ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Снежные загадки.
| Богданова Наталья Геннадьевна
|
|
| Место работы МКОУ «Новоильинская основная общеобразовательная школа»
|
|
| Должность
Учитель начальных классов
|
|
| Предмет
Окружающий мир УМК «Перспективная начальная школа»
|
|
| Класс1
|
|
| Тема и номер урока
в теме
Урок № 29«Снежные загадки»
|
|
| Базовый учебник
|
| О. Н. Федотова, Окружающий мир. Учебник для 1 класса / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/ Учебник, 2010.
О. Н. Федотова, Окружающий мир: тетрадьдля самостоятельной работы: 1 класс /О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/ Учебник, 2010.
Хрестоматия по окружающему миру, автор: О.Н Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Издательство «Академкнига / учебник, Москва, 2011 год
Цель урока:
Формирование представления об образовании и видах снежинок.
Задачи:
Закрепить знания учащихся о сезонных изменениях в природе.
Развивать практические навыки по проведению опытов, развивать внимание и память.
Воспитывать интерес к наблюдениям природных явлений.
Тип урока
Изучение нового материала
Формы работы учащихся
Групповая, фронтальная, самостоятельная, практическая
Необходимое техническое оборудование
Компьютер с подключением к интернету (с RWDVDRom)
Мультимедиа проектор
2 стаканчика со снегом, марля
О. Н. Федотова, Окружающий мир. Учебник для 1 класса / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/ Учебник, 2010.
Хрестоматия по окружающему миру, автор: О.Н Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Издательство «Академкнига / учебник, Москва, 2011 год
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Сообщение темы и цели
|
| Серебро, огни и блестки –
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-белые вчера.
Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.
В. Брюсов
- О чём это стихотворение? Слайд№2
|
Отвечают на вопросы.
| 2
| 2
| Изучение нового материала.
| Презентация «Загадки о приметах зимы» № 1
| 1. Тема нашего урока – «Снежные загадки». Давайте вспомним основные приметы зимы. Отгадайте загадки.
1) Слайд 3: Скатерть бела весь свет одела.
(Снег.)
2) Слайд 4: Что за звездочки сквозные на пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке.
(Снежинки.)
3) Слайд 5: Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
(Лед.)
4) Слайд 6: И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней.)
– Что же такое снег? (Ответы детей.)
– И снег, и иней, и лед – все это различные состояния воды.
Снежинки – это замерзший водяной пар. Пар есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль.
Падая на землю, снежинки лепятся друг кдругу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлым, потому что между снежинками содержится много воздуха, а потом уплотняется.
| Просматривают презентацию, отгадывают загадки, формулируют тему урока
| 3
| 3.
| Работа по учебнику
| Демонстрационные иллюстрации «Виды снежинок» № 2
| – Рассмотрите центральный рисунок в учебнике ( с.34-35)
– Снежная ли зима в этом году в поселке Мирном?
– Что делают Маша и собака Жучка?
– Как вы думаете, зачем Маша сняла варежку?
– Чему так радуется собака Жучка?
– Что собирается делать Маша?
– Почему так весело Мише?
– Что вы чувствуете, когда смотрите на падающий снег? А когда идете по первому чистому снегу? А когда снежинки падают на лицо?
– Что происходит со снежинкой, если поймать ее на ладонь?
– Удавалось ли вам когда-нибудь рассмотреть снежинку?
– Рассмотрите форму снежинок на с. 34. Есть ли среди них одинаковые?
– Ученым удалось выявить девять основных форм снежных кристаллов. Каждой снежинке дали свое имя:
Запонка Столбик Ёж Игла Звезда
– Как вы думаете, от чего зависит форма снежинок? (Предположения детей.)
– Японский профессор Накайя всю свою жизнь посвятил изучению тайн снежинок. Ему удалось выяснить, что форма снежинок зависит от температуры воздуха. Оказалось, что самые красивые снежные кристаллы – «звезды» – появляются только при небольшом морозе (–14°…–17 °С).
| Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения о явлениях природы.
| 6
| 4.
| Практическая работа
|
| На столе учителя стоят два стаканчика со снегом, который взят с пришкольного участка и с дороги.
После того как снег в стакане растаял, учащиеся определяют, в каком стакане снег с пришкольного участка, а в каком – с дороги.
Учащиеся под руководством учителя фильтруют снеговую воду через марлю.
– Что остается на марле? (Серые разводы, песчинки, соломинки, волоски.)
– Почему нельзя есть снег?
| (Серые разводы, песчинки, соломинки, волоски.)
Вывод: Белый снег не чист.
| 5
| 5.
| Ф и з к у л ь т м и н у т к а
| Презентация № 3
| Музыкальная физкультминутка для глаз
(Лови снежинку)
| Движение глаз за снежинкой
| 2
| 6.
| Работа с хрестоматией
| Просмотр отрывка из мультфильма «Первый снег» № 4
| – Как вы думаете, где рождаются снежинки?
(Высоко-высоко над землей в облаках.)
– Как образуются снежинки? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите отрывок мультфильма «Первый снег» Далее учитель читает рассказ З. Трофимовой «Снег – что это такое?».
«Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами?
Как ты думаешь, почему?
Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск».
– Можно ли сказать, что снежинка – очень красивое изделие? (Сказать так нельзя, изделия – это предметы, сделанные человеком, а снежинка – объект природы.)
– Почему скрипит снег под ногами? Это происходит потому, что под тяжестью тела человека ломаются нежные лучики снежинок-звездочек. А так как их очень много, слышится треск.
– Где больше снега: в поле или возле забора? (Снега больше возле забора.) Почему? (Заграждения задерживают его.)
| Предположение детей.
| 10
| 7.
| Работа в парах
|
|
| Учащиеся рисуют узор из снежинок разной формы.
| 3
| 8.
| Закрепление изученного материала
|
Картинка «Дым от заводской трубы» № 5
Картинки «Почему в снежках снег?» № 6
| 1. Р а б о т а п о х р е с т о м а т и и.
– Как люди используют снег?
– Какую роль выполняет снег?
Учитель читает рассказ «Зачем зимой на полях снег пашут».
– Как вы думаете, кто ждет снега зимой? (Дети ждут снега, чтобы лепить снежную бабу, играть в снежки, кататься с горки на лыжах и санках.)
– Снега ждут и растения. Снег укрывает землю, и на полях перестают зябнуть озимые хлеба и другие растения.
Снега ждут животные. Заяц в своей белой шубке не виден врагу на снежном покрывале. Тетерева ныряют в снег и спят себе в уютной снежной спаленке.
2. Э к о л о г и ч е с к а я о с т а н о в к а.
Учитель читает сказку «Почему в снежках грязь?».
«Жила-была Злючка-Грязючка. Очень любила она дым заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, сточные трубы. А еще она любила путешествовать. Нравилось ей плавать по рекам, озерам и морям. Во время этих путешествий Злючка-Грязючка пачкала все, что попадалось на ее пути: растения и животных, воду и камни, даже людей, отдыхающих в этих местах.
Узнали про Злючку-Грязючку ребята и решили ее остановить, запретить ей пачкать все вокруг. С чего начать? Решили ребята отправиться вслед за Злючкой-Грязючкой. Вышли из школы и увидели дымящие трубы заводов и фабрик.
«Давайте поставим тут ловушки для дыма», – предложил кто-то. Так и сделали. Поймали Злючку-Грязючку.
Посмотрели вокруг себя на улицах – кругом машины ездят, а из выхлопных труб вырывается дым и газ. «Нужны дорожные посты, на которых люди будут следить за машинами», – сказали ребята. Установили такие дорожные посты, задержали Злючку-Грязючку.
Пошли ребята дальше. Шли-шли и пришли к реке. Вот бы искупаться! Слайд 20А в воде уже плавает Злючка-Грязючка, зовет их к себе. Как же она сюда попала? Присмотрелись ребята и увидели, что от ближайшей фабрики по трубе сливается в речку грязная вода. Построили тут очистные сооружения. Закрыли дорогу Злючке-Грязючке.
Посмотрели ребята вокруг: белые облака бегут по голубому небу, зеленые леса и парки украшают землю, прохладные чистые реки манят к своим берегам. Рады птицы и звери, цветы и деревья,взрослые и дети!»
На заключительном этапе урока можно предложить детям и г р у - д и а л о г о том, как сделать так, чтобы было меньше загрязнений. Диалог ведут Злючка-Грязючка и учащиеся класса, выступающие в роли Защитников зеленого дома (роли подготовлены заранее).
Злючка-Грязючка. Ах, какое чудесное грязное облако дыма выплывает из заводской трубы! Полечу-ка я на нем!
Защитник 1. На каждую заводскую трубу я поставлю ловушку для дыма.
Злючка-Грязючка. Вот прекрасная машина! Сколько выхлопных газов от нее на улице!
Защитник 2. Таким машинам не место на улицах нашего города!
Злючка-Грязючка. Ой, как интересно путешествовать от завода к реке по сточной трубе!
Защитник 3. Я не допущу этого! Здесь теперь будут очистные сооружения.
|
| 7
| 9.
| Итог урока
|
| – Откуда в снежках грязь? Как сделать Землю чище?
– Что такое снег и лед?
– Где образуется снег?
|
| 2
|
Приложение к плану-конспекту урока
Снежные загадки Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |