Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса





НазваниеБожко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса
страница1/6
Дата публикации26.05.2015
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6



Божко Светлана Викторовна


Описание опыта:
Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса.

Сведения об авторе: Божко Светлана Викторовна, учитель информатики, Новоалександровская средняя школа


Содержание


  1. Возникновение, становление опыта……………………………..………………………………………………3

  2. Обоснование актуальности и перспективности . . . . . . . . . . …………………3

  3. Теоретическая база опыта………………………………………………………..................................4

  4. Новизна опыта……………………………………………………………………………..5

  5. Методическая система учителя ………………………………………………..6

  6. Результативность опыта…………………………………………………………………………….12

  7. Трудоемкость опыта…………………………………………………………………………….13

  8. Перспективы развития методической системы………………………………14

  9. Литература……………………………………………………………………...15

  10. Приложение……………………………………………………………………16





Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров
1. Возникновение, становление опыта

Учителем информатики в Новоалександровской средней школе работаю с 1998 года после окончания Московского Педагогического Университета по специальности «Математика, информатика и вычислительная техника». Проблема, над которой работают наши учителя, - «Реализация педтехнологий в условиях личностно-ориентированного обучения» - требует особого подхода в планировании организации учебно-воспитательного процесса, применения в практике работы инновационных педагогических технологий. Это обязывает учителя к исследовательской , творческой деятельности, к поиску новых идей, форм и методов работы. Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованнной личности, способной жить и творить в условиях постепенно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвиться: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нем.
2. Обоснование актуальности и перспективности опыта
Я работаю над проблемой использования исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе. Обратиться к данной проблеме меня побудили несколько причин. Во-первых, при использовании традиционной методики с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении происходит снижение уровня самостоятельности учеников. Во-вторых, исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью, когда он является студентом или аспирантом. Начинать этот процесс следует гораздо раньше – в детском возрасте. Уже в школе и даже в дошкольных учреждениях закладываются главные умения и навыки исследовательской деятельности. Детям свойственна склонность к проведению исследований, ибо ее движущими силами являются любознательность, стремление эксперементировать, самостоятельно искать истину. Кандидат педагогических наук (АПКИПРО, г. Москва) Новожилова Н.В. пишет, что большинство исследований, самостоятельно проводимых детьми, являются спонтанными и неосознанными. Для того чтобы сделать детские исследования стройными, систематизированными и грамотными, надо включать исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школ.

Передо мной, учителем информатики, встала проблема, как раскрыть, развить умения и навыки исследовательской деятельности моих учеников.

Это и побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на раскрытие творческого потенциала учащихся посредством развития у школьников готовности и способности исследовать окружающий мир, формирования умений и навыков исследовательского поведения.

3. Теоретическая база опыта.
Наше время характеризуется огромным объемом научной информации, которую учитель не в силах усвоить, переработать и передать ученикам. Именно поэтому ученик должен уметь проводить самоанализ, ставить цели, планировать свою деятельность, организовать и контролировать ее. Учитель перестает быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности школьников.

Этимология слова «исследование» показывает, что под этим типом деятельности подразумевается извлечение нечто «из следа», т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжено развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. В ходе исследования ученик не оказывает на предмет изучения никакого воздействия, не вмешивается в суть происходящего. Этим исследовательская деятельность отличается от проектной. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее известным решением и предлагающая наличие основных этапов, характерных для исследования:

  • постановка проблемы;

  • изучение разной информации по данной проблеме;

  • выбор методов исследования и практическое овладение ими;

  • сбор собственного материала;

  • анализ и обобщение;

  • формулировка выводов.

В исследовательской деятельности учащихся наблюдается смена функциональных позиций субъектов этой деятельности. В типичной образовательной ситуации классно-урочной системы реализуется стандартная позиционная схема «учитель-ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление, проблема требуют самостоятельного анализа. Для этого необходимы согласованные действия учителя и ученика в постижении окружающей действительности в рамках схемы «партнер-партнер». Главными результатами смены позиций участников исследовательской деятельности являются:

расширение границ толерантности ее участников;

развитие у них критического мышления.
В процессе учебной деятельности в соответствии с потребностями учебного процесса и своими интересами я использую различные образовательные технологии и их элементы. Основные педагогические теории, на которые я опираюсь, это:


  1. Личностно-ориентированный подход (Выготский Л., Леонтьев А. и др.)



  1. Идея повышения культуры современного урока:

    • урок – это возможность для учителя помочь ребенку в восхождении к тому высокому положению, которого достоин каждый человек;

    • урок – это работа души; и чем усерднее эта работа, тем уважительнее отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной личности.

(Н.Е.Щуркова).


  1. Проектно-исследовательская методика (Вернадский В., Щедровицкий П. и др.)




  1. Проблемный метод и «открытые» вопросы учащихся (Пидкасистый П., Лернер И. и др.)




  1. Проектные методы и методика сотрудничества (Полат Е.С. и др.)

  2. Индивидуальные и групповые формы обучения учащихся (Махмутов М.И. и др.)

А также я опираюсь на практический опыт учителей-новаторов: М.Г. Ермакова, В.А.Николаевой, О.А.Житковой, Е.К.Кудрявцевой. С их научными и творческими находками я знакомлюсь на страницах научно-методического журнала «Информатика и образование». С большим интересом посещаю уроки учителей информатики в рамках районного методического объединения.

После тщательного изучения трудов вышеперечисленных авторов, глубокого осмысления опыта, накопленного передовыми учителями страны, я создала свою систему работы по обучению учащихся компьютерной грамотности. За основу взяла идеи педагогов-новаторов и педагогики сотрудничества.

4. Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в конструировании содержания, разработке технологии использования исследовательской деятельности учащихся как

средства творческого саморазвития личности школьника в учебно-познавательной деятельности. Новизна пронизывает постоянную вариативность компонентов воссоздаваемых ситуаций, условий обучения, заданий и приемов их выполнения, постоянную смену тех или иных проблем, способов их доказательств и выводов. Мною введено:


  • применение лабораторных работ по информатике не на стадии закрепления пройденного материала, а в процессе усвоения новой темы.

  • систематизация изученного материала

  • введение учебных проектов во внеклассную работу с учащимися


5. Методическая система.

У каждого учителя имеются свои методы ведения урока, свой стиль, свой почерк. Путей развития у школьников основных учений и навыков исследовательского поведения очень много. Я остановилась на практических заданиях, позволяющих подготовить учащегося к проведению теоретических и практических исследований, вооружить его доступными умениями работы с источником информации. Основными здесь, на мой взгляд, являются умения находиь главное и второстепенное, факты, подтверждающие идеи. Исходя из этого и учитывая такие факторы, как нехватка учебников, наглядных пособий, я избрала для себя основным лабораторно – зачетный метод, заключающийся в следующем:

  • уроки строятся в форме лабораторных работ (реже – в форме лекций);

  • повторение метериала проходит в виде диктантов, лабораторно-практических занятий, зачетов и самостоятельных работ;

  • навыки приобретаются во время внеурочных занятий - работы над учебным проектом

Мною используются разные виды работы при построении учебной программы, обеспечивающие создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик может проявить инициативу, творчество, исследовательский подход. Это могут быть лекции, практические занятия, лабораторные работы, творческие работы, исследовательские работы, доклады, рефераты.

Практические занятия вырабатывают навыки реализации теоретических положений, полученных на лекциях, на индивидуальных пользовательских задачах. Подбор заданий осуществляется с учетом обязательных результатов обучения, межпредметных связей и практической направленности.

Лабораторные работы предоставляют возможность учащемуся самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью, что значительно укрепляет полученные знания. Каждая лабораторная работа построена по следующему принципу: сначала рассматриваются общие теоретические вопросы, а затем приводятся конкретные примеры и контрольные вопросы, позволяющие проконтролировать свои знания.
Еще одним из способов развития творческой активности учащихся являются

творческие задания, исследовательские работы, доклады, рефераты. Здесь проявляется умение находить соответствующие образы как в своем запасе знаний, так и во внешних сферах (справочники, техническая литература, консультации и т.п.).

Учебный проект – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или несколько курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Обучение должно быть ориентировано на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на умение анализировать и логически мыслить, на целенаправленное исследование явлений и объектов. В основу изучения информатики положен принцип развивающего обучения, где компьютер является не самоцелью, а катализатором творческого развития личности.

В этой связи целесообразно применение лабораторных работ по информатике не на стадии закрепления пройденного материала, а в процессе усвоения новой темы. Специфика предмета позволяет это сделать. Главной задачей учителя в этом случае становится подготовка материала для самостоятельного исследования и усвоения учеником новой темы. Я начала с составления лабораторной работы по теме «Создание презентации, в которой используются готовые графические объекты»1 при изучении компьютерных презентаций, а дальше все стало получаться само сабой: «Редактирование таблицы. Формулы и арифметические операции в Excel.»2, «Графическое решение системы уравнений с помощью диаграмм»3 и т.д. Оказалось, методом лабораторных практикумов можно охватить постепенно весь курс информатики, вводя его постепенно и плавно.

Если задания по данному блоку темы организованы преподавателем в виде лабораторной работы и даются сразу в полном объеме, тогда ученик усваивает учебный материал в посильном ему темпе и в соответствии с индивидуальными возможностями. Объем домашнего задания в этом случае определяется приблизительно (сделайте столько к такому – то сроку и сверх, сколько сможете) и зависит от желания самого учащегося.

­­­­­­­­­­1Приложение № 1

2Приложение № 5

3 Приложение № 3

Ученик , руководствуясь четкими и конкретными указаниями, данными в лабораторной работе, самостоятельно прорабатывает и усваивает учебный материал. В итоге ребенок учится планировать свои действия, организовывать свою познавательную деятельность.

Учитель высвобождает время для обдумывания и создания новых лабораторных работ, корректирует уже имеющиеся. Идет активный творческий поиск оптимальных вариантов. Основной задачей учителя становится не передача готовых знаний в данной области, а подготовка посильного для учащихся поля деятельности, направлений и заданий, строящихся от простого к сложному и ставящих своей целью научить учеников самостоятельно осваивать любую новую тему. Знания, которые учащийся не получил в готовом виде, а добыл сам в процессе работы, проверил на практике, усваиваются гораздо более прочно.

Лабораторные работы по-новому организуют учебный процесс получения знаний, формируют умение школьника учиться. В них учитываются объем работы, глубина, качество и сроки выполнения. Если ученик прекрасно справился с заданием, но не успел к установленному сроку, его работа оценивается только на «хорошо». «Пятерку» зарабатывает тот, кто сумеет правильно организовать свой труд и сдаст свою работу вовремя. Цена такой оценки гораздо выше, чем за обычную контрольную работу.

В каждой лабораторной работе ученикам предлагаются краткий теоретический материал по конкретной теме, практические упражнения, контрольные вопросы или задания, требования к зачетной работе.

Примерный план составления лабораторной работы:

  1. Определение темы лабораторной работы.

  2. Цели, которые ученик может достичь в результате выполнения лабораторной работы.

  3. Умения, которые должен приобрести учащийся в ходе выполнения работы.

  4. Небольшая по объему теоретическая часть, которая должна быть понятна и посильна для усвоения.

  5. Наглядный пример, образец.

  6. Задания.

  7. Контрольные вопросы.

Главное в процессе выполнения работы – не только полученные знания, но и навыки самостоятельной творческой деятельности, которые дают ученику уверенность, развивают его прагматический интеллект. Учащийся получает знания самостоятельно, пытается решить свои проблемы сам и только тогда, когда помощь ему действительно необходима, обращается к учителю. Это очень важно.

Хорошие результаты дает следующий метод исследовательской деятельности учащихся: поручить некоторым учащимся подготовить реферат. Для этого ребята должны ознакомиться с дополнительной литературой, подготовить материал. За выполнение этой работы ученики получают оценку. В дальнейшем они могут консультировать более слабых учеников.

За время преподавания информатики у меня сложились свои правила, требования, новшества в отношении учеников и учебного процесса. Так, например, учащиеся знают, что:

  • готовность к уроку определяется прежде всего наличием дневника, тетради, учебника;

  • выход к доске без напоминаний с дневником;

  • письменный и устный вопросы по пройденному материалу оцениваются по такой системе: три правильных ответа – оценка «5», два правильных ответа – оценка «4», один – оценка «3».

Все эти правила были оговорены еще на первом уроке. Данный подход дисциплинирует учащихся, даже добавляет к уроку какой–то элемент игры. Хочу отметить, что это ученикам нравится, учится ли он в пятом классе или в одиннадцатом. Результат - на уроках присутствует дисциплина, уважение к учителю, интерес к предмету, здоровая живая атмосфера урока. К каждому ученику отношусь как ко взрослому человеку, предъявляю определенные требования и спрашиваю как со взрослого. Присутствуют и юмор, и задор. Это прекрасно, когда можно с учениками непринужденно поговорить, свободно рассмеяться, пошутить . Вот с этого начинается каждый урок, можно сказать без этого не состоятся ни урок – сказка, ни лабораторная работа. Ну, конечно, на этом я не останавливаюсь! На каждом из уроков я стремлюсь показать практическое применение знаний. У каждого ученика заведена своя папка с файлами. Здесь он хранит свои отпечатанные труды. Например, после изучения тем «Вставка, редактирование и форматирование таблиц», «Создание нумерованного и маркированного списка»4 ученики оформили и распечатали свое расписание уроков. Изучив тему «Шрифтовое оформление и форматирование текста», «Вставка рисунков и диаграмм», ученики оформили и распечатали титульный лист на свои папки, где содержится также краткий теоретический материал лабораторных и практических работ, чтобы можно было при необходимости повторить изученный материал. Многого нет в учебниках, и я вынуждена искать материал в дополнительных источниках, отражать его в лабораторных работах, то есть печатать. Кое-что приходится конспектировать в тетрадях.
Лучшие работы учащихся помещаю на сменный стенд или в специальную папку «Лучшие работы учащихся». У каждого ученика есть своя дискета (гибкий магнитный диск «3,5»), хранящаяся в кабинете информатики. На дискете ученики сначала учились создавать папки, файлы, файловую структуру, а затем сохраняли свои работы, созданные в программе Microsoft Word. Те ребята, у которых дома есть компьютер, получают дополнительное домашнее задание. Так осуществляется и дифференцированный подход в обучении. В 5-6 классах ученик сам сидит за компьютером, так как их количество соответствует количеству учащихся. Это срузу сказывается на степени обученности, и есть ощутимые положительные результаты.

4Приложение № 2

В старших классах количество учащихся намного больше количества компьютеров. Мною был найден такой выход: класс разбивается на группы по 3-4 человека, за каждой группой закреплен свой компьютер.Группы формируются с учётом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик-консультант. Во-первых, он помогает мне при выставлении оценок, комментируя, как каждый ученик из его группы справился с заданием. Во-вторых, осуществляет посильную помощь слабым ученикам. В-третьих, в процессе выполнения задания учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всей группы. Так в процессе групповой работы реализую три взаимосвязанные функции: корректирующую, обучающую и контролирующую.

Овладевая культурой выполнения заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения проблем. Меняется роль учителя. Он выступает в роли консультанта, помошника, наблюдателя, источника информации, координатора. В результате учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся. В моей методике преподавания предмета я следую положениям:

  • Компьютер является инструментом, таким же, как ручка, пила, автомобиль, самолет, предназначенным для обработки информации, но это инструмент более сложный;

  • Единство практики и теории – непременное условие успешного обучения. Опыт показывает, если учащийся не имеет практики достаточно долго, то за этот промежуток времени он забывает и теоретические знания.

В последнее время стала актуальной программа Intel «Обучение для будущего», т.е. насыщенный учебный курс по включению в школьную практику технологий, которые в настоящее время широко используются за пределами учебных классов. Главная цель – показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения школьников. Эта программа оказала влияние и на мои методы обучения и его качество. Я разработала свой учебный проект5, который использую с учащимися во внеурочное время. Особое внимание уделяю познавательным интересам и потребностям учащихся, которые в рамках разработанного проекта проводят свои собственные исследования. УП включает следующие элементы:

  1. Описание учебного проекта.

  2. Примеры работ учащихся, отражающие результаты их самостоятельных исследований (индивидуальных или групповых) в ходе проекта:

  • мультимедийная презентация;

  • публикация;

  1. Веб-сайт проекта.

  2. Представление на защиту своего учебного проекта в виде презентации.

  3. Список информационных материалов, необходимых для поддержки самостоятельных исследований учащихся в ходе учебной работы.

5 Приложение № 6

Чему будут обучаться учащиеся?

  • Моделям личностно-ориентированного обучения школьников

  • Технологии как средству поддержки и организации учебного процесса, а не как «вещи в себе»

  • Работать в команде

  • Решать проблемы и участвовать в деловых обсуждениях своих материалов


СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ:

  • ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ

  • ОЦЕНКА СЛОЖНОСТИ

  • ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ

  • ОБСУЖДЕНИЕ ИДЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ

  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ В МИКРОГРУППЕ

  • РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.


Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету. Это и компьютерный шахматно-шашечный турнир, и конкурс компьютерных рисунков: «С чего начинается Родина?», КВН.

Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания учащихся, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Школьников привлекают разнообразные формы внеклассной работы: у них появляется возможность удовлетворить свои интересы и наклонности, проявить способности, а иногда и дарования.

Методы, которые я применяю, наверное, знакомы многим, но я считаю, что они позволяют мне анализировать и оценивать результаты моего труда, творчески подходить к решению педагогических задач, а учащимся дают возможность свободно высказывать свое мнение, учиться слушать и понимать других, находить практическое применение своим теоретическим знаниям.

Обобщая опыт использования исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики, можно сказать, что это процесс творческий, но имеются общие моменты:

  • исследовательская деятельность является универсальной и необходимой формой для учащихся;

  • при помощи исследовательской деятельности на деле осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, так как можно варьировать по уровню усвоения материала;

  • использование нетрадиционных форм подачи и контроля материала оживляет обучающий процесс и создает благоприятную обстановку в учебной группе, и т.д.


6. Результативность опыта.

Исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики в форме практических занятий, лабораторных работ, творческих работ, исследовательских работ, докладов, рефератов и т.д., на мой взгляд, является фактором совершенствования образовательного процесса.

Устойчивые хорошие педагогические результаты заключаются в творческих достижениях учащихся на уроках, в умении исследовать и решать разнообразные проблемы не только в учебно-познавательной деятельности, но и во всех других видах их жизнедеятельности.

Мои ученики овладели определёнными интеллектуальными, творческими умениями. Они научились:

  • работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

  • применять полученные знания на практике.

Приобрели умения и навыки исследовательского поведения (видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения).

Результативность опыта включает в себя усвоение учащимися понимания ответственности за успех учебной деятельности, сформированность навыков самостоятельной работы.

Эта технология чётко ориентирована на реальный практический результат, значимый для школьников.

Я считаю, что использованием технологии исследовательской деятельности как фактора совершенствования образовательного процесса можно достичь того, что выпускник школы будет обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, будет готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству, стремиться избегать конфликтов и преодолевать их.

Среди моих выпускников - студенты факультета автоматизации технологических производств и процессов по специальности «Информационные процессы и технологии» Воронежской государственной академии, студенты факультета компьютерных наук и телекоммуникаций БелГУ.

Я считаю свой опыт рационализаторским и новаторским, поскольку некоторые аспекты проблемы уже разработаны в теории и практике педагогики.

Но, согласно мнению В.И.Загвязинского, «новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющие в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования ».
Воплощение различных форм исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в практику работы привело к следующим положительным результатам:


  • учащиеся стали более инициативными и активными на уроках;

  • у учеников вырос интерес к предмету информатики;

  • увеличилось число хорошистов;

  • улучшилось качество знаний детей;


Успеваемость, качество знаний и СОУ учащихся 9 класса в сравнении.


100 100% 100% 100% 100% 100%
80 76,9 76,9 76,9

69,2 69,2

60 71,4 71,4

55,4 58,2 68,6

40

20

0

2003-2004 2003-2004 2003-2004 2003-2004 2003-2004
I чет. II чет. III чет. IV чет. годовая
-успеваемость -качество знаний - СОУ


7. Трудоемкость опыта заключается.


  • в переосмыслении организации учебного процесса с позиций раскрытия творческого потенциала учащихся;




  • в отборе оптимальных методов, форм и средств организации учебного процесса;




  • в индивидуальном учете творческих возможностей и мотивов учащихся;




  • в отсутствии хорошего учебника и необходимого количества компьютеров.


По моему мнению, обобщение опыта по предмету «Информатика», изучение этого предмета предъявляет к преподавателю особые требования.
Во-первых, это должен быть широко эрудированный человек. Предмет «Информатика» создан на стыке нескольких наук.
Во-вторых, необходимо уметь работать при отсутствии хорошей литературы по предмету. Современная наука, в частности информатика, развивается семимильными шагами. Почти ежегодно обновляется парк машин, и вместе с ним меняется их программное обеспечение. Литература, которая их описывает, отстает по срокам выпуска.
В-третьих, проведение лабораторно-практических занятий заставляет учителя быть одновременно и психологом и техником. В этих занятиях принимают участие трое: учитель, учащийся и компьютер. Чтобы уроки проходили на достаточно высоком уровне, должна хорошо работать связка «учащийся-компьютер». А учитель должен установить их взаимодействие и руководить им. На уроках по таким предметам, как физика, русский язык и т.д., учитель всегда исправляет ошибку конкретного ученика, а на занятиях с использованием ЭВМ преподаватель должен сначала распознать, чья это ошибка : ученика или ЭВМ, так как компьютеры тоже могут давать сбои. Вне зависимости от того, кто допустил ошибку, учитель должен ее исправить. Ученику необходимо объяснить, в чем он не прав; если же произошел сбой ЭВМ, нужно постараться быстро его устранить. При этом всегда следует помнить, что на уроке присутствует не один учащийся и не ему одному требуется помощь.
В-четвертых, учителю необходимо умение связать теоретическую и практическую части обучения.
8. Перспективы развития методической системы.

Предлагаемый к изучению и обобщению опыт не претендует на исчерпывающие решения рассматриваемой проблемы. Я предполагаю, что поиск мой не закончен, технология будет дорабатываться и совершенствоваться, а результаты работы еще не раз будут обсуждаться и анализироваться.

9. Литература


  1. М.Г. Ермаков «Лабораторные работы», журнал «Информатика и образование» №9-1999

  2. В.А.Николаева «Методика проведения занятий», журнал «Информатика и образование»№9-1999

  3. О.А.Житкова, Е.К.Кудрявцева «Занятия по Microsoft Word», журнал «Информатика и образование»№5-1999

  4. Е.В.Баранова, М.И. Зайкин «Как увлечь школьников исследовательской деятельностью», ж. «Математика в школе», №2-2004

  5. А.И.Савенков «Содержание и организация исследовательского обучения школьников».

  6. «Самостоятельные работы, тесты и диктанты по информатике» - М.: Информатика и образование , 2000.

  7. Е.А.Пономарева «Контрольные работы по информатике» - М.: Информатика и образование, 2000.

  8. Г.Е.Герасимова «Лабораторные практикумы на уроках информатики», журнал «Информатика и образование»№9-2000.







Цель занятия: создать презентацию, в которой используются готовые объекты из библиотеки Microsoft ClipArt Gallery, научиться редактировать эти объекты и эффективно оформлять текст с помощью объектов приложения Microsoft WordArt.

План работы:

  1. Создание новой презентации и специального фона для нее.

  2. Редактирование готовых объектов из коллекции Microsoft ClipArt Gallery.

  3. Оформление текста с помощью объектов Microsoft WordArt.

  4. Создание презентации, в которой используются готовые графические объекты.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconТема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества...
Автор опыта: Сошенко Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская...
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconТема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на...
Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconИсследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе
Из опыта работы Анищенковой Ирины Викторовны, учителя русского языка и литературы
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconАнализ воспитательной работы
«Современные воспитательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса»
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconМо естественно – математического цикла
Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconПубличный отчет за 2010-2011 учебный год выводы по анализу итогов...
«Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса школы». Цель...
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconАнализ работы школы за 2011 / 2012 учебный год
«Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного процесса»
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconМетодическая разработка «Самостоятельная работа как фактор активизирующий...
«Самостоятельная работа как фактор активизирующий мыслительную деятельность учащихся 10-х классов на уроках биологии»
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема методической работы оу – «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно-воспитательного...
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Эксперментально-исследовательская деятельность как форма совершенствования профессионального мастерства педагога
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconНаучно-исследовательская работа студентов. 177 Международная деятельность....
Кадровое обеспечение образовательного процесса. Общая характеристика кадрового состава. 115
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconВнедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной...
Внедрение в практику работы сельской школы исследовательской и проектной деятельности педагогов и учащихся как фактор развития творческого...
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconЛапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория...
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Божко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов обучения учащихся начальных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск