Скачать 152.78 Kb.
|
План-конспект электронного урока кубановедения 2 класс Учитель МОУ СОШ № 25: Баранова Елена Валерьевна ул. Ульянова, 55, 44-03-13 school25@edu.sochi.ru Тема: Красная книга Краснодарского края. Животные. Цель: сформировать основы экологической грамотности, осознанного отношения ко всему живому. Задачи:
Материалы к занятию: Красная книга г. Сочи,.; название «Кавказский государственный природный биосферный заповедник»; рисунки детей; на парте у каждого ребёнка –кроссворд и ручка; литература о Кавказском заповеднике; фотографии. Оборудование: экран, проектор, столы. Предварительное задание: ребятам заранее необходимо нарисовать животных, которых они видели при посещении «Вольерного комплекса» Кавказского заповедника. Ход урока:
Приветствие. Психологический настрой на работу.
Слайд № 1. (Зачитывается тема и авторы урока.) Учитель: Баранова Елена Валерьевна Ученица 8 класса «Б»: Габуния Кристина Слайд № 2. -Ребята, сегодня мы будем говорить о нашем крае. (Показ слайда. Дети догадываются о том, что путешествовать с нами будет Краснодарский край.) -Назовите мне соседей Краснодарского края. ( С севера- Ростовская область, с юга- Абхазия, с востока- Ставропольский край.) -Какие моря омывают наш край? ( Азовское и Чёрное.) -А почему часть нашего края на карте закрашена в зелёный цвет, а часть- в коричневый? ( Равнинная, предгорная и горная части.) Слайд № 3. Велик ли Краснодарский край? -А теперь. Давайте порассуждаем велик ли наш край. Как вы думаете? (По тексту слайда дети узнают сколько времени понадобится, если обойти край пешком, на автомобиле или космическом корабле.) 3)Сообщение темы и цели урока. Слайд № 4. -О ком мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадки. (Дети со слайда зачитывают загадки про волка, крота и лягушку и отгадывают их.) -Как назвать их одним словом? (Животные.) -Правильно, мы будем сегодня говорить о животных. 4)Повторение пройденного. Слайд № 5. -Давайте вспомним на какие группы можно разделить животных? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.) (Появляется на экране таблица.) -Каких животных мы можем отнести к группе «звери»? Приведите примеры. ( У которых четыре ноги, тело покрыто шерстью.) -Каких животных мы можем отнести к группе «птицы»? Приведите примеры. (У которых две ноги, два крыла, перья.) -Каких животных мы можем отнести к группе «рыбы»? Приведите примеры. (У которых плавники, тело покрыто чешуёй.) -Каких животных мы можем отнести к группе «насекомые»? Приведите примеры. (У которых шесть ног.) -Каких животных мы можем отнести к группе «земноводные»? Приведите примеры. (У которых четыре ноги, голая кожа.) -Каких животных мы можем отнести к группе «пресмыкающиеся»? Приведите примеры. (У которых четыре ноги или ноги отсутствуют, тело покрыто роговыми чешуйками. Крокодилы, змеи, черепахи.) -Какая группа животных здесь не представлена? (Пауки- 8 ног.) 5)Объяснение нового материала. -Продолжаем дальше И начнём мы наш рассказ с самого начала. Слайд № 6. -Вот, пожалуй. Мы добрались с вами до самого интересного. Слушай-те: в давние-давние времена, когда почти вся земля Краснодарского края была покрыта густыми лесами, жили здесь и огромные буйволы, и важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, сотрясалась земля под могучей поступьюжного слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в далёкие тёплые края. -Как вы думаете почему? (Наступило похолодание.) Слайд № 7. -Посмотрите что хочет показать вам Краснодарский край, чтобы вы не сомневались, что на нашей земле, когда-то жили такие животные. (Дети рассматривают слайд, слушают комментарии учителя.) Слайд № 8. Карта-схема животного мира. -Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает в степях, реках, морях и лесах. И все они очень интересны- от маленьких мышей до огромных зубров. (Появляется карта-схема животного мира Краснодарского края.) -Посмотрите на карту-схему животного мира нашего края. Назовите каких животных вы видите? В какой части края они живут? Слайд № 9. Внимание, вопрос! -А теперь я вас проверю. Какие из представителей животного мира живут в Краснодарском крае? -Где они живут? (В лесу, на море.) -Вот видите, как много интересных животных в нашем крае. И это только малая часть. Многие из них встречаются очень редко, поэтому их охраняет государство. И таких животных заносят в Красную книгу. Слайд № 10. Красная книга. - Что это за книга? Почему называется «Красная»? -Это книга не совсем обычная. Цвет переплёта у этой книги – красный. -Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.) -Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случится беда». - На слайде вы видите Красные книги г. Сочи и Краснодарского края. В этих книгах перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер:
(Читается текст на слайде.) Слайд № 11. Карта Кавказского государственного природного биосферного заповедника. -Для того, чтобы сохранить животных и растения в нашем крае в 1924 году был создан Кавказский государственный природный биосферный заповедник. (Показывается карта заповедника.) -Кавказский государственный природный биосферный заповедник- крупнейшая охраняемая территория Кавказа, второй по величине в Европе, расположен на территории трёх субъектов Российской Федерации: Краснодарского края, РеспубликиАдыгея и Карачаево-Черкесской Республики, вплотную примыкает к государственной границе с Абхазией. В отрыве от основной территории, в Хостинском районе г. Сочи, находится всемирно известная тисо-самшитовая роща. -По углам карты вы видите растения, которые хорошо вам известны. Назовите их.(Цикламен косский, шафран Шарояна, подснежник плосколистный, тис ягодный.) -Эти растения так же занесены в Красную книгу. Если мы их не сбережём, то они безвозвратно будут потеряны для людей. Слайд № 12. Основные задачи Кавказского заповедника. -Как вы думаете для чего был создан заповедник? (Со слайда читается текст.)
Слайд № 13. -А теперь мы попутешествуем по заповеднику. (На слайде показываются разные виды заповедника.) -Территория заповедника представлена типично горным ландшафтом, основа его рельефа- Главный Кавказский хребет. Кавказский заповедник- богатейшая сокровищница, не имеющая аналогов в России. Природа заповедника сохранилась в первозданной красоте. Здесь представлены все типичные и уникальные ландшафты Северо-Западного Кавказа. Особую неповторимость придают горному ландшафту заповедника многочисленные озёра. Их насчитывается более 120. они небольшие по площади и часть полностью освобождается ото льда к середине лета. Слайд № 14. Царство лесов. -А теперь мы с вами попадаем в Царство лесов Кавказского заповедника. Особое место в природном комплексе занимают леса, на долю которых приходится 80% заповедной территории. Лесные массивы заповедника- это лёгкие курорта, дающие целебный горный воздух. Разнообразны леса в Кавказском заповеднике. Это предгорные дубовые леса. Выше они сменяются на буковые. Ещё выше тянутся пихтовые, еловые и сосновые леса. И когда вы подниметесь ещё выше перед вами раскинутся субальпийские и альпийские луга. Слайд № 15. Царство водопадов. -Отгадайте загадку. День и ночь кричит, А голос не устаёт. (Водопад.) -Мы находимся с вами в Царстве водопадов. Горные реки, берущие своё начало высоко в горах, несут свои водные потоки по склонам гор, узким скальным участкам к берегам Чёрного моря. При этом образуя множество водопадов. (Рассматривается слайд.) На слайде вы видите «33 водопада», которые находятся в лазаревском районе города Сочи, водопад Ступенчатый, Ореховские водопады и Агурские. Слайд № 16. Царство гор. -Величественны и красивы наши горы. Многие вершины Кавказских гор покрыты вечными снегами и ледниками. Одну из самых высоких гор вы видите на слайде- это гора Фишт, которая возвышается над уровнем моря на 2852 метра. А вот Орлиные скалы, которые вы видите на слайде, находятся в Хостинском районе Сочи на правом берегу реки Агуры. С Орлиными скалами связан древнегреческий миф о Прометее, который осмелился украсть у богов олимпа огонь, чтобы отдать его людям. -На слайде вы видите красивую панораму гор и верховье горной реки. Слайд № 17. Животный Мир Кавказского заповедника. -Какие же животные живут в нашем заповеднике? Назовите. -Млекопитающих обитает 89 видов. (Дети рассматривают животных на слайде.) Слайд № 18-20. (На слайде работы детей.) Слайд № 21. Птицы. -В заповеднике обитает большое количество птиц. Видов-248. (На слайде рассматриваются представители птиц.) -Назовите птицу, которую называют «благородной». Почему? (Сокол-сапсан. Ловит свою добычу налету.) -Видит ли сова днём? (Да, и очень хорошо. А охотится ночью, потому что мышей больше.) Слайд № 22. (На слайде работы детей.) 6) Физ минутка. Слайд № 23. Пресмыкающиеся. -Таких животных, как пресмыкающиеся в Кавказском заповеднике обитает- 15 видов. Посмотрите на некоторых из них. (На слайде рассматриваются пресмыкающиеся.) -Какие из представленных видов являются очень ядовитыми? (Кавказская гадюка и гадюка Динника). -А вот водяной уж не опасен для людей. Посмотрите на него. (Выделяется рисунок). Слайд № 24. Земноводные. -Поговорим о животных, которые могут жить и на земде, и в воде. Как их называют? (Земноводные.) (Читается текст на слайде.) -Земноводных обитает в Кавказском заповеднике- 9 видов. Посмотрите на некоторых из них. (Рассматривается слайд.) Слайд № 25. Рыбы. -В реках Кавказского заповедника обитает рыб-21 вид. -О какой рыбке вас спрашивает Краснодарский край. Догадайтесь. (Дети отвечают на вопрос слайда.) Слайд № 26. Насекомые. -Как называются животные, у которых 6 ног? (Насекомые.) -Насекомых в заповеднике обитает около 10000 видов. Давайте посмотрим на некоторых из них. (Со слайда дети отгадывают загадки.) -На фоне красивейшего альпийского луга вы увидите и других насекомых. Назовите их. -Сколько прекрасных мест в нашем заповеднике и как много разных животных живёт в этих местах. Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли. Почему же многие из животных стали уменьшаться, а некоторые исчезли. (Ответы детей.) Слайд № 27. Крупные млекопитающие. -Безусловно, наиболее уязвимыми стали это крупные млекопитающие. И многие из них занесены в Красную книгу. Полюбуйтесь на них. Это благородный олень, бурый медведь, западнокавказский тур, серна, косуля, рысь и кабан. -Кого-же из этих животных называют «хозяином» леса? (Кавказского бурого медведя.) Слайд № 28. Кавказский медведь. -«Хозяином» леса является кавказский медведь. По росту и силе он уступает бурому медведю средней полосы России. Свои владения он обходит медленно и уверенно, не так настороженно, как другие животные. Летом его можно увидеть на лесных полянах и лугах. -Чем питается кавказский медведь? (Ответы детей) -Осенью, когда созревают каштаны, дикие груши, буковые орешки косолапый питается ими. Ввиду обилия растительной пищи кавказский медведь почти не прибегает к охоте на крупных млекопитающих. Встреча с кавказским медведем для человека не опасна. Косолапый очень труслив, и его легко обратить в паническое бегство неожиданным криком, свистом, выстрелом. Бурый медведь является самым крупным хищником Западного Кавказа. Слайд № 29. Семейство кошачьих. -Отгадайте загадку. Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. Кто это? (Кошка) -В самых глухих и недоступных лесах живут очень красивые и редкие звери. Относятся они к семейству кошачьих. Назовите их. (На слайде рассматриваются животные, читается текст.) Слайд № 30. Парнокопытные. -В предгорье и горах живёт много животных, которых называют парнокопытными. -Кого мы можем назвать парнокопытными? (На слайде читается текст.) -Гордостью наших лесов является кавказский благородный олень. Это крупное, стройное и грациозное животное поистине украшает леса Западного Кавказа. Особенно красив самец, голова которого увенчана ветвистыми рогами. (Рассматривается слайд.) -Как называется самый маленький олень? (Косуля) -Так же стройна, горделива и изящна косуля. Бегают эти животные с неимоверной быстротой, легко преодолевая барьеры, совершая прыжки до 8 метров в длину. -Чем же питаются эти животные? Слайд № 31. (На слайде рисунки детей.) Слайд № 32. Кавказская серна и западнокавказский тур. (Дети рассматривают слайд и зачитывается текст.) Слайд № 33. (На слайде рисунки детей.) Слайд № 34. Кабан. -А это кто? Хвост крючком, Нос пятачком. (Свинья.) -Мы что с вами будем говорить о домашних свиньях? -В наших лесах живёт зверь, которого в старину называли вепрь. Как вы думаете кто это? (Дикий кабан.) -Кабаны или дикие свиньи живут в наших лесах ещё со времён первобытных людей. У них очень большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые к старости закручиваются. Кабаны всеядные животные. Они едят и траву, и побеги молодых деревьев, и жёлуди, но не прочь полакомиться и птенчиком, а их любимое блюдо- это земляные черви. (Рассматривается слайд.) Слайд № 35. (На слайде рисунки детей.) Слайд № 36. Зубры. -Когда создавался кавказский заповедник в 1924 году в нём оставалось всего несколько зубров. Последний кавказский зубр был убит браконьерами в 1927 году. А во всём мире к 1927 году оставалось всего около 50 голов. Причём половина из них уже не могла производить потомство. Горный зубр жил только на Кавказе, и все звери были истреблены человеком. Но именно труду учёных мы обязаны тем, что можем видеть в лесах зубров. Это самое крупное животное в нашей стране. Его вес около 900 кг. А высота до 2 метров. Это мощное и на вид тяжёлое животное, покрытое бурой шерстью, легко лазает по горам, ощипывая траву, или забирается в самые глухие места чащи, объедая кору деревьев. Но это, к сожалению, уже совсем другие зубры. Прошлого вернуть нельзя. Зубры занесены в Красную книгу. Слайд № 37. (На слайде рисунки детей.) 7)Закрепление нового материала. Слайд № 38. Занимательная страничка. -Отгадайте загадки и заполните кроссворд. В середине должно получиться слово. (При отгадывании каждой загадки на слайде появляется картинка.)
-Какое слово у вас получилось? (Животные) (На экране появляется слово «Животные».) Слайд № 39. (На слайде рисунки детей.) Слайд № 40. Хищник или травоядное животное? -А сейчас проверим как вы запомнили, чем питаются разные животные. (На слайде появляются животные.) -Перечислите животных. (Олень, волк, орёл степной, заяц, енотовидная собака, серна, лисица, зубры, сокол-сапсан, рысь). -Какое животное мы называем хищным, а какое травоядным? -Какие же из этих животных являются хищниками? (Ответы детей.) (На слайде выделяются хищные животные.) Слайд № 41. Экологические ситуации. -Краснодарский край хочет, чтобы вы помогли ему разобраться в некоторых ситуациях. Поможем? -Во время похода с классом… 1)…Вы вышли к поляне с редкими растениями (например: пионами, лилиями, ятрышниками). Ваши действия. 2)…Вы увидели, что ребята, поймав черепаху ( или ужа, тритончика, квакшу, ящерицу) посадили её в банку и собираются нести домой или в школу. Ваши действия. 3)…Вы увидели, что ребята, увидев мухоморы и поганки, принялись сбивать их, топтать ногами. Ваши действия. 4)…Вы увидели, что ребята включили громкую музыку, а в лесу весна, время выведения птенцов. Ваши действия. (Дета разбирают ситуации) 8) Итог урока. Слайд № 42. -Посмотрите на что будет похожа наша земля, если мы не будем её беречь. -Какая вам картинка больше нравится. -Так что же надо делать вам, чтобы Земля оставалась всегда такой прекрасной? (Читается на слайде стихотворение И.Мазнина) Слайд № 43. -Наш урок закончим словами учёного Д Даррелла «…за животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними заселяют эту планету.» Используемая литература: 1)Гринь Л. «Природа родного края»; 2) «Экскурсионные объекты города Сочи.» Выпуск 1; 3) «Использование эффективных педагогических технологий при реализации регионального курса «Кубановедения» (материалы из опыта работы); 4) Красная книга Сочи-1. 5)Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю.» 6) «Кавказский государственный природный биосферный заповедник» (справочное издание); 7) «Сочиведение»(выпуск 1). Учебно-методические материалы к кусу «Кубановедения».; 8)Борисов В.И. «Занимательное краеведение»; 9)Казакова О.В., Сбоева Н.А. «поурочные разработки по курсу окружающий мир»; 10) Вахрушев А.А. «Окружающий мир», учебник-тетрадь 1-2 класс; 11) Терская И.А. и др. «География Краснодарского края.» 12) Комплекты фотографий животных кавказского заповедника. |