Скачать 69.21 Kb.
|
Конспект интегрированного урока география-литература Тема урока: «Реки», 6 класс Учитель: Медведкова Марина Николаевна, Бакулина Елена Евгеньевна 1 этап. Подготовительный. Тема урока. Реки. Учитель географии. Наш мир устроен очень гармонично. Все в нем взаимосвязано. Сегодня мы попробуем объединить два таких разных, на первый взгляд, предмета, как география и литература, для того, чтобы убедиться в этом. Мы продолжаем разговор о реках. На прошлом уроке мы узнали, что такое река. Каждая река где- то начинается.1. Где она может начинаться? 2. Почему исток реки не может находиться в океане? Покажите исток Волги, Нила, Амазонки. 3. Куда может впадать река? Как называется место, где река впадает куда- либо? У каждой реки есть притоки. Как определить правые и левые притоки? 4. Что такое речная система? Река собирает свои воды с определенной территории. Как называется эта территория? Как вы считаете? Для чего нужны нам эти знания? По ходу опроса учащиеся вычерчивают схему реки на интерактивной доске. Сегодня мы продолжим составление плана характеристики реки. Всем рекам необходимо получать питание, иначе они могут исчезнуть. А чем могут питаться реки? От чего это будет зависеть?( От географического положения.) Выделяют следующие типы питания рек: 1.дождевое ( за счет дождевых вод) на экваторе; 2.снеговое (за счет талых снеговых вод) в умеренных и полярных широтах; 3. ледниковое (за счет таяния ледников в горах)- все горные реки; 4. подземными водами (за счет подземных вод, которые выходят на дно русла); 5. смешанное ( объединяет дождевое, снеговое, подземное)- большинство рек Росси. Что будет зависеть от питания реки?( Уровень воды, температура воды и др.,т.е. режим реки) 2 этап. Применение знаний. Учитель литературы. Я прочитаю вам отрывок из произведения Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Какое природное явление описывается в этом стихотворении? Я раз за дровами В лодке поехал- их много с реки К нам…… весной нагоняет- Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой, Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. (Половодье). Учитель географии. Уровень воды в реке никогда не бывает одинаковым. Весной в реки стекают талые воды. Они переполняют русла и заливают дно долин. Летом происходит сильное испарение воды, и уровень воды падает. Это называется межень. Осенью испарение уменьшается, идут затяжные дожди. Уровень воды повышается, случаются паводки. Это кратковременный подъем уровня воды в реке. От чего будет зависеть характер течения реки?( От формы рельефа) Учитель литературы. Сколько рек воспето в русской поэзии различными поэтами: Пушкиным, Лермонтовым, Языковым и многими другими, которые создали яркие, выразительные картины! Но кроме красот, изображенных в стихотворениях, это еще и настоящая географическая характеристика знаменитых рек: и бурных, и спокойных, и стремительных, и плавных. Например, Пушкин знал реки не только по именам, но и по их особенностям. Много стихотворных строк посвящено им знаменитой кавказской реке Терек. Блистательно описана другая великая река: Волга, и уже другим поэтами 19 и 20 веков Николаем Михайловичем Языковым и Самуилом Яковлевичем Маршаком. Вам предлагается работа в группах. Проанализировав поэтические тексты, предложенные каждой группе, определите характер течения реки, питание и режим реки. Докажите свою точку зрения, ссылаясь на изобразительно- выразительные средства языка. Какие художественные особенности текста помогают сделать такие выводы? ( Олицетворения, эпитеты, метафоры, приемы звукозаписи) . Проанализировав поэтические тексты, каждая группа дает географическую характеристику реки и определяет характер течения реки. Учитель географии. Итак ,какие характеристики реки мы узнали с вами сегодня на уроке?( Питание, режим и характер течения рек) 3 этап. Закрепление. По ходу работы учащиеся заполняют таблицу. План характеристики реки 1. На каком материке и в какой его части находится река 2. Где начинается река (исток) 3. В каком направлении река течет 4. Куда река впадает (устье) 5. К какому бассейну относится 6. Питание реки 7. Режим реки 8. Характер течения 4.Рефлексия. 1. Закончите предложения: Сегодня на уроке я понял: При изучении географии литература помогает____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Мне понравилось____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Какие характеристики необходимо использовать при описании реки?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оборудование: карта полушарий, интерактивная доска, компьютерная презентация, литературные тексты, портреты писателей. Приложение_1. Николай Языков К Рейну Слышал Ты о Волге? Волга больше, краше. Великолепнее, пышней, И глубже, быстрая, и шире, голубая! Не так, не так она бурлит, Когда поднимется погодка верховая И белый вал заговорит! А какова она, шумящих волн громада, Весной, как с выси берегов Через ее разлив не перекинешь взгляда, Чрез море вод и островов! По царству и река! Тебе привет заздравный Ее, властительницы вод, Обширных русских вод, простершей ход свой славный Всегда торжественный свой ход, Между холмов и гор, и долов многоплодных До темных Каспия зыбей! С.Я. Маршак. Волга и Вазуза. Меж болот из малого колодца Ручеек, не умолкая, льется. Неприметен чистый ручеек, Не широк, не звонок, не глубок. Перейдешь его через дощечку, А глядишь- ручей разлился в речку, Хоть местами речку эту вброд И цыпленок летом перейдет. Но поят ее ключи, потоки, И снега, и ливни летних гроз, И течет она рекой широкой, Разливается в спокойный плес, Пенится под плицами колес. Перед нею путь большой и долгий Из лесного края в край степной. И зовут ее рекою Волгой- Матушкой, кормилицей родной. Волга- рекам родины царица. Приложение_2
|