Конспект урока окружающего мира в 1 классе « Наши помощники – органы чувств»
Предмет: окружающий мир Класс: 1
Учитель: Минкина Светлана Викторовна
Тема урока: «Наши помощники – органы чувств»
Цели урока: Ученик научится: Понимать и использовать знания о строении и функционировании организма человека - в частности ( наличия у человека органов чувств)
Ученик получит возможность научиться: Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Задачи урока: Создать условия для развития УУД
Предметных УУД
- Личностных:
- создание условий для проявления познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам;
- формирование ценностных ориентиров: саморегуляции, самооценки;
- формирование толерантности (уважительного отношения к мнению одноклассников).
- Познавательных:
- организация побуждающего диалога с целью подведения учащихся к самостоятельному выделению и формулировке познавательных задач;
- организация работы по обобщению информации из разных источников
- Регулятивные:
- обучение учащихся контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания ;
- обучение учащихся выделению и осознанию того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
- Коммуникативные:
- создание условий для общения в процессе учебного занятия через работу в группах;
Ожидаемые результаты:
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Вид урока: изучение нового материала
Формы работы: групповая, фронтальная
Используемые технологии: проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная
Используемые ресурсы: тексты учебника, детская энциклопедия (книга) Детская энциклопедия – мультимедийный материал, интерактивна доска
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
| Цель: включение в деятельность
- Посмотрите на стр. учебника. Прочитайте тему урока.
- Скажите, какие слова в теме урока вам незнакомы?
| (выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности )
Позн. УУД. Пред УУД,
Чтение. Анализ
| этап актуализации
| Цель: Создать ситуацию, где учащиеся смогут воспроизвести и зафиксировать известное (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и активизировать познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- Давайте выясним, что нам известно о теме урока.
- Дайте определение словам
«наши»
«помощники»
«чувств»
- Что же мы можем чувствовать?
Поиграем в игру. Я буду называть предметы, действия, явления, а вы будете говорить, что вы можете ощутить или почувствовать.
( крышка парты - гладкая поверхность, деревянная, твёрдая; яблоко – сладкий вкус, круглая форма, красный цвет; лук – горький, сильно пахнет, круглый; )
- Почему вы сегодня пришли в тёплой одежде?
- Что может ещё чувствовать человек?
| (воспроизвели и зафиксировали известные знания, умения и навыки,активизировали соответствующие мыслительные операции) Комм.УУД
Познав.УУД
ПредмУУД
Отвечать на вопросы учителя
Участвовать в игре по правилам
Вспомнить признаки предметов
| этап выявления места и причины затруднения;
| Цель: зафиксировать операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
- Какое слово нам незнакомо? Как вы думаете – что оно обозначает?
-Тогда что будет обозначать фраза из двух слов «органы чувств»?
- Почему «органы чувств называют «помощниками» человека?
- Давайте сделаем вывод и сформулируем то основное знание, которое необходимо узнать.
Части тела у человека помогающие ему чувствовать
- Давайте предположим: Какие части тела у человека могут помочь ему чувствовать?
| ( осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний) ПредУУД, Комм УУД
Выдвигают предположения (органы – это части тела, а помощники – помогают чувствовать)
Мы не знаем какие части тела у человека помогают ему чувствовать – это главное что необходимо узнать
Высказывание предположений и аргументирование. (Ком.УУД)
| этап построения проекта выхода из затруднения
| Цель: организовать ситуацию для выбора способа построения нового знания (как?)
выбора средства для построения нового знания (с помощью чего?)
- Что же нужно сделать для того, чтобы проверить предположения?
- Какие источники мы можем использовать?
-Как работать с учебником? Где в нём могут находиться знания?
-Как работать с энциклопедией?
-Как работать с дисковым носителем?
-Давайте составим план поиска информации на первый вопрос «Что такое органы чувств?»
| ( Выбор средств и способов выхода из затруднения) Регул УУД
УУД «Чтение и работа с информацией»
Определяют источники получения знания, определяют способы работы с ними, планируют работу
1 Найти информацию в разных источниках
2 Сравнить информацию, выделить общее
3 Сделать вывод
4. Перейти к поиску ответа на второй вопрос «почему их называют помощниками?»
| этап реализации построенного проекта
| Цель: зафиксировать в обобщенном виде новое знание и способ действия
Выполнение работы по поиску ответа на вопрос в разных источниках
- Что удалось найти?
- Как сформулируем ответ на вопрос «Что такое органы чувств?»
- Какая работа помогла найти ответ?
| построение учащимися способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение
УУД «Чтение и работа с информацией» Пред УУД
Коммун УУД , Регул УУД
| этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
| Цель: проговорить вслух выполненные шаги и их обоснование
- Какая работа помогла найти ответ? Какие умения понадобились?
| (усвоение учащимися способа действия) Комм УУД., РегулУУД Предм УУД
Понадобились умения читать, в тексте находить нужное, сравнивать ответы, говорить , работать вместе, обращаться за помощью
| Физминутка
| Проведём физминутку
| Выполнить упражнение
| этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
| Цель : организовать фронтальную работу по выполнению учащимися типовых заданий с использованием нового знания
- Давайте проверим, поможет ли нам новое знание и те умения, которые мы использовали выполнить упражнения в учебнике.
- Откройте стр 56 в учебнике попробуйте выполнить задание.
«Как можно определить сахар, соль и крахмал, если все они белого цвета? Какое чувство тебе поможет? Какие органы чувств будут тебе помогать?»
| (является интериоризация нового знания и использование его при решении учебной )
Предм УУД
Рег УУД
Выполняют упр. На первичное закреплении используют новые знания для выполнения
| этап включения в систему знаний и повторения
| Цель:выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
- А зачем мы сегодня узнали какие органы чувств есть у человека?
- Попробуйте выполнить ещё одно упражнение самостоятельно. Какие органы чувств помогли герою справиться? ( глаза, кожа рук)
А смогли бы справиться с задачей с закрытыми глазами? Почему?
Где мы будем использовать знания об органах чувств?
| (включение нового способа действий в систему знаний)
Рег УУД, Комм УУД Пред УУД
- Чтобы ответить на вопрос, который поставили вначале.
(Формулирование вывода – «Органы чувств помогают узнать мир, спасают от опасности – мы должны их беречь и правильно за ними ухаживать)
| этап рефлексии учебной деятельности на уроке
| организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- Давайте оценим работу .
-На лесенке самооценки мы зафиксировали знания на нижней ступени. Если на уроке вы узнали новое знание – поднимаемся на одну ступеньку выше, если вы этим знанием можете поделиться с другими – то поднимаемся по ступеньке ещё выше.
- Расскажите, на какую ступень вы поставили кружок.
- Тогда давайте ещё раз озвучим
что мы узнали
как узнавали
как мы это будем использовать в жизни
| (самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности)
Рег УУД Ком УУД
|
Конспект урока литературного чтения «Творческая работа «Сочинение сказки»в 3 классе
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Учитель: Минкина Светлана Викторовна
Тема урока: Творческая работа «Сочинение сказки»
Цели урока: Ученик научится: Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки) и составлять текст на основе плана;
Ученик получит возможность научиться: работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
Задачи урока: Создать условия для развития УУД
Предметных УУД
-Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки) и составлять текст на основе плана
- Сочинять небольшие тексты по предложенному плану
-Составлять монологические высказывания - Личностных:
- создание условий для проявления познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам;
- формирование ценностных ориентиров
- формирование толерантности (уважительного отношения к мнению одноклассников).
- Познавательных:
- организация побуждающего диалога с целью подведения учащихся к самостоятельному выделению и формулировке познавательных задач;
- организация работы по обобщению информации из разных источников
- Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия
- оценивать и вносить необходимые коррективы в действие
- Коммуникативные:
- использовать речь для регуляции своего действия
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения поставленной задачи
Тип урока: урок
Вид урока: урок рефлексии
Формы работы: групповая, фронтальная
Используемые технологии: проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационная,
Используемые ресурсы: интерактивна доска, модель,, схема «Литературный жанр «Сказка», куклы – марионетки, декорации к мини-сказке.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
| Цель: включение в деятельность
- Прочитайте тему урока.
- Как вы понимаете её смысл?
- Выберите основную деятельность на уроке ( поиск информации, проектирование, исследование)
- Сегодня на уроке какой продукт должен получиться?
| (выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности )
Позн. УУД. Пред УУД,
Чтение. Анализ
| этап актуализации
| Цель: Создать ситуацию, где учащиеся смогут воспроизвести и зафиксировать известное (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и активизировать познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- Давайте определим всё, что необходимо для получения продукта.
-Какие знания потребуются? Какие умения?
| (воспроизвели и зафиксировали известные знания, умения и навыки,активизировали соответствующие мыслительные операции) Комм.УУД
Познав.УУД
ПредмУУД
Выделить из имеющихся знаний и умений необходимое (знать особенности литературного жанра, уметь составлять текст, предложения, инсценировать)
| этап выявления места и причины затруднения;
| Цель: зафиксировать операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
- Как вы думаете, достаточны ли наши знания и умения для получения продукта?
- Как это проверить?
| ( осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний) Рег УУД, Комм УУД
Выдвигают предположения (знаний и умений достаточно или недостаточно)
(Если в конце урока на котором мы будем знания и умения использовать мы получим продукт – то знаний и умений достаточно)
| этап построения проекта выхода из затруднения
| Цель: организовать ситуацию для выбора способа построения знания (как?)
выбора средства для получения продукта (с помощью чего?)
-Давайте разработаем план над проектом.
- Я его вам подскажу, а вы определите основную деятельность на каждом этапе.
1 повторение знаний о сказке ( работа с таблицей)
2. Составление коллективной сказки на основе знаний
3 Составление сказок в группах
4. Оценивание работ
| ( Выбор средств и способов выхода из затруднения) Регул УУД
УУД «Чтение и работа с информацией»
Уметь переводить знаково-символическую форму в устное высказывание
Уметь составлять предложения и текст в соответствии с планом
Инсценировать Работать в группе
Оценивать
| Этап реализации плана
| Цель: зафиксировать в обобщенном виде способ действия
- Давайте вспомним такой литературный жанр как сказка . Составьте высказывание, используя схему – опору.
Составим сказку коллективно. Я предлагаю вам урок сказки, героев сказки и краткий сюжет. Ваша задача оформить очертания сказки в текст.
Мы будем инсценировать и по ходу составления сказки показывать действия героев, наделять их прямой речью и соотносить выполнение работы с опорной схемой.
Оцените сказку
| построение учащимися способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение
УУД «Чтение и работа с информацией» Пред УУД
Коммун УУД , Регул УУД
1 переводить знаково-символическую форму информации в устное высказывание, аргументировать
2 работать коллективно, составлять предложение и текст
Следовать плану
3 Инсценировать. Рассказывать текст от лица героев .Учитывать позицию автора.
4 Соотнести полученный продукт с планируемым.
| этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
| Цель: проговорить вслух выполненные шаги и их обоснование
- Какая работа помогла получить продукт – сочинить сказку? Какие знания и умения понадобились?
| (усвоение учащимися способа действия) Комм УУД., РегулУУД Предм УУД
1 Переводить знаково-символическую форму информации в устное высказывание, аргументировать
2 Работать коллективно, составлять предложение и текст
Следовать плану
3 Инсценировать. Рассказывать текст от лица героев .Учитывать позицию автора.
4 Соотносить полученный продукт с планируемым.
| Физминутка
| Цель : снять напряжение
- давайте проведём упражнение на снятие нагрузки
| Выполнит упражнение
| этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону;
| Цель : организовать групповую работу по выполнению учащимися типовых заданий с использованием знакомых способов действия
- А теперь попробуйте, действуя по алгоритму составить свои сказки , используя те же способы действия.
1 команде я даю ориентир ( урок – нужно уважать всех, герои - гусеница и бабочка, сюжет – гусеница и бабочка не уважали друг друга )
2 команде - (урок – нужно дружить, герои - бабочка, бабочки-подружки, гусеница, тучка, сюжет – дружба помогла всем спастись от дождя)
| (является интериоризация нового знания и использование его при решении учебной )
Предм УУД
Рег УУД
Работают в группах. Договариваются о построении сказок, распределяют роли, соотносят полученный результат с планом – опорной схемой, инсценируют, оценивают работы другой команды.
| этап включения в систему знаний и повторения
| Цель:выявить и зафиксировать границы применимости знания и способов действий
- Мы сегодня получили целых три сказки.
Какие знания и умения нам пригодились?
- Где можно в жизни использовать такой продукт?
| (включение способа действий в систему знаний)
Рег УУД, Комм УУД Пред УУД
Осознать значимость умения составлять сказки,
| этап рефлексии учебной деятельности на уроке
| организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- Давайте оценим работу .
В листах самооценивания отметьте изменение своих умений.
Я научился, получил продукт
Могу научить другого
Оценим эффективность урока – вернёмся к началу
(Если в конце урока на котором мы будем знания и умения использовать мы получим продукт – то знаний и умений достаточно)
-Какой сделаем вывод?
| (самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности)
Рег УУД Ком УУД
Зафиксировать значимость умений и навыков, соотнести цель начала урока и конечный продукт
| Домашнее задание
| - Давайте прочитаем домашнее задание .
У кого возникают вопросы?
| Оценить свои возможности при самостоятельной работе
| |