Скачать 78.71 Kb.
|
Федорова Наталия Вячеславовна МБОУ «Гимназия №1», учитель музыки Конспект урока с презентацией 2011-2012 год Конспект урока музыки для 5 класса по теме «Импрессионизм в музыке и живописи» по программе «Музыка. 5 класс» для общеобразовательных учреждений авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Цели и задачи урока: познакомить учащихся с направлением в искусстве 19 века «импрессионизм», выделить основные его черты; показать взаимосвязь изобразительного искусства и музыки как возможности отражения мира; развивать мышление, речь; воспитывать эстетический вкус и интерес к искусству Файл упакован в архив в формате ZIP Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался Тема урока: Импрессионизм в музыке и живописи Цели урока: познакомить учащихся с направлением в искусстве 19 века «импрессионизм», выделить основные его черты; показать взаимосвязь изобразительного искусства и музыки как возможности отражения мира; развивать мышление, речь; воспитывать эстетический вкус и интерес к искусству Тип урока: получение новых знаний Методы и приемы: словесный, наглядный, обобщение, работа в группах, проблемные вопросы и задания, творческое задание Структура:
Музыкальный и наглядный материал: иллюстрации картин импрессионистов и кхудожников-классиков, запись К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», компьютерная презентация Виды деятельности учащихся: решение проблемных вопросов и творческих заданий, работа в группах , вокально-хоровая работа, слушание музыки, познавательная деятельность, самопроверка заданий, самооценка Ход урока: I.Организационный момент, приветствие II.Формулировка темы урока детьми совместно с учителем в процессе рассматривания картины На экране проецируется картина К.Моне «Восход солнца. Впечатление» (слайд 1) У: Ребята, что вы можете сказать об этой картине? Как бы вы ее назвали? Д: картина красивая, на ней изображена природа, встает солнце (высказываются предположительное название картины) У: Именно эта картина молодого французского художника 19 века Клода, в числе написанных его сотоварищами, была выставлена в 1879 в Париже на одной из выставок. И она сыграла особую роль в появлении нового направления в искусстве того периода. Группа молодых художников отказалась от участия в Салоне, ежегодной французской традиционной выставке выпускников Академии художеств и в качестве протеста организовала свою. Люди, пришедшие туда, а среди них были и преподаватели Академии, и ценители высокого искусства, и просто зеваки, были настроены по-разному. Кто-то из них восхищался работами, кто-то был шокирован, кто-то считал все происходящее бредом, а кто-то – всего лишь скандальным способом обратить на себя внимание. Но все посетители были под большим впечатлением. В том числе и от картины, которую мы только что рассматривали. Она называется «Восход солнца. Впечатление». Именно оно, впечатление, сопровождало всех, никто не остался равнодушен. С ним, с впечатлением от увиденного, все посетители уходили с выставки. Стало ясно, что на свет появилось новое направление в искусстве, которое просто впечатляет. По-французски впечатление – «импрессион». И как же, на ваш взгляд, назвали это новое направление? Д: импрессионизм III.Открытие новых знаний в процессе творческой работы в группах У: Совершенно верно. О нем мы и поговорим сегодня на уроке. Импрессионизм в изобразительном искусстве просуществовал недолго, чуть больше 30 лет. Но до сих пор он завораживает, удивляет, впечатляет. Но давайте разберемся, что такого необычного в картинах этих художников. Сейчас вы разделитесь на группы, и будете рассматривать иллюстрации к картинам художников-импрессионистов по примерному плану (слайд 2):
Затем мы обсудим ваши впечатления и попытаемся понять, чем же так необычны работы художников-импрессионистов. Эта работа проводится в среднем 3-4 минуты. Затем на экране проецируется каждая из иллюстраций, рассматриваемых учениками. Дети выступают согласно своим группам, называя автора и делясь своими впечатлениями. После этого учитель подводит итог, выделяя вместе с детьми черты импрессионизма в изобразительном искусстве IV. Первичное восприятие и усвоение нового материала У: Итак, что чаще всего изображено в работах художников? Д: люди, быт, природа (слайд 3) У: Какую цветовую гамму они используют? Д: пастельные, но разнообразные, с многочисленными оттенками У: Но ведь и раньше художники изображали людей и природу (слайд 4). И палитра красок была разнообразной. Что же все-таки отличает эти работы? Д: контуры как бы размыты, расплывчатые, линии нечеткие; в образах из-за этого есть какая-то загадка, что-то неуловимое У: Действительно, художники-импрессионисты передавали в работах свои мимолетные впечатления, едва уловимые психологические состояния человека. Вот почему нет четких линий. Именно это так потрясло весь профессиональный мир, за это их невзлюбили и вместе с тем восхищались. Но эти молодые художники вопреки всему, вооружившись тем, чему их учили педагоги в Академии художеств, поднялись на новую ступеньку творчества. И до сих пор радуют своих поклонников. Богатые люди могут позволить себе иметь дома многомиллионные картины и радовать себя и своих близких их великолепием. Ну а те, кто не может себе это позволить, имеют возможность наслаждаться великими творениями, посещая крупные музеи мира. А как вы думаете, мог ли импрессионизм с его основными чертами, которые мы выделили, проявиться в музыке? Д: …? V.Первичное закрепление новых знаний У: Давайте послушаем одно музыкальное произведение, которое поможет нам в этом разобраться. Для начала, дайте название этой музыке в соответствии с ее звучанием. Слушание К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна» Дети делятся впечатлениями, предлагают свои названия У: Автор, а имя его Клод Дебюсси (слайд 5), назвал свою музыку «Девушка с волосами цвета льна». Как видите. Ваши названия несколько отличаются, но тоже интересные. Д: довольно необычное название, особенно в цвете волос и вообще, если о нем говорить У: Согласна, но мы чуть позже к этому вернемся. А пока. Давайте еще раз послушаем это произведение и попробуем нарисовать словесный портрет этой девушки, что она делает, какое у нее настроение. Повторное слушание У: Итак, какую девушку вы нарисовали? Д: она спокойная, задумчивая У: А как это слышно в музыке? Д: музыка неторопливая, небыстрая У: А темп все время звучит одинаково неторопливо? Д: Нет, музыка как бы покачивается, то чуть ускоряется, то замедляется и даже как бы зависает; свободный темп У: А какое настроение у девушки: она смеется, плачет, сердится? Д: она спокойна, может быть мечтает или что-то вспоминает. У: А какие краски вы бы подобрали, если бы хотели изобразить ее на холсте? Д: неяркие, но красивые; светлые, пастельные У: А какие музыкальные краски использует композитор: гармонию, тембр, регистр? Д: Гармония светлая, но насыщенная и разнообразная, мелодия плавно переплывает из верхнего регистра в нижний и обратно. Музыку исполняет фортепиано, но такое ощущение, что тембр его меняется. У: А как бы это можно было отразить в картине? Д: наверное, не конкретизируя детали, чтобы чувствовалось дыхание, свобода У: Так значит, черты какого направления мы уловили в этом произведении? Д: импрессионизма У: А с чертами какого жанра перекликаются черты импрессионизма? Д: свободный темп, переменный лад, украшения – это черты романтизма У: Абсолютно верно, но что отличает романтизм от импрессионизма? Д: у романтиков выражаются чувства, переживания, а у импрессионистов – впечатления У: И что может являться подтверждением этих впечатлений в произведении? Д: наверное, цвет волос девушки? У: Конечно. Французский композитор Клод Дебюсси (слайд 6) – один из ярчайших представителей импрессионизма в музыке. И он, так же как и художники-импрессионисты, передавал в своей музыке впечатления от увиденного, прочувственного, пережитого им. У него. Прекрасного пианиста, написаны разнообразные произведения, которые раскрывают тайны бытия и души человека. VI.Домашнее задание У: Но не только Дебюсси является представителем импрессионизма в музыке. А вот кто еще и какие произведения дошли до наших дней – это вы узнаете и проанализируете самостоятельно дома с помощью Интернет-ресурсов (список сайтов детям известен). А с проверки выполнения домашнего задания мы начнем следующий урок. А сейчас давайте вспомним черты импрессионизма в музыке и изобразительном искусстве VII.Обобщение полученных на уроке знаний Дети называют черты, которые появляются на экране в виде таблицы (слайд 7) У: Вот теперь наверняка никто из вас не сомневается в том, что импрессионизм проявился в равной степени в музыке и изобразительном искусстве. Но тем и интересно искусство. Ведь наш мир настолько разнообразен и посмотреть на то. Что в нем происходит, можно по-разному и через призму разных видов искусств и жанров. Например, как в песне «Непогода» М.Дунаевского, нашего современника, который написал ее к кинофильму «Мэри Поппинс, до свидания». VIII.Вокально-хоровая работа Исполнение песни учителем, обсуждение характера звучания и настроения исходя из содержания. Разучивание 1 куплета, работа над ритмическими и интонационными трудностями. IX.Рефлексия У: Надеюсь, что эта песня о плохой погоде не испортила вам настроение. А вот увидеть это я смогу из ваших оценок. На нотном стане закрепите красную нотку, если вы работали на уроке плодотворно и узнали много нового, желтую – если вы немного ленись, но все-таки довольны уроком, ну а черную – если вам было скучно и вам на уроке не понравилось. И я отмечу наш урок. Учитель вместе с детьми анализирует получившийся нотный стан, даже можно исполнить мелодию, которая получилась. Прощание с классом Используемая литература:
|