Скачать 44.95 Kb.
|
Савина Надежда Григорьевна, учитель 441 гимназии "Берегите это, люди. Этому нет цены..." Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе по рассказу Е. И. Носова "Лесной хозяин". Цели урока: Обучающие: -выявить основную мысль рассказа; -учить постигать глубинный смысл авторских образов; -показать мастерство Е.Носова, талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы; -совершенствовать навыки работы над языком; -закреплять умение работать в диалоговом режиме. Развивающие: -развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо); -развивать эмоционально-образное, ассоциативное и аналитическое мышление; -раскрывать творческий потенциал учащихся. Воспитательные: -прививать интерес к предмету, воспитывать вдумчивого читателя; -воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру, любовь к природе, к Родине, бережное отношение ко всему живому на Земле. Слово учителя. - Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Тема урока: "Берегите это, люди. Этому нет цены..." (Тема урока записана на доске). - Как вы думаете, ребята, что можно беречь? (Из ответов учащихся, которые учитель пишет на доске, создаётся кластер). Обратите внимание на словосочетание берегите природу. Что мы включаем в понятие природа? - Напишите слова-ассоциации к слову лес. (Чтение слов учащимися). - А вы любите бывать в лесу? А в каком лесу вы любите наслаждаться природой? ( Учащиеся читают свои сочинения, написанные дома). - Спасибо, ребята. Сочинения очень хорошие. Из ваших творческих работ видно, что вы знаете лес, бываете в нём, любуетесь его очарованьем и, конечно же , бережно к нему относитесь. Лес - это особый мир, в котором мы можем увидеть красоту, величие, изящество и загадочность. Лес иногда называют лесным царством, А как вы думаете, есть ли хозяин у этого лесного царства? - Рассказ о лесном хозяине написал известный русский писатель Евгений Иванович Носов. Сегодня на уроке в нашей творческой лаборатории мы будем работать с художественным словом этого удивительного человека. Дома вы познакомились с рассказом "Лесной хозяин". Понравился он вам? Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Что больше всего поразило в нём? О чём этот рассказ? Кто его герои? (Составление на доске схемы). лесной хозяин дед Проша рассказчик -Как ведёт себя дед Проша в лесу? (Прислушивается). -А зачем он это делает? Ведь в лесу итак тихо. -Называет ли как-то лесного хозяина дед Проша? -А встречался ли с ним дед Проша? -Давайте послушаем художественный пересказ этой встречи, а вы во время пересказа обратите внимание на портрет лесного хозяина. -Давайте начертим таблицу, разделив её на две равные части. Первая часть называется "он". Запишем описание внешности лесного хозяина ("ветхий старичок", "полушубок в заплатах, из дыр торчит мох", "глаза - стылые ледышки"). -А чем занимался лесной хозяин? Найдите в тексте и запишите в тетрадь.("Зорко бережёт лес"). -Как вы думаете, сочинил эту историю дед Проша или правда встречал лесного хозяина? -А как считает рассказчик? Найдите и прочитайте. -Как вы понимаете выражение "бережёт лес от поругания"? - А какая легенда складывается о лесном хозяине у рассказчика? ( Чтение и заполнение второй части таблицы, которая называется "человек": "простое загорелое лицо с бородой", "серые глаза с зорким прищуром", "седеющие волосы","добрые глаза светятся радостью", "большие натруженные руки"). -Чем занимается лесной хозяин рассказчика? («Ходит по лесу и шепчет: "Этому нет цены... Берегите это, люди», «рисует картины»). -Догадались вы, кто этот человек? (И.И.Шишкин). -Почему вы так решили? ( Посвящение рассказа). -Иван Иванович Шишкин - великий русский художник. Посмотрите на портрет его, который нарисовал художник Крамской.(Слайд) Есть ли сходство между портретом и описанием в тексте? -В книге Я. Д. Минченкова "Воспоминания о передвижниках" есть удивительные строчки: " С длинной бородой, высокого роста, Шишкин представлял тип настоящего старика-лесовика, точно олицетворяющего его любимую природу, лес". -А сейчас вы увидите полотна, которые нарисовал Шишкин (Слайды "Утро в сосновом лесу", "Лесная глушь", "Сосновый бор», "Ручей в берёзовом лесу", "Дубовая роща", "Бурелом", "Дебри", "В лесу графини Мордвиновой. Петергоф"). -Что чаще всего рисовал Шишкин? -В нашем классе тоже есть художники. Они, правда, ещё пока юные и не такие известные, как Шишкин, но нарисовали прекрасные иллюстрации к рассказу. Предоставляем им слово. -Вернёмся к нашей таблице и завершим работу. Что общего у лесного хозяина деда Проши и лесного хозяина рассказчика? -Только ли беречь лес призывает лесной хозяин рассказчика? Берегите лес берегите природу берегите Родину берегите Землю. -У М. Дудина есть прекрасные строчки, послушайте, пожалуйста, я их вам сейчас прочту: "Берегите, Землю, берегите!" (Отрывок из стихотворения читает учитель. (Слайд). -Возвращаемся к теме урока. Как вы думаете, почему эти предложения стоят рядом? Какая между ними связь? -Спасибо, ребята. Вы сегодня очень хорошо работали. А дома я советую прочитать удивительные рассказы Е. И. Носова "Лоскутное одеяло", "Белый гусь", "Как патефон петуха от смерти спас", "Трудный хлеб", "Тридцать зёрен", "Как ворона на крыше заблудилась". |
Конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории... План-конспект интегрированного уроак-тренинга внеклассного чтения и истории в 4 классе | Тема урока: Истинная красота человека Конспект урока внеклассного чтения в 5 классе по сказке О. Уайльда Мальчик-звезда | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе на тему: «И крестьянки любить умеют…» по рассказу И. С. Тургенева «Свидание»(«Записки... | Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок внеклассного чтения по рассказу А. Костюнина «Рукавичка», автор урока Бережная П. В., учитель высшей категории моу сош№11 | Конспект урока в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино... План-конспект урока в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» с применением технологии групповой деятельности | ||
Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе Тема: «Береги честь смолоду» Цель урока: изучить строение атома алюминия; свойства простого вещества и соединений алюминия, его получение и применение | Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе ... | ||
Дидактические материалы к урокам внеклассного чтения во 2 классе I. Введение Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать... | Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе, проведенного... Задачи: побудить к самопознанию; способствовать осознанию обучающимся своих черт своего характера | ||
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема урока : С. Есенин «Лебёдушка» Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» гбоу сош №56 имени академика В. А. Легасова | Урок внеклассного чтения по рассказу Александра Викторовича Костюнина «Вальс под гитару» Мои данные: Тулупова Светлана Прохоровна, 29. 11. 1954, город Сибай, Республика Башкортостан, мобу гимназия | ||
Конспект урока внеклассного чтения в 3 классе Тема : Творчество Г.... Самостоятельная работа студентов в рамках учебного курса «Культурология» включает в себя | Пояснительная записка к уроку внеклассного чтения в 6 классе по рассказу... Великой Отечественной войне, то в младших классах почти нет. Когда – то в школьных программах были замечательные «Сын полка» Катаева,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Наш урок внеклассного чтения будет посвящён рассказу Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка». Имя автора вам уже известно по произведению... | Конспект урока литературы в 10 классе По рассказу Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека» Цель: подведение итогов изучения творчества Ф. М. Достоевского в 10 классе, воспитание креативного читателя |