Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 88.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.10.2013
Размер88.72 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Технологическая карта конструирования урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет

Учитель: Кудряшова Ольга Викторовна

Предмет: химия

Краткая аннотация урока: урок изучения нового материала с использованием химического эксперимента и ЦОРов.

Класс, 10 общеобразовательный класс

Тема урока: Нефть

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: Познакомить учащихся с важнейшим топливным ресурсом, сырьём для химической промышленности.

УУД

- умение наблюдать и объяснять наблюдаемые явления (увиденные реально и виртуально)

- умение формулировать свои мысли, систематизировать материал и составлять краткий конспект урока

-умение анализировать итоги своей работы

Формы организации работы детей:

- коллективная при обсуждении материала и итогов рефлексии,

- индивидуальная при составлении краткого конспекта, рефлексии

Формы организации работы учителя - координирует работу коллектива:

  • при демонстрации реального опыта и просмотре медиаматериалов предлагает высказать гипотезы,

  • задает вопросы,

  • направляет ход беседы;

  • на заключительном этапе проводит рефлексию.

Технологические особенности

Технические условия - лекционная аудитория с мультимедийным оборудованием

Используемое оборудование: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор.

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/

ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/12202/neft-dobycha-pererabotka-primenenie.html


Актуальность использования средств ИКТ

Визуализация изучаемых явлений, процессов, которые невозможно увидеть в реальном режиме.

Методическое назначение необходимых образовательных электронных ресурсов на данном уроке:

  • обучающее

  • демонстрационное

  • контролирующее

Цель урока

Познакомить учащихся с важнейшим топливным ресурсом, сырьём для химической промышленности.

Задачи

обучающие

развивающие

воспитательные

- познакомить с гипотезами происхождения нефти,

- углубить и расширить представление о нефти с точки зрения химии,

-познакомить со способами переработки нефти.

-познакомить с экологическими проблемами, возникающими в результате разлива нефти.


-развивать умение наблюдать и объяснять наблюдаемые явления,

-развивать навык получения информации из различных источников (ЦОР, учебник, химический эксперимент)

-развивать навык составления краткого конспекта по теме,

-формировать навыки правильной устной и письменной речи.

-формировать коммуникативные качества (корректность поведения и высказываний в ходе обсуждения)

-прививать навыки самоорганизации, самооценки, самоанализа.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ЦОР

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор.

Учебник

О.С.Габриелян Химия 10 класс Базовый уровень

«Дрофа», 2009 г.



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА





ЭТАП 1

Организационный
Цель


Познакомить с темой урока.

Предложить учащимся сформулировать цель урока

(при необходимости откорректировать её)

Учитель нацеливает на то, что по ходу урока учащиеся составляют конспект, который будет проверен и отмечены лучшие конспекты.

ЭТАП 2 -

Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний на основе географического материала.



Учитель

По запасам нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии.

Учащийся представляет сообщение о нефтяных базах России (домашнее задание).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed42-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_019.jpg

ЭТАП 3-

основной


Цель: Сформировать новые знания.


План изучения материала

1.Происхождение нефти

2.Что такое нефть?

3.Переработка нефти. Продукты её переработки.

4.Бензин. Октановое число

5.Применение продуктов нефтепереработки.

6.Негативное воздействие на окружающую среду

1.Происхождение нефти

Происхождение нефти является одной из тайн природы. Спор об этом относится к числу “великих геологических споров”, еще не завершенных. Существует 2 теории происхождения нефти (учащимся предлагается рассмотреть суть данных теорий, используя материалы ЭОР): неорганическая теория http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed49-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_006.swf и органическая теория http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed4a-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_007.swf
Учитель:Предложение о неорганическом происхождении нефти выдвинул в 1876 г. Д.И. Менделеев. Он считал, что вода, попадающая в недра Земли по трещинам-разломам в земной коре, под действием высоких температур и давлений реагирует с карбидом железа, образуя углеводороды, которые поднимаются по трещинам породы, скапливаясь в пустотах – ловушках.

Основы биогенной теории происхождения нефти в нашей стране заложили академики В.И. Вернадский и И. М. Губкин. Согласно этой теории нефть образовалась из остатков наземной растительности, которые сносились реками в водоёмы, и морского зоо- и фитопланктона. Один из существенных доводов в пользу этой точки зрения наличие в составе нефти спор и пыльцы растений, а также азотсодержащих органических соединений, вероятно, ведущих своё происхождение из хлорофилла растений и гемоглобина животных Вопрос о происхождении нефти имеет не только теоретическое значение. Он прямо связан с проблемой исчерпаемости ресурсов природных источников углеводородов. Согласно биогенной теории запасы нефти образовались в ранние геологические эпохи, и сейчас, сжигая углеводородное топливо, человечество необратимо тратит ту энергию, которую запасли доисторическое живые организмы. Если же нефть постоянно образуется в глубинах Земли, то бурение глубоких скважин позволит найти практически неисчерпаемые запасы. Окончательное решение этого вопроса учёным ещё предстоит найти, хотя на сегодняшний день все-таки наиболее доказанной считается теория биогенного происхождения нефти.

Следующие вопросы рассматриваются с использованием материалов ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/12202/neft-dobycha-pererabotka-primenenie.html

2.Что такое нефть?.

Учитель:Нефть – жидкость очень сложного состава, включающая в себя около 1000 различных веществ, большая часть которых – углеводороды (90%)и органические соединения, содержащие кислород, серу, азот и другие элементы. Остальные компоненты нефти включают воду, соли и механические примеси (глину, песок и т.д.) Обычно нефть содержит три вида углеводородов – парафины, циклопарафины (нафтены) и ароматические. Можно сделать вывод: нефть – смесь углеводородов.

Состав нефти и её цвет зависят от месторождения http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2416d6b5-aae9-11db-abbd-0800200c9a66/x10_010.jpg ;

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed45-4185-11db-b0de-0800200c9a66/01.jpg

3.Переработка нефти. Продукты её переработки.

Процесс переработки нефти основан на различных температурах кипения входящих в нее компонентов, поэтому, имея разную температуру кипения, каждый её компонент сохраняет в смеси свои индивидуальные свойства, что и позволяет разделить смесь на составляющие.

А)Первичная переработка нефти (фракционная перегонка) 3.

Учащимся предлагается рассмотреть рис.28 на стр.57 учебникаи ответить на вопрос.

Какие продукты получают в результате фракционной перегонки нефти?

Б) Вторичная переработка нефти

Термический и каталитический крекингhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abb1451-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_008.swf

(учащимся предлагается сравнить термический и каталитический крекинги указать отличительные черты.)http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abb1454-4185-11db-b0de-0800200c9a66/x10_015.jpg

Риформинг-это процесс ароматизации бензинов, осуществляемый путём нагревания их в присутствии платинового катализатора.

4.Бензин. Октановое число

Учитель: Бензин – основное топливо для двигателей внутреннего сгорания. От его качества зависит работа двигателя, его долговечность, скорость передвижения. Качество бензина определяется его детонационной устойчивостью, т.е. способностью выдерживать при высоких температурах сильное сжатие в цилиндре двигателя без самопроизвольного возгорания (Учащимся предлагается рассмотреть схему двигателя внутреннего сгорания рис.30 стр.60 учебника)

Учитель: Количественным показателем качества бензина является разработанная октановая шкала. Каждый вид автомобильного топлива характеризуется октановым числом. За ноль принята способность к детонации у н-гептана, который детонирует очень легко. Октановое число относительно устойчивого к детонации 2,2,4 – триметилпентана, чаще называемого изооктаном, принято за 100. По этой шкале бензин с октановым числом 92 имеет такие же детонационные свойства, как смесь 92 % (по объёму) изооктана и 8 % гептана. Именно октановое число указывают в маркировке бензина. Чем выше октановое число, тем мощнее может быть двигатель. Октановое число бензиновой фракции, получаемой непосредственно перегонкой нефти, не превышает 65 – 70, такой бензин не подходит для современных двигателей. Бензин с более высоким октановым числом получается при крекинге. В зависимости от типа крекинга бензин имеет октановое число 70 -80. Качество бензина можно улучшить также риформингом. Более дешёвый и лёгкий путь увеличения октанового числа состоит в добавлении к бензину некоторых веществ, изменяющих характер горения топлива. Так, детонационную стойкость бензина увеличивают небольшие количества тетраэтилсвинца Pb (C2H5)4. Такой бензин называют этилированным. Однако при его использовании в окружающую среду из выхлопных газов попадают вредные для неё и здоровья человека соединения свинца. Чтобы отличить этилированный бензин от обычного, его окрашивают в красновато-фиолетовый цвет. Во многих странах и большинстве городов России использование этилированного бензина запрещено.

5.Применение продуктов нефтепереработки..

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

Нефть это сырьё для топливной промышленности, или основа для нефтехимической промышленности?

6.Негативное воздействие на окружающую среду

(1 учащийся проводит демонстрационный эксперимент: Растворение нефти в воде.

Описание эксперимента: Добавим небольшое количество нефти в стакан с водой. Жидкости не смешиваются. Наблюдаем нефтяную плёнку на поверхности воды.

Учащиеся делают вывод, к каким последствиям может привести разлив нефти, н-р в океане.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0abaed48-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch10_10_09.jpg

Разлив нефти в Мексиканском заливе

http://meteovlab.meteorf.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=400:2010-07-05-05-44-53&catid=40:2008-10-27-08-00-12&Itemid=95&lang=ru

Нефтяная пленка на поверхности воды нарушает обмен тепла, влаги и газов между водной средой и атмосферой, в результате нарушается биологическое равновесие Нефть и нефтепродукты попадают в океан не только при аварии судов, но и при разведке, добыче и сливе балластных вод танкерами. 1 л разлитой нефти загрязняет приблизительно около 40 тыс. л морской воды. Воздействие нефти на экосистемы проявляется по-разному.Это может быть:

  • Отравление живых организмов с летальным исходом.

  • Нарушение физиологической активности.

  • Прямое обволакивание нефтепродуктами живых организмов, отсутствие доступа кислорода.

  • Негативные изменения в среде обитания.

ЭТАП 4 –

Подведение итогов урока
Цель:Проверить осмысленность изученного материала (рефлексия).


1.Учащимся предлагается дополнить схему переработки нефти.

2.В чём заключается смысл данного высказывания?

«Химику всегда трудно примириться с тем, что он видит, когда сгорает нефть в топках» Н.Д.Зелинский

Игра «Найди ошибку»

Нефть – важнейший источник углеводородов.(да) Она состоит из бензина и керосина. (нет) Нефть кипит при температуре 120º С. (нет) Для получения бензина её подвергают крекингу. (да) Нефть перегоняют в ректификационной колонне. (да) Риформинг – это процесс ароматизации нефти. (да) Бензин термического крекинга более качественный (нет).
Рефлексия
Закончите предложения:
На уроке я узнал(а)…
Мне понравилось…
На уроке я испытывал(а)…
Выставление оценок
Домашнее задание
Заключение

Учащиеся сдают тетради для проверки конспекта урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск