Скачать 0.52 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр повышения квалификации" Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта на муниципальном уровне Череповец 2009 год Автор: Макарова Любовь Григорьевна, методист информационно-методического отдела МОУДО "Центр повышения квалификации". Рецензент: Стрижова Наталья Владиславовна, заместитель начальника управления образования мэрии г. Череповца, к.п.н. Редактор: Караганова Татьяна Николаевна, директор МОУДО "Центр повышения квалификации" Технолог по компьютерному макетированию: Прохорова Ирина Симоновна, методист МОУДО "Центр повышения квалификации". Список ИПМ ИПМ-1 Теоретическая интерпретация опыта 3 ИПМ-2 Теория вопроса 5 ИПМ-3 Критерии оценки передового инновационного педагогического опыта 10 ИПМ-4 Нормативно-методическая база 10 ИПМ-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11 ИПМ-6 Субъекты выявления и обобщения опыта 12 ИПМ-7 Алгоритм обобщения передового инновационного педагогического опыта (ППО) как результат работы над Единой методической темой (ЕМТ) образовательного учреждения 12 ИПМ-8 Система обобщения передового инновационного педагогического опыта на темы, не относящиеся к ЕМТ, но важные для МО, МС образовательного учреждения 14 ИПМ-9 Роль заместителя директора по УВР, курирующего методическую работу, в решении проблемы обобщения опыта 15 ИПМ-10 Обучение кадров технологии обобщения опыта 16 ИПМ-11 Формы распространения опыта 16 ИПМ-12 Список литературы, изданной управлением образования, МОУДО "ЦПК", для работников образования города 20 ИПМ-13 Список литературы по проблеме обобщения опыта 21 ИПМ-14 Образец планирования работы образовательного учреждения над Единой методической темой (из опыта работы СОШ №3 г. Череповца) 22 ИПМ-15 Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6" 25 ИПМ-1 Теоретическая интерпретация опыта Актуальность заявленной темы. Традиционные формы и содержание методической работы ОУ носят бессистемный характер:
Такая методическая работа не соответствует современным требованиям. В современной школе возросла потребность в педагоге, способном критически осмысливать свою деятельность, модернизировать ее посредством освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Поэтому для решения задач повышения профессиональной компетентности педагога, развития его мобильности, профессионального роста нужна системная методическая работа1 от цели, задач содержания, структуры, технологий, форм работы до результата деятельности - методического продукта. Критериями эффективности методической работы являются:
Есть и другие критерии эффективности (см. там же, с.39), но важно одно: результатом эффективной как коллективной, так и индивидуальной методической работы является методический продукт - обобщение педагогического опыта в разных формах3. Обобщение опыта – это стратегия методической работы, это методический продукт. С 1996 года в г. Череповце формируется и работает Банк педагогической информации (БПИ) при управлении образования мэрии города Череповца и Центре повышения квалификации. Цель: выявление, обобщение, распространение творческого, эффективного инновационного педагогического опыта работников образования города с учетом современных исследований и достижений в педагогике и психологии. Задачи:
Новизна опыта заключается:
Результативность:
за последние 5 лет – 140.
с 2004 г. по 2008 г. (за 5 лет) 140
за последние 5 лет - 35
за последние 5 лет – 105.
за последние 5 лет – 35.
за последние 5 лет – 87.
за последние 5 лет – 18. Растет число коллективных опытов. Как правило, это результат деятельности проблемных групп профильных кабинетов ЦПК. Методический продукт проблемных групп: Методические рекомендации, тематическое планирование по программам ученых-педагогов, практические материалы к курсам. Педагоги города успешно осваивают современные образовательные технологии. В БПИ широко представлено личностно-ориентированное обучение: метод проектов, ИКТ, применение эвристических, проблемных, когнитивных технологий. Идет накопление материалов по профильному обучению и компетентностному подходу в образовательном процессе. Управленческие опыты представлены материалами СОШ №7, 8, 12, 21, 24, 25, 26, 30, 33, 35, 39, 40, д/д №1. ИПМ-2 Теория вопроса Цель:
Решение проблемы обобщения опыта нужно рассматривать с точки зрения системного подхода. Система – структура, рассматривающаяся как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей (Ю. Конаржевский). Методическая работа как система включает:
Обобщение опыта – итог методической работы, методический продукт. Подход к обобщению передового инновационного опыта (выявление планирование изучение обобщение защита распространение и внедрение) должен быть системным. Это управляемый процесс, который включает:
Понятия "педагогический опыт", "передовой педагогический опыт", "обобщение опыта", "информационно-методический модуль", "модульная технология обобщения педагогического опыта". Педагогический опыт1 - совокупность практических знаний, умений, навыков (ЗУН), приобретаемых педагогом в ходе повседневной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки. Передовой педагогический опыт (ППО)2 Это актуальный творческий опыт, основанный на достижениях педагогов – новаторов, ученых для получения высоких результатов в обучении, развитии и воспитании детей при оптимальной организации учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей своих воспитанников и личных возможностей. Передовой педагогический опыт – это отвечающий современным запросам, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам и приемам (или хотя бы по одному из указанных элементов) образец педагогической деятельности, приносящий лучшие, по сравнению с массовой практикой, результаты. (В. И. Загвязинский) Передовой инновационный опыт предполагает проявление творчества педагогов, креативной направленности обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентаций, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование. Отсюда, формирование творческой личности педагогов следует рассматривать как двусторонний процесс, связанный, одной стороны, с выработкой необходимых качеств творческой личности, а с другой - с формированием у него опыта творческой деятельности. Творческие умения педагогов находят оптимальные пути для достижения эффективных результатов обучения и воспитания. Высокие результаты в обучении и воспитании детей — главный показатель передового опыта. Обобщение передового педагогического опыта становится особенно актуальным на современном этапе. Концепция новой образовательной политики требует:
В управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения обобщение передового опыта имеет большое значение, потому что:
Таким образом, передовой инновационный педагогический опыт - это опыт, который направлен на решение актуальных задач образовательного учреждения и образования в целом, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания, развития детей, достигаемых рациональными путями, доступен для воспроизведения другими педагогами. Обобщение опыта Это аналитическое описание деятельности педагогов, МО, творческой проблемной группы, руководителей ОУ, в целом всего образовательного учреждения как системы, добившихся высоких результатов при определенных условиях – факторах, это стратегия методической работы, это методический продукт. Основные принципы, которые следует соблюдать при обобщении передового педагогического опыта, это: - реальные потребности образовательного учреждения в данном опыте; - сочетание сложившегося опыта с новым; - системный, комплексный подход к обобщению опыта; - объективное оценивание данного опыта. При изучении и обобщении опыта нужно вскрыть условия - факторы, обеспечивающие успех, т.е. сопоставить положительные результаты, полученные педагогом, и пути их достижения. На этой основе выявить закономерные связи между конечным результатом и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт. Это позволяет педагогической науке выводить новые закономерности в обучении, воспитании и развитии детей. Таким образом, изучение опыта - изучение деятельности педагога, а педагогическую деятельность необходимо рассматривать как систему, включенную в систему управления учебно-воспитательным процессом общеобразовательного учреждения. Факторы, благоприятствующие включению педагога в деятельность по ОПО.
При изучении опыта профессиональной деятельности педагога важным моментом становится исследование и осознание того, как деятельность педагога управляет познавательной деятельностью детей. Технологии обобщения опыта:
Информационно-педагогический модуль1 ИПМ – информационно-педагогический модуль, краткое конструктивное описание информации, соответствующее следующим требованиям:
|
3. критерии, этапы и задачи изучения и обобщения передового педагогического опыта ... | Положение об обобщении инновационного и передового педагогического... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования... | ||
Модульная анкета обобщения передового опыта Блок №1 Общие сведения Объект передового опыта: Образовательный процесс по физике в 7-11 классах общеобразовательной школы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перспективный план изучения, обобщения, распространения передового педагогического опыта | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повышение качества обучения путём обобщения и внедрения передового педагогического опыта | Инновационного педагогического опыта (ипо) Информационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование» | ||
Аннотированный каталог инновационного педагогического опыта учителей... Описание инновационного опыта учителя английского языка моу сош №25 г. Уссурийска Апанаскевич Татьяны Васильевны 6 | Положение о проведении фестиваля педагогических идей "Открытый урок"... Целью фестиваля является выявление и распространение эффективного инновационного педагогического опыта работников муници-пальных... | ||
Системный подход к анализу и самоанализу урок Системный подход к анализу и самоанализу урока как средство управления проектированием процесса обучения | Конкурс презентаций «Мозаика» В рамках изучения передового педагогического опыта, с целью успешного внедрения фгос | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель методической работы: Оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении... | Тема инновационного опыта: «Формы и методы активного обучения мокшанскому языку» Краткая аннотация инновационного опыта Житаевой Л. Л., учителя мордовского языка и литературы школы №3 г. Ковылкино | ||
Категория педагогических работников Обобщение и распространение собственного методического опыта на муниципальном уровне | V обобщение и распространение собственного педагогического опыта... Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном, региональном и республиканском уровнях | ||
Инновационного педагогического опыта Чувашская Республика, Красноармейский район, с. Красноармейское, ул. Ленина, 74-а | Инновационного педагогического опыта «Республиканская гимназия им. В. К. Плакаса» г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический 44 |