Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 136.44 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.11.2013
Размер136.44 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Департамент образования города Москвы

Юго – Западное окружное управление образования

Центр диагностики и консультирования «Теплый Стан»
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО

Директор ГОУ ЦДиК «Теплый Стан» Методист по психологии ОМЦ ЮЗОУС

_________________ (Митраков А.В.) ________________(Е.В.Харисова)

«_____»_____________ 2009г. « »___________2009г.

Программа принята на методическом совете

« » 2009г.

«Цветные ладошки»
Комплексные развивающие занятия

для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)
Автор - Лыкова И.А

Ведущая – Милославская Н.С.

Москва

2008 г.

Пояснительная записка
Общая характеристика программы.

Программа входит в «Комплексные развивающие занятия для детей младшего дошкольного возраста».

Программа содержит систему коррекционно-развивающих занятий изобразительной деятельностью с детьми 2-3 лет, в том числе имеющими отставания в развитии. Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию.

Программа построена на следующих принципах:

  • принцип сезонности: содержание занятий учитывает природные и климатические особенности местности в данный момент времени («листопад», «праздничная елочка», «снеговик», «солнышко», «сосульки», «ручейки» и пр.)

  • развитие детей в рамках программы учитывает принципы систематичности, последовательности, и цикличности т.е. развитие осуществляется: «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малознакомому и неизвестному». Содержание программы постепенно расширяется и усложняется по мере взросления ребенка.

  • принцип природосообразности: задачи развития детей корректируются с учетом «природы» детей, их возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Несмотря на то, что занятия по программе проходят в группе, в ходе занятий осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.

  • принцип интереса и естественной радости: занятия проводятся с опорой на интересы детей и детского сообщества, и вызывают радость восприятия и деяния.

  • принцип интеграции: объединение различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.

Программа рассчитана на 1 учебный год (всего 64 занятия), по 2 занятия в неделю.
Актуальность программы

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретическом мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной степени эстетический элемент жизни».

Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста и эффективное средство развития детей с самого раннего детства. Художественная деятельность представляет собой систему специфических художественных действий, направленных на восприятие, познание и продуктивную деятельность (по созданию эстетических объектов - художественных образов).

Новизна

Новизна программы заключается в следующем:

  1. Развитие ребенка осуществляется посредством изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации). Программа может быть использована в работе с детьми, требующими нестандартного подхода к обучению в связи с отставаниями в развитии.

  2. В ходе программы большое внимание уделяется взаимодействию ребенка со взрослыми (психологом, родителями, бабушками и дедушками):



  • Между занятиями родитель или другой близкий взрослый совместно с ребенком делает заготовку для занятия, беседует с ребенком по теме занятия (например, читает сказку на заданную тему и обсуждает ее с ребенком).

  • В ходе занятия родитель или другой близкий взрослый помогает ребенку выполнять задания (показ; совместное действие, например, используя прием «рука в руке»; сопровождение действий ребенка речью и пр.)

  • После занятия ребенок помогает родителю убирать необходимые для занятия материалы и инструменты.


Целевая аудитория.

Программа рассчитана на детей 2-3 лет, имеющих следующие сложности:

  • неумение находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках

  • незнание основных форм и цветов предметов, неумение выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме и цвету предметы

  • неумение воздействовать на пластический материал: месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.

  • неумение создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней – и слегка видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину)

  • неумение правильно держать карандаш, фломастер, ручку, кисть, и оставлять «следы» на бумаге – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные)

  • неспособность видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, неумение рисовать и раскрашивать в пределах этих границ

  • неумение приклеивать вырезанные бумажные формы

  • неумение работать с ножницами как художественным инструментом.

Также программа очень полезна для детей и родителей, испытывающих затруднения в контакте, совместной деятельности.
Цель программы:

Развитие и коррекция детей 2-3 лет, в том числе имеющих отставание в формировании когнитивных и моторных функций, методом художественно-творческой деятельности.
Задачи:

1. Обучающие задачи:

  1. знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской).

  1. показывать детям в игровой форме процесс создания образов – организовывать наблюдение за художественной деятельностью психолога.

  2. вызывать у детей интерес к сотворчеству со взрослым, другими детьми при создании коллективных композиций.

  3. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей, побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.

  4. учить детей правильно держать карандаш, фломастер, и оставлять «следы» на бумаге.

  5. знакомить детей с назначением красок и кисти, с особенностями («правилами») пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски.

  6. создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приемов изображения (лепки и рисования) хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика).

  7. учить детей пользоваться клеем, приклеивать вырезанные бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

  8. знакомить детей с ножницами как художественным инструментом.

  9. интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.

2. Развивающие и коррекционные задачи:

  • развивать (обогащать и уточнять) зрительные и тактильные представления детей о внешнем виде, текстуре хорошо знакомых объектов: игрушек, предметов посуды, одежды и др.

  • формировать, развивать и корректировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов.

  • развивать способность видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки) и цвету предметы.

  • развивать способность находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках (в т.ч. видеть «след», оставленный на бумаге карандашом, фломастером или кисточкой, и понимать, что это образ реального предмета)

  • развивать способность видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, форма фона и пр.).

  • развивать способность видеть границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка; рисовать, раскрашивать, делать аппликации в пределах этих границ

  • корректировать развитие мелкой моторики

а) в лепке - учить детей месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки пластилина, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша, процарапывать узоры стекой и т.д.)

б) в рисовании — учить детей рисовать карандашами, фломастерами, красками, в т.ч. проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы

в) в аппликации — учить детей мять, разрывать, надрывать бумагу, пользоваться ножницами и клеем (вырезать, намазывать и приклеивать вырезанные бумажные формы).

  • развивать и корректировать способность координировать работу обеих рук, глаз и рук в т.ч. создавая простейшие формы: раскатывая цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывая шар (колобок) круговыми движениями ладоней – и слегка видоизменяя их – преобразовывая в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, конфеты, червячки, жучки, карандашики)

  • развивать и корректировать взаимодействие ребенка с родителями и другими детьми.

В разных видах изобразительной деятельности психолог решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 2-3 лет.

  • В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, снег, манная каша), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностям своего воздействия на материал и т.д.

  • В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоское изображение объемных предметови т.д.

  • В аппликации – знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения ее свойств и способов своего воздействия на бумагу (легкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвется, разрезается, приклеивается) и т.д.



Формы и методы проведения занятий.

Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию. Интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии и их возрастными и индивидуальными возможностями.

Занятия проводятся в группе до 6 детей с родителями (другими близкими взрослыми).
Тематический план.




Тема занятия

Количество

занятий

1

Вводное занятие.

1

2-3

Веселые картинки.

2

4-5

Тили-тили тесто…

2

6-7

Тяп-ляп – и готово.

2

8

Вкусное печенье.

1

9

Тень-тень-потетень.

1

10-11

Красивые листочки.

2

12-13

Листопад.

2

14

Кисточка танцует.

1

15-16

Листочки танцуют.

2

17

Ветерок, подуй слегка.

1

18-19

Дождик.

2

20-21

Пушистая тучка.

2

22-23

Сороконожка.

2

24-25

Ежик.

2

26-27

Снежок.

2

28-31

Праздничная елочка.

4

32-33

Снеговик.

2

34-35

Угощение.

2

36-37

Красивые картинки.

2

38-39

Колобок.

2

40-41

Бублики-баранки.

2

42-43

Лоскутное одеяло.

2

44-45

Большая стирка.

2

46-47

Цветы.

2

48-49

Сосульки.

2

50-51

Неваляшка.

2

52-53

Солнышко.

2

54

Ручейки.

1

55

Кораблик.

1

56-57

Мостик.

2

58-59

Птенчики.

2

60-61

Флажки.

2

62-63

Салют.

2

64

Вот какие пальчики.

1




Всего:

64


Структура занятия

  1. Организационный момент (построение и приветствие, дети и родители входят в кабинет, рассаживаются, достают принесенные из дома заготовки и необходимые для занятия материалы и инструменты).

  2. Психолог беседует с детьми по теме занятия (например, обсуждает с детьми прочитанную дома сказку, обращает внимание детей на их заготовки и на то, что дети будут делать в процессе занятия).

  3. Психолог последовательно показывает приемы выполнения задания, помогает родителям сориентировать ребенка в задании (выбрать материал нужного цвета, правильно взять кисточку, ножницы, клей, бумагу и пр.).

  4. Дети совместно с родителями выполняют задание. Психолог подходит к каждой паре и помогает организовать работу ребенка, верно выполнить необходимое движение и пр.

  5. Психолог беседует с каждым ребенком о его работе: что он сделал (нарисовал), какого цвета, какой формы, из каких деталей и пр. Дети показывают свои работы друг другу.

  6. Психолог рассказывает, что нужно приготовить к следующему занятию.

  7. Организационный момент (дети и родители убирают необходимые для занятия материалы и инструменты, построение и прощание, дети и родители входят из кабинета).


Результатом занятий является то, что дети:

  • способны находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках

  • знают основные формы предметов, умеют выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки)

  • знакомы со свойствами разнообразных пластических материалов, и возможностям своего воздействия на материал: умеют месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.)

  • умеют создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней – и слегка видоизменять их – преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, конфеты, червячки, жучки, карандашики)

  • умеют правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге

  • видят «след», оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимают, что это образ реального предмета

  • умеют рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы

  • знают назначение красок и кисти, понимают, что это взаимосвязанные предметы, знают особенности («правила») пользования кистью: умеют правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой, не пачкать краски

  • видят границы листа бумаги, контуры силуэтного рисунка, умеют рисовать и раскрашивать в пределах этих границ

  • умеют отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами

  • умеют создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т.д.);

  • умеют приклеивать вырезанные бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;

  • знакомы с ножницами как художественным инструментом.

В результате занятий также улучшается взаимодействие родителей (других близких взрослых) с детьми, и детей друг с другом.
Контроль за эффективностью программы

Перед началом занятий в группе каждый ребенок проходит диагностику на ПМПк Центра. Результаты этой диагностики позволяют определить актуальный уровень каждого ребенка, а также указывают ведущему группы, на что нужно обратить внимание при занятиях с каждым конкретным ребенком.

Контроль за эффективностью программы в течение учебного года осуществляется в процессе каждого занятия. Педагог наблюдает за выполнением заданий, и делает вывод о том, насколько каждый ребенок овладел различными способами художественной деятельности.

После окончания занятий в группе каждый ребенок вновь проходит диагностику на ПМПк. Сравнение результатов первичной и завершающей диагностики позволяет сделать вывод о том, насколько эффективными были занятия по данной программе для каждого ребенка.
Условия реализации программы

Для занятий по данной программе требуются:

  • белая и цветная бумага

  • ножницы для детского творчества

  • клей-карандаш

  • карандаши и фломастеры

  • гуашевые краски

  • кисти различных размеров, ватные палочки

  • баночки для воды

  • салфетки или тряпочки

  • детские фартуки

  • скотч

  • пластилин, тесто, глина

  • осенние листья

  • палочки, веточки

  • доска магнитная и магниты

К каждому занятию родители делают заготовки, из которых (на основе которых) в ходе занятия и создается художественный образ.
Литература:

  • Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»: формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности, Москва, Карапуз-дидактика, 2007.

  • Лыкова И.А. Изобразительная деятельность: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст, Москва, Карапуз-дидактика, 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск