Скачать 40.18 Kb.
|
МОУ Васильевская ООШ Конспект урока по русскому языку в 3 классе Тема: Проверка написания гласной в суффиксах – ик, - ек. Учитель: Мужикбаева Ж.А. 2009 г Тема: Проверка написания гласной в суффиксах – ик, - ек. Цели: 1. Формирование представления о написании суффиксов – ик, - ек. 2. Самостоятельная формулировка учащимися вывода о том, как узнать, какой суффикс писать в слове: - ик или – ек. 3. Развитие самостоятельности мышления и познавательной потребности у учащихся. 4. Воспитание бережного отношения к природе. Оборудование: учебники, тетради, карточки с заданиями, ёлочки, бумажные ёлочные игрушки Ход урока: l. Оргмомент. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку пять! На доске висят плакаты с изображением ёлочек. Учитель читает стихотворение: «Наряжайся, ёлка!» В лесу родилась ёлочка, В лесу должна расти, Не нужно рубить ёлочку И в дом её нести. В лесу так ёлке весело, Метель поёт ей песенки Укрыты веточки снежком, Стоят все ёлочки рядком. Не мёрзнет ёлочка зимой, Не просит брать её домой. Идите в лес вы к ёлке сами, И праздник встретьте там с друзьями. Не стоит ёлочку губить, А лучше жизнь ей сохранить. Искусственную ёлочку купи, И в своём доме наряди! - Скоро наступит долгожданный, всеми любимый праздник, Новый год. Мы также с нетерпением ждём его. Лесовичок принёс нам ёлочки, их две. Вы будете соревноваться в выполнении заданий и наряжать ёлочки.(За правильно выполненное задание на ёлку вешается игрушка). ll. Работа над пройденным материалом. Постановка темы урока. - Разгадать кроссворд, выписать отгадки, разобрать слова по составу ( кроссворд - на листах). 1. Я главная часть слова, без меня нет слова. Но чтобы меня узнать, надо родственные слова подобрать?(Корень) 2. После корня он стоит, Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу. (Суффикс) 3. Я к корню приставлена и навсегда у него оставлена. Значение слова меняю я, но без корня – никуда. Нельзя нас с корнем разделять и ничего между нами вставлять. (Приставка) 4. Я изменяемая часть, с другим словом держу связь. Если бы не я, была бы сущая ерунда. Люблю я слова конец. Вот ведь какая вещь: я регулирую всю речь. (Окончание) - Каким общим словом объединим слова – отгадки? (Части слова) - В тетрадях разобрать слова – отгадки по составу. Взаимопроверка по ключу на листочках . - Сегодня на уроке будем работать над правописанием суффиксов – ик, - ек. Вы сами должны будете сделать вывод о том, как писать суффиксы – ик, - ек. lll. Работа над новым материалом. - Каждый суффикс нужен, так как выполняет очень важную работу по образованию новых слов. Это очень интересная работа. 1. Самостоятельная работа в тетрадях: - Списать с доски слова, выделить суффиксы. Домик Платочек Дружочек Ключик Букетик Орешек Проверка: сначала зачитать слова с суффисом –ик, потом – с суффиксом –ек. -Чётко ли слышится в суффиксе гласный звук? Почему гласн. звук слышится неясно? (Безударный) - А теперь попробуйте записать эти слова со словом нет (на доске) - В каких словах при изменении формы слова сохранилась гласная в суффиксе? - В каких нет? -Что вы заметили? Какой можно сделать вывод о написании суффиксов –ик, - ек? Дети делают вывод. 2. Чтение учителем грамматической сказки «Ученики ЕК и ИК». В. Волина «Учимся играя» В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс ИК был прилежным учеником, а его друг, суффикс ЕК, был самым настоящим прогульщиком, вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс ТЕЛЬ, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе ЕК. И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом ЕК, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек – замочка, замочку; платочек – платочка, платочку. - А теперь, можете сделать вывод? - Чтение вывода в учебнике на стр. 133. 3. Закрепление. - Следуя выводу, самостоятельно вставьте пропущенные гласные в суффиксе по образцу: дом…к – домики – домик; кусоч…к – кусочки – кусочек. - Слова записаны на карточках: замоч…к, корабл…к, хвост…к, уголоч…к, гвозд…к, дружоч…к. Взаимопроверка по ключу. lV. Физминутка. V. Работа по теме урока (продолжение) 1. - Работа по учебнику - № 109 стр. 133. – определить какую гласную следует писать в суффиксе существительных. Записать слова парами. Выделить в словах суффикс. (сам-я работа) 2. Выборочный диктант. Записать слова в 2 столбика. (Двое работают у доски. Один пишет только слова с суффиксом –ИК, другой – с суффиксом – ЕК. Слова записаны на карточках: сад..к, букет..к, платоч…к, мост…к, ключ…к, носоч…к, блиноч…к, молоточ…к. Vl. Итог урока. - Итак, как определить правильное написание суффиксов – ИК, - ЕК? Удалось ли нам нарядить ёлочки? Посчитаем, сколько игрушек повесил каждый из вас. |