Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели





Скачать 103.41 Kb.
НазваниеТема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели
Дата публикации30.06.2013
Размер103.41 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма».

Цели:

Образовательная: организовать деятельность учащихся для обобщения, и систематизации знаний, умений, навыков по изученным темам

Развивающая: развитие логического мышления, коммуникативных и информационных навыков, умения обобщать и устанавливать причинно-следственные связи

Воспитательная: санитарно-гигиеническое воспитание

Тип урока: урок обобщающего повторения

Форма проведения урока: урок - путешествие

Материалы и оборудование: информационные карты урока (маршрутные листы), информационные мини-проекты, микроскопы, микропрепараты крови человека, кровеносных сосудов, рисунки «Виды кровотечения»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок.

2.Обобщение изученного материала.

Тема нашего урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма».

Одну из составных частей внутренней среды организма человека из древне называли «носительницей жизни». О чем, по вашему мнению, идет речь? (О крови). А что еще относится к внутренней среде организма человека? (Лимфа и тканевая жидкость).

Исходя из темы урока, как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся называют цели урока)

Чтобы достичь этих целей, сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительный мир внутренней среды организма человека по маршрутным листам, находящимся перед вами. Нам предстоит посетить станции: «Анатомистов», «Физиологистов», «Гигиенистов», «Валеологов», «Спасателей» и «Исследователей» . Визитными карточками каждой станции будут те информационные и информационно-ролевые проекты, которые вы подготовили в качестве домашнего задания. На каждой станции вам предстоит выполнить предложенные в маршрутных листах задания. В завершении нашего путешествия вы оцените свою работу.

Итак, первая станция «Анатомистов». В качестве визитной карточки сейчас будет представлен информационный проект «Зарождение науки о строении внутренней среды организма человека ». А теперь вам предстоит выполнить задания, связанные со строением частей внутренней среды организма человека(задания на установление соответствия).

-Следующая станция «Физиологистов». Представление информационного проекта «Переливание крови». Выполнение заданий в маршрутном листе.

-Станция «Гигиенистов». Информационный проект «Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы». Выполнение заданий в маршрутном листе.

Учитель: -Что входит в понятие «общее укрепление организма»? (Прежде всего, здоровый образ жизни, прогулки на свежем воздухе). Кроме всего названного есть несложные упражнения, которые займу немного времени, но окажут организму большую помощь, я вам сейчас их покажу, а вы выполняйте вместе со мной.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

1 упражнение

Руки в стороны, затем вверх- вдох.

Руки в стороны, затем вниз – выдох.

2 упражнение

Руки к плечам, вверх – вдох.

Руки к плечам, вниз – выдох.

3 упражнение

Руки на поясе. На счет раз, два – вдох.

На счет – три, четыре – выдох.

4 упражнение

Руки на поясе. На счет раз, два – вдох.

На счет – три – резкий выдох.

-Станция «Валеологов». А кто такие валеологи? (Специалистов по здоровому образу жизни). Представление информационно –ролевого проекта «Курить – здоровью вредить!». Выполнение заданий в маршрутном листе.

-Станция « Спасателей»

Творческий ролевой мини-проект «Репортаж с места происшествия» . Выполнение заданий на определение по рисунку видов кровотечений. Анализ представленной ролевой сценки (определение правильности оказания первой помощи при кровотечениях).

- В завершении нашего путешествия мы посетим станцию «Исследователей», где вам предстоит небольшое исследование предложенных «безымянных» микропрепаратов и определить, что вы на них увидели.

Наше путешествие подходит к концу и сейчас нам предстоит оценить вами выполненные задания по представленным на доске ключам .

  1. Итог урока. Рефлексия. Учащиеся оценивают свою работу (определяют свое место на «Горе успеха»). По желанию комментируют свою работу на уроке.

  2. Домашнее задание. Составить кроссворды, ребусы по изученной теме

Информационный проект « Переливание крови».

Еще в древние времена люди считали кровь «носительницей жизни» и пытались использовать ее чудесные свойства для спасения раненых, возвращении здоровья и молодости старикам.

Идея о вливании крови в кровеносные сосуды – вены или артерии – родилась только в 17 веке, после открытия Гарвеем законов кровообращения.

Вначале для переливания крови пытались использовать кровь животных.

1667 году во Франции врачами Дени и Эммерезом было произведено первое переливание крови. Обескровленному умирающему юноше перелили кровь ягненка. Переливание случайно оказалось удачным. Хотя чужеродная кровь и вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и выздоровел.

Успех окрылил ученых. Они стали переливать кровь животных другим людям. Однако последующие попытки переливания крови животных человеку были неудачными: больные погибали. Родственники умерших возбудили против врачей судебное дело. Подобные операции были запрещены законом. Но ученые не переставали думать о спасении жизни людей с помощью переливания крови. Ученые установили, что для переливания крови нужно использовать только человеческую кровь.

Первое в мире переливание крови человека человеку было сделано в 1819 году в Англии. В России его произвел впервые в 1832 году петербургский врач Ф. Б. Вольф. Успех был блестящий. Жизнь женщины, находившейся при смерти из-за большой кровопотери, была спасена.

В одних случаях переливание крови действовало прекрасно, в других – больные умирали. При этом наблюдались точно такие же явления, как и при гибели тех людей, которым в 17 веке переливали кровь животных. Ученые установили, что все люди по биологическим свойствам крови делятся на четыре группы.

Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови.

После открытия групп крови, переливание крови стало могучим средством в борьбе за спасение человеческой жизни. Однако, по мере того, как переливание крови стало все больше и больше входить в повседневную практику медицины, было установлено, что даже при переливании совместимой по групповому признаку крови, в особенности повторном, у некоторых больных наступают осложнения такие же, как при переливании несовместимой крови. Оказывается, на поверхности эритроцитов располагаются не только белки, которые определяют их групповую принадлежность. Так, эритроциты у большинства людей обладают очень важным белком (который обнаруживается у обезьян – мартышек резус), называемым резус – фактором. Люди, эритроциты которых обладают этим резус – фактором, называются резус – положительными. При переливаниях резус – отрицательным реципиентам (так называют тех, кому делают переливание крови) у них происходит выработка антител к чужеродному белку – резус - антигену. Повторное переливание резус – положительной крови этому человеку приводит к встрече резус – антигена с накопившимися антителами и развитию реакции несовместимости, такой же, как при переливании несовместимой по групповому признаку крови.

Так, постепенно, наука раскрывает тайны крови. Продолжается изучение ее строения и свойств, совершенствуются методы борьбы с болезнями крови.

Информационный проект «Зарождение науки о строении внутренней среды организма человека».

Врачей и анатомов древности интересовало строение и работа сердца. Это подтверждается сведениями, приведенными в древних рукописях. В папирусе Эберса «Тайная книга врага» есть разделы «Сердце» и «Сосуды сердца».

Гиппократ – великий греческий врач, которого называют «отцом медицины», писал о мышечном строении сердца.

Греческий ученый Аристотель утверждал, что самый важный орган человеческого тела – это сердце, образующееся у плода раньше других органов. На основании наблюдений о наступлении смерти после остановки сердца, он сделал вывод, что сердце является «мыслительным центром». Мозгу Аристотель отводил второстепенную роль.

Древнегреческий врач Эразит описал клапаны сердца, их назначение , а также механизм сокращения сердечной мышцы.

Древнегреческий врач Клавдий Галлен доказал, что в артериях течет кровь, а не воздух, как предполагал Аристотель. Галлен создал теорию о том, что кровь зарождается в печени, и через полые вены распределяется по нижней части тела. В книге «Наука человеческого тела» он привел сведения об овальном отверстии в сердце, в дальнейшем он открыл круги кровообращения.

Не смотря на ряд ошибок в предположениях древнегреческих ученых, они дали начало становлению науки о строении внутренней среды организма человека.

Информационный мини-проект «Курить –здоровью вредить»

Главная особенность табака — содержание никотина.

Никотин — один из сильнейших ядов и основная составная часть табачного дыма. В чистом виде это тягучая маслянистая жидкость, горькая на вкус.

Однако не только никотин делает вредным курение. По данным фармакологов при выкуривании одной пачки сигарет с общей массой табака 20 грамм образуется много других вредных веществ. Мы знаем, что кровь, проходя через лёгкие, насыщается кислородом, который затем разносится по всему организму. Кровь содержит белок, связывающий кислород, — гемоглобин. Однако гемоглобин способен связываться и с другими газами, например с СО. Кровь теряет способность отдавать тканям кислород, развивается кислородное голодание. Табачный дым содержит 8 % угарного газа.

Самая же главная опасность для курильщика — табачный дёготь. Установлено, что в состав табачного дегтя входят различные ароматические вещества, способные вызвать образование злокачественных опухолей — канцерогены. Наиболее активным канцерогеном является бензопирен.

А сейчас мы узнаем о том, как курение влияет на сердечно-сосудистую систему человека (сценка).

Дама:

Ой, доктор, скорее

Вы мне помогите.

Нет сил моих больше.

Прошу, излечите.

Вот, доктор, послушайте,

Сердце как бьется,

(хватается за сердце)

Дышать не могу.

Доктор: Видно курите мног

Дама:

Да, доктор, бывает,

А что тут такого?

Доктор:

Ах, пульс учащенный,

Давленье высокое,

А вот и инфаркт —

Так помрешь раньше срока
Сердце:

Мне так плохо, я устало

И нет уж больше сил стучать,

Наверное, жить осталось мало…

Могли бы только вы понять-

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин,

А этот яд непобедим.

Мои сосуды кровяные

В дыму сгорают день за днем,

И если вы нас не спасете,

Мы от куренья пропадем!
Доктор:

Причина болезни —

Дурная привычка.

Курить надо бросить,

Совсем уж как спичка.
А теперь, узнав о пагубном воздействии никотина, каждый должен сам задуматься, что ему выбрать - здоровье или отраву. И я надеюсь, что ваш выбор будет не в пользу курения.

Маршрутный лист.

1.Станция «Анатомистов».

Задание: Из перечня сосудов (А-Д) выберите ответы на вопросы (1-9).

А. Артерии. Б. Вены. В. Капилляры. Г. Аорта. Д Лимфатические сосуды.

1. Самые тонкие, мелкие кровеносные сосуды.

2. Несут кровь от сердца.

3. Стенки состоят из одного слоя клеток.

4. Самый толстостенный кровеносный сосуд.

5. Несут кровь к сердцу.

6. Несут желтоватую жидкость к сердцу.

7. Принимают межклеточную жидкость.

8. Выносит кровь из левого желудочка.

9. Видны на тыльной стороне руки.

Ответы:__________________________________________________

2. Станция « Физиологистов».

Задание: Расположите в правильной последовательности части большого и малого круга кровообращения.

Малый круг кровообращения: 1. Легочные вены. 2. Правый желудочек. 3 Капилляры легких. 4. Легочные артерии. 5. Левое предсердие.

Ответы:______________________________________________

Большой круг кровообращения: 1. Капилляры органов. 2. Правое предсердие. 3. Верхняя и нижняя полые вены. 4. Аорта. 5. Левый желудочек. 6 .Артерии.

Ответы:___________________________________________________.

3.Станция « Гигиенистов».

Задание: Заполните пропуски в тексте: Большой вред здоровью человека приносит малоактивный образ жизни, который называется_(1)___________.

В результате человек не только отстает в физическом развитии, но и возникает ряд заболеваний . Одно из самых распространенных -это стойкое повышение давления-(2)____________. Последствиями этого заболевания могут быть кровоизлияния в головной мозг (3)- _________и кровоизлияния в сердечную мышцу (4)______________.

4.Станция «Валеологов».

Заполните пропуски в таблице.

Вредные привычки

Влияние на организм

Вызываемые ими болезни сердечно-сосудистой системы

1.

2.Сужение кровеносных сосудов, нарушение кровоснабжения органов

3. Перемежающаяся хромота, гипертония.

4. Алкоголь

5.

6. Ожирение сердца

7.Гиподинамия

8.

9.

5.Станция «Спасателей».

Задание: Рассмотрите рисунок (на доске) и определите тип кровотечения.

Ответы: 1_______________ 2____________________ 3____________________

Ошибки при остановке кровотечений:__________________________________

____________________________________________________________________-

6. Станция «Исследователи».

Задание: Определите, что вы видите на предложенном микропрепарате.

Ответ:_________________________________

Дополнительные баллы:

Общий балл:__________

Оценка:______________________.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconУрок по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»
Цель : повторить и обобщить материал по темам «. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.». Провести контроль знаний и умений...
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Защитные силы организма. Иммунитет» 3 урок в разделе «Внутренняя среда организма»
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconКонспект урока биологии в 8 классе Тема урока. Внутренняя среда организма....
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconКонспект урока внутренняя среда организма (Тема урока) фио (полностью)...
Базовый учебник Дрогомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 класс. Вентана Граф. Москва, 2007 г
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Внутренняя среда организма», изучить состав внутренней среды организма и значение каждого компонента; сформировать у учащихся новые...
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: сформировать представления об иммунитете как защитном механизме организма человека, разъяснить, каким образом иммунная...
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Раскрыть понятие “внутренняя среда организма”, ее роль в организме, значение постоянства внутренней среды
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconЛекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии. М....
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Внутренняя среда организма»
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconУрока биологии 5 класс Тема : «Вода как среда жизни организма»
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвертым в изучении главы 1 «Разнообразие живых организмов....
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconТема: Кожа – надёжная защита организма. Цели
Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами...
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconТемы рефератов к экзамену по предмету «Физическая культура»
Значение занятий физическими упражнениями для организма человека. Их влияние на внутренние органы и системы (кровеносная, дыхательная,...
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconУрок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек»
Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения...
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«внутренняя среда организма», разъяснить её роль в организме, значение её постоянства. Побудить учащихся к самостоятельной работе...
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconЭлективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека"...
Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций...
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели icon«Влияние динамики учебного процесса на состояние организма студента»
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели iconМинкина Светлана Викторовна Тема урок
Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск