Системный подход к анализу и самоанализу урок





Скачать 105.73 Kb.
НазваниеСистемный подход к анализу и самоанализу урок
Дата публикации07.07.2014
Размер105.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И САМОАНАЛИЗУ УРОКА - как средство управления проектированием процесса обучения

Анализ урока - это прежде всего школа педагогического мастерства для учителя.

Анализ уроков - это важнейшая работа директора; от ее высокого научного уровня зависит очень много: интеллектуальное богатство жизни педагогического и ученического коллективов, методическое мастерство педагогов, многогранность запросов и интересов воспитанников. От повседневного совершенствования урока, осуществляемого благодаря вдумчивому анализу руководителей, зависит культура всего педагогического процесса в школе.

Дальнейшая интенсификация управления школой требует резкого повышения научного уровня анализа урока. Дело в том, что через дальнейшее совершенствование урока должны решаться почти все основные позиции реформы, Сама реформа в первую очередь связана с реконструкцией урока как основной формы учебно-воспитательного процесса. Здесь исток реформирования школы, именно через урок проявляется отношение учителя к обновлению образованию.

А мощнейшим инструментом совершенствования урока является его анализ руководителем, если он, конечно, построен на добротной научной основе. В системе народного образования несколько недооценивается роль педагогического анализа урока, как инструмента управления школой.

В чем же он состоит?

1. В процессе управления школой педагогическнй анализ урока оказывает наиболее активное и непосредственное влияние на конечные результаты учебно-воспитательного процесса, так как он является одним из главнейших способов управления качеством преподавания, формированием качества знаний учеников и уровнем их воспитанности. Все остальные действия администрации могут оказывать действенное влияние на становление и развитие этих трех важнейших позиций лишь в том случае, если основываются на данных, полученных в результате посещения руководителями уроков.

2. Посещение и педагогический анализ урока- незаменимый инструмент изучения учителя и системы его работы. Урок- всегда срез типичного в творческом арсенале учителя, ибо часть есть всегда отражение целого, а в целом отражается его часть, Изучить педагога, минуя его уроки, - невозможно.

3. Анализ урока - важнейший путь формирования единого отношения учителя к решению основных вопросов обучения и воспитания и прежде всего единого отношения к оценке знаний учеников и использованию отметки.

4. Педагогический анализ урока лежит в основе обобщения и в какой-то мере распространения передового опыта. Кроме того, он дает возможность отличить педагогическое новаторство от прожектерства и ненужной отсебятины.

5. Посещение урока и его анализ - важнейшее и эффективное средство индивидуальной методической работы руководителя с учителем.

6. Именно через педагогический анализ урока возможно наиболее эффективно формировать и развивать связи преемственности.

7. Анализ урока - способ предельной конкретизации управления учебно-воспитательным процессом, дающий возможность путем личного оперативного вмешательства руководителя школы оказывать влияние на методы обучения, на отбор и формирование учебного материала, на выбор и правильное сочетание форм органи- зации познавательной деятельности учащихся.

8. Педагогический анализ урока - важнейший канал формирования и развития творческой активности учителей.

9. Педагогический анализ урока - действенное средство воспитания у учащихся критического отношения к своему труду и в какой-то мере практикум для учителей по самоанализу.

10. Анализ урока - это средство стимулирования самообразования педагога. Содержательная сторона процесса самообразования педагога в определенной своей части должна формироваться на основе анализа урока.

11. Педагогический анализ урока - средство влияния руководителя школы на формирование отношений сотрудничества между учеником и учителем.

12. Посещение и анализ урока, если он осуществляется в определенной системе несет в себе постоянный элемент проверки исполнения, воспитывает у учителя чувство ответственности за порученное дело и исполнительскую дисциплину.

13. Присутствие руководителя на уроке и дальнейший его анализ -важнейший элемент выделения уровня воспитанности педагогического коллектива, источник формирования представления руководителя об этом уровне, что само по себе чрезвычайно важно для успешного решения всех задач, стоящих перед школой.

14. Анализ урока является средством формирования авторитета руководителя в коллективе, если он осуществляется на высоком уровне, Это "камертон", по которому педагогический коллектив проверяет и определяет педагогическое и управленческое мастерство руководителя. Это узел побед и поражений не только учителя, но и администратора, Это - экзамен для аналитика.

15. Педагогический анализ урока - исток формирования отношений сотрудничества между руководителем и учителем. Это не административно-управленческий акт, а тончайшая психолого-педагогическая операция, являющаяся своеобразным, но достаточно острым инструментом критики работы учителя, Поэтому осуществляться она должна в доброжелательном ключе, на высоком уровне объективности, научной аргументированности, предельной тактичности и осторожности, В этом процессе со стороны руководителя школы не должно быть места приблизительным суждениям, некомпетентным мнениям, бездоказательным выводам, Быть судьей другому учителю - дело чрезвычайно трудное и ответственное, и руководитель, берущийся за него, должен быть хорошо подготовлен во всех отношениях, ибо, как метко заметил Марк Твен, человек не должен критиковать другого человека на той почве, на которой он сам не стоит перпендикулярно.

Мы много говорим о необходимости более четких критериев оценки работы учителя и школы, полагая, что в их отсутствии кроются многие наши беды, в том числе и формализм в оценке деятельности учителя и педагогического коллектива в целом. Критерии, конечно, нужны. Без них достаточно трудно дать оценку деятельности такой сложной системы, как школа. Но не забываем ли мы при этом, что одних критериев недостаточно для того, чтобы осуществить то или иное оценочное суждение?

Что такое критерий оценки?

Это какой-то отличительный признак объекта, процесса, явления. Это мерило, в определенной степени эталон, нормативный показатель. С критерием можно сравнивать, сопоставлять и,..., только. Если мы не научимся глубоко анализировать урок, воспитательное мероприятие, систему работы учителя, качество знаний и уровень вос-питанности его учеников, результаты функционирования школы в целом, наконец, отвечать на вопрос почему?, никакие критерии не избавят нас от формализма в оценке деятельности учителя и педагогического коллектива.

Таково место и роль педагогического анализа в управлении школой, его сфера действия, диапазон его влияния на педагогический процесс. Отсюда значение интенсификации этого участка управленческой деятельности руководителя, перевода его с чрезвычайно низкого эмпирического уровня на более высокий - научный.

В период перестройки системы образования, качественно-количественной оценки результатов процессов, протекающих в ней, особое значение во внутришкольном управлении приобретает познавательная функция руководителя школы и, в частности, более глу6окий, научный подход к анализу урока. Он основывается на восприятии урока как сложной динамической процессуальной системы и позволяет при умелом использовании технологии системного анализа проникнуть в механизм этого процесса, распознать пути и способы формирования его конечного результата. Одним из важнейших вариантов системного подхода к анализу урока является его распознавание от триединой цели урока через учебно-воспитательный момент.

Учебно-воспитательный момент (УВМ) - это наименьшая структурообразующая единица урока, имеющая предел делимости в его границах. Он складывается из взаимодействия следующих составляющих:

  • УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ задачи момента (УВЗМ);

  • содержания учебного материала (СУМ),

  • методов обучения (МО);

  • форм организации познавательной деятельности (ФОПД).

В ходе взаимодействия этих компонентов образуется результат момента (КРМ).

Чем выше соответствие между компонентами УВМ, тем выше -(КРМ) его конечный результат. Практически урок любой предметной принадлежности складывается из взаимодействия УВМ и его можно в ходе анализа расчленить на эти моменты. Если сказать проще, то УВМ есть: задание учителя, ответные действия учеников, конечный результат.

Один из возможных вариантов системного подхода к анализу урока от триединой цели урока через УВМ представляет собой в общем контуре следующее:

Анализ внешних связей урока:

  • установление места и цели урока в изучаемой теме или разделе программы;

  • определение характера связи данного урока с предыдущими и последующими уроками;

  • обозначение возможных межпредметных связей.

Это в какой-то степени внешние связи урока, Свое продолжение они должны получить в анализе ТЦУ, которая является как бы переходным мостиком от внешних к внутренним связям урока.

Анализ триединой цели урока:

  • анализ состава триединой цели урока;

  • содержание познавательного, воспитывающего и развивающего аспектов цели;

  • определение соответствия цели урока теме, подлежащей изучению на данном уроке;

  • анализ взаимодействия аспектов триединой цели урока;

  • установление соответствия воспитывающего и развивающего аспектов цели возможностям отобранного учителем СУМ;

  • определение реальности сформированной для данного урока цели; вывод о том, насколько глубоко триединая цель урока осмыслена учителем.

С выполнением перечисленных операций создается необходимая предпосылка для осуществления глубокого анализа внутреннего механизма урока, познания его сущностных сторон и свойств.

Морфологический анализ:

  • расчленение урока на учебно-воспитательные моменты и определение их учебно-воспитательных задач;

  • характеристика учебно-воспитательных моментов;

  • объединение учебно-воспитательных моментов в этапы и определение учебно-воспитательных каждого этапа;

  • характеристика этапов урока.

Затем необходимо определить, каким образом связаны учебно-воспитательные моменты между собой и как они взаимодействуют.

Для этого необходимо осуществить структурный аспект анализа:

  • установления соответствия содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности друг другу и учебно-воспитательной задаче учебно-воспитательного момента;

  • установление соответствия каждого учебно-воспитательного момента учебно-воспитательной задаче этапа;

  • определение, каким образом и как, уровень соответствия компонентов друг другу в каждом УВМ на качество его конечного результата;

  • выделение центрального типообразующего этапа урока.

Функциональный аспект анализа:

  • на основе установленных способов взаимодействия содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности устанавливается механизм формирования реального результата в каждом УВМ; определяется в каждом УВМ соответствие его реального результата УВЗ момента, устанавливается тем самым степень реализации последней;

  • путем анализа взаимодействия результатов УВМ, входящих в этап, определяется, каким образом сформировался конечный результат этапа, показываются пути его формирования, определяются факторы, повлиявшие на его качество;

  • определяется, насколько результат каждого этапа соответствует триединой цели урока и обеспечивает ее достижение;

  • анализируется, каким образом структура урока, результаты этапов между собой направлены на эффективную реализацию триединой цели урока.

Аспект оценкн конечного результата урока:

  • анализируется качество знаний, полученных на уроке, умений и навыков, сформировавшихся в ходе его осуществления, оценивается решение основной задачи образовательного аспекта триединой цели урока;

  • оценивается достижение воспитывающего аспекта триединой цели урока;

  • оценивается достижение развивающего аспекта триединой цели урока, оценивается решение дополнительных (частных) задач;

  • формируются выводы в соответствии с целью анализа и программой наблюдения;

  • дается общая оценка уроку и формируются предложения учителю, обусловленные сроками выполнения.

Весь ход анализа одновременно со всем осуществляется под углом зрения цели посещения урока и программы наблюдения за его ходом.

Вся последовательность действий, раскрытая в данной технологии, носит в определенной степени условный характер, они могут осуществляться на параллелях, перекрещиваться друг с другом.

Педагогический анализ урока, основанный на системном подходе, является мощным средством познания потому, что его аспекты выступают в органическом единстве и взаимодействии. Конечно. в ходе познания урока, на различных стадиях этого процесса на первый план выдвигаются задачи какого-то одного аспекта, но это совсем не означает, что аналитик не должен в это же время рассматривать урок с позиций других аспектов.

Наоборот, такая необходимость вытекает из характера самой сути системного подхода, Какую бы позицию урока мы не анализировали, для получения объективных результатов ее приходится рассматривать всегда в различных плоскостях и через взаимодействие нескольких аспектов анализа, Так, рассматривая урок с точки зрения его состава (морфологический аспект), давая характеристику УВМ и этапам, мы неизбежно выходим на структуру, ибо охарактеризовать объект вне способа его связи с другими невозможно. Анализируя структуру урока, мы неизбежно будем решать вопросы функционального аспекта и т. д.

Таков контур методики системного подхода к анализу урока.

Ее освоение руководителем и использование в ходе управления школой дает возможность более глубоко разобраться в уроке, а следовательно, и в качестве преподавания учителя.

Однако даже самый глубокий анализ урока учителя руководителем школы, тем более, если учитель не владеет такой же методикой анализа, всегда будет осуществляться в монологической форме, на субъектно-объектной основе, неизбежно неся налет авторитаризма. Объясняется эта прежде всего тем, что руководитель и учитель находятся в неравном положении, т. к. учитель, не владея методикой системного анализа урока, не может на равных полемизировать с руководителем, посетившим его урок.

Вообще посещение и анализ урока руководителем, да еще если этот анализ проводится не на научной основе, - это инструмент авторитарного управления· Но далее при освоении руководителем школы методики системного подхода в анализе урока все равно остаются определенные черты авторитаризма, Путь демократизации этого сложнейшего аспекта внутришкольного управления, как нам думается, прежде всего связан с освоением учителем системной методики самоанализа урока.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Системный подход к анализу и самоанализу урок iconЗаписка Шерлоку Холмсу
Предлагаемый урок-детектив, на мой взгляд,- один из способов придать работе с несколькими словарями увлекательность, а также целостность,...
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconСистемный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического...
Ипм-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconРеферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца»
Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный...
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconУрок по химии в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций»
Формировать системный подход и способность предсказывать результат реакций на основе полученных знаний
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconТим Кларк, Александр Остервальдер. Твоя бизнес-модель: Системный подход к построению карьеры
Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики на городском мо учителей начальных классов
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconМетодические рекомендации по анализу и самоанализу урока (для студентов)...
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconКомплексный системный подход к своему здоровью
Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках информатики изучаются такие понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти и другие понятия превращаются...
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconСистемный подход в управлении научно-исследовательскими организациями
Зам директора по увр моу «Кадетская школа-интернат» Спасского муниципального района рт
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методологический подход: системный, стратегический. Ведущие факторы развития: социогенные
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconСистемный подход к банкированию пуповинной крови для восстановительной медицины
«Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия»
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Системный подход при подготовке к егэ» 108 часов. Каждая третья среда месяца. 16. 00. Лицей №95
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconИнформатика. Системный блок персонального компьютера Тема
Основные понятия. Системный блок. Материнская плата. Процессор. Оптические носители информации
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconРеферат Маркетинг
Под маркетингом понимается такой вид рыночной деятельности, при котором производителем используется системный подход и программно-целевой...
Системный подход к анализу и самоанализу урок iconСистемный подход в обучении цветоведению студентов художественно графического факультета
Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают восторг, слезы, негодование, радость, будь то живопись или музыка. Но...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск