегрузкой учащихся произошло сокращение времени, предназначенного для изучения биологии– науки, которая по общему признанию ученых служит методологической основой естественных наук и научной базой формирующего научного миропонимание. Меня, как учителя биологии, волнует нынешнее отношение к предмету биологии, пугает снижение заинтересованности и снижение уровня знаний. Но в тоже время я вижу, что сейчас есть возможность дать детям нужные знания, есть творческие ученики. И если правильно организовать обучение биологии в школе, можно заинтересовать учеников и помочь им познать окружающий мир. Одним из способов решения данной проблемы, по моему мнению, является обучение предмету с использованием исследовательского метода и инновационных методов и средств обучения.

Структура разработки:

- Установление возможностей использования исследовательского метода в биологии

- Использование на уроках.

- Творческая исследовательская деятельность учащихся.

- Интернет в технологии исследовательского метода образовании.

- Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Новизна методической разработки подтверждается системой использованных инновационных технологий обучения, обеспечивающей эффективность внедрения исследовательского метода в процессе обучения биологии.

Основная часть

Основная идея педагогической деятельности

Если посмотреть литературу, статьи, посвященные современному образованию, то львиная доля их будет относиться к содержанию образования и его кризису. Именно содержание образования и вошло в противоречие с изменившейся реальностью и новыми реалиями социума. Мир перешел к постиндустриальной, информационной стадии развития, а образование как наиболее консервативная часть культуры, основывается на старых представлениях и методах. Темпы изменения мира возрастают, техническая, информационная насыщенность его также растут. Школьники в области компьютерных технологий могут быть далеко впереди учителя, преподающего эти технологии. Возникает вопрос: каким образом можно достичь устранения пропасти между подготовкой учителя и новыми условиями реальности. Мы никогда не угонимся за изменениями, если будем основываться на прежних положениях, принципах построения учебников и логики изложения предметов. Изложение школьных предметов разрознено и самостоятельно, нет единой логики, способной построить общую картину мира. Изложение в большей части основано на историческом подходе с предоставлением огромного, избыточного количества фактов. Если взять любой учебник, то возникает чувство, что автор пытается подготовить профессионала именно в своей области, не задумываясь об интересах самого ученика. Учебники, таким образом, построены по принципу наибольшего сопротивления восприятию для большинства учеников. Поэтому в большинстве учитель, осуществляя процесс обучения, не получает желаемый результат.1

Установление возможностей использования исследовательского метода

Интеграция предметов – это объединение предметов в единое целое. Она требует выработки учителями единой педагогической «стратегии», обязательной взаимности применения ими определенных понятий и фактов в разработке уроков по изучаемой теме. Смысл интегрированного курса состоит именно в том, что в нем могут быть запланированы соответственные уроки по общей теме, проводимые учителями в разное время. В системе работы учителя, использующего технологию интегрированного обучения, должна быть перспективная цель всего курса, определены конкретные задачи, направленные на ее реализацию, реализуемые в специально организованной деятельности учеников. Интеграция предполагает невозможность изолированного преподавания предметов и необходимость совместных усилий учителей по формированию общеучебных умений и навыков учащихся.

Первый этап моей работы – изучение и анализ программ по математике, химии, биологии, астрономии, географии, выделение в программе по каждому предмету сходных или единых тем и включение их в тематическое планирование.

Второй этап – продумать связи между сходными элементами и противопоставления между отличными. Введение этих элементов в уроки.

Третий этап – введение в методику преподавания не только напоминания, сравнения и сопоставления, но и обсуждения, анализа. Рассматривать одни и те же явления, проблемы в разных ситуациях, тесно сотрудничая с учителями по другим предметам. 2

 

Система интегрированных уроков

Метод интегрированного подхода к образованию углубляет содержание урока, повышает его значение, активизирует деятельность учащихся, способствует формированию у школьников целостной картины мира с его многообразием свойств живой и неживой природы.

При планировании интегрированных уроков необходимо:

1. Выявить общие темы;

2. Выделить основы интеграции (изучение материала межпредметного содержания);

3. Составить словарь общих понятий;

4.Формулирование требований к уровню знаний учащихся по каждому элементу знаний.

Какие знания, умения, навыки приобретают учащиеся по каждому предмету, входящих в интегративный блок? Какие общеучебные умения, обеспечивающие перенос с одного предмета на другой, формируются?

5. Система организации знаний: эмпирические знания, понятия, законы, закономерности, гипотезы, теории.

6. Какие методы познания применяются?

7. Дидактические материалы к урокам.

8. Средства наглядности для соответствующих уроков.

9. Какие методы и средства контроля и самоконтроля предполагаются?

10. Проведение рефлексии учащихся и своей деятельности.

Учитель, работающий по системе интегрированного обучения должен осознать, что невозможно в одиночку разработать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий других наук, других предметов.

Одним из типов интегрированных уроков является урок, когда оба учителя присутствуют в классе и играют активную роль в проведении занятия. Здесь требуется и согласование всех этапов урока, и хорошее взаимопонимание педагогов. Интегрированный урок может проводить и один педагог. Но любой интегрированный урок должен представлять собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Он требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющего на психологию и эффективность восприятия учеником учебного материала. Достаточно на уроке с помощью какого-нибудь указания зафиксировать в сознании учащихся, отметить для них, что «это то самое, с чем вы уже встречались». Однако это не должна быть реакция простого узнавания, а реакция удивления. Поэтому необходимо придумать те внешние эффекты, которые укажут школьнику на важность изучаемого способа деятельности для разных сфер жизни. Анализ тем, выбранных для интегрированных уроков, предполагает очень тщательный подбор межпредметных связей для решения новых вопросов и задач, постановка которых должна способствовать пониманию сущности изучаемых понятий и явлений. По ходу урока необходимо создавать проблемные ситуации, проводить повторительные беседы, фронтальный и демонстрационный эксперимент, направленные на разрешение вопросов, возникающих при анализе задач и формулировок понятий. 3

 

Внедрение исследовательской деятельности в творчество учащихся.

Исследовательская деятельность школьников, позволяет им вырабатывать приемы самостоятельного изучения и поиска знаний и требует особого подхода к этой деятельности.

Основные требования к использованию исследовательской деятельности обучения:

Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей, исследовательского поиска для ее решения);

Практическая значимость предполагаемых результатов;

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

Использование исследовательских методов:

- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- анализ и объяснение полученных результатов;

- оформление конечных результатов.

Продукт реализации этой программы – творческие, исследовательские работы учащихся, выполненные в рамках общеобразовательных предметов.

Темы исследовательских работ:

- «Курильский чай кустарниковый – охраняемое растение Республики Коми»,

- «Сортоиспытание картофеля для сортообновления в условиях Усинского района»,

- «Содержание ястреба в неволе»,

- «Как вырастить свеклу на полярном круге»

 

Роль Интернета в технологии исследовательского метода образования.

Посетители Интернета могут:

- получать консультации по любым вопросам, связанным с телекоммуникационными сетями, получать начальные знания по поиску информации в сетях Интернет и уметь их систематизировать;

- посетители Интернета могут находить единомышленников для участия в совместных телекоммуникационных проектах и выполнять исследовательскую, творческую и проектную деятельность;

- посетители Интернета могут принимать участие в различных дистанционных олимпиадах, конференциях и другим образовательных и научных форумах.

Подключение школы к Интернету позволило участвовать в дистанционных «Эйдос-конференциях» предоставляют великолепную возможность выполнить и защитить творческие работы и представить их в чате перед специалистами и независимыми экспертами-сверстниками. Образование школьников выходит за рамки кирпичных стен и становится открытым и осваивает технологию дистанционного образования. Компьютер превращается для него из игрушки в орудие труда

 

Оформление материалов исследования – трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть исследования. Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно – главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления материалов.

Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т. д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личности исследователя, его литературных способностей и умения оформлять свои мысли. В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил:

 

* название и содержание глав, а также параграфов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов – главу в целом;

* названия глав и параграфов не должны повторять названия работы, но должны соответствовать формулировкам задач, решенных в ходе написания работы. В конце каждого параграфа и главы автор должен сделать краткие выводы, которые помогут сформулировать основные положения заключения. Необходимо предложить и собственные рекомендации;

* первоначально, изучив материал для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку;

* проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы (библиографию);

* в основной части работы находит место систематизация, анализ и осмысление. Не стоит стремиться затушевывать сложные, трудные, противоречивые моменты. Объясняя каждый из них, выделяя разные точки зрения, автор уже делает исследовательскую работу, в которой довлеет не авторитет, а бесспорные факты или сведения источников, если они не тенденциозны. Постоянно ошибаясь, он вновь и вновь все взвешивает и проверяет. Ученый часто действует как владелец дома: он все время что-то ремонтирует, понимая, что не застрахован от разрушений;

* появившийся в результате размышлений текст – это не сборник разрозненных выписок из документов и статистических данных, друг с другом никак не связанных какой-либо идеей или логической последовательностью, он не может превратиться в цитирование источников в ущерб их аналитическому осмыслению;

* заключение отражает итоги проведенного исследования. Полученные результаты – это решение задач, которые были поставлены во введении. Они формируются в виде выводов. Заключение выполняет функцию концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части исследовательской информации. Выводы должны излагаться последовательно, логично, должны быть соотнесены с целью и задачами работы, вытекать из логики исследования;

* не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое;

* избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность;

* изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым;

* соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой вклад в разработку темы;

* перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т. п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.

В целом, можно рекомендовать следующую структуру оформления работы, ее письменной фиксации (возможный вариант, зависит от конкретной темы, характера исследования):

 

1. Введение

1.1. Обоснование выбора темы.

1.2. Проблемы по теме.

1.3. Цель, гипотеза и задачи работы

1.4. Объект и предмет исследования.

2. Глава 1 «Обзор литературы».

3. Глава 2 «Материалы и методы исследования»:

3.1. (Точное наименование параграфа)

3.2. (Точное наименование параграфа)

3.3. (Точное наименование параграфа)

4. Глава 3 «Результаты исследования и их обсуждение»:

4.1. (Точное наименование параграфа)

4.2. (Точное наименование параграфа)

4.3. (Точное наименование параграфа)

5. Заключение.

6. Библиография.

7. Приложения

 

Заключение

Продолжительность внедрения разработки составляет три года. В перспективе разработка получит дальнейшее развитие. Несмотря на небольшой срок, два с половиной года, есть результаты:

- в течение года не ухудшилась успеваемость по предмету, как обычно бывает в 10 классе вследствие усложнения программы;

- наблюдается повышения интереса к предмету: Учащиеся класса выбрали ЕГЭ по биологии в

качестве дополнительного экзамена;

- проявляется заинтересованность к исследовательской деятельности

- учителя физики, химии и биологии проявили интерес к данной технологии и к оргдеятельной методике обучения, посещая мои уроки;

- на районной олимпиаде по биологии показывают лучшие результаты:

- два призовых места заняли учащиеся школы во всероссийской дистанционной конференции школьников;

- самое главное, что я вижу у своих учеников желание и энтузиазм, с которыми они конструируют свои проекты и творческие работы, расширяют свой кругозор, используя ресурсы сети.

 

К сожалению, не все ученики принимают новые методики проведения уроков. Значит, таких учеников стоит больше привлекать к работе в коллективе и к проектной деятельности.

Осуществляя данную деятельность, убедилась, что исследовательский метод становится для всех ее участников – и учителей, и учеников, и родителей, и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели. Этот метод увлекает молодых педагогов новизной, возможностью включения в школьный курс альтернативных идей и нестандартных подходов.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconПрограмма организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...
Формирование универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconТема исследовательской работы
Тема исследовательской работы: Использование идей М. Монтессори в разработке дидактического материала и лабораторной деятельности...
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение icon«Роль икт при организации исследовательской работы учащихся на уроке...

Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconОрганизация исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Открывать, искать, исследовать эти слова становятся ключевыми в организации исследовательской деятельности учащихся на современном...
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconПрограмма ноу «Эврика» (физико-математическая секция) «Основы учебной...
Основная часть. Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconИспользование икт в образовательной деятельности доу для детей с овз. Ягодина Л. А
В настоящее время в России одной из распространенных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста является использование...
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconФ. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск....
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconКонкурс исследовательских работ для учащихся 5-11 кл
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconТопонимика села Северного как объект исследовательской деятельности учащихся
Алексеев Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся, М., 2002.] Психологи отмечают, что умственная деятельность...
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconТема: Использование икт на уроках русского языка и литературы
Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconКонспект урока по литературе для учащихся 10 класса
Тема: Использование икт на уроках и во внеурочной деятельности для развития ключевых компетенций у обучающихся
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconСпецкурс «Основы исследовательской деятельности»
Поэтому курс «Основы исследовательской деятельности» будет способствовать не только расширению и углублению знаний по различным предметам,...
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconРеферат «организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и внеурочное время»
Основным средством организации различных видов учебно-исследовательской деятельности являются задания, активизирующие познавательную...
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconАктуальность темы
Урала на 2011 – 2015 гг., утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 20. 04. 2011 г. №96-П, в целях развития...
Использование икт в исследовательской деятельности учащихся Введение iconПрограмма курса «Исследовательская работа для начинающих» Настоящая...
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск