«Формирование геоэкологической культуры у школьников» Автор:
Ермолаев Дмитрий Владимирович,
учитель географии ГБОУ № 700 Актуальность
В условиях современного развития промышленности экономики и общества человечеству все чаще приходится сталкиваться с ухудшением состояния окружающей среды и негативными последствиями ведения хозяйственной деятельности. Проживая в большом городе, нельзя не заметить эти следы, как то: загазованность вокруг основных магистралей, масляные пятна на воде и состояние фасадов некоторых домов, а также многое другое. Интенсивное воздействие человека на окружающую среду привело к нарушению структуры и функционирования природы. Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. Экологические проблемы – это проблемы человека. Важно не только осмыслить причины возникновения проблем, а существенно изменить производственную деятельность человека, его образ жизни, его сознание. Знание экологии, безусловно, важно для современного человека, особенно городского жителя. На данный момент элементы данной науки распределены по различным естественнонаучным дисциплинам. Во всех школьных курсах, начиная с 6 класса, на изучение экологии отводится минимум времени – обычно это один параграф в конце изучения раздела. Все это позволяет говорить о существовании проблемы недостаточного уровня экологического образования в современной общеобразовательной школе.
Предлагаемый проект направлен на формирование экологического мышления и компетенции у школьников. Актуальность проекта подтверждает диагностический опрос, проведенный среди учащихся 8-11 классов школы № 700.
Результаты опроса позволили составить портрет современного школьника с точки зрения экологического воспитания – в большинстве случаев это человек, не знающий даже основ экологии, имеющий ошибочное представление о собственном уровне знания экологии со склонностью его завышать, многие склонны принижать значение взаимодействия человека и природы. Именно здесь проявляется острая потребность во внеклассных занятиях по геоэкологии. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития ФГОС 2 поколения обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Полноценное духовно-нравственное развитие ребенка невозможно без изучения экологии и основ природопользования, они воспитывают уважение к природе и учат правильно с ней взаимодействовать, а значит, учат любви к Родине, быть социально активным человеком и не игнорировать проблемы, стоящие перед страной, развивать чувство ответственности за свою Родину. В ходе проекта планируется не только давать теоретические знания по экологии, но и развивать креативность, помочь найти нравственные ориентиры, принять общенациональные и общечеловеческие ценности и следовать им в личной и общественной жизни. Все это можно назвать экологией души, развитием личности и формированием положительного облика современного человека.
Класс
| Компетентность
(По шкале от 1 до 10)
| Номер вопроса
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| +
| -
| +
| -
| +
| -
| +
| -
| +
| -
| +
| -
| +
| -
| +
| -
| +
| -
| 8
| 4
| 3
| 12
| 11
| 4
| 3
| 12
| 4
| 11
| 5
| 10
| 1
| 14
| 12
| 3
| 11
| 4
| 14
| 1
| 10
| 2
| 2
| 9
| 10
| 1
| 1
| 10
| 1
| 10
| 2
| 9
| 2
| 9
| 11
| 0
| 10
| 1
| 10
| 1
| 11 а
| 1
| 1
| 16
| 13
| 5
| 2
| 15
| 1
| 16
| 2
| 15
| 2
| 15
| 10
| 7
| 14
| 4
| 10
| 7
| 11 б
| 5
| 2
| 7
| 8
| 1
| 4
| 5
| 6
| 3
| 7
| 2
| 2
| 7
| 9
| 0
| 8
| 1
| 9
| 0
| Гистограмма 1. Степень заинтересованности в заполнении анкеты
Только один класс продемонстрировал должную заинтересованность в заполнении анкет, остальные либо игнорировали опрос, либо показывали ложное знание предмета.
Гистограмма 2. Уровень ошибочного мнения об осведомленности в предмете
Мониторинг в каждом классе выявил высокую долю детей, даже не знающих, что изучает экология и геоэкология, небольшой процент обладает поверхностными знаниями об этих науках и, наконец, совсем маленькая доля учащихся дала приблизительно верные ответы.
Гистограмма 3. Знание определений наук и сферы их изучения
Несмотря ни на что, подавляющее большинство детей, участвовавших в диагностике, высказывались за необходимость изучения экологии и геоэкологии в школе.
Гистограмма 4. Надо ли изучать вопросы экологии и геоэкологии в школе?
Учащиеся давали, например, такие ответы:
«Надо, чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение Земли»;
«Я думаю, что да, нужно. Каждый человек уже с раннего возраста должен знать, о том, как сделать мир чище»;
«Надо, ведь это может помочь развить в детях любовь к природе»;
«Да, я считаю, что это очень важно, особенно в нашей стране!!!»;
« Конечно, нужно, ведь от этого зависит наше здоровье, наше будущее и общее состояние нашего города».
Гистограмма 5. Степень осведомленности о проблеме загрязнения города и пути решения этой проблемы.
Подавляющее большинство детей практически ничего не знают об экологической обстановке в своем районе и городе и не представляют, кто контролирует состояние окружающей среды и какими способами можно бороться с загрязнением.
Гистограмма 6. Насколько важным для современного человека является знание экологии и геоэкологии?
Итоги мониторинга выявили противоречие, заключающееся в низком уровне экологических знаний учащихся и отрицанием существенной значимости проблемы, при этом большинство высказывается о необходимости знакомства с экологией. Необходимость экологически правильного подхода к решению многих задач является важным фактором в современном обществе, знание экологии и основ рационального природопользования становится все более значимым в нынешнее время, когда надо особо аккуратно принимать решения касаемо взаимодействия природы и хозяйственной деятельности. Все это вкупе с вышесказанным о значении геоэкологического и экологического образования учащихся делает очевидным необходимость разработки внеклассных занятий по предмету геоэкология и внедрения данной программы в клубную систему школы № 700.
Цели и задачи проекта
Целью данного проекта является формирование экологической компетентности у учащихся через реализацию программы элективного курса по экологии и геоэкологии.
Задачи проекта
Выявление группы учащихся, заинтересованных в повышении своей экологической грамотности;
Создание программы элективного курса по экологии и геоэкологии;
Апробация программы элективного курса по экологии и геоэкологии в рамках школьного экологического клуба «Планета гармонии» в школе № 700 .
Стратегия решения проблемы тесным образом связана с базовыми национальными ценностями и направлениями, раскрытыми в Концепции духовно-нравственного развития ФГОС второго поколения.
Основой реализации проекта является организация внеучебной деятельности школьников в рамках работы школьного экологического клуба и последующая доработка программы с учетом опыта ее апробации в этом клубе.
Описание проекта
Основой реализации проекта является организация внеучебной деятельности школьников в рамках работы школьного экологического клуба и последующая доработка программы с учетом опыта ее апробации в этом клубе.
Принципы организации работы электива
Проектно-теоретический принцип – работа, как в небольших группах, так и всем клубом над определенными проектами, целью является закрепление на практике теоретических знаний полученных на занятиях и повышения интереса к предмету. Также проектный принцип организации работы позволяет раскрыть творческий потенциал детей и приучить к самостоятельному поиску и обработке информации, а также научить правильно презентировать свои работы.
Принцип интеграции в научное сообщество – в процессе выполнения проектов и участия в районных и городских конкурсах выстраивается система сотрудничества с вузами, с целью профориентации школьников, пробуждения интереса к науке и воспитания чувства ответственности.
Принцип диалогического общения делает возможным его организацию на основе взаимопонимания, уважения и признания, которые обеспечивают право свободно представлять свое мнение и вступать в конструктивный диалог с каждым участником клуба и его руководителем.
Принцип соревнования – формирование у учащихся мотивации к достижению поставленных ими целей, добросовестности и творческого подхода в выполнении заданий и проектов через соревнование с остальными членами клуба и объединениями из других школ. В процессе подготовки к участию в конкурсах и проектах происходит сплачивание коллектива и социализация его отдельных членов.
Участниками клубной деятельности являются все субъекты образовательного процесса, которые становятся партнерами в совместных делах и проектах. Поэтому для результативной клубной деятельности привлекается весь детский коллектив школы (с 1 по 11 класс), педагогический коллектив ОУ, родительский коллектив, а также ресурсы городского образовательного пространства
Рис. 1 Направления деятельности электива
В ходе элективных занятий учащиеся не только узнают основы экологических наук, но и применяют полученные знания на практике, проводя мониторинг окружающей среды, делая забор снега, почвы или воды, а также решая поставленные научно-практические задачи. Занятия в элективном курсе также направлены на профориентацию школьников, за счёт взаимодействия с вузами города, экскурсий и обработки результатов мониторинга в научных лабораториях институтов. Также отличительной чертой работы курса можно считать направленность на проектную деятельность. В ходе выполнения проекта школьник учится искать и обрабатывать информацию, представлять свою работы и развивать научно-практический склад ума. Очень важна работа всех участников клуба в единой команде, выступление на районных и городских конкурсах и мероприятиях, участие в экологических проектах. Момент привлечения новых участников, также положительно влияет на общительность школьников и улучшает их коммуникативные способности.
Этапы проекта
Проведение диагностики, выявление проблемы
Цель этапа: Оценить уровень экологической компетентности учащихся 8-11 классов школы № 700. Выявить противоречие, состоящее в экологической некомпетентности школьников и недостаточном уровне экологического образования.
Результат этапа: Итоги мониторинга. Формулировка проблемы, целей и задач проекта
Создание примерной программы элективного курса
Цель: В соответствии с поставленной целью и задачами создать программу элективного курса.
Результат: Программа элективного курса
Апробация программы в школе № 700
Цель: Проверить составленную программу в ходе занятий школьного экологического клуба.
Результат: Полученный опыт использовать в ходе корректировки программы. Окончательно сформулированные задачи
Проработка программы на основе полученного опыта
Цель: Подготовить программу к представлению в качестве рекомендованного элективного курса в общеобразовательных школах.
Результат: Окончательный вариант программы.
Ожидаемые результаты
Результатом пробного введения курса видится повышение уровня знаний в области экологии и геоэкологии, раскрытие личностей школьников, улучшение коммуникативных навыков школьников, общее повышение уровня экологической культуры у всех учащихся школы за счет вовлечения в мероприятия элективного курса, качественное улучшение мастерства презентации своих работ.
Результат проекта включает в себя два пункта:
Разработанная программа экологического элективного курса
Сформированная экологическая компетентность у учащихся школы № 700
Механизм оценки результатов
Эффективность проекта может быть оценена за счет анализа востребованности разработанного элективного курса. Оценить результаты слушателей элективного курса можно, посетив научно-практическую конференцию в конце года, проведя повторный мониторинг на промежуточных этапах курса, а также посещая занятия курса и по результатам школьников-участников конкурсов.
Примерная программа школьного экологического элективного курса.
Программа элективного курса ориентирована на учащихся 10-11 классов, структура занятий клуба рассчитана с учетом проектной деятельности и участия в различных конкурсах. Помимо участия в конкурсах и проектах основное время занятий занимает изучение основ науки экологии. Рекомендованное количество занятий 36, по одному занятию в неделю.
Цель: Повышение компетентности учащихся в вопросах экологии и геоэкологии.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с экологией и различными экологическими терминами и понятиями
2.Рассказать об основных принципах экологии и природопользования
3.Научить детей экологическому мышлению, пониманию важности сохранения окружающей среды
4.Рассказать о главных экологических проблемах города, региона, страны, мира
5.Рассказать о методах, методиках и приборах использующихся в экологии. Провести практические работы, используя знания, полученные на элективных занятиях.
6.Пропаганда здорового образа жизни и «экологии сознания»
7.Проведение школьных экологических декад, недель
8. Реализация экологических проектов и их представление на различных уровнях
9.Развитие творческих и естественнонаучных способностей членов клуба, а также вовлечение в работу клуба остальных учащихся
10.Профориентация посредством сотрудничества элективного курса с ВУЗами города, реализующими экологические программы .
Поурочно-тематическое планирование программы элективного курса «Теория и практика экологии и геоэкологии» (36 часов)
Сентябрь
4 занятия
| Разработка концепции элективного курса. Анонсирование электива. Набор участников.
| Октябрь
4 занятия
| Начало работы элективных курсов. Уточнение плана работы. Рассмотрение идей и предложений членов клуба по его работе. Учебная деятельность: Тема «Природная среда» 1.Воздух 2.Вода Исследовательская деятельность: Мониторинг чистоты окружающей среды ( пробы воды) Анонсирование проектов, в которых планируется участие слушателей
элективного курса в ноябре.
| Ноябрь
4 занятия
| Учебная деятельность: Тема «Природная среда» 1.Почва 2.Биологическое разнообразие Исследовательская деятельность:
«Экологический календарь»
«Экологический плакат»
«А у нас на даче выросло…» Проект посвященный главному свойству почвы – плодородию.
Мониторинг чистоты окружающей среды (пробы почвы)
| Декабрь
4 занятия
|
Учебная деятельность: Тема «Неблагоприятные воздействия» 1.Урбанизация
2.Шум Исследовательская деятельность: Подведение итогов ноябрьских конкурсов
Конкурс сочинений «Дед мороз – защитник природы»
Мониторинг чистоты окружающей среды (пробы снега)
Проект «Чистый праздник» украшение кабинета с помощью экологичных материалов
Замеры шума в прилегающем к школе микрорайоне
| Январь
4 занятия
|
Учебная деятельность: Тема «Неблагоприятные воздействия» 1.Отходы 2.Химические вещества Исследовательская деятельность: Подведение итогов декабрьских конкурсов и проектов
Проект «Чистая школа»
Конкурс стенгазет «Спасем землю от мусора»
| Февраль
4 занятия
|
Учебная деятельность: Тема «Экономика и окружающая среда» 1.Энергетика 2.Транспорт 3.Промышленность Исследовательская деятельность: 1. Посещение промышленного предприятия 2. Посещение транспортного предприятия «Экология производств» 3. Посещение электростанции Отчет о посещениях на сайте школы
| Март
4 занятия
|
Учебная деятельность: Тема «Экономика и окружающая среда» 1.Сельское хозяйство 2.Лесное хозяйство 3.Туризм Исследовательская деятельность:
Конкурс презентаций «Проблемы АПК России»
Экскурсия в Лесотехническую академию
Проект «Экологические парки мира»
| Апрель
4 занятия
|
Учебная деятельность: Тема «Глобальные проблемы» 1.Изменение климата 2.Разрушение озонового слоя 3.Подкисление и закисление 4.Моря и океаны Исследовательская деятельность: 1.Проект – социологическое исследование «Что ты знаешь про озон?» 2. Проект «Удивительная гидросфера»
| Май
4 занятия
|
Учебная деятельность: Тема «Ценности» 1.Общество потребления 2.Здоровье и окружающая среда 3.Права граждан 4.Наша планета в будущем Исследовательская деятельность: 1.Конкурс плакатов «За ЗОЖ!» 2.Открытые дебаты на тему прав граждан 3. Проект «Земля Будущего» конкурс футуристических прогнозов Научно-практическая конференция. Подведение итогов курса, награждение активистов, консультации новым участникам.
|
Литература для преподавателя
Мультимедийный комплекс «Зеленый пакет»
Сайт - www.ecoaccord.org/greenpack-rus
Литература для учащихся
Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+,2001
Школьная энциклопедия: Экология. – Смоленск: Русичи, 2001
|