Скачать 87.36 Kb.
|
Проектная деятельность как способ развития творческих способностей и познавательной активности у учащихся
Творческость или "Креативность, - пишет П. Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее" [7]. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда современного человека. В наш век высоких технологий, общество нуждается в креативно мыслящих, работоспособных, квалифицированных специалистах, умеющих ставить перед собой творческие цели и планировать деятельность для их достижения. Выделяют два вида деятельности: репродуктивную и творческую, всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность репродуктивную, без которой она вообще немыслима. В процессе овладения знаниями и умениями человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Педагоги - психологи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин изучили свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает основными качествами:
Все эти качества являются приоритетными, точнее самовоспитанными в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Но нельзя отрицать и то, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. [1] Активизация учебно - познавательной деятельности школьников - одна из главных проблем в обучении на протяжении многих лет. Понятие "познавательная активность" трактуется по-разному. Исходя из того, что этот термин соответствует общей активности, характеризующей свойство личности, выражая состояние ученика в учебной деятельности, мобилизуя его внутренние силы на ускоренное отражение свойств предметов познания и свое самосовершенствование. Анализ литературы по теме показал, что в настоящее время активизация как научная категория исследуется в самых различных аспектах. В педагогической психологии термин "активизация" часто употребляется как синоним понятия "развитие" и связывается с актуализацией творческих элементов в деятельности [4]. В процессе труда при выполнении самых различных изделий у учащихся актуальным становится формирование таких ценных человеческих качеств, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше ее выполнить, и способность доводить дело до конца – качества, без которых невозможно и творчество. Для осуществления данной цели решаются следующие задачи: 1. Применение элементов проектной деятельности на уроках технологии как начальный этап создания индивидуального проекта. 2. Разработка и внедрение в процесс обучения практических заданий творческой направленности. 3. Организация внеклассной работы с творчески ориентированными учащимися. Гипотеза: внедрение проектной деятельности на уроках технологии активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует творческому развитию личности. Новизна работы заключается в том, что данный подход позволяет повысить познавательную активность и развить способности любого ребенка до уровня творческих. Уроки технологии - это уроки жизни. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными я считаю проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Метод проектов - это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Возможно применение метода при коллективной и при индивидуальной работе учащихся. При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нестандартных задач, находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. На развитие творческих способностей направлены индивидуальные исследовательские проекты. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. В процессе работы над проектом учебная деятельность организуется в соответствии со схемой "Последовательность формирования творческой активности учащихся"(см. Приложение II). Последовательность включает в себя четыре этапа: - мотивация, - активизация познавательной деятельности, - формирование навыков самостоятельной практической деятельности, - творчество. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся подразумевает применение нескольких методов обучения. Рассмотрим наиболее эффективные: 1. Практические творческие задания: "Коллекция тканей", "Аппликация из ткани", "Кукла - закрутка", "Зарисовка и описание модели", "Сервировка стола", "Презентация блюда", "Оформление блюда". 2. Опережающие задания: сообщения, доклады. 3. Учебные игры: "Ателье", "Реклама" (рекламируют свои работы на выставках), "Экскурсия" (проводят заочные экскурсии на текстильную фабрику, на выставки ). 4. Метод проектов является самым распространенным и результативным. Например, при подготовке к олимпиаде по технологии, к конференции "Шаг в будущее". 5. Использование современных педагогических технологий: технологии сотрудничества, технологии критического мышления, здоровьесберегающих технологий; таких педагогических приемов, как "Синквейн", "Ажурная пила", "Снежный ком", "Фишбоун" позволяет создать условия для формирования коммуникативных, организационных, творческих способностей учащихся. Организация внеклассной деятельности учащихся делает процесс обучения и воспитания интересным и увлекательным. Формы работы внеклассной деятельности разнообразны: предметные недели, выставки детского творчества, ярмарки - продажи, экскурсии, праздники, демонстрации моделей одежды, конкурсы: "Юный дизайнер интерьера", "Мастерицы", "А, ну-ка, девочки!", "Сладкоежка". Анализ уровня знаний, умений (достижений) по предмету технология за последние 3 года, показал следующие результаты: общая успеваемость 100%, качественная успеваемость 80%. Учащиеся с разным интеллектуальным уровнем участвуют в конкурсах, в выставках детского творчества, олимпиадах, конференциях разного уровня. Результаты представлены в таблице (см. Приложение 1) Интерпретируя результаты педагогической деятельности, приходим к выводу, что метод проектов способствует развитию познавательной активности и творческих возможностей личности. Знание человеком своих способностей, наличие положительного опыта их использования определяют выбор поведения и жизнедеятельности. Библиографический список литературы
используя разнообразные методы и формы работы на уроках и во внеклассной деятельности для активизации творческой активности, можно получить положительные результаты в обучении и воспитании школьников. Данный педагогический подход позволил выработать схему построения При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме обучения является обязательной педагогической задачей, которая требует решения. Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке. В последнее время педагогической общественностью широко дискутируются вопросы «педагогики сотрудничества», «педагогики сотворчества». Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели — всестороннего гармонического развития личности. На страницах печати широко представлен творческий опыт учителей-экспериментаторов Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, В.Д. Симоненко и других. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются:
создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем.
4 |