РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Департамент образования города Москвы
Юго – Западное окружное управление образования
Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан» УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО
Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС
_________________ (Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)
«_____»_____________ 2009г. « »___________2009г.
Программа принята на методическом совете
« » 2009г.
«Цветные ладошки» Комплексные развивающие занятия
для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) Автор - Лыкова И.А
Ведущая – Милославская Н.С.
Москва
2008 г.
Пояснительная записка Общая характеристика программы.
Программа входит в «Комплексные развивающие занятия для детей младшего дошкольного возраста».
Программа содержит систему коррекционно-развивающих занятий изобразительной деятельностью с детьми 2-3 лет, в том числе имеющими отставания в развитии. Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию.
Программа построена на следующих принципах:
принцип сезонности: содержание занятий учитывает природные и климатические особенности местности в данный момент времени («листопад», «праздничная елочка», «снеговик», «солнышко», «сосульки», «ручейки» и пр.)
развитие детей в рамках программы учитывает принципы систематичности, последовательности, и цикличности т.е. развитие осуществляется: «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малознакомому и неизвестному». Содержание программы постепенно расширяется и усложняется по мере взросления ребенка.
принцип природосообразности: задачи развития детей корректируются с учетом «природы» детей, их возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Несмотря на то, что занятия по программе проходят в группе, в ходе занятий осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.
принцип интереса и естественной радости: занятия проводятся с опорой на интересы детей и детского сообщества, и вызывают радость восприятия и деяния.
принцип интеграции: объединение различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
Программа рассчитана на 1 учебный год (всего 64 занятия), по 2 занятия в неделю. Актуальность программы
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретическом мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной степени эстетический элемент жизни».
Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста и эффективное средство развития детей с самого раннего детства. Художественная деятельность представляет собой систему специфических художественных действий, направленных на восприятие, познание и продуктивную деятельность (по созданию эстетических объектов - художественных образов).
Новизна
Новизна программы заключается в следующем:
Развитие ребенка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации). Программа может быть использована в работе с детьми, требующими нестандартного подхода к обучению в связи с отставаниями в развитии.
В ходе программы большое внимание уделяется взаимодействию ребенка со взрослыми (психологом, родителями, бабушками и дедушками):
Между занятиями родитель или другой близкий взрослый совместно с ребенком делает заготовку для занятия, беседует с ребенком по теме занятия (например, читает сказку на заданную тему и обсуждает ее с ребенком).
В ходе занятия родитель или другой близкий взрослый помогает ребенку выполнять задания (показ; совместное действие, например, используя прием «рука в руке»; сопровождение действий ребенка речью и пр.)
После занятия ребенок помогает родителю убирать необходимые для занятия материалы и инструменты.
Целевая аудитория.
Программа рассчитана на детей 2-3 лет, имеющих следующие сложности:
неумение находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках
незнание основных форм и цветов предметов, неумение выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме и цвету предметы
неумение воздействовать на пластический материал: месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.
неумение создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней – и слегка видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину)
неумение правильно держать карандаш, фломастер, ручку, кисть, и оставлять «следы» на бумаге – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные)
неспособность видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, неумение рисовать и раскрашивать в пределах этих границ
неумение приклеивать вырезанные бумажные формы
неумение работать с ножницами как художественным инструментом.
Также программа очень полезна для детей и родителей, испытывающих затруднения в контакте, совместной деятельности. Цель программы:
Развитие и коррекция детей 2-3 лет, в том числе имеющих отставание в формировании когнитивных и моторных функций, методом художественно-творческой деятельности. Задачи:
1. Обучающие задачи:
знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской).
показывать детям в игровой форме процесс создания образов – организовывать наблюдение за художественной деятельностью психолога.
вызывать у детей интерес к сотворчеству со взрослым, другими детьми при создании коллективных композиций.
создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей, побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.
учить детей правильно держать карандаш, фломастер, и оставлять «следы» на бумаге.
знакомить детей с назначением красок и кисти, с особенностями («правилами») пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски.
создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приемов изображения (лепки и рисования) хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика).
учить детей пользоваться клеем, приклеивать вырезанные бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.
знакомить детей с ножницами как художественным инструментом.
интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
2. Развивающие и коррекционные задачи:
развивать (обогащать и уточнять) зрительные и тактильные представления детей о внешнем виде, текстуре хорошо знакомых объектов: игрушек, предметов посуды, одежды и др.
формировать, развивать и корректировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов.
развивать способность видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки) и цвету предметы.
развивать способность находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках (в т.ч. видеть «след», оставленный на бумаге карандашом, фломастером или кисточкой, и понимать, что это образ реального предмета)
развивать способность видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, форма фона и пр.).
развивать способность видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка; рисовать, раскрашивать, делать аппликации в пределах этих границ
корректировать развитие мелкой моторики
а) в лепке - учить детей месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки пластилина, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша, процарапывать узоры стекой и т.д.)
б) в рисовании — учить детей рисовать карандашами, фломастерами, красками, в т.ч. проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы
в) в аппликации — учить детей мять, разрывать, надрывать бумагу, пользоваться ножницами и клеем (вырезать, намазывать и приклеивать вырезанные бумажные формы).
развивать и корректировать способность координировать работу обеих рук, глаз и рук в т.ч. создавая простейшие формы: раскатывая цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывая шар (колобок) круговыми движениями ладоней – и слегка видоизменяя их – преобразовывая в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, конфеты, червячки, жучки, карандашики)
развивать и корректировать взаимодействие ребенка с родителями и другими детьми.
В разных видах изобразительной деятельности психолог решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 2-3 лет.
В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, снег, манная каша), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностям своего воздействия на материал и т.д.
В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоское изображение объемных предметови т.д.
В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвется, разрезается, приклеивается) и т.д.
Формы и методы проведения занятий.
Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии и их возрастными и индивидуальными возможностями.
Занятия проводятся в группе до 6 детей с родителями (другими близкими взрослыми). Тематический план.
№
| Тема занятия
| Количество
занятий
| 1
| Вводное занятие.
| 1
| 2-3
| Веселые картинки.
| 2
| 4-5
| Тили-тили тесто…
| 2
| 6-7
| Тяп-ляп – и готово.
| 2
| 8
| Вкусное печенье.
| 1
| 9
| Тень-тень-потетень.
| 1
| 10-11
| Красивые листочки.
| 2
| 12-13
| Листопад.
| 2
| 14
| Кисточка танцует.
| 1
| 15-16
| Листочки танцуют.
| 2
| 17
| Ветерок, подуй слегка.
| 1
| 18-19
| Дождик.
| 2
| 20-21
| Пушистая тучка.
| 2
| 22-23
| Сороконожка.
| 2
| 24-25
| Ежик.
| 2
| 26-27
| Снежок.
| 2
| 28-31
| Праздничная елочка.
| 4
| 32-33
| Снеговик.
| 2
| 34-35
| Угощение.
| 2
| 36-37
| Красивые картинки.
| 2
| 38-39
| Колобок.
| 2
| 40-41
| Бублики-баранки.
| 2
| 42-43
| Лоскутное одеяло.
| 2
| 44-45
| Большая стирка.
| 2
| 46-47
| Цветы.
| 2
| 48-49
| Сосульки.
| 2
| 50-51
| Неваляшка.
| 2
| 52-53
| Солнышко.
| 2
| 54
| Ручейки.
| 1
| 55
| Кораблик.
| 1
| 56-57
| Мостик.
| 2
| 58-59
| Птенчики.
| 2
| 60-61
| Флажки.
| 2
| 62-63
| Салют.
| 2
| 64
| Вот какие пальчики.
| 1
|
| Всего:
| 64
|
Структура занятия
Организационный момент (построение и приветствие, дети и родители входят в кабинет, рассаживаются, достают принесенные из дома заготовки и необходимые для занятия материалы и инструменты).
Психолог беседует с детьми по теме занятия (например, обсуждает с детьми прочитанную дома сказку, обращает внимание детей на их заготовки и на то, что дети будут делать в процессе занятия).
Психолог последовательно показывает приемы выполнения задания, помогает родителям сориентировать ребенка в задании (выбрать материал нужного цвета, правильно взять кисточку, ножницы, клей, бумагу и пр.).
Дети совместно с родителями выполняют задание. Психолог подходит к каждой паре и помогает организовать работу ребенка, верно выполнить необходимое движение и пр.
Психолог беседует с каждым ребенком о его работе: что он сделал (нарисовал), какого цвета, какой формы, из каких деталей и пр. Дети показывают свои работы друг другу.
Психолог рассказывает, что нужно приготовить к следующему занятию.
Организационный момент (дети и родители убирают необходимые для занятия материалы и инструменты, построение и прощание, дети и родители входят из кабинета).
Результатом занятий является то, что дети:
способны находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках
знают основные формы предметов, умеют выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки)
знакомы со свойствами разнообразных пластических материалов, и возможностям своего воздействия на материал: умеют месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.)
умеют создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней – и слегка видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, конфеты, червячки, жучки, карандашики)
умеют правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге
видят «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимают, что это образ реального предмета
умеют рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы
знают назначение красок и кисти, понимают, что это взаимосвязанные предметы, знают особенности («правила») пользования кистью: умеют правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой, не пачкать краски
видят границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, умеют рисовать и раскрашивать в пределах этих границ
умеют отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами
умеют создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т.д.);
умеют приклеивать вырезанные бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;
знакомы с ножницами как художественным инструментом.
В результате занятий также улучшается взаимодействие родителей (других близких взрослых) с детьми, и детей друг с другом. Контроль за эффективностью программы
Перед началом занятий в группе каждый ребенок проходит диагностику на ПМПк Центра. Результаты этой диагностики позволяют определить актуальный уровень каждого ребенка, а также указывают ведущему группы, на что нужно обратить внимание при занятиях с каждым конкретным ребенком.
Контроль за эффективностью программы в течение учебного года осуществляется в процессе каждого занятия. Педагог наблюдает за выполнением заданий, и делает вывод о том, насколько каждый ребенок овладел различными способами художественной деятельности.
После окончания занятий в группе каждый ребенок вновь проходит диагностику на ПМПк. Сравнение результатов первичной и завершающей диагностики позволяет сделать вывод о том, насколько эффективными были занятия по данной программе для каждого ребенка. Условия реализации программы
Для занятий по данной программе требуются:
белая и цветная бумага
ножницы для детского творчества
клей-карандаш
карандаши и фломастеры
гуашевые краски
кисти различных размеров, ватные палочки
баночки для воды
салфетки или тряпочки
детские фартуки
скотч
пластилин, тесто, глина
осенние листья
палочки, веточки
доска магнитная и магниты
К каждому занятию родители делают заготовки, из которых (на основе которых) в ходе занятия и создается художественный образ. Литература:
Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности, Москва, Карапуз-дидактика, 2007.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст, Москва, Карапуз-дидактика, 2007.
|