Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1





Скачать 101.75 Kb.
НазваниеПолякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Дата публикации15.08.2014
Размер101.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы


Полякова Светлана Викторовна

Учитель биологии

МБОУ Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1

ст. Егорлыкская Ростовской области

* * *

«Особенности обучения и воспитания одаренных детей»

Заявленная тема сегодня особенно актуальна, т.к. во всех документах федерального уровня последних лет поддержка «одаренного ребенка» провозглашается приоритетной государственной задачей.

Прежде чем приступить к разработке системы действий по работе с одаренными детьми, я проанализировала специальную литературу по проблемам одаренных детей и, понаблюдав за своими учениками, выделила для себя наиболее важные характерные особенности:

  • Они любопытны и не терпят каких - либо ограничений своих исследований.

  • Они способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий.

  • Они легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

  • Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно.

Итак, одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством сверстников интеллектуальные способности;

  • для них характерна высокая скорость переработки и усвоения учебной информации;

  • имеют доминирующую, активную познавательную потребность;

  • испытывают радость от умственного труда;

  • их отличает исключительная успешность обучения.

Работать с такими детьми интересно и трудно, в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей; 

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,

исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей;

  • внедрение системы "Индивидуальная образовательная траектория".

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

В деятельности по созданию условий для развития детской одаренности в процессе своей образовательной практики я выделила несколько направлений работы: это, прежде всего, нетрадиционные уроки;

  • исследовательская, проектная и творческая деятельность;

  • олимпиадное движение;

  • участие в разнообразных конкурсах, научно-практических конференциях,

олимпиадах;

  • создание ЦОР;

  • факультативные и кружковые занятия;

  • предпрофильная подготовка;

  • привлечение детей к работе в естественнонаучной секции НОУ «Академия» нашей школы, где ребенок учится презентовать свои идеи и результаты исследований, узнает особенности научного языка, учится публично высказывать свое мнение, оценивать чужие работы, участвовать в их публичном обсуждении.

В целях поддержки интереса к биологии и развития природных задатков учащихся я исхожу из того, что школьники должны иметь возможность получить определённые знания по биологии не только на уроках, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности вне урока. Убеждена, что кружки и факультативы также дают возможность учащимся опробовать себя в различных сферах деятельности, служат наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого, становятся для учеников инструментом не только развития, но и поиска себя, своего жизненного предназначения. Эти занятия направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления.

Так, в моей практике бывали случаи, когда ребенок не мог проявлять себя на уроках биологии, а потом раскрывался при проведении внеклассных мероприятий по предмету, кроме того встречаются дети, у которых отмечается сильная мотивация к изучению биологии.

И к одной и другой категории детей применяю личностно-ориентированный подход:

  • на уроках им предлагаю особые задания, которые не просто сложнее, чем у остальных, а оригинальнее, актуальнее. Были случаи, когда такие уроки, принимали характер настоящих творческих дискуссий, было заметно, как резко изменялась рабочая атмосфера на уроке, повышался интерес учащихся к изучаемому предмету, даже те, кто раньше был равнодушным к изучению биологии, начинали проявлять творчество и интерес;

  • для таких учеников подбираю особое домашнее задание, предлагаю участвовать в различного уровня интеллектуальных олимпиадах, конкурсах;

  • эти ребята активно участвуют в проведении акций, предметных недель и других форм внеклассных мероприятий.



На своих уроках при использовании технологии личностно-ориентированного обучения я стараюсь:

- строить урок с учетом возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставляю им возможности задавать интересующие их вопросы, высказывать оригинальные гипотезы и идеи;

- побуждаю учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку, стремлюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка, что способствует эмоционально положительному настрою учащихся на работу.

Кроме того использую в своей работе приемы и методы дифференциации и индивидуализации, которые позволяют мне полнее учитывать возможности и личностные особенности каждого одарённого ребенка, достигать высоких результатов в обучении и развитии интересов ребёнка к моему предмету.

Активно использую технологию проектной деятельности, которая наряду с оптимизацией учебного процесса, формирует у учащихся умение добывать информацию, принимать нестандартные решения, интегрировать знания из разных областей науки и применять их на практике. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

На протяжении нескольких лет я занимаюсь с учащимися проектно – исследовательской деятельностью и мои учащиеся подготовили, а также успешно защитили немало интересных и оригинальных работ. Вот некоторые темы проектов, которые участвовали в конкурсах:

  • «Голубь – птица мира» - Соколенко Э.

  • «Что за птица воробей?»- Тищенко Е.

  • «Оценка экологического состояния территории, прилегающей к МБОУ ЕСОШ №1»-Кириченко А.

  • «Пыль как фактор, влияющий на качество воздушной среды школьного пространства» - Замятина Ю.

  • « Источники экологической опасности ст. Егорлыкской» - Иликаев А.

  • «Экологическое состоянии воздушного бассейна ст. Егорлыкской» - Кибалова О.

Исследовательский проект – это творческая работа, основы которой в современной дидактической системе соотносятся с деятельностным подходом: потребность – мотив – цель – задачи – действия. Считаю, что это под силу одаренным детям.

По моему мнению, огромную роль в развитии одаренных учащихся играют также дистанционные конкурсы и проекты. Так, работы моих учащихся размещены на сайтах:  www. 1september.ru; www. festival.1september.ru, www.ecology-rostov.narod.ru.

Следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью дистанционного образования в течение всей жизни. Очевидно, что участие в конкурсах подобного рода, расширяет кругозор учащихся, способствует развитию их самостоятельности и творческих способностей, обеспечивает развитие креативности.

Считаю, что система практической деятельности по решению проблем развития детской одаренности включает создание условий для раскрытия творческого потенциала учащегося через работу научного общества учащихся, включающую научно-исследовательскую деятельность в системе учитель-ученик по подготовке олимпиад разного уровня.

Убеждена, что олимпиады способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. С этой целью провожу дополнительные занятия и консультации, при этом особое внимание уделяю самостоятельной работе учеников по поиску необходимой информации.

Подготовка проводится как в группах, так и индивидуально: повторяем изученный ранее материал, решаем олимпиадные задачи по молекулярной биологии, генетике, проводим опыты по биохимии, изучаем научную литературу.

Кроме того, для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.

Мои ученики участвуют в олимпиадах разных уровней и подтверждают, что интерес и склонности к изучению биологии у них есть, что система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время эффективна:

  1. 2013 год.

  • Кириченко Анна стала призером I тура и участником II тура регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии.

  • Терещенко Ольга и Ищенко Дарья принимали участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников по биологии.

  • Кириченко Анна стала призером заочного и очного туров Санкт - Петербургской Ломоносовской олимпиады по биологии.



  1. 2012 год.

  • Кириченко Анна стала:

  • победителем муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии и экологии;

  • призером отборочного этапа и участником очного этапа Санкт – Петербургской Ломоносовской олимпиады по биологии, экологии и медицине.

  • призером отборочного этапа и участником очного этапа Московской Ломоносовской олимпиады по биологии.




  • Ищенко Дарья и Терещенко Ольга стали призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии.

  • Чекунков Виктор и Дмитриева Татьяна стали победителями III степени II дистанционной олимпиады по биологии, проводимой центром развития, мышления и интеллекта г.Самары.

  • Замятина Юлия стала:

  • региональным победителем в Пермском молодежном биологическом чемпионате (диплом II степени);

  • победителем в областном этапе всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды;

  • участником I и II тура регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии.

  • Лымарь Юлия и Сагайда Анастасия стали районными победителями в Пермском молодежном биологическом чемпионате.

  1. 2011 год.

  • Терещенко Ольга, Иликаев Алексей, Игнатов Дмитрий стали призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии;

  • Замятина Юлия- призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Немаловажное значение в работе с одарёнными детьми имеет работа над собой, которая предусматривает повышение своего профессионального уровня и диктует определенные требования к личности педагога:

  • Желание работать нестандартно

  • Поисковая активность

  • Знание психологии одаренных детей

  • Готовность к работе с одаренными детьми

Основные парадигмы развития одаренности:

  • Все дети одарены от природы.

  • На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.


Все, что я высказала выше, позволяет мне считать, что я имею свою систему педагогического сопровождения одаренных детей.

Хочу отметить, что данная система работы с одаренными детьми сложилась не сразу.

Я шла к ней путем проб и ошибок, пытаясь дать детям готовые теоретические знания. Такой метод работы оказался неэффективным. Затем я сделала для себя вывод, что работая с одаренными детьми, учитель должен меньше говорить, меньше давать информации, устраивать демонстрации и решать задачи за учащихся. Он должен больше спрашивать и меньше объяснять, внимательно и с интересом выслушивать ответы, но не оценивать, а находить способы показать, что он их принимает. Он должен учитывать, что одаренный ребенок вырастет в одаренного взрослого в том случае, если, педагогический процесс будет выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку:

  • права приобретать собственный познавательный опыт;

  • права быть субъектом собственной деятельности.

В настоящий момент, я исправила эту ошибку, и использую в своей работе одну из самых эффективных форм: сотрудничество с учеником, совместная созидательная деятельность при решении одной общей проблемы, где присутствует равенство сотрудников в учебной деятельности; где ученик - не объект обучения, а субъект наравне с учителем; где присутствует возможность оценить результат своей деятельности не на основе оценки, а в том, чему научился.

В процессе работы с одаренными детьми возникает необходимость отслеживать их результаты развития, поэтому стала внедрять в практику обучения индивидуальные карты на каждого ребенка – как одно из средств помогающее организовать обучение, воспитание и развитие, вести мониторинг траектории образования, отслеживать процесс личностного роста, повышать самоконтроль, фиксировать фактическую успеваемость.
Результат моей работы: это - гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных людей в которых вложена частичка моего труда.

Для меня очень важно, чтобы мои ученики превзошли своего учителя.

И в заключении я хотела бы отметить, что в любой работе главную роль играет мотивация. Если все мы будем искренне заинтересованы в успехах ребенка, то мы будем работать на результат - повышение качества образования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconБожко Светлана Викторовна Описание опыта: Исследовательская деятельность...
Сведения об авторе: Божко Светлана Викторовна, учитель информатики, Новоалександровская средняя школа
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconМоу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2»
Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,...
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классен Светлана Викторовна, учитель математики высшей категории моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», с....
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconПрограмма деятельности школьного краеведческого музея Составитель:...
Краеведческий музей школы является тематическим систематизированным собранием материалов и документов по истории мбоу "Нижнекулойская...
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconЯзыковые средства публицистического и официально-делового стилей речи
Назарова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы гуо «Средняя школа №3 г. Осиповичи» Могилёвской области
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconТема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества...
Автор опыта: Сошенко Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская...
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор – составитель: Астапенко Марина Викторовна, учитель истории высшей квалификационной категории мбоу «Заринская средняя общеобразовательная...
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconСамообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках...
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconИнновационного педагогического опыта (ипо)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconГрибенщикова Ксения Викторовна Паршакова Светлана Владимировна, Рудштейн...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Озеро-Крачинская средняя общеобразовательная школа
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconКонспект открытого урока по английскому языку в 8 «а» классе мбоу...
Развитие коммуникативных умений обучающихся в говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке, высказывание своей...
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Красулина Наталья Викторовна, учитель географии муниципального общеобразовательного учреждения «Хоринская средняя общеобразовательная...
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconЛапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория...
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconУчебно-тематическое планирование по биологии Классы 7а Учитель Абызова...
Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального...
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconРеферат Развитие творческих способностей младших школьников в процессе...
Выполнила учитель начальных классов Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»...
Полякова Светлана Викторовна Учитель биологии мбоу егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1 iconРодионово-несветайского района «авиловская средняя общеобразовательная...
Аннотация к рабочей программе по биологии для 10 класса на 2013-2014 учебный год


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск