Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 98.83 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.11.2013
Размер98.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок








Учитель биологии

МОУ «СОШ № 20»

г. Энгельса Саратовской обл.

Егубова Людмила Вахиловна.


Цель урока: обобщить, систематизировать и совершенствовать знания учащихся о воде.
Задачи.

образовательные:

  1. углубить знания учащихся о воде;

  2. сформировать целостное представление о воде, как важном веществе природы;

воспитательные:

  1. научить, пристальнее вглядываться в окружающий мир;

  2. мотивировать необходимость знаний для сохранения природы в целом и природы своей малой Родины;

  3. способствовать нравственно – эстетическому воспитанию учащихся;

развивающие:

  1. развивать умение сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли;

  2. прививать стремление к самообразованию через ознакомление уч-ся с разнообразными, часто аномальными свойствами воды;


Оборудование: плакаты «Вода, вода, кругом вода», «Круговорот воды в природе», опорный конспект: «Вода», высказывания о воде, «Испарение воды листьями», «Путешествие речки Хрустальной»; штативы, пробирки, хим. стаканчики, стеклянные палочки, банки для слива, колбы с водой;

Вещества: поваренная соль, глицерин, измельчённый мел, растительное масло;
Ход урока.
На предыдущих уроках, мы изучили с вами физические свойства воды, нахождение её в природе и значение её, для живых организмов. Говорили о том, что вода—это самое удивительное и самое распространённое природное соединение—источник жизни и условие существования всего живого на Земле.

« Жизнь есть одушевлённая вода» (Э. Дюбуа)

Другой французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери так писал о воде:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете».

Разве нельзя назвать эти слова гимном такому повседневному и в тоже время такому удивительному и необыкновенному веществу, как вода. Поэтому цель нашего сегодняшнего урока, совершить путешествие в мир воды, повторить всё то, что вы узнали о воде, а также расширить и пополнить свои знания некоторыми интересными фактами о свойствах воды. Итак, начинаем путешествие в чудесный мир воды. Путешествуя, мы будем делать остановки на станциях. И первая станция на пути нашего следования «Историко — географическая».



  • Станция «Историко — географическая».

На доске плакаты: «Вода, вода, кругом вода», «Круговорот воды в природе», опорный конспект: «Вода».

Если взглянуть на нашу планету из космоса, то можно сказать, что названа она Землёй по явному недоразумению, ведь на сушу приходится только 1/3 её территории, а всё остальное вода (работа с плакатом). Человек на 71% состоит из воды, в растениях 75% воды, медуза 99%--вода.

Академик В.И.Вернадский утверждает, что мы не знаем в природе ни одного твёрдого тела, которое в своём составе не заключало бы воду.


  • Вода — одно из начал всего существующего на земле, говорили в древности.

  • Вода — простое вещество единое и неделимое, считали в древние века.

  • Вода — состоит из водорода и кислорода и её можно получить с помощью химической реакции, доказывал фр. химик Лавуазье.

Так что же такое вода? Какими физическими свойствами она обладает? (Ответы уч — ся по опорному конспекту).

Что значит самое удивительное вещество?

Вся практическая деятельность человека связана с водой. Из дошедших до нас письменных источников видно, сколь велико было значение рек

Нила—в Египте

Тигра и Евфрата—в Месопотамии

Инда—в Индии

Хуанхе—в Китае

Вода сыграла большую роль в становлении и расцвете целых цивилизаций на Земле. Вот как писал Прус в романе «Фараон» о роли Нила для Египта: «Египет был бы не колыбелью цивилизации, а одним из тех пустынных ущелий, какими так богата пустыня Сахара, если бы воды священного Нила ежегодно не воскрешали страну. С конца июня до конца сентября Нил непрестанно прибывает и заливает почти весь Египет. С конца октября до мая следующего года весенние воды постепенно спадают, обнажая самые низкие места. Речная вода так насыщена здесь минеральными и органическими веществами, что принимает бурую окраску и по мере спада, на заливных полях осаждается плодородный ил, заменяющий самые полезные удобрения. Этот ил и жаркий климат дают возможность окружённому пустынями египтянину собирать 3 урожая в год, причём каждое зерно посева даёт до трёхсот зёрен урожая».

Вопросы к тексту:

  1. Почему вода бурая?

  2. Почему укажите «С июня по сентябрь Нил непрестанно прибывает и заливает почти весь Египет?»

  3. Почему египтяне собирали по 3 урожая в год?

  4. От какого свойства воды зависит климат на нашей планете?

  5. Что происходит с паром в атмосфере? Ответ: Он охлаждается и отдаёт атмосфере Земли 2,2 10 Дж Е. Эта энергия переходит в тепловую, нагревая воздух. Это та энергия, которая переносит сотни миллиардов т воды по воздуху, в облаках и орошает дождями всю поверхность Земли, за счёт неё дуют ветры, возникают бури, рождаются штормы и ураганы.


Осенью 1 л воды превращаясь в лёд подогревает на 1 С 250 000 л воздуха

Весной при таянии льда массой 1 г выделяется 335 ДЖ теплоты.

Земная вода и поглощает и возвращает очень много тепла и тем самым выравнивает климат. А от космического холода предохраняют Землю те молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере в облаках в виде паров.

У воды есть ещё одно замечательное свойство. Это способность растворять в себе многие вещества, образуя растворы. Поэтому следующая остановка на пути нашего следования:


  • Станция «Экспериментальная».

Представим, что мы сейчас находимся в лаборатории: «Я приглашаю к лабораторному столику 2 лаборантов, которые докажут нам опытным путём способность воды растворять или не растворять в себе вещества».

Ребята проводят эксперимент, результаты его записывают в таблице на доске.

С классом в это время проводим блиц беседу:

  1. Какую воду называют пресной?

  2. Можно ли получить пресную воду из морской?

  3. Бывает ли вода абсолютно (химически) чистая?

  4. Почему вода в серебряных сосудах долго остаётся свежей?

  5. Что такое минеральная вода?

А теперь предоставляем слово нашим лаборантам—экспериментаторам.

Растворение твёрдых веществ в воде имеет большое практическое значение. Растения усваивают минеральные удобрения только в растворённом виде. Поэтому очень важно в целях получения высоких урожаев и защиты растений от вредителей и болезней уметь готовить растворы соответствующих веществ.

Миллионы ручейков, речек и рек, омывая земную сушу, растворяют буквально всё на своём пути, и, как верные слуги, несут всё это в мировой океан. Вода из океана испаряется, и снова возвращается на Землю, совершая свой круговорот, а растворённые в ней вещества остаются в океане. За миллиарды лет там накопились несметные сокровища. В морской воде в основном находятся соли 11 х.э. интересно, что соотношение основных х.э. в морской воде и крови животных и человека одинаковы. Учёные считают это одним из главных доказательств того, что жизнь зародилась в океане. А сейчас мы немного отдохнём, совершив привал на станции «Поэтической».


  • Станция «Поэтическая».

Водными просторами, красотой водопадов, очарованием тихих заводей рек и прудов, неповторимостью зимнего убранства лесов и даже каплей росы восхищались, воспевали, воспроизводили на полотнах художники, поэты, музыканты. Силой кисти, пера, слова они старались передать нам красоту окружающего мира. Посмотрите перед вами репродукции с картин замечательных художников: Айвазовского, Бонингтона, Ахенбаха, Ван Гога и многих других — это художники моренисты! И глядя на эти картины, так и хочется сказать:

«Высокие гребни вздымая, «В кружево будто одеты,

Бушует морская вода. Деревья, кусты, провода,

И топит, как будто играя, И кажется сказкою это

Большие морские суда». А, в сущности, только — вода».

А вот ещё: А вот, как о росе писал Фёдор Тютчев:

«Безбрежная ширь океана, «Здесь фонтан неутомимый,

И тихая заводь пруда, День и ночь поёт в углу,

Струя водопада и брызги фонтана И кропит росой незримой,

И всё это — только вода!». Очарованную мглу».
А кто бывал на Кавказе, в Средней Азии, тот знает, сколько легенд сложено о высокогорных озёрах. Вот одна из них: «Некогда жили в горах семеро отважных братьев и две красавицы сестрицы Рица и Ницца. Братья ходили на охоту, сёстры готовили пищу, шили одежду. Но однажды сёстры не дождались братьев — в бурю, рухнули горы, образовав две пропасти, в которых юноши погибли. Сёстры отважных охотников каждый день приходили к этим пропастям, оплакивая братьев. И образовались здесь кристально чистые, как девичьи слёзы, два озера Рица и Ницца».


А сейчас, ребята, познакомят нас со своими собственными сочинениями о путешествиях капельки — воды.

А теперь в самый важный путь, только знанья не забудь. Наше путешествие привело нас к станции «Смекалистой».



  • Станция «Смекалистая».

Класс выполняет задание по тесту, задание выполняется на листочках. Тест —задание «Выбери правильный ответ»:
1.Всеми свойствами чистого вещества обладает вода:

А) морская

Б) водопроводная

В) дистиллированная

2.Растворимые примеси в воде мешают её применению:

А) в науке

Б) в сельском хозяйстве

В) в быту

3.При замерзании вода:

А) уменьшается в объёме

Б) не изменяется

В) расширяется

4.Водомерка легко скользит по поверхности воды потому что она:

А) жидкая

Б) мокрая

В) имеет поверхностную пленку натяжения

5.Плёнка нефти толщиной всего 1 мм. на поверхности воды:

А) мешает дышать живым организмам

Б) препятствует испарению
«Ну, а сейчас поговорим

О том, что вам знакомо:

Что очень часто мы сорим

На улице и дома,

Что все отходы за порог

Бросаем, как попало,

И до тех пор, пока здоров,

Забот об этом мало». (М. Х. Левитман).


  • Станция «Экологическая».


Итак, ребята, на дом вы получили задание : подсчитать сколько воды (в мл) утекает из плохо притёртого крана за 1 мин, 1 час, 24 часа, (обсуждаем полученные результаты). Если из плохо закрытого крана в течение суток будет течь вода струйкой всего лишь со спичку—то утечёт её 500 л . Казалось бы, воды на Земле сколько угодно, ведь 75% поверхности Земли---вода. Но вся ли вода пригодна к употреблению и доступна человеку? Людям необходима пресная вода, которой на Земле не так уж много. И эта пресная вода, должна быть, прежде всего, чистой, пригодной для питья. Но чистой воды остаётся всё меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. В реки сбрасываются промышленные отходы предприятий, чьи очистные сооружения не справляются с очисткой воды. Крупные животноводческие фермы отравляют воду в реке так же, как город со стотысячным населением. Как, по-вашему, ядохимикаты, применяемые для борьбы с вредителями растений, попадают в реки? (Смываются дождями, талыми водами, или с грунтовыми водами). Попавшие в воду вредные вещества, или губят обитателей водоёмов, или накапливаются в них (в телах щук, судаков и других рыб реки Волга, обнаружены вредные для здоровья человека вещества). Минеральные удобрения, попавшие в реки, вызывают бурное разрастание водной растительности, которая иногда полностью перекрывает русло реки.

А вот теперь послушайте, как Ю. Томилин в повести «Карусели над городом» описывает реку, в которую фабрика игрушек сбрасывает свою воду. « На вид это была вполне невинная речка. Ещё не так давно в ней водились окуни и плотва и даже раки, которые, как известно, любят чистую воду. Но несколько лет назад фабрика игрушек начисто перевела в ней всякую живность. Дольше всех, говорят, продержалась старая щука. Но и она, не выдержав, сплыла вниз по течению и ушла в другую речку, где погибла от тоски и одиночества: у этой щуки была красная голова, зелёное брюхо, синий хвост, и другие щуки не хотели с ней разговаривать». Ребята, как помочь речке? Как вернуть ей её обитателей?

( Обсуждение: закрыть фабрику, поставить очистные сооружения, объяснить жителям города об опасности равнодушного отношения к природе, окружающей среде). Эти же проблемы волнуют и взрослых. Решением этих проблем занимается наука экология. Наука о доме.

О каком доме идёт речь? ( О природе). Верно всё, что нас окружает живая и неживая природа—это наш с вами природный дом, в котором всё связано между собой. В этом вы убедились, совершив путешествие в мир воды.
На нашем шарике земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес—

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветет,

В степи ковыль, как нежный шелк,

Расчесывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит—

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Чтоб был в источнике Нарзан.

С полянки — земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

Ты — тоже часть её чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться! ( М. Х. Левитман)



Литература.


  1. Биология в школе, 1991, № 5. [статья] Урок: возможны варианты, с. 26

  2. Левитман М. Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб.: Союз, 1998. – 80 с.

  3. Прус Б. Сочинения. В 7 г. Т. 7. М. Государственное изд-во художественной литературы, 1963 г.

  4. Сент-Экзюпери А. // Цит. по: Бедер Б.А., Ильинский И.И. Водные источники Узбекистана и их охрана. Ташкент; Фан. 1982 г.

  5. Томилин Ю. Карусель над городом // Пионер, 1979, № 8


Приложение.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск