Природные зоны Земли - зональные природные комплексы
Класс: 6
Учебник: География. Природа и люди. 6 класс. А. И. Алексеев, С. И. Болысов, В. В. Николина и др.
Цель урока: создание условий для формирования представлений о природных зонах Земли как зональных природных комплексах.
Задачи урока:
Образовательные:
Способствовать формированию представлений о природных зонах Земли как зональных природных комплексах;
Способствовать формированию представлений о приспособленности растений и животных к среде обитания в разных природных зонах.
Развивающие:
Продолжить развитие умений активно и самостоятельно мыслить, развитие навыков самостоятельной работы;
Продолжить развитие умений делать выводы, обобщать, сравнивать;
Продолжить обучение умению понимать содержание знаков – предметных абстрактных образов, способствовать развитию памяти, логического мышления, способности к анализу;
Продолжить развитие монологической речи обучающихся.
Воспитательные:
Содействовать формированию основных мировоззренческих идей – установление причинно – следственных связей между климатом и основными компонентами природной зоны;
Продолжить воспитание познавательной активности и самостоятельности;
Продолжить воспитание интереса к предмету.
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать: понятие природная зона, широтная зональность Учащиеся должны уметь: объяснять закономерность смены природных зон и их разнообразие
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование: проектор мультимедиа, презентация «Природные зоны Земли», карта «Природные зоны Земли», шаблон для составления опорного конспекта, учебник
N п/п
| Этап
| Методы и формы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1
| Организационный момент
| Диалог:
учитель - класс
| Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха
| Готовят рабочее место.
| 2
| Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного
материала
Постановка познавательной задачи
| Устное сообщение учителя, диалог
| Заканчивая изучение земных оболочек, посмотрим на облик нашей планеты с высоты птичьего полёта. Этот внешний облик складывается благодаря смене разных природных зон. Поэтому темой нашего сегодняшнего урока будет «Природные зоны Земли – зональные природные комплексы».
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока: формирование представлений о природных зонах Земли как зональных природных комплексах.
|
| Записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку.
| 3
| Усвоение новых знаний и способов действий
| Объяснительно – иллюстративный
Эвристический (частично-поисковый)
| Рассказывает о широтной зональности, природных зонах Земли, показывая уникальность и разнообразие каждой природной зоны, используя карту «Природные зоны Земли» и презентацию. (Приложение 2)
Отражает на доске основное содержание материала последовательным рядом рисунков и схем (составляет опорный конспект) (Приложение 3)
| Составляют опорный конспект на шаблонах (Приложение 1)
| 4
| Физкультминутка
|
| Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. [1]
| Выполняют упражнения
| 5
| Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися ново-
го материала
| Фронтальная беседа
|
| Воспроизводят содержание темы урока при помощи опорного конспекта, который является дидактической карточкой.
| 6
| Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний
| Фронтальная беседа
| Предлагает выполнить задания:
О какой природной зоне идёт речь:
Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло. (влажные экваториальные леса)
Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (саванны)
Формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи. (пустыни)
Обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Распаханы и густо заселены людьми. (степи)
Занимают значительную территорию в умеренных широтах. Четыре сезона года.. Здесь расположены густонаселённые и наиболее развитые страны. (смешанные и широколиственные леса)
Холодная зима, тёплое и короткое лето. Состоит из хвойных деревьев. (тайга)
Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт, скудная малорослая растительность. (тундра)
Царство снега и льда. Полярный день, полярная ночь. (арктические и антарктические пустыни)
| Определяют природную зону по описанию.
| 7
| Рефлексия
| Беседа
| Предлагает дополнить предложение:
Я знаю, что такое …
Я могу …
Я научился …
| Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя
| 8
| Домашнее задание
|
| §31; Используя материал параграфа и опорный конспект, заполните таблицу «Природные зоны Земли» [2]:
Название природной зоны
| Особенности климата
| Растительность
| Животный мир
| Как используется человеком
|
|
|
|
|
|
|
| Использованная литература:
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005.
Гусева Е. Е. «Конструктор» текущего контроля: пособие для учителя».-М.: Просвещение, 2008.
Приложение 1.
Приложение 3.
|