Скачать 54.42 Kb.
|
Учебный проект: «Прикоснуться к красоте можно только сердцем…» (по рассказу В.П.Астафьева «Белогрудка») (2 урока) Цели урока: - совершенствовать речевые умения в ходе работы над художественным произведением; - формировать умение анализировать эпическое произведение; - развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; - воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Оборудование: презентации, иллюстрации, записи голосов птиц. Эпиграф: Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя. Е.Евтушенко. 1урок. Ход урока.
Наш урок внеклассного чтения будет посвящён рассказу Виктора Петровича Астафьева «Белогрудка». Имя автора вам уже известно по произведению «Васюткино озеро», прочитанному в 5 классе. А может быть, вы уже самостоятельно прочитали что-то из книг, представленных на нашей выставке. В.П. Астафьев - писатель и человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Самое большое зло, считал Астафьев, - отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас». Я предоставляю слово творческой группе, которая подготовила к уроку информацию о писателе. (Выступление учеников (по материалам КМ-школы)) Слово учителя о целях и актуальности данного проекта. Основополагающий вопрос: - Что мы реально можем сделать, чтобы не разрушилась окончательно связь человека и природы?
Итак, рассказ «Белогрудка». В тексте рассказа вам встретились следующие слова: Косогор - склон горы, холма. Валежник - сухие сучья, деревья, лежащие на земле. (Утренний) гомон (птиц) - нестройный шум множества голосов, звуков. - К какой лексической теме можно отнести эти слова? - А какие ещё «лесные» слова встречаются на страницах рассказа? (названия растений, животных) Вот об этом - о природе, о лесе - мы и будем сегодня говорить.
Жестокость Белогрудки легко понять и оправдать. Любая мать ради своих детей готова пойти на всё. Человек вторгся в мир природы и тем самым нарушил её покой. Белогрудка мстит, а животное опасно в мести, даже самое безобидное. Человек должен быть разумным хозяином природы. - Почему мальчишки так поступили? (- не понимали серьёзности своего поступка; - хотели поиграть: дети любят маленьких животных; - не подумали о том, что у животных тоже могут быть какие-то чувства, привязанности.) 4. Работа по иллюстрациям. К уроку в нашей галерее появились рисунки. Давайте послушаем их авторов. Что оказалось в центре их внимания? Какие эпизоды показались им наиболее яркими? 5. Релаксирующая пауза. Давайте немного отдохнём и расслабимся. Мысленно совершим прогулку по лесу или полю, послушаем пение птиц. - О чём вы подумали, что представили, слушая этот разноголосый гомон птиц? 6. Выступления учащихся. Рассказ «Белогрудка» заканчивается словами: (чтение последнего абзаца рассказа) «До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» Косогоров, где животные не прячутся от людей и не боятся их. Где человек - не хозяин природы, а мудрый друг и помощник. Где люди понимают, что животные, птицы тоже могут любить и ненавидеть. Лия к нашему уроку прочитала ещё один рассказ Астафьева. Он называется «Капалуха». Я хочу попросить её поделиться своими впечатлениями (отзыв о рассказе). Меня очень радует, что рассказ не оставил тебя равнодушной. Персидский поэт Саади писал: «Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека». 7. Проблемные вопросы:
8. Формирование групп, определение направления работы каждой группы. 2 урок. Защита проектов. Пример выступления одной группы. Учитель: Сейчас очень много конкурсов, акций, которые проводятся с целью привлечения внимания к проблемам природы. Участвуя в таких конкурсах, вы вносите свой вклад в защиту природы. В целях рекламы Руслан и Булат расскажут вам о конкурсах, в которых они принимали участие. Выступление 1 группы . 1 ученик рассказывает о конкурсе «Марш парков», 2 - о конкурсе «Лесные богатства России». Выступления других групп. (интервью с представителем Балтасинского лесничества, галерея «Природа Балтасинского района», путеводитель по красивым местам, заметка в газету и т.д. ) Большое спасибо за ваш труд и ваше неравнодушие к проблемам природы, ребята. 7. Подведение итогов, оценивание работ Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете слово великого поэта? Чтение стихотворения Н.Рериха: «Не убить?» подготовленным учеником. Не убить? Мальчик жука умертвил. Узнать его он хотел. Мальчик птичку убил, Чтоб ее рассмотреть. Мальчик зверя убил, Только для знанья. Мальчик спросил: может ли Он для добра и для знанья Убить человека? Если ты умертвил Жука, птицу и зверя, Почему тебе и людей не убить? Н. Рерих Важно помнить, что прикасаться к красоте лучше только сердцем. Как вы понимаете эти слова? Что значит - прикоснуться к красоте сердцем? (радоваться всему живому, любоваться восходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам и цветам, разговаривать с животными, знать, что это надо беречь, любить. Я сорвал цветок - и он увял… Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикасаться к Красоте Можно только сердцем. 8. Домашнее задание : Какие произведения с подобной тематикой вам известны? Составьте рекомендательный список для школьной библиотеки на тему «Человек и природа» |