ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА
________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Нуклеиновые кислоты. (Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Ильина Тамара Николаевна
|
| Место работы
| МКОУ Могутовская СОШ
|
| Должность
| Учитель
|
| Предмет
| Биология
|
| Класс
| 11 класс
|
| Тема и номер урока в теме
| Тема: Нуклеиновые кислоты, урок № 1
|
| Базовый учебник
| А.А.Каменский, А.Т.Криксунов «Общая биология» 10-11 класс
|
8.Цель урока: Познакомить с нуклеиновыми кислотами. 9. Задачи:
Образовательные:
сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, как биополимеров, о принципе комплементарности в ДНК;
раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе.
Развивающие:
развивать учебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, представление основных мыслей в виде схем, заполнение таблиц и др.);
развивать интеллектуальные умения (научить логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы и составлять суждения, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК)
развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).
Воспитательные:
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации и анимационного фильма, выполнения заданий.
воспитывать критическую и объективную самооценку знаний.
Формы работы учащихся – парная
12. Необходимое техническое оборудование - ПК (в количестве необходимым для организации работы), мультимедиапроектор, экран. Программное обеспечение: программа презентаций PowerPoint, любой Интернет-браузер.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Организационный момент (самоопределение к деятельности).
|
| Уточняет тему, цели и задачи урока, подчёркивает значение материала изученной темы
| Определяют тему урока и записывают её в тетрадь.
| 2
| 2.
|
. Проверка знаний по предыдущему уроку с последующей самопроверкой
|
| Слайды №3, 4, 5. Объяснение правил выполнения, ознакомление с критериями оценки. Сбор выполненных работ по истечении времени.
Слайд № 6 Ознакомление с правильными ответами и их пояснение.
| Выполнение разноуровневых тестов, копирование ответов в рабочей тетради.
Самопроверка ответов по ключу со слайда №6
| (10 минут)
| 3.
| . Изучение новой темы.
1. Мотивация к изучению темы
| Модуль 1 Изобретатель Нуклеиновых кислот
| Слайд №7 Ознакомление с новой темой. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей и задач урока.
Вопросы для мотивации к изучению темы: Если мы разрежем яблоко, извлечем семена и посадим их, из этих семян никогда не вырастет рябина. Почему?
При затруднении учеников через ряд вопросов подводит к понятию наследственности. А вот как сегодняшняя тема связана с наследственностью мы узнаем, изучив тему и в конце урока попытаемся ответить на заданный вопрос.
| Записывают в тетради тему урока. Слушают учителя, участвуют в определении целей и задач урока, отвечают на вопросы.
| (1-2 минуты)
| 4.
|
. Нуклеиновые кислоты, состав, структура и функции молекул.
|
| Слайды № 8-11, фрагмент о молекулах ДНК и РНК из видеофильма “Строение ядра”, 3D-модель ДНК. Показывает и объясняет состав и структуру молекул ДНК и РНК, мотивируя учеников к тому, что внимание и запоминание рассказа учителя поможет им при выполнении самостоятельного задания. После показа фильмов задает вопросы по содержанию фильма.
| По ходу объяснения делают записи в тетрадях.
После просмотра фильма отвечают на вопросы учителя.
| (5 минут)
| 5.
| . Принцип комплементарности в ДНК, самоудвоение ДНК
|
| Слайды № 11, 12. Обращает внимание на рисунок ДНК и просит найти закономерность в расположении азотистых оснований. Объясняет понятие комплементарности и закрепляет знания на примере решения задачи.
Просмотр анимационного фильма “Репликация ДНК”.
Вопросы по фильму: Благодаря чему ДНК может самоудваиваться? Какое значение имеет репликация ДНК?
| Внимательно слушают и записывают термины и участвуют в решении задачи.
В ходе повторного просмотра фильма при выключенном звуке комментируют процесс и отвечают на вопросы учителя.
| (5 минут)
| 6.
| . Принцип комплементарности в ДНК, самоудвоение ДНК
| Строение молекулы ДНК
| Слайды № 11, 12. Обращает внимание на рисунок ДНК и просит найти закономерность в расположении азотистых оснований. Объясняет понятие комплементарности и закрепляет знания на примере решения задачи.
Просмотр анимационного фильма “Репликация ДНК”.
Вопросы по фильму: Благодаря чему ДНК может самоудваиваться? Какое значение имеет репликация ДНК?
| Внимательно слушают и записывают термины и участвуют в решении задачи.
В ходе повторного просмотра фильма при выключенном звуке комментируют процесс и отвечают на вопросы учителя.
| (5 минут)
| 7.
|
Сравнение ДНК и РНК.
| Сравнение ДНК иРНК Структура ДНК и РНК
| Слайд № 13. Объясняет правила заполнения таблицы. По ходу выполнения оказывает индивидуальную помощь и проверяет тесты по ключу.
Для снятия усталости во время выполнения задания включается легкая музыка.
| По §1.6. заполняют таблицу
“Сравнительная характеристика ДНК и РНК”. Работают индивидуально
| (10 минут)
| 8.
| . Повторение и закрепление материала.
|
| Слайд № 14-16. Объясняет при необходимости ответы, мотивирует к активному участию, напоминает о культуре общения и о необходимости внимания к ответу своих товарищей.
| Поднимая руку, отвечают на вопросы учителя и задают интересующие вопросы.
| (5-6 минут)
| 9.
| Домашнее задание и подведение итогов
|
| Слайд №17. Объявляет домашнее задание и оценки за проверочный тест и за участие на уроке. Подводит итоги урока.
| Записывают домашнее задание, подают дневники для выставления отметок.
| (1-2 минуты)
|
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
(Тема урока) Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1.
2.
| Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru
| ЦОР: Модуль
«Ф.Мишер открыл ДНК»
Демонстрационный
ЦОР:Информационный
| Иллюстрация
модель
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000c85e6-4c90-4690-907e-7c9acca64911/074.pdf
http://www.fcior.edu.ru/card/27191/nukleinovye-kisloty-dnk-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie-dlya-slabovidyashih.html
| 3.
| Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru
| ЦОР:Нуклеиновые кислоты.ДНК
| Модель
| http://www.fcior.edu.ru/card/22758/nukleinovye-kisloty-rnk-atf-chast-1-iz-2-uglublennoe-izuchenie.html
| 4.
| Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://www.fcior.edu.ru
| ЭОР: Информационный учебный модуль
| иллюстрация, гипертекст, модель
| http://www.fcior.edu.ru/card/22444/nukleinovye-kisloty-dnk-chast-1-iz-2-detalizirovannoe-predstavlenie.html
|
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________ |