Скачать 98.83 Kb.
|
Учитель биологии МОУ «СОШ № 20» г. Энгельса Саратовской обл. Егубова Людмила Вахиловна. Цель урока: обобщить, систематизировать и совершенствовать знания учащихся о воде. Задачи. образовательные:
воспитательные:
развивающие:
Оборудование: плакаты «Вода, вода, кругом вода», «Круговорот воды в природе», опорный конспект: «Вода», высказывания о воде, «Испарение воды листьями», «Путешествие речки Хрустальной»; штативы, пробирки, хим. стаканчики, стеклянные палочки, банки для слива, колбы с водой; Вещества: поваренная соль, глицерин, измельчённый мел, растительное масло; Ход урока. На предыдущих уроках, мы изучили с вами физические свойства воды, нахождение её в природе и значение её, для живых организмов. Говорили о том, что вода—это самое удивительное и самое распространённое природное соединение—источник жизни и условие существования всего живого на Земле. « Жизнь есть одушевлённая вода» (Э. Дюбуа) Другой французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери так писал о воде: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете». Разве нельзя назвать эти слова гимном такому повседневному и в тоже время такому удивительному и необыкновенному веществу, как вода. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока, совершить путешествие в мир воды, повторить всё то, что вы узнали о воде, а также расширить и пополнить свои знания некоторыми интересными фактами о свойствах воды. Итак, начинаем путешествие в чудесный мир воды. Путешествуя, мы будем делать остановки на станциях. И первая станция на пути нашего следования «Историко — географическая».
На доске плакаты: «Вода, вода, кругом вода», «Круговорот воды в природе», опорный конспект: «Вода». Если взглянуть на нашу планету из космоса, то можно сказать, что названа она Землёй по явному недоразумению, ведь на сушу приходится только 1/3 её территории, а всё остальное вода (работа с плакатом). Человек на 71% состоит из воды, в растениях 75% воды, медуза 99%--вода. Академик В.И.Вернадский утверждает, что мы не знаем в природе ни одного твёрдого тела, которое в своём составе не заключало бы воду.
Так что же такое вода? Какими физическими свойствами она обладает? (Ответы уч — ся по опорному конспекту). Что значит самое удивительное вещество? Вся практическая деятельность человека связана с водой. Из дошедших до нас письменных источников видно, сколь велико было значение рек Нила—в Египте Тигра и Евфрата—в Месопотамии Инда—в Индии Хуанхе—в Китае Вода сыграла большую роль в становлении и расцвете целых цивилизаций на Земле. Вот как писал Прус в романе «Фараон» о роли Нила для Египта: «Египет был бы не колыбелью цивилизации, а одним из тех пустынных ущелий, какими так богата пустыня Сахара, если бы воды священного Нила ежегодно не воскрешали страну. С конца июня до конца сентября Нил непрестанно прибывает и заливает почти весь Египет. С конца октября до мая следующего года весенние воды постепенно спадают, обнажая самые низкие места. Речная вода так насыщена здесь минеральными и органическими веществами, что принимает бурую окраску и по мере спада, на заливных полях осаждается плодородный ил, заменяющий самые полезные удобрения. Этот ил и жаркий климат дают возможность окружённому пустынями египтянину собирать 3 урожая в год, причём каждое зерно посева даёт до трёхсот зёрен урожая». Вопросы к тексту:
Осенью 1 л воды превращаясь в лёд подогревает на 1 С 250 000 л воздуха Весной при таянии льда массой 1 г выделяется 335 ДЖ теплоты. Земная вода и поглощает и возвращает очень много тепла и тем самым выравнивает климат. А от космического холода предохраняют Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере в облаках в виде паров. У воды есть ещё одно замечательное свойство. Это способность растворять в себе многие вещества, образуя растворы. Поэтому следующая остановка на пути нашего следования:
Представим, что мы сейчас находимся в лаборатории: «Я приглашаю к лабораторному столику 2 лаборантов, которые докажут нам опытным путём способность воды растворять или не растворять в себе вещества». Ребята проводят эксперимент, результаты его записывают в таблице на доске. С классом в это время проводим блиц беседу:
А теперь предоставляем слово нашим лаборантам—экспериментаторам. Растворение твёрдых веществ в воде имеет большое практическое значение. Растения усваивают минеральные удобрения только в растворённом виде. Поэтому очень важно в целях получения высоких урожаев и защиты растений от вредителей и болезней уметь готовить растворы соответствующих веществ. Миллионы ручейков, речек и рек, омывая земную сушу, растворяют буквально всё на своём пути, и, как верные слуги, несут всё это в мировой океан. Вода из океана испаряется, и снова возвращается на Землю, совершая свой круговорот, а растворённые в ней вещества остаются в океане. За миллиарды лет там накопились несметные сокровища. В морской воде в основном находятся соли 11 х.э. интересно, что соотношение основных х.э. в морской воде и крови животных и человека одинаковы. Учёные считают это одним из главных доказательств того, что жизнь зародилась в океане. А сейчас мы немного отдохнём, совершив привал на станции «Поэтической».
Водными просторами, красотой водопадов, очарованием тихих заводей рек и прудов, неповторимостью зимнего убранства лесов и даже каплей росы восхищались, воспевали, воспроизводили на полотнах художники, поэты, музыканты. Силой кисти, пера, слова они старались передать нам красоту окружающего мира. Посмотрите перед вами репродукции с картин замечательных художников: Айвазовского, Бонингтона, Ахенбаха, Ван Гога и многих других — это художники моренисты! И глядя на эти картины, так и хочется сказать: «Высокие гребни вздымая, «В кружево будто одеты, Бушует морская вода. Деревья, кусты, провода, И топит, как будто играя, И кажется сказкою это Большие морские суда». А, в сущности, только — вода». А вот ещё: А вот, как о росе писал Фёдор Тютчев: «Безбрежная ширь океана, «Здесь фонтан неутомимый, И тихая заводь пруда, День и ночь поёт в углу, Струя водопада и брызги фонтана И кропит росой незримой, И всё это — только вода!». Очарованную мглу». А кто бывал на Кавказе, в Средней Азии, тот знает, сколько легенд сложено о высокогорных озёрах. Вот одна из них: «Некогда жили в горах семеро отважных братьев и две красавицы сестрицы Рица и Ницца. Братья ходили на охоту, сёстры готовили пищу, шили одежду. Но однажды сёстры не дождались братьев — в бурю, рухнули горы, образовав две пропасти, в которых юноши погибли. Сёстры отважных охотников каждый день приходили к этим пропастям, оплакивая братьев. И образовались здесь кристально чистые, как девичьи слёзы, два озера Рица и Ницца». А сейчас, ребята, познакомят нас со своими собственными сочинениями о путешествиях капельки — воды. А теперь в самый важный путь, только знанья не забудь. Наше путешествие привело нас к станции «Смекалистой».
Класс выполняет задание по тесту, задание выполняется на листочках. Тест —задание «Выбери правильный ответ»: 1.Всеми свойствами чистого вещества обладает вода: А) морская Б) водопроводная В) дистиллированная 2.Растворимые примеси в воде мешают её применению: А) в науке Б) в сельском хозяйстве В) в быту 3.При замерзании вода: А) уменьшается в объёме Б) не изменяется В) расширяется 4.Водомерка легко скользит по поверхности воды потому что она: А) жидкая Б) мокрая В) имеет поверхностную пленку натяжения 5.Плёнка нефти толщиной всего 1 мм. на поверхности воды: А) мешает дышать живым организмам Б) препятствует испарению «Ну, а сейчас поговорим О том, что вам знакомо: Что очень часто мы сорим На улице и дома, Что все отходы за порог Бросаем, как попало, И до тех пор, пока здоров, Забот об этом мало». (М. Х. Левитман).
Итак, ребята, на дом вы получили задание : подсчитать сколько воды (в мл) утекает из плохо притёртого крана за 1 мин, 1 час, 24 часа, (обсуждаем полученные результаты). Если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь вода струйкой всего лишь со спичку—то утечёт её 500 л . Казалось бы, воды на Земле сколько угодно, ведь 75% поверхности Земли---вода. Но вся ли вода пригодна к употреблению и доступна человеку? Людям необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много. И эта пресная вода, должна быть, прежде всего, чистой, пригодной для питья. Но чистой воды остаётся всё меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки сбрасываются промышленные отходы предприятий, чьи очистные сооружения не справляются с очисткой воды. Крупные животноводческие фермы отравляют воду в реке так же, как город со стотысячным населением. Как, по-вашему, ядохимикаты, применяемые для борьбы с вредителями растений, попадают в реки? (Смываются дождями, талыми водами, или с грунтовыми водами). Попавшие в воду вредные вещества, или губят обитателей водоёмов, или накапливаются в них (в телах щук, судаков и других рыб реки Волга, обнаружены вредные для здоровья человека вещества). Минеральные удобрения, попавшие в реки, вызывают бурное разрастание водной растительности, которая иногда полностью перекрывает русло реки. А вот теперь послушайте, как Ю. Томилин в повести «Карусели над городом» описывает реку, в которую фабрика игрушек сбрасывает свою воду. « На вид это была вполне невинная речка. Ещё не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки, которые, как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав, сплыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зелёное брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать». Ребята, как помочь речке? Как вернуть ей её обитателей? ( Обсуждение: закрыть фабрику, поставить очистные сооружения, объяснить жителям города об опасности равнодушного отношения к природе, окружающей среде). Эти же проблемы волнуют и взрослых. Решением этих проблем занимается наука экология. Наука о доме. О каком доме идёт речь? ( О природе). Верно всё, что нас окружает живая и неживая природа—это наш с вами природный дом, в котором всё связано между собой. В этом вы убедились, совершив путешествие в мир воды. На нашем шарике земном, Где мы родились и живём, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес— Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветет, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят. А в синем море толстый кит— Большой, как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. Чтоб был в источнике Нарзан. С полянки — земляника, Будь осторожен, как Тарзан, Дружи с природой дикой. Ты — тоже часть её чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течет, И по весне сирень цветет. И надо постараться Нам с этим не расстаться! ( М. Х. Левитман) Литература.
Приложение. |