Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 152.78 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.11.2013
Размер152.78 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > География > План-конспект
План-конспект электронного урока кубановедения

2 класс

Учитель МОУ СОШ № 25: Баранова Елена Валерьевна

ул. Ульянова, 55, 44-03-13 school25@edu.sochi.ru

Тема: Красная книга Краснодарского края. Животные.

Цель: сформировать основы экологической грамотности, осознанного отношения ко всему живому.
Задачи:

  • познакомить детей с Красной книгой и редкими видами животных, обитающих в Кавказском государственном природном биосферном заповеднике;

  • развивать познавательный интерес учащихся, сообразительность, память, внимание, любознательность;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.


Материалы к занятию: Красная книга г. Сочи,.; название «Кавказский государственный природный биосферный заповедник»; рисунки детей; на парте у каждого ребёнка –кроссворд и ручка; литература о Кавказском заповеднике; фотографии.
Оборудование: экран, проектор, столы.
Предварительное задание: ребятам заранее необходимо нарисовать животных, которых они видели при посещении «Вольерного комплекса» Кавказского заповедника.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на работу.


  1. Повторение пройденного.


Слайд № 1.

(Зачитывается тема и авторы урока.)

Учитель: Баранова Елена Валерьевна

Ученица 8 класса «Б»: Габуния Кристина

Слайд № 2.

-Ребята, сегодня мы будем говорить о нашем крае.

(Показ слайда. Дети догадываются о том, что путешествовать с нами будет Краснодарский край.)

-Назовите мне соседей Краснодарского края. ( С севера- Ростовская область, с юга- Абхазия, с востока- Ставропольский край.)

-Какие моря омывают наш край? ( Азовское и Чёрное.)

-А почему часть нашего края на карте закрашена в зелёный цвет, а часть- в коричневый? ( Равнинная, предгорная и горная части.)
Слайд № 3.

Велик ли Краснодарский край?

-А теперь. Давайте порассуждаем велик ли наш край. Как вы думаете?

(По тексту слайда дети узнают сколько времени понадобится, если обойти край пешком, на автомобиле или космическом корабле.)
3)Сообщение темы и цели урока.
Слайд № 4.

-О ком мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.

(Дети со слайда зачитывают загадки про волка, крота и лягушку и отгадывают их.)

-Как назвать их одним словом? (Животные.)

-Правильно, мы будем сегодня говорить о животных.
4)Повторение пройденного.
Слайд № 5.

-Давайте вспомним на какие группы можно разделить животных? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся.)

(Появляется на экране таблица.)

-Каких животных мы можем отнести к группе «звери»? Приведите примеры.

( У которых четыре ноги, тело покрыто шерстью.)

-Каких животных мы можем отнести к группе «птицы»? Приведите примеры.

(У которых две ноги, два крыла, перья.)

-Каких животных мы можем отнести к группе «рыбы»? Приведите примеры.

(У которых плавники, тело покрыто чешуёй.)

-Каких животных мы можем отнести к группе «насекомые»? Приведите примеры.

(У которых шесть ног.)

-Каких животных мы можем отнести к группе «земноводные»? Приведите примеры.

(У которых четыре ноги, голая кожа.)

-Каких животных мы можем отнести к группе «пресмыкающиеся»? Приведите примеры.

(У которых четыре ноги или ноги отсутствуют, тело покрыто роговыми чешуйками. Крокодилы, змеи, черепахи.)

-Какая группа животных здесь не представлена? (Пауки- 8 ног.)
5)Объяснение нового материала.

-Продолжаем дальше И начнём мы наш рассказ с самого начала.
Слайд № 6.

-Вот, пожалуй. Мы добрались с вами до самого интересного. Слушай-те: в давние-давние времена, когда почти вся земля Краснодарского края была покрыта густыми лесами, жили здесь и огромные буйволы, и важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, сотрясалась земля под могучей поступьюжного слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в далёкие тёплые края.

-Как вы думаете почему? (Наступило похолодание.)
Слайд № 7.

-Посмотрите что хочет показать вам Краснодарский край, чтобы вы не сомневались, что на нашей земле, когда-то жили такие животные.

(Дети рассматривают слайд, слушают комментарии учителя.)
Слайд № 8.

Карта-схема животного мира.

-Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает в степях, реках, морях и лесах. И все они очень интересны- от маленьких мышей до огромных зубров.

(Появляется карта-схема животного мира Краснодарского края.)

-Посмотрите на карту-схему животного мира нашего края. Назовите каких животных вы видите? В какой части края они живут?
Слайд № 9.

Внимание, вопрос!

-А теперь я вас проверю. Какие из представителей животного мира живут в Краснодарском крае?

-Где они живут? (В лесу, на море.)

-Вот видите, как много интересных животных в нашем крае. И это только малая часть. Многие из них встречаются очень редко, поэтому их охраняет государство. И таких животных заносят в Красную книгу.

Слайд № 10.

Красная книга.

- Что это за книга? Почему называется «Красная»?

-Это книга не совсем обычная. Цвет переплёта у этой книги – красный.

-Как вы думаете, что символизирует красный цвет? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения.)

-Правильно. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случится беда».

- На слайде вы видите Красные книги г. Сочи и Краснодарского края.

В этих книгах перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер:

  • запрета охоты;

  • охраны в заповедниках;

  • заботы об их размножении.

(Читается текст на слайде.)
Слайд № 11.

Карта Кавказского государственного природного биосферного заповедника.

-Для того, чтобы сохранить животных и растения в нашем крае в 1924 году был создан Кавказский государственный природный биосферный заповедник.

(Показывается карта заповедника.)

-Кавказский государственный природный биосферный заповедник- крупнейшая охраняемая территория Кавказа, второй по величине в Европе, расположен на территории трёх субъектов Российской Федерации: Краснодарского края, РеспубликиАдыгея и Карачаево-Черкесской Республики, вплотную примыкает к государственной границе с Абхазией.

В отрыве от основной территории, в Хостинском районе г. Сочи, находится всемирно известная тисо-самшитовая роща.

-По углам карты вы видите растения, которые хорошо вам известны. Назовите их.(Цикламен косский, шафран Шарояна, подснежник плосколистный, тис ягодный.)

-Эти растения так же занесены в Красную книгу. Если мы их не сбережём, то они безвозвратно будут потеряны для людей.


Слайд № 12.

Основные задачи Кавказского заповедника.

-Как вы думаете для чего был создан заповедник?

(Со слайда читается текст.)

  • Сохранение кавказского зубра.

  • Восстановление численности других животных.

  • Изучение флоры и фауны заповедника.

  • Выполнение культурно- просветительских работ.


Слайд № 13.

-А теперь мы попутешествуем по заповеднику.

(На слайде показываются разные виды заповедника.)

-Территория заповедника представлена типично горным ландшафтом, основа его рельефа- Главный Кавказский хребет. Кавказский заповедник- богатейшая сокровищница, не имеющая аналогов в России. Природа заповедника сохранилась в первозданной красоте. Здесь представлены все типичные и уникальные ландшафты Северо-Западного Кавказа.

Особую неповторимость придают горному ландшафту заповедника многочисленные озёра. Их насчитывается более 120. они небольшие по площади и часть полностью освобождается ото льда к середине лета.
Слайд № 14.

Царство лесов.

-А теперь мы с вами попадаем в Царство лесов Кавказского заповедника.

Особое место в природном комплексе занимают леса, на долю которых приходится 80% заповедной территории.

Лесные массивы заповедника- это лёгкие курорта, дающие целебный горный воздух.

Разнообразны леса в Кавказском заповеднике. Это предгорные дубовые леса. Выше они сменяются на буковые. Ещё выше тянутся пихтовые, еловые и сосновые леса.

И когда вы подниметесь ещё выше перед вами раскинутся субальпийские и альпийские луга.
Слайд № 15.

Царство водопадов.

-Отгадайте загадку.

День и ночь кричит,

А голос не устаёт.

(Водопад.)
-Мы находимся с вами в Царстве водопадов.

Горные реки, берущие своё начало высоко в горах, несут свои водные потоки по склонам гор, узким скальным участкам к берегам Чёрного моря. При этом образуя множество водопадов.

(Рассматривается слайд.)

На слайде вы видите «33 водопада», которые находятся в лазаревском районе города Сочи, водопад Ступенчатый, Ореховские водопады и Агурские.

Слайд № 16.

Царство гор.

-Величественны и красивы наши горы. Многие вершины Кавказских гор покрыты вечными снегами и ледниками. Одну из самых высоких гор вы видите на слайде- это гора Фишт, которая возвышается над уровнем моря на 2852 метра.

А вот Орлиные скалы, которые вы видите на слайде, находятся в Хостинском районе Сочи на правом берегу реки Агуры. С Орлиными скалами связан древнегреческий миф о Прометее, который осмелился украсть у богов олимпа огонь, чтобы отдать его людям.

-На слайде вы видите красивую панораму гор и верховье горной реки.
Слайд № 17.

Животный Мир Кавказского заповедника.

-Какие же животные живут в нашем заповеднике? Назовите.

-Млекопитающих обитает 89 видов.

(Дети рассматривают животных на слайде.)
Слайд № 18-20.

(На слайде работы детей.)

Слайд № 21.

Птицы.

-В заповеднике обитает большое количество птиц. Видов-248.

(На слайде рассматриваются представители птиц.)

-Назовите птицу, которую называют «благородной». Почему?

(Сокол-сапсан. Ловит свою добычу налету.)

-Видит ли сова днём? (Да, и очень хорошо. А охотится ночью, потому что мышей больше.)
Слайд № 22.

(На слайде работы детей.)

6) Физ минутка.
Слайд № 23.

Пресмыкающиеся.

-Таких животных, как пресмыкающиеся в Кавказском заповеднике обитает- 15 видов. Посмотрите на некоторых из них.

(На слайде рассматриваются пресмыкающиеся.)

-Какие из представленных видов являются очень ядовитыми?

(Кавказская гадюка и гадюка Динника).

-А вот водяной уж не опасен для людей. Посмотрите на него.

(Выделяется рисунок).

Слайд № 24.

Земноводные.

-Поговорим о животных, которые могут жить и на земде, и в воде. Как их называют? (Земноводные.)

(Читается текст на слайде.)

-Земноводных обитает в Кавказском заповеднике- 9 видов.

Посмотрите на некоторых из них.

(Рассматривается слайд.)
Слайд № 25.

Рыбы.

-В реках Кавказского заповедника обитает рыб-21 вид.

-О какой рыбке вас спрашивает Краснодарский край. Догадайтесь.

(Дети отвечают на вопрос слайда.)
Слайд № 26.

Насекомые.

-Как называются животные, у которых 6 ног? (Насекомые.)

-Насекомых в заповеднике обитает около 10000 видов. Давайте посмотрим на некоторых из них.

(Со слайда дети отгадывают загадки.)

-На фоне красивейшего альпийского луга вы увидите и других насекомых. Назовите их.

-Сколько прекрасных мест в нашем заповеднике и как много разных животных живёт в этих местах. Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли. Почему же многие из животных стали уменьшаться, а некоторые исчезли. (Ответы детей.)

Слайд № 27.

Крупные млекопитающие.

-Безусловно, наиболее уязвимыми стали это крупные млекопитающие. И многие из них занесены в Красную книгу.

Полюбуйтесь на них. Это благородный олень, бурый медведь, западнокавказский тур, серна, косуля, рысь и кабан.

-Кого-же из этих животных называют «хозяином» леса? (Кавказского бурого медведя.)

Слайд № 28.

Кавказский медведь.

-«Хозяином» леса является кавказский медведь. По росту и силе он уступает бурому медведю средней полосы России. Свои владения он обходит медленно и уверенно, не так настороженно, как другие животные. Летом его можно увидеть на лесных полянах и лугах.

-Чем питается кавказский медведь? (Ответы детей)

-Осенью, когда созревают каштаны, дикие груши, буковые орешки косолапый питается ими. Ввиду обилия растительной пищи кавказский медведь почти не прибегает к охоте на крупных млекопитающих. Встреча с кавказским медведем для человека не опасна. Косолапый очень труслив, и его легко обратить в паническое бегство неожиданным криком, свистом, выстрелом.

Бурый медведь является самым крупным хищником Западного Кавказа.

Слайд № 29.

Семейство кошачьих.

-Отгадайте загадку.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

Кто это?

(Кошка)

-В самых глухих и недоступных лесах живут очень красивые и редкие звери. Относятся они к семейству кошачьих. Назовите их.

(На слайде рассматриваются животные, читается текст.)

Слайд № 30.

Парнокопытные.

-В предгорье и горах живёт много животных, которых называют парнокопытными.

-Кого мы можем назвать парнокопытными?

(На слайде читается текст.)

-Гордостью наших лесов является кавказский благородный олень. Это крупное, стройное и грациозное животное поистине украшает леса Западного Кавказа. Особенно красив самец, голова которого увенчана ветвистыми рогами.

(Рассматривается слайд.)

-Как называется самый маленький олень? (Косуля)

-Так же стройна, горделива и изящна косуля. Бегают эти животные с неимоверной быстротой, легко преодолевая барьеры, совершая прыжки до 8 метров в длину.

-Чем же питаются эти животные?
Слайд № 31.

(На слайде рисунки детей.)
Слайд № 32.

Кавказская серна и западнокавказский тур.

(Дети рассматривают слайд и зачитывается текст.)

Слайд № 33.

(На слайде рисунки детей.)
Слайд № 34.

Кабан.

-А это кто?

Хвост крючком,

Нос пятачком.

(Свинья.)

-Мы что с вами будем говорить о домашних свиньях?

-В наших лесах живёт зверь, которого в старину называли вепрь. Как вы думаете кто это? (Дикий кабан.)

-Кабаны или дикие свиньи живут в наших лесах ещё со времён первобытных людей. У них очень большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые к старости закручиваются. Кабаны всеядные животные. Они едят и траву, и побеги молодых деревьев, и жёлуди, но не прочь полакомиться и птенчиком, а их любимое блюдо- это земляные черви.

(Рассматривается слайд.)

Слайд № 35.

(На слайде рисунки детей.)

Слайд № 36.

Зубры.

-Когда создавался кавказский заповедник в 1924 году в нём оставалось всего несколько зубров. Последний кавказский зубр был убит браконьерами в 1927 году. А во всём мире к 1927 году оставалось всего около 50 голов. Причём половина из них уже не могла производить потомство. Горный зубр жил только на Кавказе, и все звери были истреблены человеком.

Но именно труду учёных мы обязаны тем, что можем видеть в лесах зубров. Это самое крупное животное в нашей стране. Его вес около 900 кг. А высота до 2 метров.

Это мощное и на вид тяжёлое животное, покрытое бурой шерстью, легко лазает по горам, ощипывая траву, или забирается в самые глухие места чащи, объедая кору деревьев.

Но это, к сожалению, уже совсем другие зубры. Прошлого вернуть нельзя.

Зубры занесены в Красную книгу.

Слайд № 37.

(На слайде рисунки детей.)

7)Закрепление нового материала.

Слайд № 38.

Занимательная страничка.

-Отгадайте загадки и заполните кроссворд. В середине должно получиться слово.

(При отгадывании каждой загадки на слайде появляется картинка.)


  1. Выпуча глаза сидит,

не по-русски говорит,

родилась в воде,

а живёт на земле. (Жаба)

5) Какое животное падая с горных круч, старается приземлиться не на ноги, а на свои мощные рога? (Тур)

  1. Жёлтая хозяюшка

из леса пришла,

всех кур пересчитала

и с собой унесла. (Лиса)

6) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко. (Олень)

  1. Летом гуляет

зимой отдыхает. (Медведь)

7) Этих животных мы можем видеть в наших лесах только благодаря труду учёных. (Зубры)

4) Самый маленький из обитающих в крае оленей. (Косуля)

8) Чёрный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор. (Дятел)


-Какое слово у вас получилось? (Животные)

(На экране появляется слово «Животные».)

Слайд № 39.

(На слайде рисунки детей.)

Слайд № 40.

Хищник или травоядное животное?

-А сейчас проверим как вы запомнили, чем питаются разные животные.

(На слайде появляются животные.)

-Перечислите животных. (Олень, волк, орёл степной, заяц, енотовидная собака, серна, лисица, зубры, сокол-сапсан, рысь).

-Какое животное мы называем хищным, а какое травоядным?

-Какие же из этих животных являются хищниками?

(Ответы детей.)

(На слайде выделяются хищные животные.)

Слайд № 41.

Экологические ситуации.

-Краснодарский край хочет, чтобы вы помогли ему разобраться в некоторых ситуациях. Поможем?

-Во время похода с классом…

1)…Вы вышли к поляне с редкими растениями (например: пионами, лилиями, ятрышниками). Ваши действия.
2)…Вы увидели, что ребята, поймав черепаху ( или ужа, тритончика, квакшу, ящерицу) посадили её в банку и собираются нести домой или в школу. Ваши действия.
3)…Вы увидели, что ребята, увидев мухоморы и поганки, принялись сбивать их, топтать ногами. Ваши действия.
4)…Вы увидели, что ребята включили громкую музыку, а в лесу весна, время выведения птенцов. Ваши действия.
(Дета разбирают ситуации)

8) Итог урока.

Слайд № 42.

-Посмотрите на что будет похожа наша земля, если мы не будем её беречь.

-Какая вам картинка больше нравится.

-Так что же надо делать вам, чтобы Земля оставалась всегда такой прекрасной?

(Читается на слайде стихотворение И.Мазнина)
Слайд № 43.

-Наш урок закончим словами учёного Д Даррелла

«…за животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними заселяют эту планету.»

Используемая литература:

1)Гринь Л. «Природа родного края»;

2) «Экскурсионные объекты города Сочи.» Выпуск 1;

3) «Использование эффективных педагогических технологий при реализации регионального курса «Кубановедения» (материалы из опыта работы);

4) Красная книга Сочи-1.

5)Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю.»

6) «Кавказский государственный природный биосферный заповедник» (справочное издание);

7) «Сочиведение»(выпуск 1). Учебно-методические материалы к кусу «Кубановедения».;

8)Борисов В.И. «Занимательное краеведение»;

9)Казакова О.В., Сбоева Н.А. «поурочные разработки по курсу окружающий мир»;

10) Вахрушев А.А. «Окружающий мир», учебник-тетрадь 1-2 класс;

11) Терская И.А. и др. «География Краснодарского края.»

12) Комплекты фотографий животных кавказского заповедника.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск