Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 87.36 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.01.2014
Размер87.36 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ
Проектная деятельность как способ развития творческих способностей и познавательной активности у учащихся





Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

Творческость или "Креативность, - пишет П. Торренс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее" [7]. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда современного человека. В наш век высоких технологий, общество нуждается в креативно мыслящих, работоспособных, квалифицированных специалистах, умеющих ставить перед собой творческие цели и планировать деятельность для их достижения.

Выделяют два вида деятельности: репродуктивную и творческую, всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность репродуктивную, без которой она вообще немыслима.
В процессе овладения знаниями и умениями человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности.
Педагоги - психологи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин изучили свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает основными качествами:

  1. Умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность;

  2. Умение планировать и самоконтролировать свою деятельность;

  3. Высокая работоспособность; 4. Умение находить и решать проблемы, составлять основу цели; 5. Умение защищать свои убеждения.

Все эти качества являются приоритетными, точнее самовоспитанными в течение жизни и никакого отношения к наследственности не имеют. Но нельзя отрицать и то, что каждый человек получает генетические задатки к той или иной деятельности. [1]
Активизация учебно - познавательной деятельности школьников - одна из главных проблем в обучении на протяжении многих лет. Понятие "познавательная активность" трактуется по-разному. Исходя из того, что этот термин соответствует общей активности, характеризующей свойство личности, выражая состояние ученика в учебной деятельности, мобилизуя его внутренние силы на ускоренное отражение свойств предметов познания и свое самосовершенствование.
Анализ литературы по теме показал, что в настоящее время активизация как научная категория исследуется в самых различных аспектах. В педагогической психологии термин "активизация" часто употребляется как синоним понятия "развитие" и связывается с актуализацией творческих элементов в деятельности [4].

В процессе труда при выполнении самых различных изделий у учащихся актуальным становится формирование таких ценных человеческих качеств, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше ее выполнить, и способность доводить дело до конца – качества, без которых невозможно и творчество.

Для осуществления данной цели решаются следующие задачи:

1. Применение элементов проектной деятельности на уроках технологии как начальный этап создания индивидуального проекта.

2. Разработка и внедрение в процесс обучения практических заданий

творческой направленности.

3. Организация внеклассной работы с творчески ориентированными учащимися.

Гипотеза: внедрение проектной деятельности на уроках технологии активизирует познавательную деятельность учащихся и способствует творческому развитию личности.

Новизна работы заключается в том, что данный подход позволяет повысить познавательную активность и развить способности любого ребенка до уровня творческих.

Уроки технологии - это уроки жизни. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными я считаю проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.
Метод проектов - это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Возможно применение метода при коллективной и при индивидуальной работе учащихся.

При проектировании учащиеся приобретают опыт решения нестандартных задач, находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. На развитие творческих способностей направлены индивидуальные исследовательские проекты. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

В процессе работы над проектом учебная деятельность организуется в соответствии со схемой "Последовательность формирования творческой активности учащихся"(см. Приложение II). Последовательность включает в себя четыре этапа:

- мотивация,

- активизация познавательной деятельности,

- формирование навыков самостоятельной практической деятельности,

- творчество.

Активизация творческой познавательной деятельности учащихся подразумевает применение нескольких методов обучения. Рассмотрим наиболее эффективные:

1. Практические творческие задания: "Коллекция тканей", "Аппликация из ткани", "Кукла - закрутка", "Зарисовка и описание модели", "Сервировка стола", "Презентация блюда", "Оформление блюда".

2. Опережающие задания: сообщения, доклады.

3. Учебные игры: "Ателье", "Реклама" (рекламируют свои работы на выставках), "Экскурсия" (проводят заочные экскурсии на текстильную фабрику, на выставки ).

4. Метод проектов является самым распространенным и результативным. Например, при подготовке к олимпиаде по технологии, к конференции "Шаг в будущее".

5. Использование современных педагогических технологий: технологии сотрудничества, технологии критического мышления, здоровьесберегающих технологий; таких педагогических приемов, как "Синквейн", "Ажурная пила", "Снежный ком", "Фишбоун" позволяет создать условия для формирования коммуникативных, организационных, творческих способностей учащихся.

Организация внеклассной деятельности учащихся делает процесс обучения и воспитания интересным и увлекательным. Формы работы внеклассной деятельности разнообразны: предметные недели, выставки детского творчества, ярмарки - продажи, экскурсии, праздники, демонстрации моделей одежды, конкурсы: "Юный дизайнер интерьера", "Мастерицы", "А, ну-ка, девочки!", "Сладкоежка".

Анализ уровня знаний, умений (достижений) по предмету технология за последние 3 года, показал следующие результаты: общая успеваемость 100%, качественная успеваемость 80%. Учащиеся с разным интеллектуальным уровнем  участвуют в конкурсах, в выставках детского творчества, олимпиадах, конференциях разного уровня. Результаты представлены в таблице (см. Приложение 1)

Интерпретируя результаты педагогической деятельности, приходим к выводу, что метод проектов способствует развитию познавательной активности и творческих возможностей личности. Знание человеком своих способностей, наличие положительного опыта их использования определяют выбор поведения и жизнедеятельности.

Библиографический список литературы

  1. Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. // М., Дрофа, 2004.

  2. Бобунова И. В. Технология.// Волгоград, Учитель,2004.

  3. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.

  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004.

  5. Ерёменко Т. И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. // М., Просвещение, 2000.

  6. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.

  7. Савенеов А.И. , Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М. Педагогическое общество России, 1999. - 220 с.

  8. Развивающее обучение: история, теория, практика// М. Начальная школа 1998

  9. Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8 2005.

  10. Ярославцева Е. Ю. Познавательные задачи на уроках по технологии обработки ткани.// Школа и производство, №7 2005.


используя разнообразные методы и формы работы на уроках и во внеклассной деятельности для активизации творческой активности, можно получить положительные результаты в обучении и воспитании школьников.

Данный педагогический подход позволил выработать схему построения

При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. 
Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме обучения является обязательной педагогической задачей, которая требует решения.

Поэтому педагогическая ценность метода определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей творческие возможности развития личности ребенка на уроке. 
В последнее время педагогической общественностью широко дискутируются вопросы «педагогики сотрудничества», «педагогики сотворчества». Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели — всестороннего гармонического развития личности. На страницах печати широко представлен творческий опыт учителей-экспериментаторов Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, В.Д. Симоненко и других. 
Наиболее эффективными в образовательном смысле являются:

  1. метод проектов;

  2. современные методы создания новых технических и технологических решений;

  3. технология игры.


создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся сами определяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного погашения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. 


  1. Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. // М., Дрофа, 2004.

  2. Бобунова И. В. Технология.// Волгоград, Учитель,2004.

  3. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.

  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004.

  5. Ерёменко Т. И., Забалуева Е. С. Художественная обработка материалов: Технология ручной вышивки. // М., Просвещение, 2000.

  6. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.

  7. Припеченкова С. И., Глушкова Э. Ю. Уроки труда. 5класс. Макраме. Вышивание.// Волгоград, Учитель, 2004.

  8. Развивающее обучение: история, теория, практика// М. Начальная школа 1998

  9. Флягина О. В. Творческие проекты школьников.// Школа и производство, №8 2005.

  10. Ярославцева Е. Ю. Познавательные задачи на уроках по технологии обработки ткани.// Школа и производство, №7 2005.

4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск