ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Полезные ископаемые. Их добыча.»
Ф.И.О. Политаева Наталья Владимировна
Место работы МКОУ СОШ с Мичуринское Хабаровского района
Должность учитель
Предмет окружающий мир
Класс 4
Тема и номер урока в теме Пятый урок в разделе «Путешествие по поверхности и недрам»
Базовый учебник О.Т. Поглазова «Окружающий мир»
Цель:сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи.
Задачи:
- развивать экологическое мышление;
- учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;
- формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить рефлексию своей работы на уроке;
- формировать ключевые компетенции: информационная, проблемную и коммуникативную. Тип урока урок урок изучение нового материала
Таблица №1
Структура и ход урока
№
Этап урока
| Ход урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Время
| I Организационно- мотивационный этап
| Я надеюсь, что сегодняшний урок окружающего мира для вас будет открытием, удивлением. Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: «Нет во всём мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы были так могучи силы недр…» Как вы понимаете слово недра? (Недра – это то, что внутри Земли) О каком богатстве недр говорится в эпиграфе? (О полезных ископаемых). Сегодня урок я хотела бы начать со сказки .
| Проверяет готовность обучающихся к уроку
| Настраиваются на работу
| 2 мин
| II Вхождение в тему
| КТО САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ?
Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
— Я — соль земли, — говорит Соль. — Без меня на земле каши не сваришь.
— А без меня сваришь? — спрашивает Алюминий. — Кастрюли-то делают из алюминия.
Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
— А на чём варить будете? — спрашивает Уголь.
И Природный Газ подхватывает:
— Без топлива в этом деле не обойдётесь.
— А чем огонь разожжёте? — спрашивает Сера, без которой ни одна спичка не загорается.
— И надо ещё крупу привезти, — говорит Нефть, без которой не будет бензина для транспорта.
Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возьми — без него каши не сваришь…
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, — говорит Железо, из которого делают лопаты. — Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать.
Определите пожалуйста тему урока и основные вопросы урока.
| Выдвигает проблему
Подводит к формулированию детьми темы и цели урока. Раздает карточки для заполнения таблиц «ЗХУ» и напоминает правила заполнения. Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы. Задайте себе вопросы и запишите во второй графе.
| Формулируют тему и цель урока. Заполняют карточки «ЗХУ»
| 3 мин
| III Этап актуализации знаний
| Тест «Чем различаются минералы»
1. Горные породы состоят:
а) из минералов;
б) зерен.
2. Грифель карандаша сделан:
а) из слюды;
б) графита;
в) кварца;
гипса.
3) Форма слюды:
а) овальная;
б) зерна;
в) пластинка;
г) песчинка.
4) Самый твердый минерал:
а) топаз;
б) алмаз;
в) золото;
г) корунд.
5) Поваренная соль:
а) графит;
б) слюда;
в) галит;
г) рубин.
6) Каменные сосульки с потолка-это:
а) сталактиты;
б) сталагмиты.
| Предлагает групповые задания
Организует взаимопроверку в форме игры «Эксперты и критики». Деление класса на 2 группы. Эксперты обосновывают правильный ответ, а «Критики» соглашаются или не соглашаются с ответом «Экспертов» доказывая свою правоту.
| Делятся на 2 группы Выполняют задания по карточкам Осуществляют проверку
| 5 мин
| IV Совместное открытие знаний
| Сегодня мы с вами должны ответить на 2 вопроса «Что такое полезные ископаемые?» и «Как их добывают?».
Работа в группах группа «Экперты» подготовят ответ на 1 вопрос «Что такое полезные ископаемые?», группа «Критики» ответ на 2 вопрос«Как их добывают?». Для этого необходимо выполнить следующее задание :
| Прочитать текст
| Сделать на полях заметки
| 1 групп
| С 88-89
| «V» - я уже знал эти сведения;
«+» - новая информация;
«?» - я это не понял, у меня возник вопрос;
«-» - я думал иначе.
| 2 группа
| С 91-92
| Заполнить схему ( приложение)
|
| Использует прием инсерт,
| Читает текс, делая пометки на полях учебника, заполняют схему.
| 10 мин
| V Физминутка
|
|
|
| 3 мин
| VI Презентация работы групп
| Представители команд защищают свои работы и дополняют работы одноклассников
| Обобщение.
| Выступление команд. Заполнение таблицы.
| 10мин
| VII Этап применения знаний.
| - Сейчас вы тоже будете геологами, но у вас задача проще. Чтобы «отыскать» богатые кладовые Земли, нужно знать условные знаки, которыми обозначают на карте полезные ископаемые.
- Найдите на карте Хабаровского края то место, где добывают каменный уголь (не забывайте об условном знаке), природный газ, нефть.
| Задает наводящие вопросы.
| Отмечают на контурной карте полезные ископаемые
| 2 мин
| - А сейчас мы с вами вернем полезные ископаемые в шахту, карьер и скважину. А в этом вам помогут ваши рабочие тетради. Соедините линиями название полезных ископаемых и сооружения для их добычи.
|
| Выполняют задание в рабочей тетради, с проверкой у доски.
|
| - Ребята, человек добывает полезные ископаемые, использует их, а какие же экологические проблемы возникают
- при разработке месторождений ( нарушаются места обитания растений и животных);
- при добыче полезных ископаемых (засоряется земля, поверхностные и грунтовые воды, воздух);
- при транспортировке ( разливается нефть, радиоактивные ископаемые излучают губительное для всего живого излучение).
Все эти экологические проблемы решают экологи.
| Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
| Работают в группе, высказывают свои предположения
| 2 мин
| VIII Подведение итогов.
| - Что нового вы узнали о полезных ископаемых?
- О чем вы думали по-другому?
- С какими сведениями вы не согласны?
- Какие вопросы у вас возникли во время урока? (вопросы записываются на доске)
- На простые вопросы мы ответим на уроке, ответы на сложные вопросы вы поищите дома в дополнительных источниках информации.
| Заполнение таблицы «ЗХУ».
| Дети заполняют таблицу «ЗХУ».
| 4 мин
| IX Домашнее задание
| Учебник стр 88-92
Рабочая тетрадь стр 36, зад № 13, 14,16.
Подготовить исследование «Особенности размещения полезных ископаемых на территории Хабаровского района».
| Сообщает задание.
| Записывают задание.
| 1 мин
| X Рефлексия
| 4. Оценивание работы группы
- Какая работа вам понравилась? Где трудно было работать? Почему? 5.Самооценка
- Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете?
| Подводит учащихся к выводу о качестве проделанной работы
|
| 3 мин
| |