Скачать 117 Kb.
|
Системный подход к организации экологического образования как фактор развития экологической культуры дошкольников Воспитатель высшей категории, эколог, Колесникова Ольга Валентиновна. Тема нашего эксперимента: « Системообразующая роль экологического образования как фактор познания, социализации и творческого развития дошкольника» Почему мы остановились на этой теме. Причин несколько. Ещё в 1992 году на конференции ООН в Рио –де -Жанейро по окружающей среде была предложена концепция перехода цивилизации к устойчивому развитию , то есть к такому развитию, при котором люди будут соблюдать законы природы, изменив своё потребительское отношение к ней. С одной стороны, должны быть учтены интересы людей, их желание создать приемлемые условия существования, с другой, - человеческие устремления следует ограничить рамками природных законов. Устойчивое развитие предполагает такое совместное развитие природы и общества, когда деятельность человека вписывается в естественные природные круговороты веществ. В противном случае человеческая цивилизация прекратит своё существование. Мы часто слышим, что планета находится на грани экологического кризиса. На самом деле, человеческая цивилизация уже была в такой ситуации ещё в эпоху неолита. В те далёкие времена, когда человек добывал пропитание , охотясь на диких животных, усовершенствование орудий охоты привело к полному истреблению крупных парнокопытных и мамонтов, основу пищевого рациона древнего человека. Природное равновесие было нарушено, человек оказался на грани голодной смерти. Но человек изобрёл земледелие, затем скотоводство. Экологический кризис был преодолён, но цена той победы огромна: население планеты сократилось более, чем в десять раз., а причина не голод, а война за охотничьи угодия. Не то же самое ли происходит сейчас, когда более сильный, нападает на более слабого в погоне за природными ресурсами? Теперешний экологический кризис может оказаться такого масштаба, что грозит не только десятикратным уменьшением населения планеты, но и полным его исчезновением. А причина та же: рассогласованность растущих потребностей человека и ограниченностью количества природных ресурсов, включая не только нефть, но и воздух и пресную воду. В ближайшие десятилетия проблема общепланетарной стратегии выживания цивилизации сделается приоритетным направлением научных исследований Понадобятся люди с новым системно – экологическим мышлением. Наша задача таких людей воспитать. Кроме того, выросли требования к качеству деятельности дошкольных учреждений. Возросли требования к результатам качества образования. Итак, актуальность проблемы обусловлена
С сентября 2009г. ДОУ получает статус экспериментальной городской площадки по внедрению системного подхода в процесс ЭО Воспитанников Предметом исследования является экологическое образование дошкольников Объектом исследования - педагогическая модель экологического образования в ДОУ. Мы выдвинули следящую гипотезу: Экологическое образование будет осуществляться более эффективно, если модель процесса экологического образования строить в виде целостной системы, функционально и последовательно соединяющей все формы организации жизни детей в ДОУ Задачи исследования:
В процессе работы мы использовали следующие методы: Эмпирические:
Теоретические методы:
Нормативно – правовое обеспечение:
Попытки систематизировать процесс Э. О. впервые были предложены Николаевой С Н виде циклов наблюдений за отдельными объектами природы. Но в целом, научной и методической литературы очень мало. Мы брали за основу следующие источники:
Для успешной реализации эксперимента необходимо было подготовить условия:
Большое значение мы придавали экологизации предметно – развивающей среды. Это и обустройство экологической тропинки, и расширение уголков природы и экспериментирования в группах. ДОУ активно сотрудничает со многими учреждениями и организациями различного уровня. Совместные мероприятия с этими учреждениями расширяют кругозор детей, пополняют знания об окружающем мире. В процессе работы мы использовали следующие диагностические материалы:
В чём же состоит сущность предлагаемой нами модели экологического образования дошкольников. Всё начинается с наблюдения, непосредственного общения ребёнка с природными объектами. В процессе ежедневных наблюдений происходит развитие у детей представлений и элементарных понятий об отдельных объектах и явлениях природы и социокультурного мира, их характерных особенностях и взаимосвязях. На целевой прогулке происходит развитие представлений, элементарных понятий о сообществах живых организмов, взаимосвязях в них и о компонентах неживой природы с их взаимосвязями На экскурсии происходит развитие представлений и элементарных понятий о природных и социальных экосистемах, их характерных особенностях Далее, в процессе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой, идёт обобщение, закрепление, углубление знаний детей. Опыт детей закрепляется и в процессе непосредственно образовательной деятельности у специалистов ДОУ. Интеграция содержания дошкольного компонента экологического воспитания с содержанием из разных областей знаний, прикладных и гуманитарных, в единую систему содержания, исходя из окружающей ребенка природной и социокультурной среды, способствует формированию интегративных качеств и целостной картины мира. Опыт детей расширяется и также и через дополнительное образование. В саду работают студии и кружки: Кружок «Юный любитель природы», «Юный астроном», Фольклорно-экологический ансамбль «Горенка», экологический театр « В гостях у сказки» и др. Для реализации эксперимента были определены три экспериментальных и три контрольных группы разного возраста. На предварительном этапе (2009-2010 у.г), мы провели
На содержательном этапе (2010-2012 у. г.), происходило постепенное внедрение новой модели экологического образования в соответствии с природным и социокультурным окружением ДОУ, коррекция учебно-воспитательного процесса, отслеживание результатов. Шла наработка методических и диагностических материалов для пользования внутри ДОУ Велась работа по повышению экологической компетентности педагогов и родителей воспитанников через различные формы работы. Подводились итоги экспериментальной работы, проводился анализ полученных данных. Велась подготовка методических и диагностических материалов для публикации, подготовка для публикаций статей педагогов ДОУ в сборниках научно – практических конференций в соответствии с индивидуальными темами работ в рамках эксперимента. Велась большая работа с родителями. Проводился тестовый опрос родителей, выявляющий их представления друг о друге как о партнёрах по воспитанию детей; Родители привлекались к организации совместных экскурсий, вовлекались в проектную деятельность. Для родителей были организованы мастер – класса по созданию экологически здоровой домашней среды, детскому экспериментированию, проведению наблюдений на прогулках. Работа с родителями велась в двух направлениях: повышение экологической компетентности и активное участие в воспитательно – образовательном процессе. Велась большая работа и с педагогами. Педагоги экспериментальных групп, специалисты, работающие с детьми, вносили в работу свой индивидуальный почерк. У каждого, в рамках эксперимента, было своё направление. Был организован просмотр и анализ открытых мероприятий , психологический тренинг для педагогов, 20 педагогов повысили квалификацию через специально организованные курсы повышения квалификации на базе ЗаБГГПУ не прерывая работы Параллельно шёл процесс наработки методических материалов. Так, в ДОУ педагоги используют в своей работе материалы по Интеграции работы специалистов ДОУ, систему наблюдений по видам деятельности, используют наработки конспектов целевых прогулок, экскурсий в природные и социальные экосистемы; конспекты занятий, экологических развлечений, а также комплекс подобранных нами диагностических материалов в экологическом образовании дошкольников. Кроме того, вышло из печати методическое пособие «Экологическое образование дошкольников: инновационная система организации.», и проходит процесс подготовки к печати пособие «Экологическое образование дошкольников: опытно – экспериментальная деятельность. В своей работе мы встретились с трудностями, которые приходилось преодолевать. Это недостаточная экологическая компетентность педагогов, а также недостаточная экологическая грамотность родителей, выдвигающих на первый план необходимость углублённого изучения математики, умения читать. Ощущалась нехватка методических материалов по системной организации образовательного процесса в ДОУ. Были сложности в оформлении материалов и подготовке их к печати. И, конечно, сложности при нахождении тонкой грани между тем, что детям можно дать, и тем, от чего их необходимо оградить. Мы видим модель воспитанника:
На наш взгляд, у нас большие перспективы для дальнейшей работы. Необходима разработка и апробация системы наблюдений, целевых прогулок и экскурсий в социокультурное окружение. Кроме того, необходимо работать над развитием умения проективных навыков у детей. Таким образом использование системного подхода мы считаем необходимым и целесообразным, т. к. 1.появляется возможность включать и целенаправленно осуществлять в педагогическом процессе освоение дошкольниками знаний о природных и социокультурных экосистемах как целостных образованиях и 2- позволяет объединить формы педагогического процесса в одно функциональное целое. Данная модель педагогического процесса обоснована и защищалась Лаврентьевой Н.Г. в 2000 году , идеи этой модели отражены в Концепции дошкольного ЭО принятой постановлением Коллегии Комитета общего, профессионального образования науки и молодёжной политики Администрации как дополнительный методологический документ на территории Читинской области, но для её реализации необходима была и подготовка педагогических кадров, и накопление и совершенствование регионального методического материала. |