Скачать 80.51 Kb.
|
Системный подход в управлении научно-исследовательскими организациями Применения системного подхода в управлении социальными системами (каковыми являются любые организации, в том числе научные) получило широкое распространение только в XX веке, хотя ещё в 1830 году французский учёный Андре-Мари Ампер ввёл в научный оборот термин «кибернетика», обозначив им науку об управлении государством и обществом1. Определение, данное Ампером, коррелирует с современным: «кибернетика – это наука о связи, управлении и контроле в машинах и живых организмах…»2 (Норберт Винер), однако в первые годы своего формирования кибернетика имела лишь прикладное значение, а определение Ампера воспринималось не более чем очередной курьёз в истории науки3. Идеи системного подхода и применение методов кибернетики в менеджменте стали проникать в область управления предприятиями в первой половине ХХ века. По словам американцев Ллойда Доббинса и Клэр Крофорд-Мейсон; «идея о том, что производство продуктов является частью системы, медленно утверждалась в США с начала 1920-х годов…»4. Однако уже в 1950-ые годы, одновременно с разработкой американским учёным Демингом программы для менеджеров, системный подход становится одним из базовых в управлении организациями. «Программа Деминга» включала набор фундаментальных принципов и подходов к управлению и состояла из: «3 прагматических аксиом»; «14 пунктов»; «Семи смертельных болезней»; «Трудностей и фальстартов»; «Цепной реакции» по Демингу; «Принципа непрерывного улучшения» («Цикл Деминга»). Прагматичные аксиомы являлись основой программы. Одна из них определяла необходимость применения системного подхода в управлении и гласила: «Производственное предприятие должно рассматриваться как система»5. Успех работы Деминга и других специалистов в Японии в 1950-60-е годы и связываемое с ними «Японское экономическое чудо» определили широкое распространение идей Деминга, в том числе, применение системного подхода в менеджменте. Одним из направлений его развития стала стандартизация систем менеджмента. В данной области, прежде всего, необходимо выделить международный стандарт Системы менеджмента качества ИСО 9001, получивший широкое распространение по всему миру. По данным на 31 декабря 2010 года выдано 1 109 905 сертификатов соответствия систем менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 90016. В дополнение к ИСО 9001 принято большое количество отраслевых стандартов, например: ISO/TS 16949 «Системы менеджмента качества. Дополнительные требования по применению ISO 9001:2000 в автомобильном производстве и производстве автомобильных запасных частей», AS/JISQ/EN 9100 «Системы менеджмента качества – Аэрокосмическая промышленность – Требования», ISO IWA 2 «Системы менеджмента качества – Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании» и др. Кроме отраслевых стандартов на базе ИСО 9001 также существуют стандарты Систем экологического менеджмента (ИСО 14000), менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (OHSAS 18000), энергоменеджмента (ISO 50001) и др. Согласно этим стандартам, объектом управления системы менеджмента выступают качество, экологические факторы, энергоэффективность и др., однако, независимо от объекта управления, стандарты имеют типовую структуру как последовательность следующих требований:
Известно, что в науке существует несколько подходов к определению систем. Подход, используемый при стандартизации систем менеджмента, наиболее близок к подходу Деминга, который связывал систему с целенаправленной активностью: «каждая система должна иметь цель, организация должна стремиться к оптимизации всей системы, а не одной какой-то её составляющей. Кроме того, система создает взаимосвязи между компонентами в системе»7. При стандартизации систем менеджмента также широко используются подходы кибернетики. Так, например, Британский кибернетик Энтони Стаффорд Бир, выделял три свойства (признака) систем, которые нашли своё отражение в стандартизации систем менеджмента:
Таким образом, системный подход в менеджменте в настоящее время получил широкое распространение и имеет как устоявшийся теоретический базис, так и большую практику применения. Однако если рассматривать применение системного подхода в управлении организациями, связанными с научной и исследовательской деятельностью, нельзя не обратить внимание на то, что данное направление является недостаточно проработанным: в отличие от большинства других отраслей, имеющих свою специфику (производство, торговля, образование, сельское хозяйство и др.), отсутствует какой-либо нормативный документ, регламентирующий процесс управления и определяющий требования к системе менеджмента научной организации. Как правило, если выставляются требования к системам менеджмента, в таких организациях внедряется стандарт ИСО 9001, требования которого являются «общими и предназначены для применения всеми организациями, независимо от их вида, размера и поставляемой продукции»9 и не отражают специфики научно-исследовательской деятельности. Так, например, российские научно-исследовательские институты, поставляющие продукцию для проекта ИТЭР (строительство международного экспериментального термоядерного реактора) обязаны сертифицировать свою систему менеджмента качества на соответствие стандарту ИСО 9001-2008. К таким организациям относятся НИЦ «Курчатовский институт», НИИЭФА, НИКИЭТ и др. Разработка системы менеджмента в подобных случаях направлена на решение ограниченных задач, в соответствии с требованиями конкретных внешних организаций (в приведённом примере - это организация ИТЭР) и не включает достижение целей деятельности научно-исследовательских организаций и другие их виды и цели деятельности. Американский учёный и один из основателей теории постиндустриального общества Даниел Бэлл выделял научно-исследовательские организации в качестве одного из ситусов постиндустриального общества и основы его формирования. «Если для традиционного общества доминирующими институтами выступали «армия и церковь», а для индустриального общества - «фирма и корпорация», то применительно к постиндустриальному обществу такую приоритетную роль играет университет как социальный институт, в недрах которого возникает и в структурах которого артикулируется знание как базисный феномен постиндустриализма».10 Одновременно с этим происходят фундаментальные изменения в экономике: основные конкурентные преимущества обеспечивают уже не столько доступ к дешёвым ресурсам и рабочей силе, сколько к знаниям, технологиям и способность создавать инновации11. Ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности в такой экономике играют научно-исследовательские организации. Осознавая это, в последние десятилетие в России предпринимаются усилия по активизации научной и инновационной деятельности:
Однако, предпринимаемые усилия до сих пор не привели к существенным улучшениям. За указанный период (2000-2009 годы) показатели инновационной активности и результативности научной деятельности показали лишь незначительный рост (а по некоторым показателям наблюдался спад):
Таким образом, статистика показывает, что само по себе увеличение финансирования науки, создание инновационной инфраструктуры и отдельные инициативы в области активизации исследований, разработок и коммерциализации технологий не приводят к формированию инновационной экономики и значительному повышению результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности. Такие результаты соответствуют принципам системного подхода. Вторая прагматичная аксиома Деминга гласит: «производство должно рассматриваться как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состоянии. Поэтому решать конкретные проблемы – это еще недостаточно, все равно вы получите только то, что даст система, необходимы фундаментальные изменения»17. Отсюда, для достижения положительных результатов требуется рассмотрение научно-исследовательских организаций как систем и разработка соответствующих требований к их управлению. Действительно, любая научно-исследовательская организация является системой, цели которой ориентированы на создание фундаментальных и прикладных знаний и технологий, трансфер результатов научно-технической деятельности. Также можно структурировать её элементы, их взаимодействия и обратные связи. Необходимые элементы такой системы будут включать:
Опыт применения системного подхода в менеджменте показал свою эффективность и его внедрение в управление научно-исследовательскими организациями является необходимым условием повышения результативности научных исследований и активизации инновационной деятельности. В данном контексте актуальным вопросом остаётся разработка «свода знаний» и методологии построения систем управления в научных организациях, содержащей требования к созданию всех элементов системы управления научно-исследовательской организацией. 1 С. 152. Кибернетика ожидаемая. Кибернетика неожиданная. СПб.-М., Наука, 1968 - 311 с. 2 dic.academic.ru. История философии, 2008. 3 Там же. 4 Макуха В.В. Основы менеджмента качества, Воронеж, 2009 5 Там же. 6 Сайт международной организации по стандартизации ISO. Iso.org. 7 Сайт российской академии естествознания (rea.ru). Монография «Информационно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности организации: теория и методология статистического исследования», Бушаева Л.И. 2007. 8 Там же. 9 ГОСТ Р ИСО 9001-2008, п. 1.2 Применение. 10 Новейший философский словарь. Постиндустриальное общество. 11 М. Портер. «Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран». М: Международные отношения, 1993. 12 Л.М. Гохберг, Индикаторы науки: 2011, М. 2011. 13 Сайт министерства экономического развития России, economy.gov.ru 14 Там же. 15 Л.М. Гохберг, Индикаторы науки: 2011, М. 2011. 16 Там жнрреим е. 17 Макуха В.В. Основы менеджмента качества, Воронеж, 2009. |
Системный подход к анализу и самоанализу урок Системный подход к анализу и самоанализу урока как средство управления проектированием процесса обучения | Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического... Ипм-5 Системный подход к проблеме обобщения передового инновационного педагогического опыта 11 | ||
Реферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца» Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный... | Комплексный системный подход к своему здоровью Тема – Методические аспекты учета финансовых результатов в пассажирских автотранспортных организациях | ||
Рабочая программа по дисциплине дс системный анализ в таможенном деле (практикум) Охватывает широкий спектр разнородных проблем – от анализа экономической ситуации до разработки методик и моделей синтеза социально-экономических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В рамках информатики изучаются такие понятия, как система, системный подход, моделирование. Но эти и другие понятия превращаются... | ||
Программа научно-исследовательского семинара Целью семинара является (а) ознакомление студентов с ключевыми аспектами современной западной лингвистики, а именно, с основными... | Программа дисциплины «Процессный подход в управлении ит» Автор Бирюков... | ||
Всемирная история: единое научно-образовательное пространство России и за рубежом, овладения современными исследовательскими методами и методиками, обсуждения животрепещущих проблем и реализации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методологический подход: системный, стратегический. Ведущие факторы развития: социогенные | ||
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Ок-4); использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении... | Записка Шерлоку Холмсу Предлагаемый урок-детектив, на мой взгляд,- один из способов придать работе с несколькими словарями увлекательность, а также целостность,... | ||
Системный подход к банкированию пуповинной крови для восстановительной медицины «Восстановительная медицина, лечебная физкультура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия» | Урок по химии в 8 классе по теме «Ионные уравнения реакций» Формировать системный подход и способность предсказывать результат реакций на основе полученных знаний | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников | Положение о работе обучающихся автономного общеобразовательного учреждения... Долгопрудного гимназии №13 над индивидуальными исследовательскими темами (иит) |