Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе





Скачать 387.84 Kb.
НазваниеИсследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе
страница1/3
Дата публикации28.05.2015
Размер387.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «гимназия №23»










Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе






Из опыта работы Анищенковой Ирины Викторовны, учителя русского языка и литературы.

г. Троицк

2012г

Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе.

В основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта лежит системно-деятельный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Исследовательская деятельность и даёт такую возможность развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, способствует формированию активной жизненной позиции в образовательном процессе.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; всё это происходит в рамках отработанной классно-урочной системы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «наставник» и специалиста, педагога, её носителя.

Представление исследования, особенно в современности, имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жёстко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объём, структура. При представлении результатов исследования руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах могут быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Различение творческих работ учащихся в области гуманитарных наук позволяет выделить следующие типы: 

Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределённость результата, который могут дать исследования.

Литература занимает особый ряд среди учебных дисциплин прежде всего потому, что это урок нравственности, который обладает большой воспитательной функцией. Фактором успешности урока литературы является создание развернутого высказывания аналитического и интерпретирующего характера, активное участие в обсуждении прочитанного на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

В качестве подтверждения этой мысли остановимся на ряде таких уроков, которые впоследствии стали темой научно-исследовательских работ учащихся: «Нравственная основа произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне…» (5 класс), «Добро и зло в сборнике Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», (6 класс), «Феномен И.А.Крылова – баснописца» (8 класс), «Художественное своеобразие юмористических рассказов А. Аверченко(10класс).

Все вышеназванные работы стали лауреатами и дипломантами конкурсов научно-исследовательских работ городского, регионального и Всероссийского уровня.

Первоначальным этапом исследования служит урок, где ученики, используя приёмы исследовательской деятельности, делают выводы, накапливают рабочий материал.

Обратимся к теме урока: «Нравственная основа произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»…(5 класс).

Тип урока: урок – исследование с элементами ролевой игры.

Оборудование: АРМ, костюмированное представление.

Ученица в форме театрализованного представления эмоционально исполнила роль своей любимой героини – царевны. Рисунки – слайды, изображавшие героев сказки, одновременно с игрой маленькой актрисы, раскрыли тему с максимальной точностью и яркостью впечатлений.

I. Вступительное слово ученицы:

«Здравствуйте, люди добрые! Сегодня я не просто ученица, а выступлю в роли моей любимой героини – царевны из сказки А.С. Пушкина и вместе с вами совершим путешествие в мир пушкинской сказки.

Тема: «Нравственная основа произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Цель: исследовать нравственную основу в сказке «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

Задачи:

1. Дать определение понятию нравственности.

2. Изучить сказку А.С.Пушкина.

3. Сравнить сказку А.С.Пушкина с народной сказкой «Морозко» и литературными сказками В. Жуковского «Спящая царевна», С. Маршака «Двенадцать месяцев».

4. Выявит нравственную основу сказки А.С. Пушкина.

Объект: нравственность в сказке А.С.Пушкина.

Нам известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам. Трогательную привязанность испытал Пушкин к своей няне Арине Родионовне. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

В центре сюжета сказки нравственная тема победы добра над злом.

Что такое нравственность?

Нравственность - соблюдение нормы общественного поведения, соответствующее требованию морали.

II. Характеристика героев произведения.

Отгадайте, о какой героине я загадала с помощью эпитетов – прилагательных?

добрая

отзывчивая

душевная

(это царевна)

Рассказывая о царевне, А.С.Пушкин говорит о её красоте, но не только внешней, но и внутренней. О царевне говорится как о цветке:

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела.

Почему? Царевна красивая и «нраву кроткого», то есть не гордая, добрая, скромная.

Отказ её женихам – братьям показывает верность в её любви, способность глубоко чувствовать. Она понимает, что огорчит их отказом, но иначе поступить не может.

Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные…

…Всех я вас люблю сердечно:

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей

Царевна уважает старых, помогает им и жалеет, она добрая, приветливая. Автор восхищается своей героиней.

Отгадайте, о какой героине я снова загадала?

злая

мстительная

гневная

надменная

(это царица)

Царица красивая, но в отношении холодна и бездушна. Царица – мачеха проявляет завистливость, грубость, злобность. До чего же довела царицу зависть? Она приказала Чернавке, своей сенной девке, отвести Царевну в лес «на съедение волкам…». Значит, зависть Царицы - мачехи доводит её до преступления.

В финале сказки Царица-мачеха умирает от собственной злобы, оттого, что не вышло так, как она хотела. Что же хотел подчеркнуть автор, показав смерть злой царицы? Зло всегда будет наказано.

Вновь я задаю вам загадку, о каком герое идёт речь?

верный

преданный

смелый

целеустремленный

(это королевич Елисей)

Елисей ищет царевну по всему свету, «горько плачет», что не может её найти, тоскует. Несмотря на все преграды и трудности, разыскивает её. Елисею в поиске царевны помогли силы природы: Солнце, Ветер, Месяц. Герой привлекателен свои нравственными качествами: терпеливостью, смелостью, настойчивостью, целеустремленностью и может являться идеалом верности в наши дни.

III. Обратимся к сравнительному анализу сказки В. Жуковского «Спящая царевна», народной сказки «Морозко», С. Маршака «Двенадцать месяцев» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»




«Морозко»

«Двенадцать месяцев»

«Спящая царевна»

Общие признаки

Сюжет: злая мачеха, добрая падчерица

Сюжет: злая мачеха, добрая падчерица

Сюжет: сон царевны, пробуждение ото сна

Вывод

В финале всех сказок торжествует добро

IV. Анкетирование.

Мне было интересно, что же знают об этой сказке, мои сверстники, ученики 5 классов. Для достижения цели исследования было проведено анкетирование 30 учащихся 5 классов МБОУ «Гимназия №23».

Анализ анкет показал, что учащиеся считают «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» известной (90%).

На второй вопрос анкеты 80% учеников 5 классов ответили верно, но некоторые называли героев неправильно: путали царицу и царевну, говорили «принц», «принцесса», даже было употреблено эмоциональное выражение – «злодейка», «злюка», - так называли царицу. Были и смешные выражения: «Царица опозорилась», «В конце была свадьба, мне очень понравилось».

Таковы были результаты анкетирования.

VI. Заключительное слово.

Какие же нравственные уроки мы извлекаем, читая сказку А.С. Пушкина?

1. Только душевно чистый человек обретает счастье, как царевна.

2. В единении с силами природы человек черпает свою нравственную силу, как Елисей.

3. Любовь помогает человеку преодолевать зло в жизни, как царевна и Елисей.

4. Добро побеждает зло, как в финале сказки.

Вот и закончилось наше путешествие в мир пушкинской сказки. До свидания, добрые люди!»

Тема урока: «Добро и зло в сборнике Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (6 класс) позволила не только интересно преподнести философские понятия добра и зла, но и взгляды писателя на жизнь, его нравственные уроки.

Приемник А.С. Пушкина в наследовании народной сути сказки Н.В. Гоголь продолжает его традиции народных заветов: в финале повестей зло наказано.

Тип урока: беседа.

Оборудование: АРМ, репродукция Куинджи А.И. «Вечер на Украине», опера П.И. Чайковского «Черевички» (фрагмент).

Цель: исследовать нравственную тему добра и зла в сборнике Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Задачи:

1. Дать определение понятиям добра и зла.

2. Изучить тему добра и зла в повестях Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница», «Сорочинская ярмарка» и «Ночь перед Рождеством».

3. Дать характеристику героям – антиподам, носителям добра и зла из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

4. Выявить нравственные уроки в сборнике Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Класс заранее поделён на две группы, каждой из которой была дана для анализа одна из повестей Н.В.Гоголя.

I. Вступительное слово учителя. История создания сборника.

II. Понятие о добре и зле.

III. Беседа по вопросам к сказочной повести Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» первой группе учащихся.

1. «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи…»

Когда и в какое время происходит действие повести? Какую роль играют метафора «горит» и олицетворение «дышит небосвод»? (Вечером, в сумерках, между сном и реальностью, метафора «горит» придает красочность звучания, олицетворение «дышит небосвод» одушевляет природу).

2. Однако в прекрасном пейзаже есть нечто, что нарушает гармонию. Что нарушает гармонию в природе? (Старый дом, легенда об Утопленнице).

3. В чем заключается зло? (Отец под влиянием мачехи выгнал родную дочь из дома, толкнул на самоубийство).

Зло не только в предании об Утопленнице. У Левко есть соперник. Кто он? (Отец, злобный Голова становится соперником в любви собственному сыну, «волочится» за Ганной).

4. Майской ночью панночка – утопленница обещает любую награду, если Левко поможет ей избавиться от ведьмы.

Прочитайте выразительно «Монолог Русалочки».

Почему она обращается именно к Левко? (Левко добр, отзывчив, понимает её душевную боль).

5. Как Левко узнал ведьму – мачеху среди русалок, танцующих на берегу пруда? (Внутри у неё светилось что-то чёрное. Не случайно сохранилось современное выражение: «черный человек», «чёрные мысли», «чёрное нутро». Н.В. Гоголь приводит к мысли, что только добрый, чистый душой человек способен почувствовать зло).

6. Как наградила панночка Левко? (Панночка наградила Левко за спасение от мачехи семейным счастьем, обретением любви, велев в записке отцу сыграть свадьбу Ганны и Левко).

7. Почему повесть заканчивается описанием майской ночи? (Гармония в природе дает красоту миру, взаимоотношениям людей, поэтому Левко не разбудил спящую около окна Ганну, оберегая её сон, любя по-настоящему).

Противопоставляем в виде опорной схемы героев – антиподов.

«Майская ночь»

Добро Зло

Левко Мачеха

Голова

IV. Беседа по вопросам и заданиям к повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» со второй группой учащихся.

1. Когда и где происходит действие? Какую роль играет олицетворение? (В рождественскую ночь, когда по преданию вся нечистая сила мешает православному миру встречать Рождество. Олицетворение «глянули звёзды» показывает живую силу природы, одушевляя её).

2. Какими мы видим чёрта, ведьму Солоху в изображении Н.В.Гоголя в эпизоде «Как чёрт крадет месяц?». Выразительно прочитайте эпизод.

(Зло в изображении Н.В. Гоголя комично, автор словно говорит читателю, что злу нет надобности в устрашении, ибо оно погубит не тело, а душу. Чёрт внешне не страшен: с маленьким пятачком на мордочке, с хвостиком и копытцами. Ведьма Солоха заигрывает с чёртом, который влюблен в неё).

3. На какой грех толкнул Вакулу чёрт? (Ради любви к Оксане Вакула готов продать свою душу, идет к знахарю Пацюку за советом, а затем, воспользовавшись чёртом, летит в Петербург за черевичками. Таким образом, писатель подводит к мысли, что в человеке борются две полярные силы: добро и зло).

4. Как Оксана встретила Вакулу после возвращения из Петербурга? (Оксана любит Вакулу и после расставания с ним поняла это с новой силой. «Нет, не нужны мне твои черевички»).

5. Какими мы видим героев произведения в финале? Прочитайте выразительно последний эпизод. (Оксана и Вакула счастливы в семейном союзе, у них ребенок. Чёрт, изображенный Вакулой на церковной стене, жарится на сковороде в аду. Н.В. Гоголь предупреждает словно, что зло рядом. Нужно быть бдительным, чтобы защитить добро).

IV. Заключительное слово.

В заключении урока выявляем нравственные уроки Н.В.Гоголя в результате исследования текста.

Какие нравственные уроки вы получили, читая повести?

  1. Добро и зло часто соседствуют в душе одного человека.

  2. Чтобы распознать зло, нужно быть душевно чистым человеком.

  3. Бороться со злом нужно силами любви и добра.

  4. Человек поднимается к добру через красоту.

Обращение к другой теме урока - исследования «Феномен Крылова –баснописца» (8класс) позволило продемонстрировать отличительные особенности басен И.А.Крылова.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: АРМ.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектная деятельность как способ развития творческих способностей и познавательной активности у учащихся
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconТема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся»
Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconНаучно- исследовательская деятельность учащихся выпускных классов...
Когда родитель приводит ребенка в школу, он хочет, чтобы ребенок вышел из школы самостоятельным, инициативным, уверенным в себе,...
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconПрограмма внеурочной деятельности (художественно эстетическое направление)...
Внеурочная деятельность в гимназии является важным звеном системы непрерывного образования, создаются условия для развития интеллектуальных...
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconИнновационный исследовательский проект
Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconТерехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия»
Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательной компетенции
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconКузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской...
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования...
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconМоу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа»
Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconОбщественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская...

Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconЭкспериментальная программа для учащихся 1-4 классов общеэстетического...
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся и эмоционально ценностном...
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconТворческий отчет школьная газета как одно из условий формирования...
Школьная газета как одно из условий формирования творческих способностей учащихся
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет исследования: инновационные методы развития в учебном процессе творческих способностей учащихся как ведущих профессиональных...
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,...
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе iconЛингвистический кружок как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Ведерникова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Нердвинская средняя общеобразовательная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск