Скачать 59.14 Kb.
|
План – конспект урока по окружающему миру. Тема урока. Обобщение по теме «Природные условия Земли». Цели урока: образовательные: обобщить знания о климатических поясах Земли, природных зонах, составе почвы и жизни людей в различных природных условиях; воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, умение работать в группе, воспитывать бережное отношение к природе, сохранять физическое здоровье детей; развивающие: развивать логическое мышление, речь, умение анализировать и делать выводы. Оборудование урока: урок проводится в медиатеке, учебник «Окружающий мир», карта «Климатические пояса Земли», электронная презентация «Природные зоны Земли», кроссворд по теме «Состав почвы», иллюстрации жилищ народов мира. Ход урока.
Ребята, мы с вами закончили изучение большой и интересной темы «Природные условия Земли» и сегодня повторим и обобщим все, что узнали на уроках.
Октябрь – листопадник, грязник, зазимник. Ветры срывают с леса последние листья. Идет дождь. Покончив с первым делом – раздеванием леса – осень принялась за второе: студит и студит воду. Все чаще по утрам лужи покрываются хрупким льдом. Как и воздух, вода уже оскуднела жизнью. В осеннее ненастье семь погод на дворе. Народные приметы. Холодной зиме быть – если птица дружно в отлет пошла. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме. (Анализ погоды за прошедшую неделю). 2. Обобщение знаний.
Посмотрите на карту климатических поясов. Н. Сладков назвал нашу планету «Разноцветная Земля». -Согласны ли вы с этим высказыванием? Этой теме посвящено следующее стихотворение. Климатические пояса. Ах, как прекрасна наша планета! Вот белая лента, вот синего цвета. А вот голубеет под ней полоса. Земля в разноцветные ленты одета Точней в климатические пояса. Вы сразу полярный увидели пояс. А что означает пояс полярный? Там климат суровый и жутко коварный. Холодные ветры летят как ножи. И мерзнут медведи и даже моржи. Чуть ниже – пояс умеренный. И климат в нем тоже нужный. Не то, чтобы очень северный, Но и не так, чтоб южный. Еще ниже – пояс тропический. Там даже зимой тепло. И снег видят люди практически Не чаще, чем НЛО. А в поясе экваториальном Самом жарком из поясов Все ходят в костюмах купальных, А дети и без штанов. Зачем же наш глобус так разрисован? Зачем? Чтобы было ясней для народа Где климат какой и какая природа. - Отчего зависит расположение климатических поясов? - Из чего состоят климатические пояса?
(Просмотр электронной презентации сопровождается рассказом учителя). В эту минуту мы летим над Северным Ледовитым океаном. Эта зона ледяных пустынь. Полярная ночь – 150 суток. Зимой температура понижается до –40 градусов, дуют ветры, часты бураны. Летом температура чуть выше нуля. Но животные приспособились к суровым условиям Арктики. Давайте посмотрим, кто здесь живет. А сейчас под нами раскинулась безлесная зона. Это тундра. Природа здесь сурова. Зима 8 –9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. Лето короткое, осадки незначительны, сильные ветры. Но и здесь сформировался свой животный мир. -Назовите его представителей (по картине). Продвигаясь на юг, мы стали замечать появляющиеся участки леса. Затем лес становится похож на безбрежный зеленый океан. Леса бывают двух типов: хвойные - тайга. Это северные густые леса. Там произрастают ель, пихта, кедр, сосна. Разнообразен животный мир. И смешанный лес. Для зоны лесов характерна четкая смена времен года. Здесь существуют самые благоприятные условия для жизни животных и растений. Летим на юг. Лесов уже нет. На все четыре стороны раскинулась бескрайняя равнина – степь. Это удивительная земля. Зима короткая, довольно холодная. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. Богатые почвы с толстым слоем перегноя. -Посмотрите, кто живет в степи. Продолжаем наш полет. Мы приближаемся к пустыням. Пустыни на нашей планете самые опасные, но в то же время и самые загадочные места. Они пугают своей неприступностью. Их труднее покорить, чем даже самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле. Особенно в Африке, Азии, Австралии. Поверхность покрыта песчаными барханами. Лето продолжительное, жаркое. Сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до –30. Наше путешествие подошло к концу. Можно сделать вывод: природа Земли разнообразна. Животные и растения приспосабливаются к природным условиям.
Подробнее природные зоны мы будем изучать во 2-ом триместре.
Раз – подняться на носки и улыбнутьсяДва – руки вверх и потянуться. Три – согнуться, разогнуться. Четыре – начинаем все сначала. Пять – поглубже всем вздохнуть. Шесть – на пояс руки ставим. Семь – повороты туловища начинаем. Восемь – приседаем. Девять – потягиваемся, отдыхаем. Десять – и урок наш продолжаем.
(Учитель раздает иллюстрации различных жилищ народов мира)
1-ая группа – изба. (Умеренный пояс. Лесная полоса. Четкая смена времен года. Холодная зима. Жаркое лето. Вокруг много деревьев. Именно из них строят люди избу. Дом должен быть теплый зимой и легко проветриваемый летом). 2-ая группа – яранга. (Природная зона – тундра. Прохладное лето и холодная продолжительная зима. Деревьев нет. Главное занятие людей – оленеводство. Жилище должно быть теплым и легко разбираемым и собираемым. Яранга состоит из каркаса, покрытого оленьими шкурами.) 3-я группа – иглу.( Арктический пояс. Весь год отрицательные температуры. Ничего нет кроме льда и вечных ветров. Эскимосы строят свои дома из ледяных кирпичей). 4-я группа – бамбуковый дом .( Экваториальный пояс. Лето влажное, жаркое. Зима сухая, +20. Температуры весь год высокие. Жителям не нужно утеплять дом. Он должен быть легко проветриваемый) Вывод: Люди вынуждены приспосабливаться к особенностям климата, в котором они живут.
н.п 2 л 3 о д 4 о 5 р 6 о д и е
3 . Итоги урока.
Об этом говорит и народная мудрость:
Что нового вы узнали на уроке?
|