Скачать 103.41 Kb.
|
Тема урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Цели: Образовательная: организовать деятельность учащихся для обобщения, и систематизации знаний, умений, навыков по изученным темам Развивающая: развитие логического мышления, коммуникативных и информационных навыков, умения обобщать и устанавливать причинно-следственные связи Воспитательная: санитарно-гигиеническое воспитание Тип урока: урок обобщающего повторения Форма проведения урока: урок - путешествие Материалы и оборудование: информационные карты урока (маршрутные листы), информационные мини-проекты, микроскопы, микропрепараты крови человека, кровеносных сосудов, рисунки «Виды кровотечения» Ход урока:
Вступительное слово учителя: Добрый день! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём, настроимся на поиск и творчество и начнём урок. 2.Обобщение изученного материала. Тема нашего урока: Обобщающее повторение по темам «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая система организма». Одну из составных частей внутренней среды организма человека из древне называли «носительницей жизни». О чем, по вашему мнению, идет речь? (О крови). А что еще относится к внутренней среде организма человека? (Лимфа и тканевая жидкость). Исходя из темы урока, как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Учащиеся называют цели урока) Чтобы достичь этих целей, сегодня на уроке мы совершим путешествие в удивительный мир внутренней среды организма человека по маршрутным листам, находящимся перед вами. Нам предстоит посетить станции: «Анатомистов», «Физиологистов», «Гигиенистов», «Валеологов», «Спасателей» и «Исследователей» . Визитными карточками каждой станции будут те информационные и информационно-ролевые проекты, которые вы подготовили в качестве домашнего задания. На каждой станции вам предстоит выполнить предложенные в маршрутных листах задания. В завершении нашего путешествия вы оцените свою работу. Итак, первая станция «Анатомистов». В качестве визитной карточки сейчас будет представлен информационный проект «Зарождение науки о строении внутренней среды организма человека ». А теперь вам предстоит выполнить задания, связанные со строением частей внутренней среды организма человека(задания на установление соответствия). -Следующая станция «Физиологистов». Представление информационного проекта «Переливание крови». Выполнение заданий в маршрутном листе. -Станция «Гигиенистов». Информационный проект «Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы». Выполнение заданий в маршрутном листе. Учитель: -Что входит в понятие «общее укрепление организма»? (Прежде всего, здоровый образ жизни, прогулки на свежем воздухе). Кроме всего названного есть несложные упражнения, которые займу немного времени, но окажут организму большую помощь, я вам сейчас их покажу, а вы выполняйте вместе со мной. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. 1 упражнение Руки в стороны, затем вверх- вдох. Руки в стороны, затем вниз – выдох. 2 упражнение Руки к плечам, вверх – вдох. Руки к плечам, вниз – выдох. 3 упражнение Руки на поясе. На счет раз, два – вдох. На счет – три, четыре – выдох. 4 упражнение Руки на поясе. На счет раз, два – вдох. На счет – три – резкий выдох. -Станция «Валеологов». А кто такие валеологи? (Специалистов по здоровому образу жизни). Представление информационно –ролевого проекта «Курить – здоровью вредить!». Выполнение заданий в маршрутном листе. -Станция « Спасателей» Творческий ролевой мини-проект «Репортаж с места происшествия» . Выполнение заданий на определение по рисунку видов кровотечений. Анализ представленной ролевой сценки (определение правильности оказания первой помощи при кровотечениях). - В завершении нашего путешествия мы посетим станцию «Исследователей», где вам предстоит небольшое исследование предложенных «безымянных» микропрепаратов и определить, что вы на них увидели. Наше путешествие подходит к концу и сейчас нам предстоит оценить вами выполненные задания по представленным на доске ключам .
Информационный проект « Переливание крови». Еще в древние времена люди считали кровь «носительницей жизни» и пытались использовать ее чудесные свойства для спасения раненых, возвращении здоровья и молодости старикам. Идея о вливании крови в кровеносные сосуды – вены или артерии – родилась только в 17 веке, после открытия Гарвеем законов кровообращения. Вначале для переливания крови пытались использовать кровь животных. 1667 году во Франции врачами Дени и Эммерезом было произведено первое переливание крови. Обескровленному умирающему юноше перелили кровь ягненка. Переливание случайно оказалось удачным. Хотя чужеродная кровь и вызвала тяжелую реакцию, больной перенес ее и выздоровел. Успех окрылил ученых. Они стали переливать кровь животных другим людям. Однако последующие попытки переливания крови животных человеку были неудачными: больные погибали. Родственники умерших возбудили против врачей судебное дело. Подобные операции были запрещены законом. Но ученые не переставали думать о спасении жизни людей с помощью переливания крови. Ученые установили, что для переливания крови нужно использовать только человеческую кровь. Первое в мире переливание крови человека человеку было сделано в 1819 году в Англии. В России его произвел впервые в 1832 году петербургский врач Ф. Б. Вольф. Успех был блестящий. Жизнь женщины, находившейся при смерти из-за большой кровопотери, была спасена. В одних случаях переливание крови действовало прекрасно, в других – больные умирали. При этом наблюдались точно такие же явления, как и при гибели тех людей, которым в 17 веке переливали кровь животных. Ученые установили, что все люди по биологическим свойствам крови делятся на четыре группы. Определяют группы крови по особым стандартным сывороткам, получаемым заранее из крови людей, у которых уже установлена группа крови. После открытия групп крови, переливание крови стало могучим средством в борьбе за спасение человеческой жизни. Однако, по мере того, как переливание крови стало все больше и больше входить в повседневную практику медицины, было установлено, что даже при переливании совместимой по групповому признаку крови, в особенности повторном, у некоторых больных наступают осложнения такие же, как при переливании несовместимой крови. Оказывается, на поверхности эритроцитов располагаются не только белки, которые определяют их групповую принадлежность. Так, эритроциты у большинства людей обладают очень важным белком (который обнаруживается у обезьян – мартышек резус), называемым резус – фактором. Люди, эритроциты которых обладают этим резус – фактором, называются резус – положительными. При переливаниях резус – отрицательным реципиентам (так называют тех, кому делают переливание крови) у них происходит выработка антител к чужеродному белку – резус - антигену. Повторное переливание резус – положительной крови этому человеку приводит к встрече резус – антигена с накопившимися антителами и развитию реакции несовместимости, такой же, как при переливании несовместимой по групповому признаку крови. Так, постепенно, наука раскрывает тайны крови. Продолжается изучение ее строения и свойств, совершенствуются методы борьбы с болезнями крови. Информационный проект «Зарождение науки о строении внутренней среды организма человека». Врачей и анатомов древности интересовало строение и работа сердца. Это подтверждается сведениями, приведенными в древних рукописях. В папирусе Эберса «Тайная книга врага» есть разделы «Сердце» и «Сосуды сердца». Гиппократ – великий греческий врач, которого называют «отцом медицины», писал о мышечном строении сердца. Греческий ученый Аристотель утверждал, что самый важный орган человеческого тела – это сердце, образующееся у плода раньше других органов. На основании наблюдений о наступлении смерти после остановки сердца, он сделал вывод, что сердце является «мыслительным центром». Мозгу Аристотель отводил второстепенную роль. Древнегреческий врач Эразит описал клапаны сердца, их назначение , а также механизм сокращения сердечной мышцы. Древнегреческий врач Клавдий Галлен доказал, что в артериях течет кровь, а не воздух, как предполагал Аристотель. Галлен создал теорию о том, что кровь зарождается в печени, и через полые вены распределяется по нижней части тела. В книге «Наука человеческого тела» он привел сведения об овальном отверстии в сердце, в дальнейшем он открыл круги кровообращения. Не смотря на ряд ошибок в предположениях древнегреческих ученых, они дали начало становлению науки о строении внутренней среды организма человека. Информационный мини-проект «Курить –здоровью вредить» Главная особенность табака — содержание никотина. Никотин — один из сильнейших ядов и основная составная часть табачного дыма. В чистом виде это тягучая маслянистая жидкость, горькая на вкус. Однако не только никотин делает вредным курение. По данным фармакологов при выкуривании одной пачки сигарет с общей массой табака 20 грамм образуется много других вредных веществ. Мы знаем, что кровь, проходя через лёгкие, насыщается кислородом, который затем разносится по всему организму. Кровь содержит белок, связывающий кислород, — гемоглобин. Однако гемоглобин способен связываться и с другими газами, например с СО. Кровь теряет способность отдавать тканям кислород, развивается кислородное голодание. Табачный дым содержит 8 % угарного газа. Самая же главная опасность для курильщика — табачный дёготь. Установлено, что в состав табачного дегтя входят различные ароматические вещества, способные вызвать образование злокачественных опухолей — канцерогены. Наиболее активным канцерогеном является бензопирен. А сейчас мы узнаем о том, как курение влияет на сердечно-сосудистую систему человека (сценка). Дама: Ой, доктор, скорее Вы мне помогите. Нет сил моих больше. Прошу, излечите. Вот, доктор, послушайте, Сердце как бьется, (хватается за сердце) Дышать не могу. Доктор: Видно курите мног Дама: Да, доктор, бывает, А что тут такого? Доктор: Ах, пульс учащенный, Давленье высокое, А вот и инфаркт — Так помрешь раньше срока Сердце: Мне так плохо, я устало И нет уж больше сил стучать, Наверное, жить осталось мало… Могли бы только вы понять- Мне не хватает кислорода, Меня так душит никотин, А этот яд непобедим. Мои сосуды кровяные В дыму сгорают день за днем, И если вы нас не спасете, Мы от куренья пропадем! Доктор: Причина болезни — Дурная привычка. Курить надо бросить, Совсем уж как спичка. А теперь, узнав о пагубном воздействии никотина, каждый должен сам задуматься, что ему выбрать - здоровье или отраву. И я надеюсь, что ваш выбор будет не в пользу курения. Маршрутный лист. 1.Станция «Анатомистов». Задание: Из перечня сосудов (А-Д) выберите ответы на вопросы (1-9). А. Артерии. Б. Вены. В. Капилляры. Г. Аорта. Д Лимфатические сосуды. 1. Самые тонкие, мелкие кровеносные сосуды. 2. Несут кровь от сердца. 3. Стенки состоят из одного слоя клеток. 4. Самый толстостенный кровеносный сосуд. 5. Несут кровь к сердцу. 6. Несут желтоватую жидкость к сердцу. 7. Принимают межклеточную жидкость. 8. Выносит кровь из левого желудочка. 9. Видны на тыльной стороне руки. Ответы:__________________________________________________ 2. Станция « Физиологистов». Задание: Расположите в правильной последовательности части большого и малого круга кровообращения. Малый круг кровообращения: 1. Легочные вены. 2. Правый желудочек. 3 Капилляры легких. 4. Легочные артерии. 5. Левое предсердие. Ответы:______________________________________________ Большой круг кровообращения: 1. Капилляры органов. 2. Правое предсердие. 3. Верхняя и нижняя полые вены. 4. Аорта. 5. Левый желудочек. 6 .Артерии. Ответы:___________________________________________________. 3.Станция « Гигиенистов». Задание: Заполните пропуски в тексте: Большой вред здоровью человека приносит малоактивный образ жизни, который называется_(1)___________. В результате человек не только отстает в физическом развитии, но и возникает ряд заболеваний . Одно из самых распространенных -это стойкое повышение давления-(2)____________. Последствиями этого заболевания могут быть кровоизлияния в головной мозг (3)- _________и кровоизлияния в сердечную мышцу (4)______________. 4.Станция «Валеологов». Заполните пропуски в таблице.
5.Станция «Спасателей». Задание: Рассмотрите рисунок (на доске) и определите тип кровотечения. Ответы: 1_______________ 2____________________ 3____________________ Ошибки при остановке кровотечений:__________________________________ ____________________________________________________________________- 6. Станция «Исследователи». Задание: Определите, что вы видите на предложенном микропрепарате. Ответ:_________________________________ Дополнительные баллы: Общий балл:__________ Оценка:______________________. |
Урок по теме «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ» Цель : повторить и обобщить материал по темам «. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.». Провести контроль знаний и умений... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Защитные силы организма. Иммунитет» 3 урок в разделе «Внутренняя среда организма» | ||
Конспект урока биологии в 8 классе Тема урока. Внутренняя среда организма.... Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток... | Конспект урока внутренняя среда организма (Тема урока) фио (полностью)... Базовый учебник Дрогомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 класс. Вентана Граф. Москва, 2007 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Внутренняя среда организма», изучить состав внутренней среды организма и значение каждого компонента; сформировать у учащихся новые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: сформировать представления об иммунитете как защитном механизме организма человека, разъяснить, каким образом иммунная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Раскрыть понятие “внутренняя среда организма”, ее роль в организме, значение постоянства внутренней среды | Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии. М.... Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Внутренняя среда организма» | ||
Урока биологии 5 класс Тема : «Вода как среда жизни организма» Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвертым в изучении главы 1 «Разнообразие живых организмов.... | Тема: Кожа – надёжная защита организма. Цели Цели и задачи урока: Развивать понятия о гигиене кожи, познакомить с болезнями кожи, связанными с нарушением диеты, гиповитаминозами... | ||
Темы рефератов к экзамену по предмету «Физическая культура» Значение занятий физическими упражнениями для организма человека. Их влияние на внутренние органы и системы (кровеносная, дыхательная,... | Урок по биологии на тему: «мочевыделительная система. Строение и значение почек» Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы; раскрыть значение выделения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «внутренняя среда организма», разъяснить её роль в организме, значение её постоянства. Побудить учащихся к самостоятельной работе... | Элективный курс для 8-го класса "Механизм работы организма человека"... Элективный курс «Механизмы работы организма человека» рассчитано на школьников, проявляющих интерес к изучению сложнейших функций... | ||
«Влияние динамики учебного процесса на состояние организма студента» Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов | Минкина Светлана Викторовна Тема урок Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека в частности ( наличия... |