Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 189.5 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.10.2013
Размер189.5 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок




Комитет образования

администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

(МБОУ СОШ №5)

Конспект урока окружающего мира по теме:

«Природные зоны России» 4 класс.


Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5

Бирюкова Татьяна Юрьевна

2012

Конспект урока окружающего мира. 4 класс.

УМК «Начальная школа XXIв.»
Бирюкова Татьяна Юрьевна, г. Балаково МБОУ СОШ №5

Тема урока: «Природные зоны России»

Тип урока: урок общеметодологической направленности( технология системно- деятельностного подхода)

Методы обучения: диалогический, эвристический.

Методы преподавания: стимулирующий, побуждающий.

Методы учения: исполнительский, частично-поисковый.

Цели и задачи урока:

предметные – обобщить и систематизировать знания о природных зонах России; их географическом положении, особенностях, растениях и животным миром природных зон, деятельностью людей; развивать умение работать с географической картой.

метапредметные - развивать умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, выделять главное, существенное, сравнивать и обобщать факты; осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки, расширять кругозор учащихся. Развивать творческое и ассоциативное мышление школьников.

методологические (оргдеятельностные) - развивать способность"чувствовать"других людей (эмпатия);

формировать способность к самопознанию (рефлексия);

активизировать позитивные эмоции учащихся;

расширять коммуникативно-организаторские  умения и навыки школьников; 

воспитывать любознательность, исследовательский подход к решению проблемы.

Фундаментальный образовательный объект: природные зоны России с растительным, животным миром , деятельностью людей в них и проблемами охраны природы.

Способности (качества) обучающегося, задействованные на уроке:

    1. когнитивные (познавательные) — умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

    2. креативные (творческие) - вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; наличие своего мнения;

    3. методологические (оргдеятельностные) качества - способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление; коммуникативные качества.


Планируемый результат: знать особенности природных зон России, уметь находить природные зоны России на географической карте, приводить примеры растений и животных природных зон, объяснять, как они приспособлены к условиям жизни, знать, что природа нуждается в бережном отношении.
Оборудование:

-карта природных зон;

ультимедийный проектор, компьютер;

-презентация «Природные зоны России»;

-инструкционные карты;

- сигнальные карточки с названием природных зон;

-дидактический материал;

- рисунки природных зон;
Структура урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Организационный момент


Слушают учителя, прогнозируют работу на уроке

Создает эмоциональный настрой

2.Целеполагание

Выдвигают цели и задачи урока

организует работу учащихся по постановки цели и задач урока, развивает навыки целеполагания и планирования учебных действий

3 Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа. Работа с картой.


Отвечают на вопросы учителя, определяют местонахождение природных зон по карте, развивают навыки само и взаимоконтроля.

Подготавливает учащихся к осознанной систематизации знаний по теме, формирует навыки само и взаимоконтроля, подготавливает учащихся к выполнению заданий следующего уровня сложности

4. Работа с кроссвордом

Определяют природную зону по её характеристике и дают ответ с помощью сигнальных карточек, отвечают на вопросы и делают выводы..

Учитель организует работу по повторению особенностей неживой природы природных зон, формирует умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, ориентация в своей системе знаний

5.Дидактическая игра «Путаница»

Предлагают свои варианты выхода из проблемной ситуации, приводя примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.


Организует проблемную ситуацию

Физминутка.








6. Самостоятельная работа.


Самостоятельно , с последующей самопроверкой, определяют в какой природной зоне обитает показанное животное .

Организует самостоятельную работу по проверке знаний животного мира природных зон России, направляет учащихся на осуществление выбора, организует самопроверку, развивает умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-формирует умение ориентироваться в своей системе знаний, сопоставлять и отбирать информацию.


7. Работа в группах

Работая в группах, находят ошибки , исправляют их, доказывая, почему такое невозможно в указанной зоне.

Организует работу в группах для нахождения ошибок в рассказе, развивает умение слушать и работать в группе; учитывать позицию собеседника, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

8.Фронтальная беседа

Отвечают на вопросы учителя, определяют зависимость деятельности человека от природной зоны.

Развивает внимание учащихся, мотивирует работу, учит находить причинно- следственные связи.

9. Взаимосвязь природы и человека.


Находят верную схему взаимосвязи природы и человека, обосновывают свой ответ и делают вывод.

Организует работу по нахождению взаимосвязи природы и человека.

10. Защита экологических знаков

Каждая группа представляет свой знак и показывают возможность его практического применения в жизни.

Решает проблему творческого характера.

11. Рефлексия

Соотносят поставленные в начале урока цели с полученные личными результатами

Организует работу по соотнесению поставленных в начале урока целей с полученными личными результатами

12. Оценивание работы учащихся.

Комментирование работы одноклассников

Оценивание работы учащихся



Ход урока.

Комментарии по формированию УУД

1. Организационный момент

Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас в загадочный мир,

Таинственный мир природы.

Эмоциональный настрой на урок.

Личностные УУД: – воспринимать речь учителя, обращённую к классу;

Регулятивные: -прогнозирование.

2.Целеполагание

-О чём мы с вами говорили на прошлых уроках? ( О природных зонах России)

-Какова цель нашего урока? Сформулируйте её. (Личностное целеполагание)

-Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?(Составление детьми коллективной и индивидуальной цели, выстраивание иерархии)


Познавательные:

-выделение и формирование познавательной цели, анализ объектов и понятий;

Коммуникативные:

-сотрудничество с учителем и сверстниками;

Личностные:

-постановка учебной задачи;

Регулятивные:

-контроль и самоконтроль.


3 Актуализация опорных знаний.

Фронтальная беседа. Работа с картой.

а ) – На каком материке мы живём?

- Как называется наша Родина?

-В каком направлении изменяется природа нашей страны?

- Какие природные зоны России вы знаете? Перечислите их в том порядке, как они следуют с севера на юг.

б) Работа с картой и сигнальными карточками. Слайд 2.

- На карте природных зон цифрами отмечены перечисленные вами зоны. У вас на партах лежат сигнальные карточки с названиями зон. Поднимите карточку с названием той зоны, которой соответствует цифра 1 на карте. Цифра 2 и т. д.



Коммуникативные:- вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством сигнальных карточек.

Регулятивные: Составление плана действий

Познавательные: Понимать информацию,

представленную в виде карты природных зон.
Личностные:- формирование желания выполнять учебные действия;

4.Работа с кроссвордом Слайд 3

(Особенности неживой природы изученных зон)

- Вспомним, какие природные условия характерны для каждой зоны. Для этого используем кроссворд и сигнальные карточки.

- Я читаю характеристику природных условий, а вы должны показать карточку с названием той зоны, о которой идёт речь.

Цифра 1 по горизонтали:

«Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. В это время солнце долго не показывается над линией горизонта. Длится полярная ночь. На смену длинной ночи приходит полярный день. У берегов сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять». (Арктика- зона льдов)

Цифра 2 по вертикали:

«Природные условия суровы: короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, глубокие снега, сильные метели». (Тундра)

- Где природные условия более суровы? Почему?

Цифра 4 по вертикали:

« Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь- полей раздолье.

Южнее полосы лесов,

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам, грызунам, волкам, лисицам.» (Степь)
Цифра 5 по горизонтали:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой.


(Лес)

- Где зима длиннее, а лето короче? Почему?

-В какой природной зоне тепла больше? А влаги?

- Цифра 3 по горизонтали остались незаполненной. Какая природная зона здесь зашифрована?

- Расскажите о природных условиях пустыни.

- А какая территория нашей страны находится на одинаковом удалении от экватора с зоной пустыни, но имеет другой климат и почему? ( Черноморское побережье Кавказа)

- Сделайте вывод, почему к северу становится холоднее?




Регулятивные:

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

-   волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

-структурирование знаний;

-   способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации.

Коммуникативные:

-           умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

-           формирование невербальных способов коммуникации – посредством сигнальных карточек;

-умение слушать и вступать в диалог;

-учет позиции других учеников.


5.Дидактическая игра «Путаница»

(растительный мир природных зон) -В зависимости от климата каждая природная зона имеет характерный ей растительный покров.

Художник нарисовал пейзажи изученных зон. Рядом с каждым рисунком написано название зоны. ( Названия зон перепутаны)

- Я считаю, что это зона льда ( показываю на тундру) и т.д.

Проблемная образовательная ситуация.

-Докажите. (Учащиеся предлагают свои варианты ответов и отстаивают свою точку зрения)

-Чем интересны растения зоны льдов? тундры?

- Как растения степи приспособились к жизни в данной зоне?

-Почему в пустыне нет сплошного растительного покрова? Назовите растения пустыни.

- Почему в лесной полосе возможно произрастание высоких деревьев?

- Какие леса вы знаете? Где располагается тайга? Почему?

- Сделаем вывод, от чего зависит богатство растительного покрова? (от количества тепла и влаги)


Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

-установление связей и отношений между изображением на рисунке и знанием данной природной зоны;

-выстраивание логической цепи рассуждений;
– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

- построение отрицания, опровержения с использованием различных логических умозаключений.
Регулятивные:

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

- решение проблем творческого и поискового характер;

- планирование действий в соответствии с поставленной задачей ;

Личностные: -   формирование интереса к себе и окружающему миру;

мотивировать свои действия.

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество детей в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация;

-   формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;


. Физминутка.

- А сейчас из мира растений перенесёмся в мир животных, обитающих в разных природных зонах. Послушаем их голоса, закрыв глаза и положив головы на парты. (Аудиозапись голосов птиц)

- Чьи голоса вы слышали? В какой зоне обитают эти животные?


Личностные:

-связь между целью учебной деятельности и его мотивом, т.е. между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.



6. Самостоятельная работа.

(животный мир природных зон)

_ В течении многих уроков мы слушали доклады, подготовленные вами о разных животных и растениях. А теперь проверим хорошо ли вы знаете животный мир природных зон.

-Я показываю рисунок животного, а вы записываете этого животного в ту природную зону, в которой он обитает.

( У каждого карточка –таблица)

Зона льдов

Тундра

Лес

Степь

Пустыня

















Слайд 5.

Самопроверка по карточке.

Слайд 6

Зона льдов

Тундра

Лес

Степь

Пустыня

морж

белый мед-

ведь

кайра

сев. олень

песец

розо

вая чайка

рысь

глу

харь

лось

дрофа

степная гадюка

суслик

тушкан

чик

верблюд

сайгак


- Какие приспособления для жизни в суровых условиях есть у животных Арктики?

-В какой из природных зон животный мир наиболее разнообразен и почему?


Познавательные:

-выполнение универсальных логических действий ( анализ, синтез);

-выстраивание логической цепи рассуждений;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации.
Коммуникативные:

-умение слушать;

-  формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
Регулятивные:

-оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Личностные:

-формирование желания выполнять учебные действия;


7. Работа в группах.

- Один мой знакомый говорил о том, что он якобы побывал в зоне пустынь. Вот его рассказ. (Аудиозапись) Слайд 7.
Проблемная образовательная ситуация.

- Согласны ли вы с тем , что этот человек был в пустыне? (нет)

-В группах найдите допущенные им ошибки.

(У каждой группы текст рассказа)

Текст рассказа: « Это было в пустыне. Мы три дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскалённые камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь утолили жажду, бросились в воду. Долго плавали. А затем укрылись в тени саксаулового леса, раскинувшегося у самой воды. Стали думать: «Что же делать дальше?» Наконец сообразили: построили из саксаульных брёвен плот и благополучно достигли на нём ближайшего селения».

Выступления групп.


Познавательные:

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

-выполнение универсальных логических действий ( анализ, синтез);

-выстраивание логической цепи рассуждений;

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации.
Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество детей в поиске и сборе информации, принятие решения и его реализация;

-умение слушать и работать в группе; учитывать позицию собеседника

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные:

-способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.

Личностные:

– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре.

8. Фронтальная беседа.

( занятия людей нашего региона)

- В какой зоне мы живём?

-Каково основное занятие людей в зоне степей?

- Во всех ли природных зонах занятия людей одинаковы? От чего это зависит? (Учащиеся делают вывод: от климатических условий зависит жизнь растений и животных, а также деятельность человека в каждой зоне.)

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:

-умение слушать и вступать в диалог;

Личностные:

– идентифицировать себя с принадлежностью к населению зоны степей;

– выражать положительное отношение к процессу познания:


9. Взаимосвязь природы и человека.

Даны три схемы: Слайд 8.

Природа → Человек

Природа ← Человек

Природа ←→ Человек

- Какая схема верная и почему?( Возможны различные варианты ответов. Каждый из которых учащиеся должны обосновать и прийти к следующему выводу: человек влияет на природу, а от состояния природы зависит жизнь человека. Поэтому человеку необходимо сделать всё для того, чтобы сберечь природу.)


Регулятивные:

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
Коммуникативные:

-    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Познавательные:

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

-выполнение универсальных логических действий ( анализ, синтез);

-ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации.

10. Защита экологических знаков.

(охрана природы)

- На протяжении нескольких уроков вы разрабатывали знаки правильного поведения в природе и вашим домашним заданием было: каждой группе придумать экологический знак и приготовится к его защите.

Выступление групп. ( В ходе выступлений каждая группа представляет свой знак и показывают возможность его практического применения в жизни)

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели-знаки)

Коммуникативные:

-умение слушать;

-учет позиции других учеников.

Регулятивные:

- решение проблем творческого характера.



11.Рефлексия.

- Давайте посмотрим на цели, которые поставили вначале урока, на все ли вопросы мы получили ответы?

Слайд 9

Оцените свою работу, закончив предложения:

- Я узнал для себя новое….

-Мне хотелось бы…

-Я доволен…

-Я испытывал затруднения…

Регулятивные:

-оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Личностные:

-связь между целью учебной деятельности и его мотивом, т.е. между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

12. Оценивание работы учащихся.

- Я считаю, что вы хорошо усвоили особенности каждой природной зоны, научились применять свои знания в новых ситуациях, неплохо поработали в группах…. ( Отметки самым активным учащимся и тем, кто проявил особенно ярко нестандартность мышления, широкий кругозор, показал знания дополнительной информации)





Использованная литература и информационные ресурсы:

http://school12.nichost.ru/index.php/2011-03-10-10-28-14/64-2011-04-25-17-54-24/113-2011-04-25-18-03-54

http://poipkro.pskovedu.ru/?p=5088

http://www.openclass.ru/node/227235

http://www.khutorskoy.ru/be/2012/0302/index.htm

http://paidagogos.com/?p=125

http://referat.resurs.kz/ref/sovremennie-tehnologii-v-obrazovanii/17/

http://www.prozagadki.ru/193-zagadki-pro-les.html

Яндекс рисунки http://images.yandex.ru/yandsearch

Журнал «Начальная школа»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск