Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии»





Скачать 112.64 Kb.
НазваниеКонспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии»
Дата публикации10.10.2013
Размер112.64 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > География > Конспект

Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии».

Цель: Познакомить учащихся с Древней Индий, особенностями ее географического положения, растительным и животным миром, занятиями жителей, особенностями религии.

Задачи:

Образовательные:

  1. расширить знания учащихся о природе, географическом положении Древней Индии.

  2. Формировать навык работы с исторической картой и историческими источниками

Развивающие:

1.Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, документа, самостоятельно строить рассказ на основе одного- двух источников знаний.

Воспитательные:

1.Формировать научное мировоззрение, воспитывать чувство уважения к традициям и историческому прошлому стран мира.

2. Развивать познавательный интерес.

  1. Воспитывать у учащихся эстетический вкус .

Оборудование: проектор, компьютер, экран, карта.

Наглядность: контурная карта, картинки животных, зерна риса, перца, чай, сахар.


Применение ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент. 3 мин

Цель этапа урока: Настроить детей на работу, создать эмоциональное настроение.
Звучит музыка, презентация,

слайд 1.

Игра «Ассоциации»

О, древняя и мудрая страна!
Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.
Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца,
И манишь ароматом лотоса и чая.
Мне не забыть тебя, страна, где по земле твоей ходил Священный Будда
.
Может кто-то догадался, что же это за страна?


Дети слушают музыку и учителя, предполагают тему урока.


Этап постановки цели и актуализации знаний. 2 мин.

Цель: актуализация знаний, настроить детей на работу.

Презентация слайд

Действительно, сегодня мы с вами познакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем, где и как образовалось индийское государство, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этого государства.

Дети слушают


Цель: Мотивировать учащихся на деятельность.

Презентация

Постановка логического задания, которое будет решаться во время всего урока:

«Почему греки (Слайд №2).считали Индию “волшебной сказочной страной”? (задание для групп)

У каждой группы есть листок, на котором по ходу урока они должны записывать свое мнение: что могло удивить греков, заставит их считать Индию сказочной страной.

Дети слушают


Объяснение нового материала.

Цель: рассказать учащимся о первых городах, возникших на территории государства Индия. Презентация + видео


В Индии первые государства возникли в глубокой древности, хотя позже, чем в Египте и Двуречье. Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда все индийские царства объединил под своей властью Ашока. именно тогда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством — Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро.





Цель: Формировать представление о полуострове Индостан. Показать на карте географическое положение Индии, основные географические объекты Индии.

Географическое положение Индии

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не заблудиться, нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. Работа с картой.

Индия расположена на огромном полуострове Индостан, который располагается в Южной Азии. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном, он омывает Индию с запада, юга и востока. На севере Индия закрыта величайшим в мире горным хребтом — Гималаями. Именно здесь, по мнению древних индийцев, на заснеженных вершинах жили боги. (Слайд 4) Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан (слайд 5). Оно является родиной древних цивилизаций. Здесь возвышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны. По земле Индии текут две великие реки - Ганг и Инд, они берут начало в Гималаях. Свое название страна получила от названия реки Инд. (Слайд 6) Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными.

Рассмотрите карту полуострова Индостан. Попытайтесь описать его климатические условия.


Дети слушают.

Цель: Формировать представление учащихся о климате Индии.

Климатические условия древней Индии.

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Гималаи не дают проникнуть холодным ветрам с севера. Когда же ветер дует с юга и гонит дождевые тучи с океана, то горы их останавливают. Поэтому два месяца в году- июль и август- в Индии льют дожди и реки выходят из берегов. В остальное время года дожди бывают редко. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями.(Слайд 7) Некоторые деревья вырастают необычайной толщины. Ветви крепко сплетались друг с другом, а касаясь земли, пускали корни- здесь можно было запутаться и заблудиться среди множества побегов. Такие деревья индийцы почитали как бога и называли «царь леса». Это был вечнозеленый лес, от густой листвы в джунглях было темно даже днем. Если путнику приходилось ночевать в лесу, он расстилал на земле широкие листья. Питаться можно было бананами, плодами манго, кокосовыми орехами и разными сладкими корешками. Но в джунглях человека со всех сторон подстерегали опасности- хищные звери, ядовитые насекомые и змеи.


Дети слушают и выдвигают свои версии.


Цель: Сформировать представление о животном мире Индии. Определить значение и пользу для человека прирученных животных.

Животный мир Индии.

В Индии водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. (Слайд 8, 9, 10).

Работа с учебником. С.93-94. Прочитайте и ответьте на вопросы. Каждая группа выдвигает свои предположения.

  1. Кого особенно боялись древние индийцы, как вы думаете, почему?

Они боялись змей, всячески пытались их задобрить. Змеи были непредсказуемы, агрессивны и очень опасны.(слайд 11)

  1. Какое животное было приручено людьми, какое значение это для людей играло?

Слон . Он переносил тяжести и участвовал в сражениях.(слайд 12) Индийцы поклонялись слону: одним из главных богов был мудрый Ганеша с головой слона.(слайд 13)

  1. Какое животное было самым любимым у индийцев, оно считалось и считается священным, как вы думаете, почему?

Корова, она давала людям молоко, простоквашу, масло, ее считали божественной кормилицей. Мяса не ели, того, кто убивал корову, считали страшным преступником.(слайд 14)


Дети читают текст, отвечают на вопросы.




Физминутка (слайд 15)





Цель: формировать представление об основных занятиях жителей Древней Индии.

Занятия древних индийцев.

Рассмотрите карту полуострова Индостан, вспомните его природные условия, вспомните археологические находки.

Как вы думаете, чем могли заниматься жители Древней Индии?

А сейчас мы с вами немного поиграем. Это поможет вам получить дополнительную информацию о жизни древних индийцев. Мы с вами разыграем импровизированный спектакль. Несколько человек получат роли, которые им предстоит сыграть.

(Учитель раздает слова Клеопатры, 1 путешественника, второго путешественника).

Учитель: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Учитель: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Учитель: Взмолился путешественник.

1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

Учитель: И подал царице коробочку хлопчатника и ткань, которую делают из хлопка.(слайд 16) Царица помиловала путешественника и сказала:

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Учитель: Тогда заговорил второй путешественник:

2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя (Слайд 17), которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез.

Игра "Чудесный сундучок": В сундучке находятся рис, чай, сахар, перец. Учитель приглашает желающих учеников отгадать, что находится в сундучке. Ученик должен с закрытыми глазами отгадать на ощупь, по вкусу, по запаху, что ему предлагается. (В процессе отгадывания на экране меняются слайды: (слайды 18, 19, 20)

Учитель: Царица удивилась всем этим диковинкам. Она одарила путешественников подарками.

Основным занятиями древних индийцев были оседлое земледелие и скотоводство. Обычно люди строили свои деревни вдоль рек. Потому, что речные берега были покрыты плодородной землей. Здесь индийцы распахивали поля, выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, разводили рис. Из сахарного тростника, растущего по болотистым берегам рек, получали сладкий порошок - сахар. Это был самый древний сахар в мире. Люди научились также выращивать хлопчатник. Из него выделывали пряжу и затем ткали легкие, удобные в жарком климате ткани. В северных районах страны, где выпадает мало дождей, индийцы еще в древности строили оросительные системы (слайд 21), похожие на египетские.

С тех давних времен, когда люди занимались собирательством, древние индийцы знали разные растения и цветы, которые можно было употреблять в пищу и из которых можно было получать различные пряности и благовония. Богатая и щедрая природа Индии давала людям такие растения, каких не было больше нигде. Индийцы научились их возделывать и использовать. Много позже пряности и благовония стали тем товаром, за которым в Индию устремлялись торговцы из разных стран.


Дети слушают и рассказывают о своих предположениях.

Дети участвуют в сценке

Отгадывают, что в сундучке

Цель: формировать представление о религии индийцев.

Вера в переселение душ.

Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное человеком.

Кем станет человек после смерти, зависит от его поведения. За дурное поведение он в следующий раз может родиться четвероногим или насекомым.

Найдите в тексте на с. 95 ответ на вопрос, за какие поступки человек может быть наказан и родиться не человеком.

Пьяница станет червяком, а вор- крокодилом. Тот, кто зарежет козу, сам будет рождаться козленком, и, видя занесенный над собой нож, будет испытывать смертельный ужас. Лишь тот, кто полностью искупит свою вину, сможет родиться человеком.

Как вы думаете, как надо было себя вести, чтобы искупить свою вину за деяния предыдущей жизни?

Надо проявлять милосердие ко всем живым существам. Некоторые индийцы даже ходили со специальной метелочкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку.


Дети слушают, отвечают на вопросы

Закрепление .




Решение поставленного в начале урока логического задания.

Выслушиваются ответы учащихся - от каждой группы по одному предположению (мнение коллективное), формируется вывод (слайд 28):

Чудеса Индии:

- благоприятные природные и климатические условия,

- плодородные земли;

- полноводные реки,

- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

- памятники культуры

ТЕСТ

(выберите один правильный вариант ответа)

  1. Индийцы верили, что боги живут

а) на заснеженных вершинах Гималаев;

б) на горе Олимп;

в) за первым порогом Нила.

  1. Индия расположена на юге

а) Америки;

б) Азии;

в) Европы.

  1. Укажите, в долине каких рек располагалась Древняя Индия

а) Иордан;

б) Инд и Ганг;

в) Тигр и Евфрат.

  1. Укажите, как называли в Древней Индии густые растительные заросли

а) оазис;

б) тропики;

в) джунгли.

  1. Древние индийцы поклонялись богу

а) Апопу в облике змеи;

б) Ганеше с головой слона;

в) Гебу с головой змеи.

  1. Кого в Древней Индии почитали как “Божественную кормилицу”

а) змею;

б) жену царя;

в) корову.




Дети выдвигают свои предположения.

Учащиеся поднимают карточки с правильными ответами.

  1. Рефлексия.




Ребята, а теперь оцените свою работу на уроке. Перед вами разноцветные карточки. Поднимите карточку того цвета, которая соответствует вашей самооценке работы на уроке.

Красная карточка- отлично

Синяя карточка- хорошо

Желтая карточка- недостаточно хорошо


Дети поднимают карточки.

Подведение итогов урока




  1. Выставление оценок. Домашнее задание §20, ответить на вопросы после параграфа с. 95.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconУрок Тема урока: "Природа и люди Древней Индии"
Индостан, уметь рассказать о местоположении, природных условиях Древней Индии, основных занятиях жителей, усвоить новые исторические...
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconТема урока «Природа и люди Древней Индии» Тип урока
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,...
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект урока «Культура Древней Индии» фио устинская Елена Викторовна...
Цель: Познакомить учащихся с культурой Древней Индии, дать представление о Буддизме, как мировой религии. Выявить ее влияние на развитие...
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект и презентация урока по теме "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconУрока: «Открывая Индию»
Найти информацию о художественной культуре Древней Индии, написать реферат или создать презентацию
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Ознакомить учащихся с географическим положением и природой Древней Индии, занятиями населения, религиозными верованиями и культурой...
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект урока мифы Древней Греции фио (полностью) Пушкина Оксана Николаевна Место работы
Цель урока: дать представление о мифе, его природе; приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект урока математики по теме: «Решение задач» 4 класс
Цель урока: дать представление о мифе, его природе; приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: «Живая природа. Животные»
Цели урока: продолжить знакомить детей с водными ресурсами и их использование в жизни
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект урока Тема урока Вода в природе
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект урока по теме «Как люди живут в городах» How people live in the city
Тип урока закрепляющий урок по теме «How people live in the city» (глава 3 «Being happy in the country and in the city» ) к умк биболетовой...
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект открытого занятия по экологии
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект урока изо в 1 классе по теме «Природа и изделие. Человек-художник»
Тема: Приемы работы в Photoshop c превращение черно-белой фотографии в цветную
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект Классного часа на тему: Берегите Воду!
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconКонспект открытого классного часа «Польза воды!»
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока по теме «Природа и люди Древней Индии» iconТема урока Кол- во
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск