Скачать 82.91 Kb.
|
Тема урока: К.Г. Паустовский. «Скрипучие половицы». Цели урока: Учить детей анализировать произведение. Развивать умение находить главную мысль в произведении. Учить понимать и чувствовать язык произведения. Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев. Развивать навыки осознанного беглого чтения. Обогащать словарный запас детей. Развивать умения работать с иллюстрацией. Воспитывать любовь к Родине, к природе. Оборудование: «Родная речь» - учебник по чтению для нач. шк., книга 3, часть 2; портреты К.Г.Паустовского и П.И.Чайковского; магнитофон; аудиозапись симфонии №6, 1часть П.И.Чайковского; костюмы для сценки; выставка книг К.Г.Паустовского; телевизор с видеомагнитофоном; видеозапись с клипом Майкла Джексона «Песня Земли». Ход урока. 1.Организационный момент . У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. 2.Постановка цели урока: Мы продолжим работу над рассказом «Скрипучие половицы». 3. Закрепление изученного: а)- Кто написал данный рассказ? (К.Г. Паустовский) - С какими произведениями этого автора мы уже знакомились? («Растрепанный воробей», «Корзина с еловыми шишками»!?) - Что вы знаете об этом писателе? (Рассказ учащегося) Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожного служащего. Уже в школьные годы ему пришлось заниматься различной работой, чтобы зарабатывать на хлеб. Он учился в Киевском и Московском университетах. Много путешествовал по родному краю. Паустовский пробует разные профессии: кондуктор и вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны, репортер, учитель, корректор и т.д. В 1941-1942 отправляется на фронт военным коррес-пондентом ТАСС, публикуется во фронтовой газете. Любовь к Родине, к необъятным просторам Росси, к ее людям мягкость, отзывчивость отразились в произведениях писателя. - Перед вами выставка книг К.Г.Паустовского. Среди них много произведений о родном крае. А так вам представлен цикл рассказов о людях искусства. (О художниках Исааке Левитане или Кипренском, французский инженер Шарле Лонсевиль, скрипаче Николо Паганини, о композиторах Моцарте и Григе, и т.д. ) б) – Кому посвящен рассказ «Скрипучие половицы»? (П.И.Чайковскому) - Что вы о нем узнали из рассказа К.Г.Паустовского? (что он писал музыку, любил родной край, умел ценить прекрасное) Рассказ учителя о П.И.Чайковском. Чайковский родился в 1840 году в семье горного инженера в Вятской губернии. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург, Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии). Композитор создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений: балеты «Лебединое озеро», Спящая красавица», «Щелкунчик», оперу «Евгений Онегин», множество фортепьянных пьес, в том числе знаменитый цикл «Времена года». Его талант был по достоинству оценен современниками. Чайковского приглашают на должность профессора в консерватории, он выступает в печати в качестве музыкального критика, занимается активной музыкально-общественной деятельности, дирижирует не только в России, но и за рубежом. В качестве исполнителя собственных произведений он посещает Германию, Австро-Венгрию, Францию, Англию, Швейцарию. Последний период жизни композитора отмечен всемирным признанием творчества Чайковского. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, концертный зал в Москве; с 1958 в Москве каждые 4 года проводится Международный конкурс имени Чайковского. 4. Проверка домашнего задания. - Вы должны были дома перечитать рассказ и озаглавить его части, а также найти объяснение непонятным словам. С помощью какого словаря вы справились с данным заданием? (толкового) Словарная работа: Рудой – растущий на сухих местах, очень прочный лес. Яр – крутой, обрывистый берег реки или оврага Бересклет - род кустарников или небольших деревьев Помещик – землевладелец, Поместье – земельное владение помещика. Цигарка – самодельная папироса, свернутая из бумаги трубочка с табаком. Трактир – в старину так называли гостиницу с рестораном. Вексель - ценная бумага, долговой документ — обязательство уплатить кому– нибудь определённую сумму денег в определённый срок. Махотка – небольшая корзинка 5. Закрепление и обобщение материала. А) – О чем говорится в первой части рассказа? (В первой части рассказа Паустовский описывает место, где гостил П.И.Чайковский: дом, окружавший его лес - Рудый Яр) - Почему П.И.Чайковскому нравилось находиться в этом поместье? (долгие часы проводил П.И.Чайковский за роялем, сочиняя музыку, и порой ему казалось, что от этих звуков начинал петь весь старый, рассохшийся дом. И этот дом, и лес, деревушки, просеки, и заброшенная дорога – все помогало композитору сочинять его музыку.) -Что поразило П.И.Чайковского когда он гулял по Рудному Яру?( В этот день его поразил свет. Ему казалось, что он падает пластами) - Что значит «пласты света»? Сколько «пластов» увидел Чайковский? Я просила вас нарисовать, как вы себе это представляете.(Ребята показывают иллюстрации к трем «картинкам» из рассказа) - Какое состояние вызывало у композитора такое разнообразие и сила освещения?(ему казалось, что должно случиться что – то необыкновенное, похожее на чудо.) - как называется такое состояние? (вдохновение) - Почему так подробно описывает К.Г.Паустовский природу? ( чтобы мы поняли откуда П.И.Чайков-ский черпал вдохновение) - Как озаглавили данную часть? («Вдохновение», «Рудой Яр», «Прогулка» и т. д.) Б) – О чем говорится во второй части рассказа? (Во второй части автор рассказывает, как в то время когда композитор сочинял музыку, к нему пришел со страшной новостью лесник Василий. А слуга не пускал его в дом) - Как озаглавили данную часть? («Беседа», «Разногласие» и т.д.) - Почему П.И.Чайковский не разрешал никого впускать, когда он играл на рояле? (он не хотел чтобы ему мешали) - Чего добивался композитор в музыке? (Он добивался ясности мелодии – такой, чтобы она была понятна даже Фене и старому Василию) - Кто такие Феня и Василий? ( Феня – крестьянская необразованная девочка, а Василий - лесник из соседней усадьбы. Он всю жизнь растил лес, который сейчас хотят срубить) - Давайте вспомним диалог, который происходил между слугой и Василем.(Разыгрывается сценка) - Почему лесник пришел к П.И.Чайковскому за советом? (потому что он знал, что композитор любит Рудый Яр) - Как относились к творчеству композитора участники нашей сценки? ( Слуга назвал «святым делом», Феня сказала, что «весь день бы слухала», а Василий подумал, что это «колдовство») - Что услышал старик в музыке? (Русскую песню, как пастухи заиграли на рожках, как поют соловьи) - Давайте и мы попытаемся услышать все это, а может быть еще что-то. (звучит музыка П.И. Чайков -ского симфония №6, часть 1, отрывок.) В) – О чем говорится в 3 части? (краткий пересказ учеником) - Как озаглавил? («Призыв о помощи», «Крик отчаяния» и т.д.) Г) – О чем говорится в 4 части? (краткий пересказ учеником) - Как озаглавил? («Разговор с Трощенко» , «Попытка спасти лес» и т.д.) - Как нам описывает купца К.Г.Паустовский? (зачитывается отрывок из текста «С виду приличный господин. В золотых очках, и бородка седенькая, гребешочком расчесанная… В чесучовом пиджаке ходит. А в глаза, брат, не гляди – там пусто. Как в могиле.») - Каким его увидел Чайковский? (Трощенко, в сапогах и шляпе…ходил по лесу и сам метил топором сосны») - Какое у вас сложилось мнение о купце Трощенко? (Он был жадный, не видел в природе красоту, относился к ней как к товару.) - А как относился к нему автор? Приведите примеры из текста. (Свое отношение он вложил в слова приказчика «Мой волкодав леса свел по всей Харьковской и Курской губерниям. Сплошной рубкой. Он к лесу зол – на семена ничего не оставит. На лесах большие капиталы наживал.») Д) - Удалось ли спасти П.И.Чайковскому Рудой Яр? (нет) - Как отреагировал кучер на происходящее? (Ему было тоже жалко лес. Ведь его еще можно было бы восстановить, если не губить малые деревца) - Как автор описывает гибель деревьев? (Зачитывается отрывок «От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы…От него далеко окрест дрогнула земля») - Какие литературные прием использовал К.Г.Паустовский, чтобы мы ярче представили себе картину гибели дерева? (метафоры – могучее дерево, калечить землю, миг смерти дерева, смертельное падение; сравнение – как воры, лежала горой; олицетворение- сосна вздрогнула, застонала, тяжко ударилась, затрепетала, замерла, березы – пытались удержать, принять на свои гибкие стволы, земля – дрогнула, ухнула) - Какое впечатление произвела гибель леса на П.И.Чайковского? Прочитайте, как он реагировал, что чувствовал? (Чайковский стиснул зубы, он почти бежал, задыхался и думал «Подлость! Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?.. Потомки никогда не простят нам опустошения земли…») _ Почему музыка, которую начал писать композитор не будет закончена? (потому что он черпал вдохновение у природы, у леса. А лесорубы перерубили эту связь) 6.Итог урока. - В чем заключается главная мысль произведения? Найдите предложение, в котором об этом говорится. ( «Могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа») - Как вы понимаете эту фразу? - Почему этот рассказ помещен в раздел о природе? (Когда писатель рассказывает нам о жизни леса, реке, о животных, он всегда показывает нам отношение человека к природе, дает понять, что все живые существа на планете связаны между собой.) - Как вы думаете, что произойдет с этим уголком природы? Встречались ли вы с такой ситуацией? (примеры детей из личного опыта) - Эта проблема актуальна не только для нашего города, страны, но и для всего мира. Ученые и люди искусства выражают свою обеспокоенность по поводу гибели лесов. Я предлагаю посмотреть видеоклип Майкла Джексона, который так же обращает внимание людей на эту проблему ( во время просмотра сюжета учитель озвучивает информацию) Информация к размышлению. Примерно 10 тысяч лет назад на земном шаре шумели дремучие леса. Их площадь составляла более 60 миллионов кв.км .Деятельность человека привела к постепенному уничтожению лесов на огромных территориях. В западной Европе лесов не осталось вовсе. Тропические леса на грани исчезновения. А на всей планете лесов уцелело менее четверти. - К чему призывает нас автор? (к бережному отношению к природе, любви к Родине) 7. Домашнее задание. Постарайтесь найти слова, чтобы убедить таких «купцов» не губить лес. (Стр.105, вопрос №4) 8. Оценки за урок. Рефлексия.
|
Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. М.: Дрофа, 2009. Ход урока. Организационная часть Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, зкран, компьютер, портреты К. Г. Паустовского, Э. Грига, учебник 3... | ||
Классный час «Хорошая книга – твой друг на всю жизнь» Буратино, Айболит, Незнайка, подборка книг для выставки, выставка детских рисунков, костюмы книжек (имитированные обложки книг),... | Учебник для 1 кл нач шк М.: Просвещение, ао «Московские учебники»,... Мир вокруг нас: учебник для 1 кл нач шк – М.: Просвещение, ао «Московские учебники», 2005 | ||
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему: «Рассказы... Учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 2 класса начальной школы.... | Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 1 классе Базовый учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., «Баласс» 2012 г., г. Москва, учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь» | ||
Классный час. Музыка П. И. Чайковского, А. Вивальди, Г. В. Свиридова,... Актуальные проблемы товароведения, идентификации и обнаружения фальсификации масложировых и молочных товаров | Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл нач шк Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл нач шк. – М.: Просвещение, 2011 | ||
Учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь» Цель урока: познакомить со звуками [д], [д Базовый учебник Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., «Баласс» 2012 г., г. Москва, учебник по обучению грамоте и чтению «Букварь» | Урок литературы «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» Оборудование: стенд о Михайловском; карта-схема Пушкинского заповедника; портреты А. С. Пушкина работы художников Тропинина и Кипренского;... | ||
Тема Методический аппарат книг для чтения Горецкий В. Г., Голованова Г. В., Климанова Л. Ф. “О новом цикле учебников по чтению “Родная речь” для начальной школы”. // Нач шк.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Детский познавательный журнал «Весёлые уроки» №1 за 2012 год, учебник литературного чтения для 2 класса, рабочая тетрадь по литературному... | ||
Конспект открытого урока по литературному чтению Базовый учебник: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник для 3 | Личностно-ориентированный подход Умк: Рамзаева Т. Г.: Русский язык. Учебник для 4 класса нач шк. В 2ч. – М.: Дрофа, 2009 | ||
Конспект урока по географии Мир вокруг нас: учебник для 1 кл нач шк – М.: Просвещение, ао «Московские учебники», 2005 | Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2012 20132... В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой... |