Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
(МБОУ СОШ №5)
Конспект урока окружающего мира по теме:
«Природные зоны России» 4 класс.
Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5
Бирюкова Татьяна Юрьевна
2012
Конспект урока окружающего мира. 4 класс.
УМК «Начальная школа XXIв.» Бирюкова Татьяна Юрьевна, г. Балаково МБОУ СОШ №5
Тема урока: «Природные зоны России»
Тип урока: урок общеметодологической направленности( технология системно- деятельностного подхода)
Методы обучения: диалогический, эвристический.
Методы преподавания: стимулирующий, побуждающий.
Методы учения: исполнительский, частично-поисковый.
Цели и задачи урока:
предметные – обобщить и систематизировать знания о природных зонах России; их географическом положении, особенностях, растениях и животным миром природных зон, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой.
метапредметные - развивать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, выделять главное, существенное, сравнивать и обобщать факты; осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки, расширять кругозор учащихся. Развивать творческое и ассоциативное мышление школьников.
методологические (оргдеятельностные) - развивать способность"чувствовать"других людей (эмпатия);
формировать способность к самопознанию (рефлексия);
активизировать позитивные эмоции учащихся;
расширять коммуникативно-организаторские умения и навыки школьников;
воспитывать любознательность, исследовательский подход к решению проблемы.
Фундаментальный образовательный объект: природные зоны России с растительным, животным миром , деятельностью людей в них и проблемами охраны природы.
Способности (качества) обучающегося, задействованные на уроке:
когнитивные (познавательные) — умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
креативные (творческие) - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; наличие своего мнения;
методологические (оргдеятельностные) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление; коммуникативные качества.
Планируемый результат: знать особенности природных зон России, уметь находить природные зоны России на географической карте, приводить примеры растений и животных природных зон, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, знать, что природа нуждается в бережном отношении. Оборудование:
-карта природных зон;
-мультимедийный проектор, компьютер;
-презентация «Природные зоны России»;
-инструкционные карты;
- сигнальные карточки с названием природных зон;
-дидактический материал;
- рисунки природных зон; Структура урока
Этап урока
| Деятельность учащихся
| Деятельность учителя
| 1. Организационный момент
| Слушают учителя, прогнозируют работу на уроке
| Создает эмоциональный настрой
| 2.Целеполагание
| Выдвигают цели и задачи урока
| организует работу учащихся по постановки цели и задач урока, развивает навыки целеполагания и планирования учебных действий
| 3 Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа. Работа с картой.
| Отвечают на вопросы учителя, определяют местонахождение природных зон по карте, развивают навыки само и взаимоконтроля.
| Подготавливает учащихся к осознанной систематизации знаний по теме, формирует навыки само и взаимоконтроля, подготавливает учащихся к выполнению заданий следующего уровня сложности
| 4. Работа с кроссвордом
| Определяют природную зону по её характеристике и дают ответ с помощью сигнальных карточек, отвечают на вопросы и делают выводы..
| Учитель организует работу по повторению особенностей неживой природы природных зон, формирует умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, ориентация в своей системе знаний
| 5.Дидактическая игра «Путаница»
| Предлагают свои варианты выхода из проблемной ситуации, приводя примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
| Организует проблемную ситуацию
| Физминутка.
|
|
| 6. Самостоятельная работа.
| Самостоятельно , с последующей самопроверкой, определяют в какой природной зоне обитает показанное животное .
| Организует самостоятельную работу по проверке знаний животного мира природных зон России, направляет учащихся на осуществление выбора, организует самопроверку, развивает умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-формирует умение ориентироваться в своей системе знаний, сопоставлять и отбирать информацию.
| 7. Работа в группах
| Работая в группах, находят ошибки , исправляют их, доказывая, почему такое невозможно в указанной зоне.
| Организует работу в группах для нахождения ошибок в рассказе, развивает умение слушать и работать в группе; учитывать позицию собеседника, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
| 8.Фронтальная беседа
| Отвечают на вопросы учителя, определяют зависимость деятельности человека от природной зоны.
| Развивает внимание учащихся, мотивирует работу, учит находить причинно- следственные связи.
| 9. Взаимосвязь природы и человека.
| Находят верную схему взаимосвязи природы и человека, обосновывают свой ответ и делают вывод.
| Организует работу по нахождению взаимосвязи природы и человека.
| 10. Защита экологических знаков
| Каждая группа представляет свой знак и показывают возможность его практического применения в жизни.
| Решает проблему творческого характера.
| 11. Рефлексия
| Соотносят поставленные в начале урока цели с полученные личными результатами
| Организует работу по соотнесению поставленных в начале урока целей с полученными личными результатами
| 12. Оценивание работы учащихся.
| Комментирование работы одноклассников
| Оценивание работы учащихся
|
Ход урока.
| Комментарии по формированию УУД
| 1. Организационный момент
Снова пришел долгожданный миг-
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас в загадочный мир,
Таинственный мир природы.
| Эмоциональный настрой на урок.
Личностные УУД: – воспринимать речь учителя, обращённую к классу;
Регулятивные: -прогнозирование.
| 2.Целеполагание
-О чём мы с вами говорили на прошлых уроках? ( О природных зонах России)
-Какова цель нашего урока? Сформулируйте её. (Личностное целеполагание)
-Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?(Составление детьми коллективной и индивидуальной цели, выстраивание иерархии)
| Познавательные:
-выделение и формирование познавательной цели, анализ объектов и понятий;
Коммуникативные:
-сотрудничество с учителем и сверстниками;
Личностные:
-постановка учебной задачи;
Регулятивные:
-контроль и самоконтроль.
| 3 Актуализация опорных знаний.
Фронтальная беседа. Работа с картой.
а ) – На каком материке мы живём?
- Как называется наша Родина?
-В каком направлении изменяется природа нашей страны?
- Какие природные зоны России вы знаете? Перечислите их в том порядке, как они следуют с севера на юг.
б) Работа с картой и сигнальными карточками. Слайд 2.
- На карте природных зон цифрами отмечены перечисленные вами зоны. У вас на партах лежат сигнальные карточки с названиями зон. Поднимите карточку с названием той зоны, которой соответствует цифра 1 на карте. Цифра 2 и т. д.
| Коммуникативные:- вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- формирование невербальных способов коммуникации – посредством сигнальных карточек.
Регулятивные: Составление плана действий
Познавательные: Понимать информацию,
представленную в виде карты природных зон. Личностные:- формирование желания выполнять учебные действия;
| 4.Работа с кроссвордом Слайд 3
(Особенности неживой природы изученных зон)
- Вспомним, какие природные условия характерны для каждой зоны. Для этого используем кроссворд и сигнальные карточки.
- Я читаю характеристику природных условий, а вы должны показать карточку с названием той зоны, о которой идёт речь.
Цифра 1 по горизонтали:
«Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. На смену длинной ночи приходит полярный день. У берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять». (Арктика- зона льдов)
Цифра 2 по вертикали:
«Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега, сильные метели». (Тундра)
- Где природные условия более суровы? Почему?
Цифра 4 по вертикали:
« Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь- полей раздолье.
Южнее полосы лесов,
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам, грызунам, волкам, лисицам.» (Степь) Цифра 5 по горизонтали:
Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят. Ваню - земляникой, Таню - костяникой, Машеньку - орешком, Петю - сыроежкой, Катеньку - малинкой, Васю - хворостинкой.
(Лес)
- Где зима длиннее, а лето короче? Почему?
-В какой природной зоне тепла больше? А влаги?
- Цифра 3 по горизонтали остались незаполненной. Какая природная зона здесь зашифрована?
- Расскажите о природных условиях пустыни.
- А какая территория нашей страны находится на одинаковом удалении от экватора с зоной пустыни, но имеет другой климат и почему? ( Черноморское побережье Кавказа)
- Сделайте вывод, почему к северу становится холоднее?
| Регулятивные:
– удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
-структурирование знаний;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование невербальных способов коммуникации – посредством сигнальных карточек;
-умение слушать и вступать в диалог;
-учет позиции других учеников.
| 5.Дидактическая игра «Путаница»
(растительный мир природных зон) -В зависимости от климата каждая природная зона имеет характерный ей растительный покров.
Художник нарисовал пейзажи изученных зон. Рядом с каждым рисунком написано название зоны. ( Названия зон перепутаны)
- Я считаю, что это зона льда ( показываю на тундру) и т.д.
Проблемная образовательная ситуация.
-Докажите. (Учащиеся предлагают свои варианты ответов и отстаивают свою точку зрения)
-Чем интересны растения зоны льдов? тундры?
- Как растения степи приспособились к жизни в данной зоне?
-Почему в пустыне нет сплошного растительного покрова? Назовите растения пустыни.
- Почему в лесной полосе возможно произрастание высоких деревьев?
- Какие леса вы знаете? Где располагается тайга? Почему?
- Сделаем вывод, от чего зависит богатство растительного покрова? (от количества тепла и влаги)
| Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
-установление связей и отношений между изображением на рисунке и знанием данной природной зоны;
-выстраивание логической цепи рассуждений; – приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- построение отрицания, опровержения с использованием различных логических умозаключений. Регулятивные:
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
- решение проблем творческого и поискового характер;
- планирование действий в соответствии с поставленной задачей ;
Личностные: - формирование интереса к себе и окружающему миру;
– мотивировать свои действия.
Коммуникативные:
-инициативное сотрудничество детей в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;
| . Физминутка.
- А сейчас из мира растений перенесёмся в мир животных, обитающих в разных природных зонах. Послушаем их голоса, закрыв глаза и положив головы на парты. (Аудиозапись голосов птиц)
- Чьи голоса вы слышали? В какой зоне обитают эти животные?
| Личностные:
-связь между целью учебной деятельности и его мотивом, т.е. между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
| 6. Самостоятельная работа.
(животный мир природных зон)
_ В течении многих уроков мы слушали доклады, подготовленные вами о разных животных и растениях. А теперь проверим хорошо ли вы знаете животный мир природных зон.
-Я показываю рисунок животного, а вы записываете этого животного в ту природную зону, в которой он обитает.
( У каждого карточка –таблица)
Зона льдов
| Тундра
| Лес
| Степь
| Пустыня
|
|
|
|
|
|
Слайд 5.
Самопроверка по карточке.
Слайд 6
Зона льдов
| Тундра
| Лес
| Степь
| Пустыня
| морж
белый мед-
ведь
кайра
| сев. олень
песец
розо
вая чайка
| рысь
глу
харь
лось
| дрофа
степная гадюка
суслик
| тушкан
чик
верблюд
сайгак
|
- Какие приспособления для жизни в суровых условиях есть у животных Арктики?
-В какой из природных зон животный мир наиболее разнообразен и почему?
| Познавательные:
-выполнение универсальных логических действий ( анализ, синтез);
-выстраивание логической цепи рассуждений;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации. Коммуникативные:
-умение слушать;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; Регулятивные:
-оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Личностные:
-формирование желания выполнять учебные действия;
| 7. Работа в группах.
- Один мой знакомый говорил о том, что он якобы побывал в зоне пустынь. Вот его рассказ. (Аудиозапись) Слайд 7. Проблемная образовательная ситуация.
- Согласны ли вы с тем , что этот человек был в пустыне? (нет)
-В группах найдите допущенные им ошибки.
(У каждой группы текст рассказа)
Текст рассказа: « Это было в пустыне. Мы три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённые камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь утолили жажду, бросились в воду. Долго плавали. А затем укрылись в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: «Что же делать дальше?» Наконец сообразили: построили из саксаульных брёвен плот и благополучно достигли на нём ближайшего селения».
Выступления групп.
| Познавательные:
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,
-выполнение универсальных логических действий ( анализ, синтез);
-выстраивание логической цепи рассуждений;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации. Коммуникативные:
-инициативное сотрудничество детей в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация;
-умение слушать и работать в группе; учитывать позицию собеседника
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные:
-способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
Личностные:
– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре.
| 8. Фронтальная беседа.
( занятия людей нашего региона)
- В какой зоне мы живём?
-Каково основное занятие людей в зоне степей?
- Во всех ли природных зонах занятия людей одинаковы? От чего это зависит? (Учащиеся делают вывод: от климатических условий зависит жизнь растений и животных, а также деятельность человека в каждой зоне.)
| Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные:
-умение слушать и вступать в диалог;
Личностные:
– идентифицировать себя с принадлежностью к населению зоны степей;
– выражать положительное отношение к процессу познания:
| 9. Взаимосвязь природы и человека.
Даны три схемы: Слайд 8.
Природа → Человек
Природа ← Человек
Природа ←→ Человек
- Какая схема верная и почему?( Возможны различные варианты ответов. Каждый из которых учащиеся должны обосновать и прийти к следующему выводу: человек влияет на природу, а от состояния природы зависит жизнь человека. Поэтому человеку необходимо сделать всё для того, чтобы сберечь природу.)
| Регулятивные:
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Познавательные:
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,
-выполнение универсальных логических действий ( анализ, синтез);
-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации.
| 10. Защита экологических знаков.
(охрана природы)
- На протяжении нескольких уроков вы разрабатывали знаки правильного поведения в природе и вашим домашним заданием было: каждой группе придумать экологический знак и приготовится к его защите.
Выступление групп. ( В ходе выступлений каждая группа представляет свой знак и показывают возможность его практического применения в жизни)
| Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели-знаки)
Коммуникативные:
-умение слушать;
-учет позиции других учеников.
Регулятивные:
- решение проблем творческого характера.
| 11.Рефлексия.
- Давайте посмотрим на цели, которые поставили вначале урока, на все ли вопросы мы получили ответы?
Слайд 9
Оцените свою работу, закончив предложения:
- Я узнал для себя новое….
-Мне хотелось бы…
-Я доволен…
-Я испытывал затруднения…
| Регулятивные:
-оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Личностные:
-связь между целью учебной деятельности и его мотивом, т.е. между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
| 12. Оценивание работы учащихся.
- Я считаю, что вы хорошо усвоили особенности каждой природной зоны, научились применять свои знания в новых ситуациях, неплохо поработали в группах…. ( Отметки самым активным учащимся и тем, кто проявил особенно ярко нестандартность мышления, широкий кругозор, показал знания дополнительной информации)
|
|
Использованная литература и информационные ресурсы:
http://school12.nichost.ru/index.php/2011-03-10-10-28-14/64-2011-04-25-17-54-24/113-2011-04-25-18-03-54
http://poipkro.pskovedu.ru/?p=5088
http://www.openclass.ru/node/227235
http://www.khutorskoy.ru/be/2012/0302/index.htm
http://paidagogos.com/?p=125
http://referat.resurs.kz/ref/sovremennie-tehnologii-v-obrazovanii/17/
http://www.prozagadki.ru/193-zagadki-pro-les.html
Яндекс рисунки http://images.yandex.ru/yandsearch
Журнал «Начальная школа» |