Скачать 58.58 Kb.
|
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие капельки». Программное содержание: расширять и уточнять знания детей о воде, систематизировать знания о свойствах воды, ее состояния; развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера, умение принимать проблемно- познавательную задачу, использовать исследовательские действия для ее решения; способствовать становлению экологически ориентированного взаимодействия с природными объектами, накоплению детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой, развивать любознательность. Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, дидактических картин на данную тематику, чтение художественной литературы, составление описательных и сравнительных рассказов о воде и ее свойствах. Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, черная, розовая); лоток с лабораторной посудой на каждый стол, кусочки льда, термос с горячей водой, блюдце, картинки для игры, две схемы (_____________). Ход занятия. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель обращается к детям: - Ребята, сегодня тему нашего занятия вы попробуете назвать сами, а поможете вам в этом стихотворении. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос : «О чем мы будем сегодня с вами говорить?» - Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется. Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. - Кто мне ответит на вопрос: «О чем мы будем сегодня с вами говорить на занятии?» -Правильно, о воде. Сегодня утром я получила письмо и хотела бы вам его прочитать. Слушайте : «Здравствуйте, ребята! Пишут Вам три сестрички капельки. Помогите нам пожалуйста. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко пригрело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая капелька в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестер. Ребята, помогите! Докажите, что мы: снежинка, капелька и «паринка» - родные сестры.» - Ребята, нужно помочь! О чем они вас просят? (Доказать, что снежинка, капелька и «паринка» - родные сестры.) -Представьте, что наша комната научно- исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды.. Для этого мы с вами сейчас проведем опыты. ОПЫТ №1. «Вода не имеет формы». -Посмотрите , где находится вода? (В стакане, в графине). -Какую форму имеет вода? (Вода имеет форму стакана, графина). -Возьмите стакан с водой и перелейте его в тарелку. Какую теперь форму имеет вода? (Форму тарелки). - Воду из графина перелейте в ведерко. Какую форму приняла вода? (Форму ведерка). - А если я сейчас перелью воду из тарелки в вазу? (Вода примет форму вазы). -Какой вывод, ребята, можно сделать, что мы можем сказать о форме воды? (Вода не имеет формы). ОПЫТ №2. «Вода жидкая, может течь». -Посмотрите, на этом столе стоят стаканы. Одни с водой, другие- пустые. Возьмите каждый стакан с водой и перелейте воду в пустой стакан. Льется вода? Почему? (Потому что вода жидкая). - Правильно, ребята. Этот опыт доказывает, что вода жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая и может течь, ее называют жидкостью. ОПЫТ №3. «Вода прозрачная». -На столе у нас лежат полоски бумаги. Возьмите каждый по одной полоске. С их помощью мы определим цвет воды. По очереди будем прикладывать полоску к стакану с водой, и сравнивать цвет воды с цветом каждой полоски. (Дети выполняют задание, делают выводы.) -Можно ли сказать, что вода совпадает хотя бы с одним из цветов? -Какого же вода цвета? (Вода бывает, прозрачная). -Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Нужно посмотреть через стакан с водой на что - нибудь). -Какой вывод можем сделать? (Вода не имеет цвета, она прозрачная ). ОПЫТ №4. «У воды нет запаха». -Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат излучают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха, если она чистая. Вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной. ОПЫТ №5 «У воды нет вкуса». - Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хороши знаком вкус яблока, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? (Дети пьют воду). Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Тогда какой вывод можем сделать? (Вода не имеет вкуса). ОПЫТ №6. «Лед- твердая вода». Воспитатель из термоса на блюдце выкладывает лед. -Ребята, что это такое? Возьмите каждый по кусочку льда в руки, подержите его. Какой он? -Посмотрите, что происходит со льдом в ваших руках? -А вы знаете, что такое снежинка? (Это белая пушинка, состоящая из кристалликов льда). -А если мы поймали на ладошку, что с ней произойдет? (Она тоже растает). -Какой вывод мы сделаем? (Вывод: лед, снег- тоже вода). ОПЫТ №7. «Пар- это тоже вода». -Ребята, в этом термосе горячая вода. Я осторожно наливаю ее в стакан, что вы видите? (Идет пар). -А сейчас я хочу поймать пар, как мне это сделать? (Надо стакан с горячей водой накрыть блюдцем). -Накрыла . Как вы думаете, что сейчас происходит? Как вода становится горячей? Давайте поднимем наше блюдце. Что мы видим? (На блюдце появились капельки воды). -Как они появились, ведь мы не опускали блюдце в воду, а всего лишь ловили пар? (Пар при столкновении с холодной поверхностью превратился в капельки воды). - Какой вывод мы можем сделать? (Пар- это тоже вода). - Можем ли мы теперь сказать, что снежинка, капелька и «паринка» родные сестры? Почему? (Потому что снег- это твердая вода, пар- это газообразная вода). -А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Где спряталась вода?» Посмотрите на эти картинки и отыщите, где спряталась вода? (Дети выбирают нужные картинки). Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая, как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачная, без вкуса, цвета и запаха. -Ребята, сегодня нам с вами с помощью опытов удалось доказать , что капелька, «паринка» и снежинка три родные сестрицы. Но теперь нам нужно им об этом сообщить, отправить письмо, в которое мы положим вот эти две картинки- схемы: _________________. О чем они говорят? (Снег, лед- это вода, пар - это тоже вода. Значит снежинка, «паринка» и капелька- это сестры). - Сегодня после работы я зайду на почту и отправлю письмо сестрицам. Закончить наше я хочу стихотворением: В природе путешествует вода, Она не исчезает никогда: То в снег превратиться, то в лед, Растает- и снова в поход! По горным вершинам Вдруг в небо взовьется, Дождем обернется. Вокруг оглянитесь, В природу вглядитесь- Вас окружает везде и всегда Эта волшебница наша- вода! |