Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 54.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.05.2014
Размер54.42 Kb.
ТипРассказ
100-bal.ru > География > Рассказ
Учебный проект: «Прикоснуться к красоте можно только сердцем…»

(по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка») (2 урока)

Цели урока:

- совершенствовать речевые умения в ходе работы над художественным произведением;

- формировать умение анализировать эпическое произведение;

- развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: презентации, иллюстрации, записи голосов птиц.

Эпиграф: Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко.

1урок.

Ход урока.

  1. Приветствие, постановка целей урока.

Наш урок внеклассного чтения будет посвящён рассказу Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка». Имя автора вам уже известно по произведению «Васюткино озеро», прочитанному в 5 классе. А может быть, вы уже самостоятельно прочитали что-то из книг, представленных на нашей выставке.

В.П. Астафьев - писатель и человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Самое большое зло, считал Астафьев, - отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас».

Я предоставляю слово творческой группе, которая подготовила к уроку информацию о писателе. (Выступление учеников (по материалам КМ-школы))

Слово учителя о целях и актуальности данного проекта.

Основополагающий вопрос:

- Что мы реально можем сделать, чтобы не разрушилась окончательно связь человека и природы?


  1. Словарная работа.

Итак, рассказ «Белогрудка».

В тексте рассказа вам встретились следующие слова:

Косогор - склон горы, холма.

Валежник - сухие сучья, деревья, лежащие на земле.

(Утренний) гомон (птиц) - нестройный шум множества голосов, звуков.

- К какой лексической теме можно отнести эти слова?

- А какие ещё «лесные» слова встречаются на страницах рассказа? (названия растений, животных)

Вот об этом - о природе, о лесе - мы и будем сегодня говорить.

  1. Беседа по вопросам.

  1. Рассказ называется «Белогрудка». Кто такая Белогрудка? Что вы знаете об этом зверьке?

  2. Лес надёжно хранит своих жильцов от «худого глаза и загребущих рук». Кого имеет в виду автор? А почему такое нелестное мнение о людях?

  3. Какой матерью была куница? Докажите по тексту. Почему автор иногда называет кунят котятами?

  4. Что испытала куница в один из дней, когда вернулась радостная с охоты и увидела, что гнездо пустое? В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? («Если бы Белогрудка умела кричать - закричала бы»)

  5. Почему следующие дни жизни были для матери-куницы страшными?

  6. Как Белогрудка мстила людям?

Жестокость Белогрудки легко понять и оправдать. Любая мать ради своих детей готова пойти на всё. Человек вторгся в мир природы и тем самым нарушил её покой. Белогрудка мстит, а животное опасно в мести, даже самое безобидное. Человек должен быть разумным хозяином природы.

- Почему мальчишки так поступили?

(- не понимали серьёзности своего поступка;

- хотели поиграть: дети любят маленьких животных;

- не подумали о том, что у животных тоже могут быть какие-то чувства, привязанности.)

4. Работа по иллюстрациям.

К уроку в нашей галерее появились рисунки. Давайте послушаем их авторов. Что оказалось в центре их внимания? Какие эпизоды показались им наиболее яркими?

5. Релаксирующая пауза.

Давайте немного отдохнём и расслабимся. Мысленно совершим прогулку по лесу или полю, послушаем пение птиц.

- О чём вы подумали, что представили, слушая этот разноголосый гомон птиц?

6. Выступления учащихся.

Рассказ «Белогрудка» заканчивается словами: (чтение последнего абзаца рассказа)

«До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»

Косогоров, где животные не прячутся от людей и не боятся их. Где человек - не хозяин природы, а мудрый друг и помощник. Где люди понимают, что животные, птицы тоже могут любить и ненавидеть.

Лия к нашему уроку прочитала ещё один рассказ Астафьева. Он называется «Капалуха». Я хочу попросить её поделиться своими впечатлениями (отзыв о рассказе).

Меня очень радует, что рассказ не оставил тебя равнодушной. Персидский поэт Саади писал: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека».

7. Проблемные вопросы:

  • В чём вы видите актуальность данного рассказа?

  • В чём причины жестокого поступка мальчишек?

  • Человек - хозяин природы или...?

  • Что должен понять человек, чтобы избежать катастрофы?



8. Формирование групп, определение направления работы каждой группы.
2 урок. Защита проектов.
Пример выступления одной группы.
Учитель: Сейчас очень много конкурсов, акций, которые проводятся с целью привлечения внимания к проблемам природы. Участвуя в таких конкурсах, вы вносите свой вклад в защиту природы. В целях рекламы Руслан и Булат расскажут вам о конкурсах, в которых они принимали участие.

Выступление 1 группы . 1 ученик рассказывает о конкурсе «Марш парков», 2 - о конкурсе «Лесные богатства России».
Выступления других групп. (интервью с представителем Балтасинского лесничества, галерея «Природа Балтасинского района», путеводитель по красивым местам, заметка в газету и т.д. )

Большое спасибо за ваш труд и ваше неравнодушие к проблемам природы, ребята.

7. Подведение итогов, оценивание работ

Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слово великого поэта?

Чтение стихотворения Н.Рериха: «Не убить?» подготовленным учеником.
Не убить?
Мальчик жука умертвил.

Узнать его он хотел.

Мальчик птичку убил,

Чтоб ее рассмотреть.

Мальчик зверя убил,

Только для знанья.

Мальчик спросил: может ли

Он для добра и для знанья

Убить человека?

Если ты умертвил

Жука, птицу и зверя,

Почему тебе и людей не убить?
Н. Рерих
Важно помнить, что прикасаться к красоте лучше только сердцем.

Как вы понимаете эти слова? Что значит - прикоснуться к красоте сердцем? (радоваться всему живому, любоваться восходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам и цветам, разговаривать с животными, знать, что это надо беречь, любить.
Я сорвал цветок - и он увял…

Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикасаться к Красоте

Можно только сердцем.

8. Домашнее задание :

Какие произведения с подобной тематикой вам известны? Составьте рекомендательный список для школьной библиотеки на тему «Человек и природа»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск