Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время





Скачать 62.48 Kb.
НазваниеКузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время
Дата публикации24.01.2015
Размер62.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Кузнецова Е.В.

МОУ Алейниковская СОШ

Алексеевского района

Белгородской области

Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

В современной психологии существует две точки зрения на творчество.

1. Всякое мышление является творческим (нетворческого мышления нет)

2. Наиболее распространенное определение творческого мышления основано на характеристике его по продукту. В Б.С.Э. творчество определяется как деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Данный критерий применим к оценке труда выдающихся ученых, художников, которые создают, общественно значимые продукты. Но элементы творчества проявляются и у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение. Поэтому такой критерий, как общественная значимость продукта деятельности, не совсем подходит для определения творчества.

Мышление всегда носит творческий характер, так как оно направлено на открытие новых знаний. (Например: Там, где нет образца, а ученик сам находит что-то новое, пусть субъективно новое (например, способ решения задачи), то здесь выступает творческое мышление.
В качестве основного критерия творчества часто рассматривается - оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отклоняющиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.

Творческий характер мышления проявляется в таких его качествах как гибкость, оригинальность, беглость, глубина мышления (отсутствие скованности, отсутствие стереотипности), подвижность.

Эти все качества характеризуют творческого человека. Противоположными качествами является инертность, шаблонность, стереотипность, поверхностность мышления. Они очень важны в жизни, так как они позволяют быстро решать стандартные задачи. Однако психологическая инерция очень вредит в творчестве и в развитии творческих способностей. В основе творческих способностей лежат общие умственные способности. Не обязательно, что высокий уровень развития интеллектуальных способностей предполагает хорошо развитые творческие способности.

Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.

Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для развития поисковой активности имеет познавательная деятельность. А это значит потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции радости, интереса. Интерес способствует появлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний.

Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

В теории и практике обучения вопросу развития творческих способностей уч-ся пока не уделено должного внимания, но понятно одно, что развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли. Однако в практике школьного обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие ученика на однозначные ответы, не активизирующие его мыслительной деятельности.

По данным некоторых исследователей лишь 10% задач вызывают сенсорные продуктивные процессы творческого видения, самостоятельного наблюдения, обращения внимания, быстроты охватывания. Среди них и те задачи, которые стимулируют познавательную активность школьников, содержат элементы неизвестности, противоречия, т.е. задачи творческого уровня.

Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Между тем еще немецкий педагог Дистервег (последователь) Песталоцци писал, что больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти различных предметов одной стороны.

Разумеется, увидеть что-то по новому, не так, как все, и не так, ты видел раньше, - очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся системой познавательных задач, при решении которых у ребят появляется интерес не только к знаниям и к самому процессу поиска. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность. Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учит их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Огромное значение для развития творческих способностей является уровень развития внимания, памяти, воображения. Именно эти качества, по данным психологов, являются основой развития продуктивного мышления, творческих способностей учащихся и повышает творческо-поисковую активность.

Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников.

Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимом сравнивать ее со старыми задачами, выделять в ней новые элементы, которых не было в задачах, решенных раннее. Все это благоприятно сказывается на изменение приемов при решении новых задач. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими (или вообще отсутствующими) данными.

С целью развития творческого мышления учителя должны побуждать учащихся и к самостоятельной проверке результатов работы. Ставить перед ним задачи - не сверить свои результаты с ответами учеников, с учебником, со словарем, с образцом учителя, а самостоятельно проверить задачу; кто догадался как надо проверить задачу, какое правило будете использовать при проверке упражнения?

Важную роль играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения ученик должен аргументировать свой ответ. Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconТема урока: Особенности письма как эпистолярного жанра
И. Волошко, учитель русского языка и литературы моу «Красненская сош» Алексеевского района Белгородской области
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу красненская сош алексеевского района Белгородской области Волошко Ирина Александровна Литература 11 класс 2010 – 2011 учебный...
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconПрограмма совещания-семинара руководителей оу первомайского района на базе мбоу куяновская сош
Развитие одарённости, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на уроке
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconВыступление преподавателя спецдисциплин Развитие творческих способностей...
Рынок предъявляет все большие требования к профессиональному мастерству рабочего
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconКонспект внеурочного музыкального занятия в 1 «А» классе тема «Музыкальная...
Цель: Развитие творческих способностей у детей в процессе инструментального музицирования
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconМастер-класс «Развитие творческих способностей через здоровьесберегающие технологии»
Федченко Жасмина Станиславовна мкоу «Шайковская сош №1» Кировского района Калужской области
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области Муниципальное...
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconОтчет о проделанной работе по реализации программы опытно-экспериментальной...
Цели: налаживание дружеских отношений между детьми, развитие соревновательности, сплачивание коллектива, развитие творческих способностей,...
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconТребования к организации ролевой игры на уроке
Моу «Горьковская основная общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Г. Скрябина. Развитие ключевых компетентностей учащихся во внеурочное время. – Пермь: моу «сош№94» пгпу, 2007. – 62 с
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconРазвитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности
Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой...
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Управление образования Администрации Яковлевского района Белгородской области моу «Кривцовская средняя общеобразовательная школа...
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconПлан воспитательной работы моу бутурлиновская сош №4 на I полугодие 2011-2012 уч год № п/п
Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей, формирование готовности к самонаблюдению и самопознанию
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconПротокол №1 от
Заместитель директора школы по увр моу «сош с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconПротокол №1 от
Заместитель директора школы по увр моу «сош с. Лозное Чернянского района Белгородской области»
Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской области Развитие творческих способностей на уроке и во внеурочное время iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Щербаковская средняя общеобразовательная школа Алексеевского района Белгородской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск