Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 163.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.10.2013
Размер163.42 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Самоанализ учителя СБО

специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

Комаровой Галины Александровны
Я – Комарова Галина Александровна, работаю учителем социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе - интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска. Мой педагогический стаж составляет 25 лет, из них 6 лет работаю с детьми – сиротами. Образование средне-специальное, окончила Иркутское педагогическое училище №2.

Образовательный процесс организую по программе «Социально-бытовая ориентировка» В.И.Романиной и Н.П.Павловой из сборника «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9классы» под редакцией В.В. Воронковой, допущенной МО РФ.

Настоящая программа направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Для успешного выполнения образовательной программы, систематически работаю над повышением своего профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации:

  • 2008г. ИПКРО г.Иркутск «Основные аспекты коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе»(72часа);

  • 2009г. курс подготовки по программе превентивного обучения «Полезные навыки» ЦПРК – 16ч.;

Большое место в повышении уровня своего мастерства я отвожу самообразованию. Согласно программе развития наша школа-интернат своей конечной целью ставит формирование личности, обладающей комплексной компетентностью, необходимой для жизни в современном обществе. Для этого в школе создана система сопровождения воспитанников и профессионального взаимодействия педагогов в коррекционно-образовательном процессе, которая представлена Центрами. Я вхожу в состав Центра социально-трудового развития и работаю над созданием условий для формирования соответствующей (т.е. социально – трудовой) компетентности воспитанников. Усвоение социальных норм и правил невозможно вне сферы быта. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Формирование социально-трудовой компетентности у обучающихся старших классов через развитие бытовых умений при взаимодействии учителя СБО и воспитателя».

Выбор моей методической темы обусловлен не только основными направлениями развития школы-интерната, но и особенностями развития наших воспитанников. Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в овладении бытовыми навыками и умениями. У них наблюдается неустойчивость мыслительных операций, узость и недостаток внимания и восприятия, нарушения памяти, недоразвитие устной речи. Дети школы-интерната не могут полностью и самостоятельно понимать, осмысливать и использовать полученные знания в решении социальных и бытовых задач. Время, отведенное на изучение СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить обучающихся с базовыми сведениями социально-бытового характера, отсутствует полноценное закрепление многих знаний и умений. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в школах-интернатах. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники подобных учреждений зачастую оказываются беспомощными в самостоятельном жизнеустройстве. Следовательно, необходима организация дополнительной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке. Поэтому мною создана учебно-методическая разработка интегрированных с воспитателем занятий для обучающихся 5-6 классов «Мир, в котором я живу». Их цель - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из обыденных проблемных ситуаций. На данных занятиях обучение и воспитание идет по следующим разделам: «Питание», «Жилище», « Одежда и обувь», «Личная гигиена».

Методическое и дидактическое обеспечение разделено по блокам: тематические планы, конспекты занятий; занимательный материал; сюжетно-ролевые игры; операционные, технологические и инструкционные карты; мультимедиа и диагностический материал. Диагностику результативности данных занятий осуществляю по параметрам: навыки по уходу за помещением, навыки стирки и утюжки, приготовления пищи и сервировки стола, культурно-гигиенические навыки и уровень самостоятельности учеников при выполнении новых учебных и трудовых заданий Данные по параметрам на каждого воспитанника заносятся в индивидуальную карту сформированности социально-бытовых навыков (1 раз в четверть). Исходя из результатов диагностики, определяю направление индивидуальной работы. Условно выделяю три уровня сформированности умений и навыков:

1-й уровень – низкий, потенциальный;

2-й уровень – средний, реальный;

3-й уровень – высокий, актуальный;

Занятия провожу совместно с воспитателем (один раз в четверть). Они имеют игровую и занимательную форму, ведущих персонажей и направлены на обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков, и применение их в обыденных ситуациях.

В течение двух лет апробирования учебно-методической разработки произошел отбор содержания материала, определены задачи для каждого раздела и предполагаемый результат, подобран педагогический и диагностический инструментарий. Занятия позволяют развивать творческие, познавательные способности учащихся, их положительную мотивацию к урокам СБО.

Мониторинг результативности данной разработки показывает положительную динамику.

п\п

Раздел

2008-2009у.г.

2009-2010у.г.

Динамика

5-ый класс

6-ой класс

1

Навыки по уходу за помещением

1,4

2,2

0,8

2

Навыки стирки и утюжки

1,6

2,5

0,9

3

Навыки приготовления пищи и сервировки стола

1,2

2,1

0,9

4

Культурно-гигиенические навыки

1,6

2,8

1,2

5

Уровень самостоятельности

1,2

2

0,8

Опыт работы по данному направлению был представлен в 2008году на областном семинаре «Формирование социально-трудовой компетентности воспитанника специальной (коррекционной) школы-интерната в процессе психолого-педагогического сопровождения»; педагогическом совете в 2009 г. «Взаимодействие учителя и воспитателя в формировании коррекционно-образовательной среды школы».

В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект. Поэтому на уроках СБО использую коррекционные технологии, технологии компенсирующего обучения. Учитываю индивидуальные особенности развития психических процессов, ведущий канал восприятия (например, если у ученика ведущий канал восприятия – зрительный – обязательно использую наглядные опоры, схемы, а если ученик – кинестетик, то основной акцент - на выполнение практических работ). Наиболее эффективными методами и приёмами считаю те, которые требуют включения различных анализаторов, как слуховых, так зрительных и тактильных (например, при изучении в 6 кл темы «Крупы. Виды блюд из круп» не только показываю сами крупы, проговаривая их названия, но и даю их пощупать, понюхать, определить цвет). Для реализации коррекционного компонента разработала и использую задания и упражнения по коррекции и развитию зрительно-пространственного восприятия (например, среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример: Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш;Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн), памяти («Цепочка» например, называю одно транспортное средство, ребенок повторяет его и добавляет свое и т.д.), внимания (например, «Посмотри и запомни», с вариантами усложнения игры, в которых предлагаю неверный ответ);

координации движений (например, упражнение на пришивание различными способами пуговиц, плетение различных видов косичек), речи (например, беру три слова из темы урока, ученики составляют как можно больше предложений, включающих эти слова); мышления («найди товар, неверно завезенный в магазин» - например, карандаши, тетради, тарелка, пластилин; найди и исправь ошибку в плане работы по наложению заплаты)

Для формирования положительной мотивации к изучению материала урока, психологического настроя на работу применяю занимательный материал - загадки, кроссворды, использую игровые, коммуникативные технологии - ситуационные задачи, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования. Для формирования понимания необходимости уроков СБО, для лучшей ориентировки в быту, формирования умения ориентироваться в записях и пополнять их по мере необходимости ведутся рабочие тетради воспитанников, которые называются «Энциклопедия ведения домашнего хозяйства». После окончания школы ученик забирает тетрадь и может вносить в нее дополнительную информацию, использовать как справочник.

Игровые технологии, помогают мне осуществлять обучение в более доступной и привлекательной форме, сделать его более активным. Использую режиссерские игры, когда ребенок управляет игрушками, моделями, действует через них; сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими детьми; проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях (создаются в процессе сюжетно-ролевых игр, моделирования реальных ситуаций и т. д.); имитирующие игры, когда имитируется какой-то процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее).

Использую лабораторный метод, например, наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятна с одежды, измерение температуры воды, приготовление маринада для консервирования и т. д.

Используя программированный метод обучения, применяю созданные мною таблицы и алгоритмы; перфокарты, дающие возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, позволяющие осуществить самопроверку и взаимопроверку; перфоконверты развивают письменную речь и способствуют выработке навыков самоконтроля.

Используя технологии дифференциации и индивидуализации (индивидуальная работа, в парах, группах), я включаю в урок задания различной сложности по содержанию и объему материала; провожу разноуровневые, вариативные контрольные работы, тесты. С целью приобщения учащихся к чтению дополнительной литературы и развития их творческого потенциала я практикую разные типы творческих заданий: рефераты, сообщения.

На уроках использую здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии: кинезотерапию, позволяющую активизировать межполушарное взаимодействие; физминутки; упражнения для глаз (на концентрацию «Письмо носом», для отдыха, движения в различных направлениях «сквозь пальцы»); комплексы пальчиковых гимнастик; комплексы дыхательных упражнений.

Успешному обучению способствует полноценная предметно-развивающая среда, созданная в школе – интернате. Кабинет СБО оформила с максимальной приближенностью к домашней обстановке, организовала различные зоны для практической и теоретической работы.

Я провожу различные внеурочные мероприятия и занятия. Это и участие в традиционном конкурсе «Мисс осень» в этапах «Хозяюшка», «Модельер одежды»; инсценирование сказок («Сказка о девочке-грязнуле», «Заюшкина избушка»); праздники («Чудо овощ - картофель», «Парад овощей»); конкурсы стенгазет и рисунков («Чистота – залог здоровья», «Нет - сигаретам»).

Реализуя принцип межпредметной связи, практикую интегрированные уроки: например, СБО+ОБЖ («Правила поведения на воде» в 6кл.), СБО+ русский язык («Учреждения и организации.Трудоустройство»в 9кл.) СБО+математика («Бюджет семьи» в 8кл.), СБО+ биология (« Лекарственные растения » в 7кл), СБО+история («Одну меня не съешь никогда,а без меня не вкусная еда. Соль» в 9кл), СБО+география («Родными тропами. Путешествие по родному краю» в 9 кл); РКИ+СБО («Питание. Приготовление блюд из рыбы», «Рецепты приготовления блюд русской кухни»; «Чайные посиделки») «Имидж молодого человека», «Береги платье снову». Занятия с использованием современных информационных технологий содержат в себе разнообразные наглядные мультимедиа-учебники, интерактивные задания-упражнения, справочные материалы, диагностические, обучающие и игровые задания. Я подобрала ряд учебных и развивающих компьютерных программ («Электронная кулинарная книга», «Дизайн одежды», «Иллюстрированная энциклопедия молодого человека», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Одежда. Человек и его здоровье» «Домоводство»).

Для мониторинга результативности коррекционно-образовательного процесса применяю технологию Галеевой Н.Л., наблюдая динамику изменений основных параметров учебной зоны развития учащихся: сформированность ОУУН (мыслительные, коммуникативные, организационные и информационные), уровень обучаемости (4группы по В.В.Воронковой), степень обученности (СОУ). Для определения уровня владения учащимися мыслительными ОУУН ежегодно провожу специальные КМС.Остальные ОУУН оцениваю по результатам наблюдений на уроках. Группу обучаемости ученика определяю, исходя из итогов КМС, спроектированных мною. Степень обученности каждого воспитанника определяю соответственно группе обучаемости. Все эти данные заношу в Карту индивидуального стиля учебной деятельности

Проводя качественный и количественный анализ контрольных работ, выявляю типичные и нетипичные ошибки учащихся, исходя из этого строю последующую работу: фронтальную и индивидуальную. Отслеживаю результативность своей работы, проводя сравнительный анализ по годам.


показатели
классы

2007 – 2008г.

2008 – 2009г.

2009 – 2010г.

Динамика

СОУ













5класс

74,6%

75,9%

80,9%

6,3%

6класс

75,9%

77,8%

84,8%

8,9%

7класс

75,8%

78%

88%

12,2%

8класс

82,5%

84%

90,5%

8%

9класс

82,9%

85,9%

91,2%

12,8%

итого

78,4%

80,4%

87%

8,6%


% кач -ва













5класс

93%

100%

100%

7%

6класс

100%

100%

100%

0%

7класс

83%

91%

100%

17%

8класс

90%

90%

100%

3,5%

9класс

91%

91%

100%

9%

итого

91,4%

94,5%

100%

8,6%


ОУУН













5класс

1,9

2,3

2,7

0,8

6класс

2,0

2,8

3,3

1,3

7класс

2,1

2,9

3,4

1,3

8класс

2,0

2,7

3,0

1,0

9класс

2,1

2,8

3,5

1,4

итого

2,0

2,7

3,2

1,2

Таким образом, применение различных технологий, методик, методов и приемов на уроках дает постоянные неплохие показатели по различным параметрам мониторинга коррекционного обучения.

Сотрудничаю с коллегами, принимаю участие в предметных неделях, в рамках которых провожу открытые уроки и занятия, выпуск газет, ежегодные выставки и ярмарки работ воспитанников. Мои ученики - участники городского конкурса «Пожарным можешь ты не быть» -2 место 7-й класс: Полозов Иван, Ушакова Екатерина, Райкова Дарья (2007г.); городской конкурс «Юные поварята» - 2 место 9-ый класс: Новикова Ольга, Семенова Кристина, Богдан Анна(2008г); городской конкурс «Безопасное колесо» 6-й класс-1 место - Дубинина Анастасия, 2 место - Бабаев Роман (2008г.); городской конкурс заготовок овощей «Дары осени» - дипломант – ученица 9 класса Коробкова Жанна (2009г.); 2009г. - диплом за активное участие в городском конкурсе кулинаров, посвященный Дню Защитников Отечества – 8-ой класс: Шмакова Елена, Комисарова Яна, Люкшин Иннокентий, Шептаев Александр; городская выставка сувениров на тему «Рождество Христово» 3-е место 7-й класс Устюжин Марк, Курганов Сергей – 2010г.

Являюсь классным руководителем 8 класса. На данный момент уровень психологической атмосферы оценивается как благополучный (по результатам социометрического опроса). Большинство ребят входят в благополучные статусные категории (звёзды, принимаемые). Есть и те, которые не получили выбора, но несмотря на это, все ребята удовлетворены взаимоотношениями (КУВ высокий- 72,7%) и свой класс они оценивают как дружный (по результатам анкеты «Межличностные отношения»). Изучила интересы, склонности и личные качества учащихся своего класса (анкета «Твои увлечения», игра «Путешествие по морю любимых занятий») и составила карту интересов и увлечений. Для формирования классного коллектива провела мастерскую общения «Давайте жить дружно!», классный час «Погружение в мир своего Я», оформляем альбом-эстафету «Наш класс». Для создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы класса провожу праздники именинников, походы на природу, купание в бассейне, экскурсии на выставки, в музеи, еженедельные «Часы общения» в соответствии с тематическим планированием.

Ученики моего класса активно участвуют в региональных, областных, городских и школьных конкурсах, соревнованиях: региональный туристический слет «Земляничная поляна» команда 6 класса 1место (2007г); городские соревнования по тяжелой атлетике (2, 3 место) 2008г.; областные соревнования по боксу – Токарь Игорь -1место, Решетников Дмитрий – 3место(2008г.); региональные соревнования по боксу г.Томск –Токарь Игорь 4место (2008г.); городская спортивно–патриотическая игра «Зарница» 2009г - 3 место; городские соревнования по плаванию – Устюжин Марк, Дубинина Анастасия – 2,3 места (2007-209гг.); региональный конкурс «Воспитатель года» команда 7 класса «Экипаж» - 1 место (2010г); команда класса - призер областных соревнований по легкой атлетике на приз губернатора; городские соревнования по футболу среди образовательных учреждений (2 место) 2010г.;

Активно распространяю свой педагогический опыт. Выступала с докладами и сообщениями на методических объединениях, педсоветах: 2007 г. «Экскурсии как средство расширения социокультурного опыта воспитанников школы-интерната»; 2008 г. «Досуг в системе социокультурной адаптации личности воспитанников школы - интерната».

Основной проблемой для учителя СБО, на мой взгляд, является отсутствие методических, информационных материалов, программ, пособий для работы с данной категорией детей. Приходится корректировать и адаптировать существующий материал по технологии, домоводству и ОБЖ для общеобразовательных школ.

Перспективы моей дальнейшей деятельности:

  • доработка учебно-методической разработки «Мир, в котором я живу» для обучающихся 7 -9 классов;

  • апробация и рецензирование учебно-методической разработки;

  • создание видеоматериалов из опыта работы;

  • расширение предметно-развивающей среды

  • сотрудничество со школами-интернатами региона, проведение совместных конкурсов и выставок


_________________________Комарова Г.А.

Директор школы-интерната ________________________Воинкова О.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск