ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
| I. Общие сведения
| Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
| Стаж работы в должности
| Ладюкова
Наталья
Александровна
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
347660 Ростовская область
ст. Егорлыкская
ул. Орджоникидзе,51
тел.:8 (270) 21-1-39
| Учитель математики
| 18 лет
|
| II.Сущностные характеристики опыта*
| 1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)
| Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках математики
| 2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
| Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и воспитания учащихся. Для того, чтобы создать учащимся оптимальные условия для формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения.
Противоречия:
между недостаточным уровнем подготовленности отдельных учащихся и высокими требованиями к современному содержанию математического образования;
между традиционными формами обучения и применением компьютерных технологий;
между содержанием базового образования и формированием ключевых компетенций учащихся;
Активное использование Интернет-ресурсов, организация исследовательской работы, использование новых способов контроля знаний - тестирование.
| 3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
| Использование информационно- коммуникационных технологий. Педагогическая идея: повышение качества обучения математике, развитие логического мышления за счет использования, информационных технологий в учебном процессе.
Внедрение и использование новых информационно-коммуникационных образовательных технологий позволит развить исследовательские способности у школьников; повысить познавательный интерес к учению, которые являются отправной точкой для формирования умений самостоятельно достигать намеченные цели
Идея изменений заключается в создании оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности.
Сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать процесс обучения, индивидуальным и дифференцированным.
Суть изменений содержания: обучение становится деятельностно-развивающим, формирует личные качества учащихся, при этом оно демократичное, гуманное, основано на сотрудничестве.
ИПО основан на применение личностно - ориентированных технологий, ИКТ – технологий, игровых моментов и разработки цифровых образовательных ресурсов, в том числе созданных обучаемыми.
| 3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)
| осознание учеником процесса учения;
включение эмоциональной сферы;
проблемность, дифференцированность, индивидуальный подход;
обучение всех детей с любыми индивидуальными данными.
Основные изменения в организации учебного процесса: использование творческих ситуаций с применением персонального компьютера и Интернета; применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму материала; оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения; создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика и всех учащихся вместе; раскрытие субъективного опыта ученика.
| 4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
|
На своих уроках компьютер применяю в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном.
В образовательный процесс вводятся:
- система работы с Интернет-ресурсами;
- решение творческих и нестандартных задач;
- выполнение исследовательских работ;
-работа с интерактивной доской;
-система оценивания посредством электронных тестов;
Система работы требует теоретических знаний не только по математике, но и по информатике. Нужно умело подбирать материал для теоретического изложения, для решения задач и для контроля.
Трудности при применении данной технологии связанны с техническим обеспечением, методическим оснащением.
| 5.Результат изменений
|
Качество знаний учащихся выше при применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии, чем при традиционных методах.
Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде) я формирую у ребят основные «информационные» компетенции.
При участии во всесоюзных конкурсах, всероссийских олимпиадах, онлайн-олимпиадах, дистанционных олимпиадах и других конкурсах школьники учатся работать в различных поисковых системах.
Использование компьютера позволило каждому учащемуся:
· работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Качество обученности слабых учащихся при этом поднялся;
· создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет;
· повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.);
· снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
Использование ИКТ за 3 последних учебных года способствовало:
· повышению качества усвоения знаний по математике школьниками;
· развитию самостоятельности;
· повышению их творческой активности.
| 6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте
| Выступление на районных и школьных семинарах учителей математики, физики, информатики
|
III. Описание инновационного опыта учителя**
|
Использование компьютера на уроках математики способствует активной деятельности учащихся, что дает мне возможность вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы. В системе своей работы я использую компьютер для выполнения упражнений; работы на интерактивной доске. А также использую мультимедиа–проектор на уроках математики. С помощью компьютера занимаемся моделированием фигур, деталей. Особенно пользуемся компьютером для исследовательской работы, строим графики функций. Также часто используем сканер для сканирования текстов, картин, которые используем для презентаций в программе PowerPoint.
Современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, фотоизображения, использую информационные технологии на следующих этапах урока:
- при изложении нового материала (программа презентацийPower Point);
- проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающей программы
« Живая геометрия»;
- система контроля и проверки (тесты);
- самостоятельная работа учащихся (работа с электронными энциклопедиями; создание презентаций).
- прохождение онлайн - тестирование, онлайн-олимпиады.
На этапе объяснения нового материала наиболее эффективным является учебный тип деятельности. На этапе решения задач - обучающий тип деятельности. На этапе контроля знаний использую тесты, онлайн-тестирование.
В своей работе применяю обучающую программу «Живая геометрия». Одно из главных достоинств этой программы - возможность непрерывного изменения геометрических объектов с сохранением математических соотношений между ними. Программа позволяет моделировать различные математические ситуации, анализировать и делать “открытие” на основании достаточно большого количества опытов самостоятельно каждым учеником. Изучение материала по геометрии строю следующим образом: по готовым чертежам, разработанным мною (учителем); самостоятельное моделирование учащимися геометрических объектов, блок-схем и деталей.
Таким образом, информационные технологии позволяют мне на своих уроках значительно расширить возможности предъявления учебной информации, вовлекать учащихся в учебный процесс, качественно изменять контроль над работой детей, способствовать формированию у школьников рефлексии.
ИКТ на уроках математики действительно служат средством формирования у школьников мотивации к предмету.
Мониторинг качества знаний учащихся реализуется мною с помощью тестирования. Введение рейтинговой оценки продвижения учащихся в учебном и внеучебном процессе способствует у детей повышению мотивации и интереса к обучению.
Учитель, используя ИКТ на уроках, мотивирует детей на создание своих собственных медиапродуктов, а значит, способствует их самореализации. Дети участвуют в различных республиканских и во всероссийских, конкурсах, где используют все возможности ИКТ.
|
I V. Информационные характеристики опыта*
(матрица используется в дальнейшем для компьютерной обработки)
Характеристики
инновационного опыта**
| Обучение ***
| Воспитание***
| Дополнительное образование***
| 1. Ценности и ценностные ориентации
| Формирование ключевых компетенций обучающихся.
| Формирование условий для становления конкурентоспособной личности.
|
Каждый ученик – творческая, самодостаточная личность, нуждающаяся в поддержке.
| 2. Цели и задачи
| Создание комфортного образовательного пространства, способствующего раскрытию потенциала ребёнка.
| Воспитание творческой, самостоятельной, ответственной, коммуникабельной личности с потребностью к познанию.
| Развитие коммуникабельности, способности вести диалог.
| 3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)
| Учитель – наставник, управляющий процессом обучения.
| Учитель – наставник, управляющий процессом воспитания.
| Учитель – наставник, развивающий творческие способности каждого ученика.
| 4. Содержание образования
| Усвоение образовательной программы по предмету
| Положительная мотивация,сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
| Развитие личности, способной к успешной социализации
| 5. Технологии, в том числе ИКТ
| Информационно-коммуникативные технологии, педагогика «сотрудничества», личностно-ориентированное обучение.
| Личностно-ориентированный подход, коллективное творческое дело, игра.
| Социальное проектирование.
| 6. Средства
| Интернет, обучающие программы,интерактивное и мультимедийное оборудование.
| Передовой педагогический опыт.
| Опыт современных программ дополнительного образования.
| 7. Методы
| Круглый стол, деловая игра, «мозговой штурм», дискуссия.
| Мастер-класс (учитель – детям)
| Ролевая игра
| 8. Организационные формы
| Урок, практикум, семинар, исследовательская работа.
| 1.Школьное самоуправление.
2.Групповые, индивидуальные формы работы
| Формы дополнительного образования (кружковая работа)
| 9. Образовательная среда
| Образовательная среда, педагогический коллектив.
| Социум.
| Учреждения дополнительного образования.
| 10.Информационно-методическая среда
| Образовательные программы по математике, алгебре и геометрии, учебно-методическая литература и пособия по предметам.
| Методическая литература и пособия по предметам.
| Дополнительная литература и пособия по предметам.
| 11.Информационные ресурсы
| Интернет, электронные библиотеки, электронные учебники, учебно-методические пособия, медиатеки.
| Интернет, электронные библиотеки, электронные учебники, учебно-методические пособия, медиатеки.
| Интернет, электронные библиотеки, электронные учебники, учебно-методические пособия, медиатеки.
| 12.Организационные ресурсы
| Школьное методическое объединение учителей математики, районное методическое объединение учителей математики, педагогический совет
| Детское общественное объединение «Радуга»
| Методическое объединение преподавателей дополнительного образования.
| 13.Мотивационные ресурсы
| Интерес учащихся к математике. Профессиональный и личностный рост учителя и ученика.
| Деловой стиль общения между учителем и обучаемыми, умение высказывать собственное мнение, отстаивать собственную точку зрения.
| Организация участия школьных, муниципальных олимпиад, конкурсов, фестивалей, поощрение лучших работ дипломами и грамотами.
| 14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ)
| Учитель-профессионал, способный увлечь обучающихся
| Учитель-профессионал, способный увлечь обучающихся
| Учитель-профессионал, способный увлечь обучающихся
| 15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)
| Курсовая переподготовка, спецлитература по современным педагогическим технологиям, Интернет-ресурсы, научно-практические семинары муниципального, регионального и российского уровня.
| Систематизация методической литературы, посвящённой организации воспитательного процесса
| Работа по совершенствованию существующих программ дополнительного образования.
| 16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)
| Кабинет математики, персональный компьютер, интерактивная доска, наглядно-иллюстративный материал, доступ к сети интернет.
| Кабинет математики, персональный компьютер, интерактивная доска, наглядно-иллюстративный материал, доступ к сети интернет.
| Кабинет математики, персональный компьютер, интерактивная доска, наглядно-иллюстративный материал, доступ к сети интернет.
| 17.Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)
| Закон РФ «Об образовании»
Устав МБОУ Егорлыкской СОШ № 1
| Приложение 1 Статья Работа с одаренными детьми.doc Приложение 2 Выступление на МО учителей математики.doc
МО учителей математики.ppt Приложение 3 Презентация к уроку математики 6 класс.ppt |