Тема 1. Введение.
1. Понятие дизайна.
2. Архитектурная среда.
3. Факторы, влияющие на разработку интерьера.
1. Понятие дизайна.
Дизайн – это разновидность художественно-проектной деятельности, сочетающей принципы удобства, экономичности и красоты. Слово дизайн в русском языке появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. “Disegno” – это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи с бурным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только какой-то отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека.
Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна.
Существует:
• дизайн интерьера
• дизайн одежды
• дизайн книги
• ландшафтный дизайн
• предметный дизайн
• выставочный дизайн
• дизайн рекламы
2. Архитектурная среда. Архитектура – область человеческой деятельности, включая в себя элементы как материальной, так и духовной культуры и синтезирующая результаты и средства науки и техники, искусства, культуры, производства и потребления, предназначенные для создания искусственной материально-пространственной среды обитания человека.
Архитектурная среда – пространственная ситуация, проработанная с позицией зодчества, с учётом производимого эмоционально-художественного впечатления, с помощью специфических средств архитектуры (тектоника, композиция, специальные приёмы пластической деталировки и т.д.)
Архитектурный дизайн - сфера архитектурно-строительной деятельности, направленная на формирование обьектов и сооружений массового назначения: рядовых жилых, общественных и производственных зданий и открытых городских пространств. Элементы архитектурной среды:
Пространственная форма-оболочка
Ограждения в интерьере
Предметное наполнение интерьера.
Эмоциональное восприятие интерьера
3. Факторы, влияющие на разработку интерьера. Категория «сложности». Каждый Объект различен по уровню ответственности, степени необходимой проектной проработки, требует своего набора специалистов и совершенно различной технологии работы.
Условно выделяются четыре основных категории «сложности» помещений: I Категория. Помещения, не требующие сложных планировочных, стилевых и технологических решений, а также крупные (от 1500 м2) объекты. II Категория. Общественные и офисные помещения, требующие индивидуального нестандартного подхода к разработке планировки и организации интерьера.
III Категория. Частные интерьеры и апартаменты (в т.ч. большинство квартир, интерьеров частных домов и коттеджей). IV Категория. Помещения, имеющие сложную пространственную организацию, стилевую ориентацию, насыщенные архитектурными и декоративными деталями, требующими глубокой индивидуальной проработки (реставрационные работы, эксклюзивные особняки, специальные проекты и т. п.). Некоторыми из дополнительных факторов, которые влияют на сроки и стоимость проектных работ, являются следующие:
Разработка дизайн проекта интерьера параллельно с производством строительных работ.
Срочность и поэтапность.
Степень готовности Заказчика к постановке задачи и принятию решений.
Тема 2. Человек и пространственная среда.
1. Закономерности зрительного восприятия пространства.
2. Перспектива.
1. Закономерности зрительного восприятия пространства.
Восприятием называют процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения. белый лист бумаги, наш взгляд начинает движение из верхнего левого угла, двигаясь вправо до упора; затем вниз широким лучом между вертикалью из левого верхнего угла в левый нижний, захватывая диагональ, проходящую через центр листа из верхнего правого угла в левый нижний (тот же принцип - чтение слева-направо, сверху-вниз.
Движение взгляда по листу бумаги.
Кроме активности зон выделяются преобладающие направления:
• активные (начало) – горизонталь вверху, вертикаль слева, диагональ снизу/слева, вверх/вправо (развитие) ;
Активные направления
• пассивные (завершение, ограничение) – горизонталь внизу и вертикаль справа; внизу, диагональ сверху/слева - вниз/вправо (угасание).
Пассивные направления Свойства восприятия: Последовательность. Избирательность. Среди объектов, изображенных на любой картинке, всегда есть такие, которые приковывают внимание человека в большей степени, нежели другие. Главные элементы, фиксируемые на лице, – глаза, нос, губы .
Траектория движения взгляда при рассматривании профиля Нефертити
Реакция на движение. Наше внимание привлекают: анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция. Целостность. Человек способен воспринимать как части, так и все изображение в целом одновременно.
Пример целостного восприятия изображения
Соотносительность Иллюзорность (обманчивость зрительного восприятия).
2. Перспектива.
Различают следующие виды перспективы:
Линейная – изображение на плоскости с помощью центрального проецирования.
Линейная перспектива
Панорамная – изображение на внутренней поверхности цилиндра (выставочные панорамы) – например, Бородинская панорама.
Плафонная – изображение на внутренней поверхности перекрытия какого-либо помещения.
Театральная – изображение на ряде отдельных поверхностей; например, театральные декорации.
Театральная перспектива
Рельефная – изображение глубины пространства с помощью различных форм рельефа. Рельефная перспектива создает иллюзию разной глубины при постоянном уровне рельефа.
Диорамная — изображение, сочетающее живопись на просвечивающем материале или стекле с обеих сторон с объемными предметами.
Архитектурная — изображение зданий, площадей, парков и т. д.
Архитектурная перспектива
Стереоскопическая — изображение на плоскости (бумаге) выполняется по правилам линейной перспективы в виде двух рисунков предмета: один делается из расчета на то, как видит левый глаз, другой — как видит правый.
Обратная перспектива — изображение, акцентирующее внимание зрителя на смысловом центре, часто игнорирующее сокращения линейной перспективы.
Обратная перспектива Тема 3. Пространство и интерьер.
1. Формирование пространства интерьера.
2. Элементы дизайна интерьера. 1. Формирование пространства интерьера.
Проектирование интерьеров — это пространственное решение помещения, планировка, перепланировка, цветовая разработка, предложение по отделочным материалам и освещению.
Основные категории проектирования пространства:
1. Пропорции и масштаб.
2. Сбалансированность
Среди видов сбалансированности выделяют симметричный, асимметричный и радиальный.
Симметрическое равновесие применяют в классической схеме организации интерьера, чтобы сфокусировать взгляд на его центре..
Асимметрическое равновесие достигается в тех случаях, когда два «разновесных» элемента отстоят на неравных расстояниях от воображаемого центра.
3. Ритм.
4. Доминанта
5. Гармония.
2. Элементы дизайна интерьера
1. Пространство. Пространство, ограниченное стенами, потолками, плоскостью пола и мебелью, было и остается важнейшим и сложнейшим из элементов дизайна. Когда человек находится в пространстве интерьера, его соотношение с ним непрерывно изменяется.
2. Форма и контур. Под контуром имеется в виду внешний абрис объектов, выраженных в двухмерной проекции, тогда как формой считается трехмерный объем предмета.
3. Линия. Основные направления линий — горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Фактура поверхности. Качество поверхности любого объекта является одним из главных элементов в дизайнерском проектировании, поскольку оно воспринимается зрительно и на ощупь.
5. Цвет — важнейший элемент, определяющий настроение интерьера, он нередко оказывает на человека физиологическое и психологическое воздействие.
6. Свет. В дизайне интерьеров свет играет функциональную и эстетическую роль.
Тема 4. Свет в интерьере.
1. Виды освещения.
2. Система искусственного освещения.
|