Скачать 41.38 Kb.
|
Выступление преподавателя спецдисциплин Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время. Рынок предъявляет все большие требования к профессиональному мастерству рабочего. Производственное обучение призвано вооружить учащегося не только объемом практических знаний и умений, сформировать у них профессиональные навыки и трудовые приемы, но и творческое отношение к труду. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Творчество в процессе учения требует представление учащимся возможности самостоятельно думать, развивать их мышление, способности формулировать, обосновывать и защищать свое мнение. Творчество – качество квалифицированного рабочего, которое характеризуется поиском новых путей решения производственных задач и претворением их в жизнь. Воспитать творческие способности учащихся можно разными путями. Сегодня реализовать эту идею можно только при условии интеграции учебной и внеурочной деятельности. Учебная деятельность осуществляется в рамках образовательного стандарта. Им устанавливается определенная норма знаний, умений, навыков. В рамках стандарта творчество возможно, но оно регламентируется такими факторами, как нормы учебного времени и используемого сырья, производственные условия. Задача мастера – изыскать возможность выхода за установленные организационные рамки, чтобы более плодотворно поработать над развитием таких профессиональных качеств, как стремление вносить в работу свое личное, оригинальное, умение уходить от стандартов и стереотипов, превращать работу в красивый и высококачественный труд. Процесс обучения – это одновременно и процесс воспитания. Поэтому, в ходе своих практических занятий, среди развивающих и воспитательных целей часто планирую развитие творческих навыков, активности, мышления, способностей. Для развития творческой активности большое значение имеют такие качества, как любознательность, фантазия и инициатива, правильное отношение к критике. И чтобы эти качества активно проявлялись, организую творческие конкурсы, как по программе производственного обучения, так и вне программы. Но и это не всегда обеспечивает раскрытие творческих задатков, удовлетворение желаний более смышленых и талантливых учащихся, так как творческая работа ведется всей группой одновременно. Поэтому практические занятия я стараюсь комбинировать с занятиями кулинарного кружка, которое проходят во внеурочное время. Планы кулинарных кружков разрабатываю в зависимости от типа и условий предприятий, где проходят практику учащиеся, от рекомендации учебной части и самого мастера. Цель занятий кулинарного кружка – привить любовь к избранной профессии, заинтересовать кулинарным искусством, уделить больше внимания и времени талантливым и творческим учащимся, развить их творческое начало. Учащихся привлекает творческая сторона этих занятий и работ, в ходе которых они проявляют свою буйную фантазию. Возьмем, к примеру, несколько тем из программы. Так, программой по теме: «Механическая кулинарная обработка овощей и грибов» запланировано 6 практических занятий. Это достаточно, чтобы освоить простые приемы нарезки овощей, но недостаточное, чтобы освоить приемы вырезания и обтачивания. И, тем более, чтобы освоить такие сложные приемы и навыки, как вырезание цветов, создание композиций из овощей и фруктов. Поэтому эта тема заканчивается творческим конкурсом на лучшую шинковку овощей: каждый должен показать высокую технику выполнения операций нарезки и шинковки. И это же тема продолжается на занятиях кулинарного кружка, учащиеся пишут рефераты: «Чужестранец с мягким характером», «Скромный корешок», «Ладони Будды». Потом отрабатывается нарезка сложных форм из овощей и фруктов при помощи различных приспособлений, формочек и терок, составляются композиции и букеты. Следующая тема по программе – «Приготовление холодных блюд и закусок». Ассортимент холодных блюд позволяет проявить свои творческие способности и вкусы при приготовлении и оформлении салатов. Учащиеся вырезают украшения из вареных овощей, яиц, фруктов, делают укладку продуктов мясной и рыбной гастрономии. Условия производства в наших столовых не позволяют повысить индивидуальный творческий рост, так как блюда готовятся в массовом количестве и в сжатое время. Зато развиваются такие профессиональные навыки как быстрота, самостоятельность при приготовлении и реализации блюд. Занятия кулинарного кружка позволяют вовлечь учащихся в творческий поиск. Часто эти занятия проходят в дни организации и обслуживания свадеб, вечеров, банкетов и других торжеств, где учащиеся имеют возможность готовить, разработать новые технологии и блюда. Например, салаты с добавлением морепродуктов, авокадо, свежих ягод, изучаем и отрабатываем нетрадиционные блюда и закуски. Тема заканчивается творческим конкурсом на лучшее оформление мясного салата: учащиеся показывают свое творческое отношение, характер, фантазию. Конкурсы развивают в группе коллективный дух творчества и сплачивают учащихся. Например, учащиеся Майорова Н. и Ермолаева М. проходили практику в столовой школы уроки, проводимые согласно программы были усвоены ими хорошо, поэтому для повышения их кругозора и творчества они были переведены в кафе «Лидер», теперь они изучают блюда согласно нового расширенного меню, появляется все больший интерес к практике и обучению. Творческий характер работы, как и материальная оценка труда – мотив, побуждающий к более активному, осмысленному овладению профессией. Интерес учащихся к профессии – это и есть то главное, что в итоге делает нашу работу продуктивной. Психологи утверждают, что выпускники, не занимающиеся творческой работой в период обучения в училище, становятся творческими личностями на 5-6 лет позже, чем те, кто занимался. Приобщение учащихся к творчеству на всех этапах учебной деятельности – важнейшая педагогическая задача, стоящая перед мастером производственного обучения. решая её, мы повышаем конкурентоспособность выпускника, его устойчивость, обеспечиваем более быструю адаптацию в рабочем коллективе, формируем стремление к продолжению образования. Сама по себе задача не решается. Требуется понимание значимости этой сферы деятельности, организационные способности, нацеленность на определенный результат: участие в выставках, победа в конкурсах, присвоение повышенного разряда и т.д. |
Программа районного семинара учителей трудового обучения по теме:... «Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время» | Кузнецова Е. В. Моу алейниковская сош алексеевского района Белгородской... Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования... | ||
Развитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая... | Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности Дошкольный возраст — лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочное и внеурочное время | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира» | ||
Тема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских | Урока Предмет : математика Личная значимость материала для учащихся: развитие творческих способностей учащихся | ||
Уроках математики и во внеурочное время Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время" | Системное использование икт и развитие познавательных, творческих... В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние икт на... | ||
Развитие творческих способностей учащихся в условиях внеклассной... | Конспект внеурочного музыкального занятия в 1 «А» классе тема «Музыкальная... Цель: Развитие творческих способностей у детей в процессе инструментального музицирования | ||
Программа объединения «Творческие идеи» Развитие творческих способностей, креативного мышления, воображения учащихся. Использование занятий для профориентационного направления... | Уроки нравственности Василия Белова «деревенской» русской литературой; развитие умения анализировать художественный текст; воспитание в учащихся вечных нравственных... | ||
Конкурсный материал «Формирование общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей учащихся» | Образовательного учреждения «Развитие творческих способностей учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеурочных занятиях» |