Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе





НазваниеРабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе
страница1/4
Дата публикации17.10.2013
Размер0.54 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка к рабочей программе по географии России (8 класс)

( учитель Саттарова З.Я.)
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089)

  • Обязательного минимума содержания основного общего образования (приказ МО РФ от 19.05.1998 №1236)

  • Примерной программы основного общего образования по географии

  • География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл.- М.: Дрофа, 2005

   Цели и задачи курса

  •  освоение знаний об основных географических понятиях, географи­ческих особенностях природы, населения и хозяйства разных терри­торий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целост­ности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  •  овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую кар­ту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объ­яснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  •  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобрете­ния новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, по­зитивного отношения к окружающей среде;

  •  формирование способности и готовности к использованию геогра­фических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окру­жающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адап­тации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Курс «География России» завершает географическое образование учащихся в основной школе.  Он содержит основное количество информации, проверяемой в рамках ЕГЭ. Основная задача  курса - сформировать у учащихся представление  о родной стране,  подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Россия рассматривается как единство в многообразии. Одна из задач  курса – ориентация в российском пространстве, формирование умения адаптироваться к окружающей среде, в том числе  экономической, социальной, культурной. Курс подводит учащихся к пониманию необходимости «готовности к переменам». Пожалуй, именно этот курс несет основную нагрузку при формировании российской идентичности.

В тематическом планировании отражено количество часов по разделам и темам, результаты обучения; перечень географических объектов; номера, даты и темы уроков; содержание уроков; средства обучения и домашнее задание. В четвёртой четверти изучается география Татарстана в объёме 7 уроков.

Используется учебник линии МГПУ - В.П.Дронов, И.И. Баринова и др. География России. В 2 кн. Кн.1: Природа, население, хозяйство.- М.: Дрофа, 2006, так как в учебниках этой линии реализована новая концепция содержания школьного образования с переходом от раздельного изучения физической и социально- экономической географии к интегрированному курсу. Это отмечено в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Учебник допущен Министерством образования Российской Федерации.

Для работы на уроках и выполнения домашнего задания, используется Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт (автор В.И. Сиротин. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт.- М.: Дрофа, 2009) и географический атлас для 8 класса (издательство «Дрофа»).

Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. В тематическом планировании предусмотрено 13 практических работ (9 по географии России, 4 - по РТ)
Для проверки знаний, умений и навыков, приобретённых в ходе изучения учебного материала, запланировано проведение пяти контрольно - обобщающих урока в конце изучения каждого раздела. При разработке тематического планирования дополнительно использовалось пособие - Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России. – М.: Экзамен, 2008

Возможна корректировка дат уроков по различным причинам.

Формы контроля

  • Контрольные тесты по окончании изучения каждого раздела и подраздела для выявления уровня знаний

  • Устный опрос по изучаемым темам для закрепления изученного материала

  • Устные зачёты по географическим терминам для закрепления понятий и терминов

  • Зачёт по номенклатуре по теме «Природа России»


Учебно-тематический план




Наименование темы

Общее количество часов

Теория

Практика




Введение

1

1




1

Россия на карте мира

11

9

2

1.1

Географическое положение России

3

2

1

1.2

Границы и административно-территориальное устройство России

8

7

1

2

Природа России

28

24

4

2.1

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

7

6

1

2.2

Климат и климатические ресурсы

5

4

1

2.3

Внутренние воды и водные ресурсы

4

3

1

2.4

Почва и почвенные ресурсы

3

3




2.5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

1

1




2.6

Природное районирование

8

7

1

3

Население России

11

8

3

4

Хозяйство России

9

9




4.1

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

9

9




5

География Татарстана

10

6

4

Практические работы

1. Особенности ГП России

2. Определение поясного времени для разных пунктов России

3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми

4. Определение по климатическим картам суммарной радиации, климатических условий в различных районах страны

5. Определение типа питания, падения и уклона реки

6. Выявление зависимости между климатическими компонентами на примере одной из ПЗ

7. Этнический и религиозный состав населения России

8. Различия расселения по РФ

9. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций

10. Особенности ГП, ЭГП Татарстана

11. Определение плотности и особенностей размещения населения РТ

12. Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы

13. Составление картосхемы внешних экономических связей РТ

Содержание курса




тема урока


§



Что изучает география России.

Приготовить учебные пособия



Географическое положение как зеркало России. Виды ГП: ФГП, математико-географическое, ЭГП, транспортно-ГП, геополитическое, эколого-географическое, историко-географическое, этнокультурное. Уровни ГП.

1



Особенности ГП России: ФГП, математико-географическое, ЭГП, транспортно-ГП, геополитическое, эколого-географическое, историко-географическое, этнокультурное.

2-4



Практическая работа 1. Особенности ГП России.

РТ стр. 6, 34-35



Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации.

5



Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория. Вопросы и проблемы российских пространств.

6



Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

7,8



Россия на карте часовых поясов. Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время.

9



Практическая работа 2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

РТ стр.7-8



Этапы и методы географического изучения территории.

10



Особенности административно - территориального устройства России. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

11



Контрольно - обобщающий по теме: «Россия на карте мира»






Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

12



Рельеф России. Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.

13



Как и почему изменяется рельеф России. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние на современный рельеф морей, текучих вод, ледников, ветра. Древнее и современное оледенения.

14



Стихийные природные явления в литосфере. Виды стихийных природных явления в литосфере, причины, порождающие их, меры по борьбе с ними.

15



Практическая работа 3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. 

РТ стр. 9



Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь в горах и на равнинах. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

16



Контрольно-обобщающий по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»






Факторы, определяющие климат России. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны.

17



Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Закономерности распределения тепла температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

18



Практическая работа 4. Определение по климатическим картам суммарной радиации, климатических условий в различных районах страны

РТ стр.11



Сезонность климата. Типы климатов России. Климатические сезоны, их обусловленность и влияние на быт, хозяйственную деятельность и  характер питания людей. Климатические пояса и области на территории России, их характеристика.

19,20



Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Климат и человек. Оценка природных условий России для проживания человека. Основные показатели, характеризующие уровень комфортности климата влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения. Здоровье. Опасные т неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

21,22



Разнообразие внутренних вод России. Реки. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами, их предупреждение, Роль рек в освоение территории и развитии экономики России.

23



Практическая работа 5. Определение типа питания, падения и уклона реки.

РТ стр.15-17



Озера, болота, подземные воды. Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники. Многолетняя мерзлота.

24



Водные ресурсы и человек. Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком.

25



Образование почв и их разнообразие. Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы.

26



Закономерности распространения почв. Главные типы почв России, особенности их географии

27



Почвенные ресурсы России. Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением.

28



Растительный и животный мир России. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира ПЗ. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

29,30



Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК  изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

31



  Природно-хозяйственные зоны России. Понятие о природной зональности. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. Природная зональность – всеобщий закон природы. Что такое природно-хозяйственные зоны.

32



Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

33



Леса. Разнообразие лесов. России: тайга, смешанные и лиственные леса. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования.

34



Лесостепи, степи и полупустыни. Безлесные зоны юга России: географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны. Взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

35



Практическая работа 6. Выявление зависимости между климатическими компонентами на примере одной из ПЗ

РТ стр.18



Высотная поясность. Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования.

36



Особо охраняемые природные территории. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые территории. Памятники всемирного природного наследия.

37



Контрольно-обобщающий по теме: «Природа России»






Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX  и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства населения. Региональные различия естественного прироста. Прогнозы изменения численности населения России.

38



Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Своеобразие половозрастной пирамиды в России. И факторы, определяющие это своеобразие. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

39



Этнический, языковой и религиозный состав населения. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

40



Практическая работа 7. Этнический и религиозный состав населения России

РТ стр. 30-31



Городское и сельское население. Городское население. Города. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельское население. Сельская местность, сельские поселения. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.

41



Размещение населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

42



Практическая работа 8. Различия расселения по РФ

РТ стр.26



Миграции населения России. Миграции населения в России. Внешние и внутренние миграции: причины. Порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Роль внешних миграций в динамике населения страны.

43



Практическая работа 9. Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций

РТ стр.28



Люди и труд. Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества жизни  населения – важнейшая социально-экономическая проблема.


44



Контрольно-обобщающий по теме: «Население России»






Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства. Как география изучает хозяйство.

45-46



Состав первичного сектора экономики. Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.

47



Природно-ресурсный потенциал России. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

48,49



Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

50,51



Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

52



Лесное хозяйство. Охота. Роль леса в жизни людей Российские леса – важная часть национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

53



Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

54



Географический фактор в развитии общества. Влияние природной среды на исторический процесс. Роль природы в развитии России.

55



Контрольно-обобщающий по теме: «Хозяйство России»






Особенности ЭГП РТ. ПР 10. Особенности ГП, ЭГП РТ.

Тайсин А.С. География Татарстана. 8-9 кл.



Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития.






Климатические условия РТ. Агроклиматические ресурсы.






Внутренние воды и водные ресурсы.






Особенности почв и их охрана.

Растительный и животный мир. ООТ РТ. ПЗ региона, экологические проблемы.

ПР 12. Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы






Население РТ. ПР 13. Определение плотности и особенностей размещения населения РТ.






Отрасли первичного сектора на территории Республики Татарстан.






ПР 14. Составление картосхемы внешних экономических связей РТ






Контрольно-обобщающий урок по географии Татарстана



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по географии для 11 А,Б,В классов Пикос Маргариты Разыховны
Рабочая программа курса географии для 11 класса составлена на основе «Программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных...
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Е. М. Домогацких,...
Минобразования России от 05. 03. 2004 №1089 Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального...
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по предмету география Для 9 класса (1 час в неделю, 34 часа в год)
Рабочая программа учебного курса географии для 9 класса составлена на основе федерального компонента
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по географии для 6 класса алжир, 2014
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» 6 класса составлена на основе следующих документов
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по природоведению для 5 класса учителя географии...
Рабочая программа предмета «Природоведение» для 5 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по географии 9 класс Пояснительная записка Данная...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и составлена на основании
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая учебная программа по географии для 8 класса (составитель...
Данная рабочая программа составлена на основе примерной учебной программы по географии и рекомендована Министерством образования...
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по предмету география Для 9 класса ( 0,27 часов в неделю, 10 часов в год)
Рабочая программа учебного курса географии для 9 класса основного общего образования составлена на основе
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по географии для 10 класса на 2013/2014учебный год
Разработана на основе учебника по географии для 10 класса, автор В. П. Максаковский и др., 2011
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по географии России для 8- 9 класса включает разделы: «Поясни­тельная записка»
Учебник: География России Хозяйство и географические районыА. И алексеев М.: Дрофа 2010
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconПримерная программа для основного общего образования по истории,...
Рабочая программа составлена учителем Мельниковым Алексеем Ивановичем (учитель первой квалификационной категории). Рабочая программа...
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по истории России для 8 класса составлена основе...
Рабочая программа по истории России для 8 класса составлена основе программы основного общего образования по истории России авторы...
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по истории для 11 класса (базовый уровень)
На базе Федеральной примерной программы по истории России. –М.,2004 и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История...
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconРабочая программа по географии для 7 класса общеобразовательной школы...
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 7-го класса общеобразовательной средней школы
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconТема: «Волны»
Рабочая программа учебного курса географии для 9 класса составлена на основе федерального компонента
Рабочая программа по географии России для 8 класса составлена на базе iconУважаемые десятиклассники!
Рабочая программа учебного курса географии для 9 класса составлена на основе федерального компонента


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск