7 мин.
3 мин.
1 мин.
1 мин.
| Звучит мелодия «У природы нет плохой погоды».
О чём эта песня? Что такое погода? Опишите погоду за окнами школьного класса.
Вы описали климатические показатели: температуру, ветер, давление, осадки. Эти и другие климатические явления мы будем изучать в теме: «Климат» Каковы особенности климата нашей страны, вы узнаете из этой темы.
Откройте оглавление на стр.3 и прочтите названия параграфов, которые мы будем изучать в теме «Климат». Их 9. К каждому из уроков можно приготовить дополнительный материал.
Посмотрите темы сообщений и презентаций, а также литературу и сайты в Интернете, которыми можно воспользоваться. Любая крупная тема учебника начинается с рубрики «Самое, самое ». Предлагаю посмотреть презентацию по данной рубрике.
- Что вы узнали из презентации?
- Какие показатели характеризуют климат? Температура, осадки, давление, ветер. Каждому из этих показателей будут посвящены отдельные темы уроков.
Россия – страна с самыми суровыми в мире климатическими условиями, затрудняющими освоение огромных территорий с их богатствами. Суровость климата обусловлена географическим положением.
Сегодня тема урока «Географическое положение и климат» - Вспомните – Почему климаты Земли очень разнообразны?
Климат формируется под действием различных процессов, и их сочетание определяет разнообразие типов климата. Силы и закономерности, под влиянием которых формируется климат территории, называются климатообразующими факторами.
Обычно один или два из них являются определяющими, т.е. главными в образовании того или иного климата. Однако на климат каждой местности оказывают влияние и другие местные условия и закономерности. - Как вы думаете, какой из факторов играет решающую роль в формировании климата нашей страны?
Самую большую роль в формировании климата играет географическая широта местности. - Чем это можно объяснить? Посмотрите на рис.2.2.1. Широтное положение обуславливает размещение России в нескольких климатических поясах. Для того чтобы это выяснить, необходимо поработать с картами атласа
Откройте атлас на стр.14-15. Давайте вспомним основные приемы работы с климатической картой.
- В каких климатических поясах расположена Россия?
- Между какими широтами расположена большая часть территории страны?
Откройте в атласе страницу 22. найдите карты «Благоприятность природных условий для жизни населения» и «Размещение населения» и ответьте на вопросы.
- В каких климатических поясах наиболее благоприятные и благоприятные условия для жизни населения?
- Где проживает большая часть на селения страны? Работаем с текстом учебника. Прочтите первый абзац на стр.51. Большое влияние на климат оказывает циркуляция атмосферы.
Посмотрите на рисунок 2.2.2. на стр.52. Перед вами «Климатическое положение России».
- Что вы видите в условных знаках?
- Как называются линии соединяющие места с одинаковым давлением? В зимнее время над Забайкальем формируется «Азиатский максимум» с обширными отрогами повышенного давления: западным и северо-восточным. Холодный континентальный воздух отсюда перемещается во всех направлениях.
Зимний муссон, устремляющийся в сторону «Алеутского минимума», приносит на дальневосточное побережье сухой морозный воздух.
Западная часть территории России круглый год находится под влиянием общего для умеренных широт западного переноса воздушных масс, с которыми приносят атлантические циклоны, приносящие зимой оттепели и осадки.
Летом на перемещение больших масс воздуха влияют Северо-Атлантический (Азорский), Арктический и Северо-Тихоокеанский(Гавайский) максимумы, а над территорией нашей страны из-за нагрева суши возникает область низкого давления. Поэтому воздух с океанов устремляется на континент. На Дальнем Востоке летний муссон, дующий со стороны Северо-Тихоокеанского максимума на прогретую сушу приносит осадки. Важная черта географического положения – расположение территории относительно океанов. У России самая протяженная в мире морская граница.
Давайте вспомним
- Какой климат называют континентальным, а какой – морским? 76% государственной границы России это морские рубежи. О том, как океаны влияют на климат нашей территории, расскажет
презентация «Влияние океанов на климат России». Из-за огромных размеров Евразии преобладающая часть российских территорий на тысячи километров удалена от всех океанов.
Предлагаю вам поработать с рисунком «Показатели континентальности климата для некоторых городов» См. стр.51 учебника.
- Какой вывод можно сделать на основе данного анализа?
Континентальность климата в России нарастает с запада на восток по мере удаления от Атлантического океана. Прочтите заметку в блокноте на стр.51. Закрепление материала.
Работа в тетрадях-тренажерах. Стр. 40 задание 3. Заполните таблицу, используя карты, представленные в атласах.
Объясните различия климатических показателей в этих населенных пунктах, указав, какие климатообразующие факторы влияют на формирование климата в них.
Заключительный этап.
Решение теста по теме. Использовать вопросы 1-5 на стр. 31 в тетрадях тренажерах. Проверить ответы на доске. Домашнее задание.
Используя карты атласа стр. 14-15 и стр.50 - 51 учебника выполните в контурной карте стр. 14-15 задания 1 – 3 Подведение итогов урока. Выставление оценок.
| Ответы учащихся Учитель
Работа с оглавлением учебника
Демонстрация слайда №1. Выступление ученика.
Вопросы учителя. Демонстрация слайда №2 Вопросы учителя
Демонстрация слайда №3
Ответы учащихся.
Демонстрация слайда №4
Демонстрация слайда №5
Вопросы учителя. Работа с рисунком 2.2.1.
Ответы учащихся
Демонстрация слайда №6
Работа учащихся с картами атласа
Ответы учащихся
Вопросы учителя
Работа с текстом учебника Работа учащихся с рисунком 2.2.2. учебника
Ответы учащихся Объяснение учителя
Демонстрация слайда №7
Демонстрация слайда №8 Ответы учащихся
Выступление учащегося
Работа с рисунком 2.2.3. Ответы учащихся.
Работа с текстом учебника. Работа в тетрадях-тренажерах. Заполнение таблицы в формате интерактивной доски
Ответы учащихся
Работа учащихся
Запись на доске
|