Скачать 49.07 Kb.
|
Конспект урока природоведения 5 класс Тема урока: Зима. Цели урока: 1.Познакомить обучающихся со временем года – Зима; рассказать о жизни диких животных в это суровое время. 2.Способствовать развитию и коррекции мыслительной деятельности, речи обучающихся через работу с текстом учебника, проигрывание сценок по теме, игры «Крестики-нолики». 3.Воспитывать интерес к предмету, чувство восхищения природой в разное время года. Тип урока: комбинированный. Оборудование: проектор, компьютер, словарные слова, карточки с цифрами, рисунки детей, картины: «Осень», «Зима», таблички для игры «Крестики-нолики». Ход урока: 1.Организационный момент. *Проверить готовность обучающихся к уроку, наличие учебно-письменных принадлежностей. *Доклад дежурного. *Минутка календаря. 2.Настрой на урок: (хором) Каждый день-всегда, везде На занятиях, в игре. Мы смело, чётко говорим И тихонечко сидим. 3.Повторение ранее изученного материала. У: Ребята! Какую тему мы изучали с вами на прошлом уроке? О чём шла речь? *Ответы детей. На экране: Картина «Осень». Вопросы и задания: *Когда по календарю начинается осень? *Когда мы осень называем «Золотая», «Красавица», «Непогодушка»? На экране: Рисунки детей об осени (по экскурсии). *Беседа по рисункам. ? А какие изменения в природе мы видим сегодня. *Ответы детей. На экране: 365 12 4 7 24 3 366 ? Что обозначают эти числа. ? Почему у нас 23 сентября называют днём осеннего равноденствия. ? Почему этот день называют также «поворотом к зиме». 4.Сообщение темы, целей и задач урока. У: Сегодня на уроке мы будем говорить….. А впрочем, о чём, вы должны догадаться сами. На экране: Сообщение синоптика. *Словарная работа: СИНОПТИК - это специалист, изучающий погоду и дающий её прогноз. Сообщение: *Солнце греет слабо. Стоит низко над горизонтом, показывается из-за облаков редко. *Небо днём серое, тусклое. Облака стелются над землёй низко. *Температура становится всё холоднее и холоднее. *День короче ночи. ? О каком времени года сообщает синоптик. *Отгадайте по рисункам времена года. -ответы детей. *Загадка о Декабре: Назовите-ка, ребятки. Месяц в этой вот загадке: Дни кого всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год. (Декабрь) -Запись темы урока в тетрадь. 5.Изучение новой темы. На экране: Картина «Зима». У: Зима навела строгий порядок в лесах и полях. Всё у неё прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям тёплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые принесла с собой Зима, есть свои прелести: чистейший пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, бодрящий воздух и великий покой, разлившийся в природе. Зима - самое суровое время года. Надолго укрыта земля белым снежным покрывалом. Скованы льдом быстрые реки и обширные озёра. Славится она своими морозами, вьюгами да метелями. На экране: Картинки, изображающие явления природы в разное время года. *Задание: Выберите зимние явления природы и запишите в тетрадь. -самостоятельная работа. -проверка задания. У: Как бы ни лютовала Зима, приход Весны не за горами. Особенно сильно это чувствуется после 22 декабря. *Что это за день? Работа с текстом учебника на стр.49 -ответы детей. Физкультминутка: Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. 3 наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. У: Ребята! Но сколько бы Зима, ни длилась, холод и недостаток корма делают её самым тяжёлым для зверей и птиц временем года. ? А знаете ли вы, как проводят Зиму белки, зайцы и другие лесные звери. Давайте вместе послушаем рассказ Старичка – Лесовичка. На экране: Старичок – Лесовичок (на фоне леса). У: Есть на свете старичок, Старичок – Лесовичок… Каждый день и в дождь, и в зной Сторожит он мир лесной. Довелось ему как-то раз Услышать вот такой рассказ… *Инсценирование: «Заяц и Снегирь». ? Что вы узнали из жизни этого Зайца. *Рассказ Зайца о себе: рассказ ученика. *Инсценирование: «Синица и Белка»: участие детей. Синица: Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь? Белка: Я, птица-синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить. Синица: А чем же ты кормишься? Белка: А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы-то и отсижусь! ? Что вы узнали из жизни Белочки. *Рассказ Белочки о своей жизни: рассказ ученицы. У: Скажите, почему звери и птицы с трудом переживают Зиму. 6.Закрепление пройденного материала. У: Проведём игру «Крестики-нолики». На экране: Вопросы и табличка, в которой надо правильно поставить: «Х» и «О». Инструкция: Если моё предложение верно, в табличке ставите «Х». Если не верно, в табличке ставите «О».
1. Зимние месяцы - это декабрь, январь и февраль. 2. 22 декабря – день осеннего равноденствия. 3. Дождь, радуга, туман – это зимние явления природы. 4. Ежи и медведи зимой спят. 5. Правда ли говорят, что «волка ноги кормят». 6.Белка к зиме меняет цвет шубки, утепляет жилище, делает припасы. *Проверка задания. 7.Подведение итогов урока. У: Наш урок подошёл к концу. *О чём на уроке мы вели разговор? *Что нового и интересного вы узнали? *Что вам на уроке понравилось больше всего? *Как помочь диким животным, чтобы зимой им было не так голодно? -Ответы детей. 8.Домашнее задание. На экране: Картинки диких животных (белка, медведь, заяц, волк). 1.Нарисуйте животное. 2.Подготовьте сообщение о его жизни зимой. 3.Найти зимние приметы. У: Спасибо за работу. Урок окончен. |