Скачать 87.6 Kb.
|
Научно- исследовательская деятельность учащихся выпускных классов начальной школы и среднего звена как средство развития творческих способностей и успешной социализации. Маличенко Нина Фёдоровна, учитель высшей квалификационной категории, МБОУ «Гимназия №1» Когда родитель приводит ребенка в школу, он хочет, чтобы ребенок вышел из школы самостоятельным, инициативным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него было много друзей, чтобы он смог стать лидером, умел формулировать задачи, определять приоритеты и добиваться поставленных целей. На это ориентируют нас и новые стандарты образования, где школа ответственна не только за знания, но и за формирование и развитие личности, за то, чтобы ребенок, выйдя из школы, уже был готов к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению. К самоопределению относится: умение ставить цели, планировать деятельность, оценивать ее, достигать определенного результата. Это требует новых педагогических технологий, позволяющих развивать у обучающихся творчество, инициативу, самостоятельность. Теперь учитель по-новому организовывает образовательную деятельность, и исследовательская деятельность школьников становится важнейшей её частью. Формирование у детей умения самостоятельно получать и применять знания, чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах, быть открытыми для диалога – залог успешной реализации творческого потенциала ученика. Организацией исследовательской работы я занимаюсь 7-ой год и хочу поделиться некоторым опытом. Участие в подобных мероприятиях требует серьёзной подготовки и профессиональной помощи педагогов. Педагог должен не только увлечь детей, но и помочь в корректировке темы, выполнении эксперимента и обработке его результатов. Только учитель знает возможности своих учеников. Организация исследовательской работы для обучающихся в начальной школе требует учитывать психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста и их природную любознательность. Исследовательская деятельность обучающихся предполагает наличие основных этапов:
Проблема исследования должна обеспечивать мотивацию включения в самостоятельную работу. Важно вместе с детьми ставить цели исследования, формировать вопросы и планировать действия. Вопрос выбора темы. «Как яхту назовёшь, так она и поплывёт» - эти знаменитые слова о многом говорят. Только на первый взгляд, выбрать тему легко и просто. Школьнику, в большинстве случаев трудно учесть все аспекты темы: актуальность, правильность формулировки темы, подборку литературы и источников. Рекомендую придерживаться следующих правил:
В качестве примера приведу темы, с которыми работали мои ученики:
Целесообразно в процессе работы над темой включать работу с различными текстовыми источниками информации (использовать библиотечную информацию, а также сведения из интернета). Приведу пример списка используемой литературы в ходе работы над темой «Техника быстрых вычислений» Шреплинг Софьей и Гречко Ариной:
Практическая работа в ходе исследования проводится в обязательном порядке. Также необходима предварительная презентация (с приглашением одноклассников, кружковцев, старшеклассников, родителей и педагогов), включающую дальнейшую дискуссию. Например, в работе «Лента Мёбиуса» Хван Маргарита:
Все эти опыты сначала она проводит сама, а потом с одноклассниками, результаты оформляет в виде таблицы и делает выводы.
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростков выходит цель – освоение коммуникативных навыков. Поэтому изучение теории необходимо организовывать в группах. Из моего опыта результативна работа по 2-3 человека кружковцев из разных классов одной параллели. Например, в работе «Круги Эйлера» Залесский Данил, Корсун Владислав Андреева Катя сначала учатся решать задачи с помощью кругов Эйлера, затем составляют вопросы для анкетирования (какую учебную литературу вы любите читать, какие учебные предметы вам нравятся, ваши увлечения?). Обрабатывают данные и на их основе составляют и решают свои собственные задачи. И, наконец, перед выступлением на конференции вместе с учителем учащиеся согласовывают, кто будет основным выступающим, а кто будет осуществлять компьютерную поддержку (материалом владеют одинаково хорошо). Результатом исследовательской деятельности учащихся является участие в различных конкурсах или конференциях исследовательских работ школьников. При этом учитель должен иметь в виду реальные сроки проведения школьных, районных, городских мероприятий для представления результатов исследования, чтобы соответствующим образом спланировать завершение работ обучающихся и дать им возможность публично заявить о себе и своей работе, получить подтверждение в развитии личностных качеств и исследовательской компетентности. Главным смыслом исследования в школе есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а неполучение нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является открытие новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися навыка исследования, развитии способностей, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. В условиях конкурсов и конференций встречаются требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристики социального эффекта исследования. Как бы это не называлось организаторами, преследуются цели – социализации, т. е. наработка социальной практики средствами исследовательской деятельности. Итоги моей работы в области научной исследовательской деятельности учащихся выпускных классов начальной школы: Фестиваль «Моё первое исследование», секция «математика-информатика»
Понимание учителем того, что к исследовательской работе нужно готовить не только учеников, но и профессионально готовиться самому – обязательное условие успешности такой деятельности. Главное – помнить, мы растим наше будущее! |
Исследовательская деятельность как форма развития творческих способностей учащихся по литературе Из опыта работы Анищенковой Ирины Викторовны, учителя русского языка и литературы | Тема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских | ||
Общественно-активные школы в контексте современных тенденций. Проектно-исследовательская... | Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения И перспективы личностного и познавательного развития [6: 3]. Младший школьный возраст – это период формирования центральных психологических... | ||
Терехова Елена Александровна лицей №8 «Олимпия» Исследовательская деятельность учащихся как средство развития познавательной компетенции | «Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся» Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие... | ||
Рабочая программа по немецкому языку Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Моу «Средняя общеобразовательная Монаковская школа» Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития личности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Лингвистический кружок как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся Ведерникова Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу «Нердвинская средняя общеобразовательная... | ||
Администрация города Междуреченска Игровой компонент уроков оивт как средство развития творческих способностей гимназистов | Методическими объединениями в школе были проведены Методическая тема школы «Индивидуальное сопровождение учащихся в учебном процессе как условие успешности социализации личности»,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектная деятельность как способ развития творческих способностей и познавательной активности у учащихся | Статья на Фестивале педагогического творчества Приемы развития творческих... Ашанина Марина Яковлевна, классный руководитель 5А класс, спецкурс по культуре речи 5, 9, 10 клссы | ||
Учебник «English viii» Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство... |