Ход урока
|
Пункт плана №1 Прошлое Кавказа
|
Работа учителя
| № слайда
| Работа учащихся
|
Объявление темы, цели, плана урока.
Работа с эпиграфом.
Вступительное слово учителя географии:
миллионы лет назад из глубин бывшего океана Тетис антиклинальным горбом поднялся Кавказский хребет. Долго трудились над его разрушением вода, лед, ветер, солнце… Они превратили его поверхность в острые вершины, напоминающие гигантскую щетку с глубокими ущельями и полукруглыми карами… В неогеновый период кое – где хребет потрескался и бушующие недра выплеснули на поверхность раскаленные магмы. Возникли Эльбрус и Казбек, сложенные андезитами вокруг вулканического жерла.
Не менее трех раз остывала и вновь прорывалась магма.
Пока вулкан как будто потух, но вокруг подножия из глубин трещин выливаются горячие и холодные источники
|
| Слушают
|
Пункт плана №2 Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
|
«Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный…»
(М.Ю.Лермонтов)
Слово учителя о роли Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Работа с автопортретом М.Ю. Лермонтова
| №1 – 5
Пейзажи Лермонтова
Слайд № 6
Слайд № 7-8
| «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» - выразительное чтение.
Повторение основных понятий лирики: рифма, ритм.
Определение стихотворного размера (дактиль)
Какие чувства выражает автор в миниатюре?
Устное словесное рисование: какие картины вы представляете, читая это стихотворение?
Чтение наизусть гл. 6 из поэмы «Мцыри»
|
Пункт плана № 3 Физико-географическое положение Кавказа
|
Учитель географии рассказывает о сложном строении Кавказа и предлагает учащимся выполнить задание географического лото
|
| Подбирают варианты ответов, работая с учебником страницы169-170,анализируют необходимые карты атласа.
|
Пункт плана №4 Особенности геологического строение Кавказа
|
|
| Анализ тектонической карты атласа.
Выводы о районах новой складчатости, вулканизме.
Сообщение о покорении Эльбруса из книги «Живая география» стр.217-218.
|
Пункт плана №5 Климатические условия Кавказа
|
|
| Составьте характеристику климата.
Анализ диаграмм города Сочи, анализ климатической карты. Распределение осадков. Устанавливают причины
|
Пункт плана №6 Курорты Кавказа
|
Первое упоминание о курортах Кавказа зарегистрировано в середине 14 века.
| Демонстрация слайдов о Сочи
| Приходят к выводу о рекреационных ресурсах Кавказа.
Обращаются к стр. учебника №179 .Пятигорск, дом Лермонтова
|
Пункт плана №7 Пушкин и Кавказ.
|
Пушкин и Кавказ; история создания стихотворения «Кавказ»
| Слайд №9
| Выразительное чтение и анализ стихотворения Пушкина «Кавказ»
Определение типа речи.
Определение позиции наблюдателя. Поднимемся к Поэту: что мы видим у подножия гор?
Как описал поэт Терек? Какой художественный приём использовал, с какой целью?
Поднимемся выше к «весёлым холмам». Какой художественный приём использовал поэт для их описания, с какой целью?
Работа с толкованием слова «сень».
Поднимаемся выше. Почему использованы такие скупые эпитеты?
Найдём устаревшие слова. Почему поэт использует устаревшую лексику?
Какое чувство испытываем мы, поднявшись на вершину? Посмотрим на мир глазами лирического героя, увидим красоту природы, чудные горы.
Поистине поэт заставил нас полюбить Кавказ. Какими художественными средствами поэт добился того, что мы, никогда не бывавшие на Кавказе, почувствовали всю прелесть его природы?
Какова композиция стихотворения?
|
Пункт плана № 8 Явление высотной поясности
|
Работа учителя географии: на основе анализа композиции стихотворения Пушкина «Кавказ» изучается явление высотной поясности.
| № 9
|
|
Пункт плана №6 Домашнее задание
|
| № 10
| Домашнее задание: используя знания о происхождении, физико–географическом положении Кавказа, об особенностях его геологического строения, климатических условий и изобразительно – выразительные средства языка, напишите мини – сочинение «Мой Кавказ».
|