Скачать 70 Kb.
|
Конспект открытого коррекционного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе детского сада для детей с ОНР «Путешествие в зимний сказочный лес» Воспитатель: Степаненко Мария Павловна, МДОУ детский сад № 50 г. Ставрополя Программное содержание: - развивать у детей положительное отношение к природе; - формировать основы экологического сознания: формировать у детей потребность проявлять внимание и доброту к представителям живой природы; - вызвать чувство эмпатии; - формировать склонность к проявлению позитивного взаимодействия с природой (человек – часть природы); - обобщить знания детей о зимних явлениях в жизни леса; - рассказать о народных приметах и поговорках о зиме; - учить детей бережно относиться к лесу; - закреплять знания о том, чем питаются птицы зимой; Коррекционная работа: - учить детей строить сложно – подчиненные предложения с употреблением союза «потому что»; - продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительного; - учить согласовывать числительные с существительными; Словарная работа: Вьюга, пурга, метель, буран, снегопад Предварительная индивидуальная работа: - побуждать четко проговаривать слова; - активизировать малоактивных детей: Ксению, Настю Л.; Материал: искусственные елочки, фигурки зимующих птиц, снежинки, рисунки деревьев в зимнем уборе, иллюстрации следов животных и картинки с их изображением, иллюстрации зимующих птиц, магнитофон, аудиозапись голосов зимующих птиц, план – карта. Предварительная работа: Беседа с детьми о том, как зимуют звери и птицы Чтение художественной литературы Заучивание стихотворений Проведение опытов Рассматривание иллюстраций, репродукций Наблюдение в природе Изготовление кормушек вместе с детьми Чтение пословиц, поговорок, народных примет Ход занятия: Воспитатель: - Дети, в группу пришло письмо из леса, от Снегурочки. В нем Снегурочка сообщает, что в лесу совсем нет корма для птиц, что птицы совсем ослабли от голода и могут погибнуть. Снегурочка просит нас помочь птицам. Воспитатель: - Чем мы можем помочь птицам? Дети: - Надо пойти в лес и покормить птиц. Воспитатель: - Что для этого нужно? Дети: - Кормушки. Воспитатель: - Кормушки у нас есть. Их сделали Костин дедушка, Женин папа и папа Данила С. Поспешим в зимний лес на помощь птицам. Но даже в сказочном лесу необходимо соблюдать правила – правила друзей природы. Воспитатель: - Как можно вести себя в природе? Дети: - Не ломать ветки, потому что на сломанных ветках не распустятся зеленые листочки. Зеленые листочки выделяют кислород. Воспитатель: - Ходить лучше по тропинкам, потому что в лесу много животных, которые прокладывают свои тропинки – дорожки. Эти дорожки человек может не заметить и разрушить. Воспитатель: - Правильно. А еще почему ходить лучше по тропинкам? Дети: - Некоторые животные спят под снегом и мы можем нечаянно на них наступить. Воспитатель: - И такое может случиться. А ещё какие правила друзей природы вы знаете? Дети: - В лесу нужно вести себя тихо, потому что мы пришли в лес в гости. Воспитатель: - Верно. Почему ещё нельзя шуметь в лесу? Дети: - Потому что в лес ходят люди, желающие отдохнуть, подумать о чем-то своем, им тоже нельзя мешать. Воспитатель: - Что ж, ребята, я вижу - вы готовы к лесному путешествию. В письме Снегурочка посылает нам план – карту. План – карта поможет нам пройти через лес и не заблудиться. Вот она. Тогда в путь (звучит музыка). Возьмите кормушки, корм для птиц. Сейчас откроем мы невидимую дверь. Ну вот, и в сказке оказались мы теперь. Входим мы в волшебный лес - много будет здесь чудес. Воспитатель: - Вот мы и в лесу. Смотрим план – карту. Первым пунктом обозначены деревья. Идем, ребята. Вот мы и пришли. Это любимая полянка Снегурочки. Оглянитесь, ребята, по сторонам, может быть вы увидите знакомые деревья?
Воспитатель: - Правильно. Вы хорошо знаете деревья. Холодно сейчас в лесу. Ведь недаром раньше месяц февраль называли «лютый» - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Холодно и животным и растениям. Но у животных есть шуба теплая. А как же растения спасаются от холода? Дети: - Кустарники и травы укрыты снегом, как одеялом. Воспитатель: - У деревьев есть толстая кора и снег укрывает их корни. Воспитатель: - А что ещё помогает деревьям перезимовать? Дети: - То, что к зиме деревья сбрасывают листья. Воспитатель: - Правильно. Обледеневшие листья сломали бы ветки. Да, деревья замерли, но они живые. Закройте глаза. Сейчас произойдет волшебство. (На обратной стороне стволов деревьев нарисованы лица, их надо перевернуть) Воспитатель: - Деревья нам улыбнулись и хотят послушать стихи («Одеяльце», «Метелица»). Воспитатель: - Молодцы, ребята, а какой опыт с водой мы проводим? Дети: - Мы налили воду в две бутылки: одну бутылку с красной крышкой зарыли в снег, вторую бутылку с синей крышкой поставили на открытом месте. Через несколько дней мы увидели, что в той бутылке, с синей крышкой, вода замерзла и превратилась в лед. А в бутылке с красной крышкой, которую мы зарыли в снег, вода не замерзла. Воспитатель: - Почему же вода под снегом не замерзла? Дети: - Потому что под снегом теплее, чем на открытом месте. Воспитатель: - Правильно. Значит, травка и корни под снегом не промерзнут зимой. Очень хорошо и подробно вы ответили. Смотрим план – карту. Мы видим обозначение «Читальный зал» и «Белая книга зимы». Да где же в лесу может быть «Читальный зал»? И что ещё за «Белая книга зимы»? Ребята, может, вы знаете? Дети: - Это заснеженные полянки в лесу. Воспитатель: - А как же на них можно писать? Дети: - Следами. Воспитатель: - Тогда, идем, посмотрим, какие же новости записаны в Белой книге зимы, кто оставил о себе сообщения. (Звучит музыка) Воспитатель: - Вот мы и пришли. Присаживайтесь. Воспитатель: - Ах, вот кто здесь сегодня побывал. Вот их следы и их портреты. А где, чьи следы, нам надо разобраться самим. Возьмите следы животных и поставьте их к портретам. Воспитатель: - Юля, у тебя чьи следы? Юля: - У меня заячьи следы. Воспитатель: - Это чьи следы, Андрей? Андрей: - Это волчьи следы. Воспитатель: - Это чьи следы? Сергей: - Это лисьи следы Воспитатель: - А чьи следы зимой мы не можем увидеть? Соня: - Зимой мы не можем увидеть медвежьи следы, потому что медведь спит в берлоге. Воспитатель: - Почему эти животные называются дикими? Дети: - Потому что они сами себе добывают пищу. Воспитатель: - Почему про волка говорят – волк – санитар леса? Дети: - Потому что волк съедает больных животных. Воспитатель: - Почему про волка говорят «злой, голодный»? Дети: - Потому что зимой трудно добывать корм. Земля покрыта снегом. Воспитатель: - Почему зайца зимой трудно заметить? Дети: - Потому что заяц зимой белый. Воспитатель: - Почему про лису говорят - «лиса мышкует»? Дети: - Потому что лиса ищет мышиные норки, топает лапами, выгоняет мышек из норок и ловит их. Воспитатель: - Какие вы молодцы, ребята! Белую книгу зимы вы уже научились читать, а значит, умеете наблюдать за лесными обитателями. А кто же помогает переворачивать страницы этой книги? Кто укрывает белым покрывалом лес? Кто догадался? Дети: - Вьюга, пурга, буран, снегопад. Воспитатель: - Да, это все помощники Снегурочки. Они хоть порой и суровы, но без них нет ни зимних забав, ни праздников, ни осеннего урожая. Недаром в народе говорят: «Много снега – много хлеба». Почему так говорят? Подумайте. Дети: - Потому что весной снег растает, талая вода напитает землю влагой, поэтому будет хороший урожай. Воспитатель: - Да, талая вода полезна не только растениям, но и животным и человеку, если она чистая. Правильно. Физминутка. Воспитатель: - А теперь поиграем: «Зайцы» Зайцы скачут: Скок – скок- скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают: Не идет ли волк. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Воспитатель: - А теперь смотрим план – карту: «Птичья столовая». (Звучит музыка). Поспешим, надо покормить птиц. Поставьте кормушки. Насыпьте в них корм. (Воспитатель ставит в кормушки фигурки птиц: «Налетели, обрадовались, клюют». (Аудиозапись голосов птиц). Воспитатель: - Сколько птиц в большой кормушке? Дети: - В большой кормушке 10 птиц Воспитатель: - Сколько птиц в маленькой кормушке? Дети: - В маленькой кормушке 9 птиц. Воспитатель: - В какой кормушке птиц больше и на сколько? Дети: - В большой кормушке птиц больше на 1. Воспитатель: - Каких птиц мы накормим? (На мольберте иллюстрации зимующих птиц). Дети называют их. Воспитатель: - Сейчас я буду вас запутывать: буду называть птиц, а одну не назову – какую, вы скажете. Воспитатель: - А вы знаете, синица съедает столько насекомых, сколько сама весит. Вот так. Чем интересна птица клёст? Дети: - Птица клёст выводит зимой птенцов. Пальчиковая гимнастика «Птички». Итог. Воспитатель: - Какие вы молодцы, ребята. Вы сегодня сделали большое доброе дело. Вы помогли птицам выжить. А ведь много птиц погибает от голода. Сейчас Соня прочитает стих «Покормите птиц» (Яшин). Воспитатель: - Смотрим план – карту. «Домик Снегурочки». Да вот она и сама к нам идет. Расскажите Снегурочке, что вам больше всего понравилось. Воспитатель: - Ребята, мы с вами сегодня побывали в зимнем сказочном лесу. Но настоящий лес похож на наш сказочный, ведь в нем есть такие же животные и растения. Мы устроили птицам кормушки, только корм в них должен быть всегда, иначе птицы не прилетят. А сейчас мы возвращаемся в детский сад. (Звучит музыка) |