Конспект игрового проекта «Динамика популяций»





Скачать 95.67 Kb.
НазваниеКонспект игрового проекта «Динамика популяций»
Дата публикации16.10.2013
Размер95.67 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Конспект игрового проекта «Динамика популяций»

Учитель биологии и экологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3

г. Вольска Саратовской области» Абросимова Светлана Витальевна.
Цель урока:

  • познакомить уч-ся с основными понятиями темы ;

  • выявить зависимость жизнеспособности популяций от различных экологических факторов;

  • совершенствование коммуникативных навыков

  • применение знаний, полученных на уроках математики, для решения экологических задач (круг учебных компетентностей)

Оборудование:

1) для игры «Факторы динамики численности популяции» - игровые поля, набор карточек, листы с условными обозначениями ;

2) для игры «Численность популяции» - листы с правилами игры, набор цветных кубиков
Каждая группа получает свой игровой комплект и задание и действует автономно от других групп.

3) для игры «Подводный камень» - мультимедийная установка (или интерактивная доска), презентация, листы с рядом заданий.

До урока готовятся игровые места для команд (в зависимости от их числа и самой игры) и болельщиков.

Интерактивная доска Smart Board, проектор Toshiba.

Ход урока № 1.

I . Оргмомент.

Команды занимают свои места (для проведения игры класс делится на группы по 4-5 человек), учитель знакомит учащихся с правилами игры (либо «Факторы динамики численности популяции», либо «Численность популяции» - по выбору учителя; источник – см. литературу).

Согласно регламенту урока, игра проводится в течение 25 минут, 10 минут учащимся даются на окончательную обработку результатов игры, написание выводов в тетради.
Оставшееся время (5 минут) - для обсуждения игры и подведения итогов , так как по окончании игры у каждой команды оказывается свой график динамики численности популяции (игра «Численность популяции») или свое число особей в популяции («Факторы динамики численности популяции»).

II. Игровая часть урока.

Описание игры «Численность популяции».

Эта игра ориентирована на учащихся старших классов. Играя в "Ку­бики", ребята самостоятельно узнают, из каких процессов складывает­ся динамика численности популяции, строят графики роста численно­сти популяции, выводят формулы численности популяции, делают расчеты.
И
2%
гра содержит набор из четырех кубиков разного цвета.

К
10%

20%

20%
расный кубик представляет рождаемость (В) в популяции (в %),

синий - смер­тность (D),

желтый иллюстрирует иммиграцию - вселение особей (I),


50%
зеленый - эмиграцию - выселение особей (Е).


10%

50%


10%


30%

0%

50%

20%

20%

40%

30%

10%


40%

0%


70%

20%

10%

1%

10%


50%


К набору кубиков прила­гается задание на игру.

Задание группам:

Начальная численность (No) вашей популяции составляет 1000 осо­бей. Выведите формулу, с помощью которой вы могли бы рассчитать численность популяции на данный момент времени (Nt). Подбросив все 4 кубика и подсчитав проценты на их гранях, вы получите число особей в вашей популяции на данный момент времени.

Один бросок всех четырех кубиков соответствует "одному году жиз­ни" в популяции. Должно "пройти" минимум 4 "года", то есть 4 броска всех кубиков.

На основе результатов расчетов постройте график:
«Изменение численности популяции во времени»




Численность

Nt (в особях)

1000

Время (в годах)

( При необходимости нужно учащимся еще раз разъяснить, как построить график: на оси абсцисс откладывается время, на оси ор­динат - численность (в особях). График зависимости численности популяции от ее демографических показателей строится на основании «показателей за 4 года», то есть все кубики нужно бросить не менее 4 раз.)

По ходу игры данные, полученные при бросках кубиков, учащиеся заносят в таблицу, сетку которой придумывают самостоятельно. Чаще всего бывает такой вариант:



Показатель динамики численности

1 год

2 год

3 год

4 год

Численность популяции

Рождаемость
















Смертность
















Иммиграция
















Эмиграция
















Требования к отчету по результатам игры:

У учащихся в тетради обязательно записана тема «Динамика популяций», название игры «Численность популяции», заполнена таблица, построен график и записан вывод: от чего зависит численность популяции?

III. Обсуждение игры и подведения итогов.

Учащимся предлагается продемонстрировать графики, получившиеся в ходе игры. При сравнении графиков видно, что все они разные.

Отвечая на вопросы учителя, учащиеся еще раз повторяют и закрепляют то, что узнали из игры и делают вывод, что численность популяции зависит от ее демографических характеристик, на которые также влияют различные факторы среды.

При подведении итогов игры можно также попросить оценить учащихся степень активности и правильность действий и выводов каждого из игроков, что также поможет выставить оценки за урок.

IIII. Домашнее задание. Изучить материал параграфа, подготовиться к следующему этапу проекта

Имитационная игра "Факторы динамики численности популяции"

Игра используется при изучении темы "Динамика численности популяции".

Возраст учащихся: игра может применяться как в старших, так и в средних классах, благодаря очень простым правилам.

Цель игры: познакомить учащихся с тем, какие факторы и каким образом влияют на численность популяции.

Оборудование для игры: игровое поле, путеводитель («Условные обозначения»), карточки, фишки (по числу игроков), кубик.

Состав команд: группы по 5-7 человек.

Правила игры:

Каждый участник получает "свою популяцию" (набор карточек). Первоначально численность популяции у всех одинаковая, предлагает­ся принять No за 200 особей. Бросая кубик, игрок передвигает свою фишку по игровому полю и, согласно условным обозначениям, добав­ляет или отнимает, используя карточки, соответствующее число осо­бей в "свою популяцию". Главное в этой игре - дойти до конца поля и набрать как можно больше особей в "свою популяцию".
Условные обозначения

пищевых ресурсов достаточно; +70 особей;

недостаток пищевых ресурсов; популяция уменьшилась на 70 особей;

пресс хищников невелик; + 30 особей;

хищники интенсивно выедают популяцию; -30 особей;

конкурентов мало; +20 особей;

конкуренция интенсивна; -20 особей;

благоприятные климатические условия - популяция увеличивается на 30 особей;

из-за неблагоприятных климатических условий популяция уменьшается на 30 особей;

иммиграция: вселение 10 особей;

эмиграция: 10 особей покидают популяцию;

влияние паразитов и болезней незначительно; +40 особей;

от паразитов и болезней погибает 40 особей;

вычислите плотность вашей популяции по формуле P= N / S, где S=10 км2 , N –

численность вашей популяции на данный момент времени.

Карточки для игры "Факторы динамики численности популяции"

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

10

особей

30

особей

30

особей

30

особей

30

особей

30

особей

30

особей

30

особей

30

особей

30

особей

30

особей

30

особей

30

особей

50

особей

50

особей

50

особей

50

особей

50

особей

50

особей

100

особей

100

особей

100 особей

100 особей

100 особей

100 особей



Разрезать по линиям! Полученные прямоугольники с указанием числа особей используются игроками в ходе игры.
Игровое поле для игры "Факторы динамики численности популяции"




Литература:

Рысьева Т.Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет»,2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Динамика биологических популяций. Математическое моделирование. Биологические модели развития популяций». (11 класс). Учителя: Кузнецов...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconКонспект игрового урока по теме «Рождество в Британии»
План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconМодульный урок №3
Научиться работать с раздаточным материалом, выполнять задания, приводить примеры популяций, моделировать схемы состава популяций,...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconМноголетняя динамика численности и пространственной структуры популяций...
...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconПлан-конспект урока
...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconПлан-конспект урока 49 Темы
...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconКонспект урока физического воспитания для учащихся 3 класса
...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconКонспект игрового занятия
Сегодня мы продолжим разговор о лексикологии. Вы научитесь употреблять многозначные слова в разных значениях, различать прямое и...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconКонспект занятия по методике игрового стретчинга «Сказка о жадном императоре»
Обучающая: освоение основных этапов создания предприятия на репродуктивном уровне, формирование понятия «производительность труда»,...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconКонспект игрового занятия по фэмп (в средней группе)
Цель. Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества ( много ). Составление простых узоров...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconКонспект игрового занятия для детей средней группы на тему
Воспитание культуры поведения. Этапы работы с детьми по воспитанию культуры поведения (графический организатор)
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconКонспект игрового занятия. Для детей четвёртого года жизни
Цель. Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества ( много ). Составление простых узоров...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconКонспект игрового занятия во второй младшей группе Тема: «Жили были мама Коза и козлята»
Цель. Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества ( много ). Составление простых узоров...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconРеферат Отчета по проекту №1812
Отчета по проекту №1812 «Управляемая спиновая динамика квантово размерных полупроводниковых наноструктур». Руководитель проекта:...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconДинамика колебаний. Резонанс. Механические и звуковые волны. Теория...
Ходьба с разными движениями на носках – руки за головой, на пятках – руки за спиной, в полуприсед – руки перед собой, с пятки на...
Конспект игрового проекта «Динамика популяций» iconУроках математики у учащихся посредством использования игрового и занимательного материала
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск