Утверждаю
_____________
/Л.И.Менделуцева/ Российская федерация
Муниципальное образование «Тосненский район Ленинградской области» Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№2 г.Никольское»
Образовательная
программа
2011
I ступень Общеобразовательная программа начального общего образования
Цели и ценности образовательной программы:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка
Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения обучения.
Выделение в стандарте межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщённости и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Адресность образовательной программы:
Возраст обучающихся: 6.5 – 10 лет
Продолжить обучения: 4 года
Уровень готовности: достижение функциональной школьной зрелости
Критерии оценки: успеваемость
Ожидаемые результаты: успешное овладение предметами учебного, в соответствии с обязательным минимумом содержания начального общего образования.
Особенностью начальной школьной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка.
Учебный план (приложение 1) с пояснительной запиской:
Учебный план для 1 – 4 –х классов составлен с учётом установленного 4-х летнего нормативного срока усвоения программы начального общего образования. Региональный компонент 2,3 классов, представляет из себя интегрированный учебный курс, содержащий линии краеведческой направленности в предметы федерального компонента: «Окружающий мир» (человек, природа, общество), «Искусство» (ИЗО, Музыка), «Технология» (Труд).
Региональный компонент в 4-м классе представлен учебным предметом «Народное творчество Ленинградской области» (1 час в неделю). Настоящий учебный курс, согласно региональному Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Ленинградской области (приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 10.08.2005 года №560), предполагается в 5 классе, однако присутствует в учебном плане 4 классов в виду того, что последний разработан на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ№322 от 09.02.1998 года). Данный курс имеет своей целью формирование у школьников целостного представления о народной культуре жителей Ленинградской области, опыта деятельности в различных народных жанрах, а также воспитание гражданина России через народную педагогику и культуру.
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммукационные технологии (ИКТ)» (1 час в неделю), направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, введён в учебный план 3-х классов в качестве учебного модуля в рамках курса «Технология».
Учебный предмет «Иностранный язык» согласно учебному плану, разработанному на основе федерального Базисного учебного плана, примерных учебных планов для ОУ РФ№1312 от 09.03.2004 года, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 года № 03-1263) изучается во 2 – 3 классах в объёме 2 часов в неделю.
Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 27.04.2007 года № 03-898 об организации образовательного процесса в ОУ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счёт времени вариативной части базисного учебного плана с 1 – 11-й классы, с целью формирования у младших школьников системы знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни и личной гигиене, об угрозах и опасностях в сфере жизнедеятельности школьника, приёмах и правилах самозащиты и поиска своевременной помощи с стороны взрослых, учебный план школы предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности в рамках интегрированного учебного предмета «Окружающий мир» с 1-го по 4-й класс.
Учебный план определяет обязательную минимальную нагрузку учащихся по всем классам начальной школы по 5-ти дневной рабочей неделе.
IV.Учебные программы. (Приложение 2)
V.Организационно педагогические условия, технологии образовательного процесса.
Режим работы: 5-ти дневная рабочая неделя;
Периодичность аттестации: четверти (со 2 класса);
Число уроков в день: 4 – 5;
Продолжительность урока : 45 минут; в 1 классе в первый месяц обучения продолжительность урока 35 минут с целью обеспечения процесса адаптации к обучению.
Продолжительность перемен: 10 минут, 20 минут
Средняя наполняемость классов: 23.7
Организация учебно-воспитательного процесса предусматривает использование педагогами методики дифференцированного обучения, элементов адаптивной педагогики. Общей чертой используемых технологий является ориентация на развитие самостоятельности и креативности мышления, исследовательских усилий, коммуникативной культуры (умения участвовать в коллективном поиске, аргументировать свою позицию, публично представлять результаты самостоятельно выполненных творческих работ, опытов, наблюдений, исследований).
Образовательная программа ориентирована на обеспечение единства учебной и внеурочной деятельности. Обязательный компонент образовательной среды – библиотека и связанный с ней комплекс освоение образовательных программ и средств и условий для самостоятельной работы учащихся и использование современных технологий.
Учителя начальной школы работают по самостоятельно созданным комплектам, которые утверждены на школьном МО. 1 а класс работает с комплектом учебных пособий по программе начальной школы «Гармония».
Форма организации учебного процесса: урок (классно-урочная форма)
Типы уроков: комбинированные, уроки усвоения новых знаний, уроки закрепления изучаемого материала, уроки повторения, уроки систематизации и обобщения нового материала, урок проверки и оценки знаний.
Групповые и индивидуальные консультации.
Домашняя работа учащихся: выполнение упражнений и задач по учебному пособию, составление плана-конспекта, сообщение, доклад по теме, творческая работа, пересказ.
VI. Варианты выбора общеобразовательных программ дальнейшего обучения. Обучающиеся имеют право на изменение образовательного маршрута по заявлению родителей (законных представителей) или по заключению психолого-медико-педагогической комиссии Нестандартные формы освоения образовательной программы
Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении или по медицинским показаниям, организуются учебные занятия на дому.
По желанию родителей (законных представителей) оказывает помощь и содействие в создании условий для освоения обучающимися, с учётом потребностей и возможностей их личности, общеобразовательных программ или их отдельных разделов, кроме очной формы, в формах семейного образования (предполагает самостоятельное, или с помощью педагогов, работающих на договорной основе, или с помощью родителей (законных представителей) обучающихся освоение образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в ОУ), самообразования (это самостоятельное освоение обучающимися образовательной программы), экстерната (аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины согласно образовательной программе), обучение по индивидуальному плану (обеспечение руководства по освоению общеобразовательных программ педагогами ОУ; проведение индивидуальных учебных занятий с обучающимися по всем предметам в соответствии с индивидуальным учебным планом обучающегося учителями ОУ; самостоятельное освоение обучающимися общеобразовательных программ с последующим прохождением промежуточной и итоговой аттестации в ОУ).
VII. Ожидаемые результаты освоения образовательных программ: Модель выпускника начальной школы:
Организация учебного труда:
Умеет работать по заданному алгоритму
Владеет пооперационным контролем учебной работы – своей и товарища
Оценивает учебные действия (свои и товарища) по образцу оценки учителя
Может провести фрагмент урока
Работа с книгой и другими источниками информации:
Владеет разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным и по ролям. Темп чтения – ориентировочно 90 – 110 слов в минуту.
В работе с учебниками умеет:
Самостоятельно обращаться к вопросам, заданиям учебника и материалам его приложения;
Умеет работать со словарями;
При изучении нового материала самостоятельно составляет план, схемы, таблицы, варианты опорных сигналов;
При контроле своей работы умеет обращаться к различным источникам информации
При работе с текстом, воспринимаемым на слух, умеет:
Воспроизвести основные смысловые компоненты прослушанного;
Записать основные положения элементами стенографии;
Анализировать ответ;
Дать оценку прослушанному рассказу, видеофрагменту, радиопередаче.
Библиотечно-библиографические умения и навыки:
Ориентируется в каталожной карточке;
Пользуется справочной и энциклопедической литературой.
Культура устной и письменной речи:
Отвечает на вопросы различного характера, связанные с темой;
Ведёт диалог на основе увиденного: картины, видеофильмы, иллюстрации;
Умеет пересказать главное из прочитанного или прослушанного текста;
Связно излагать последовательность своих учебных действий;
Умеет передать своё впечатление о радио-, теле-, видеопередаче.
В технике письменной речи:
Владеет новыми видами письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи
Темп письма – ориентировочно 30 знаков в минуту.
В результате изучения математики ученик должен:
Последовательность чисел в пределах 100 000;
Таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
Таблицу умножения и деления однозначных чисел; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000
Представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
Пользоваться изученной математической терминологией;
Выполнять устно арифметические действия над числами в пределах 100 и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;
Выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
Выполнять вычисления с нулём
Вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них);
Проверять правильность выполнения вычислений;
Решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
Чертить с помощью линейки отрезок, заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
Распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
Вычислять периметр и площадь прямоугольника, квадрата;
Сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
Сравнение и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
Определение времени по часам (в часах и минутах);
Решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
Оценки величины предметов на глаз; самостоятельной конструкторской деятельности( с учётом возможностей применения разных геометрических фигур).
В результате изучения окружающего мира ученик должен:
Название нашей планеты, родной страны и её столицы, региона, где живут учащиеся, родного города;
Государственную символику России;
Основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
Общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
Правила сохранения и укрепления здоровья;
Основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе)
Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
Различать объекты природы и изделия, объекты живой и неживой природы;
Различать части растения, отображать их на рисунке, схеме;
Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, ещё 1 – 2 города);
Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
Ориентирования на местности с помощью компаса;
Определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
Установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
Ухода за растениями (животными);
Выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Оценки воздействия на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;
Удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
В результате изучения музыки ученик должен:
Слова и мелодию Гимна России;
Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
Названия изученных жанров и форм музыки;
Народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
Названия изученных произведений и их авторов;
Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.
Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш);
Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
Исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
Исполнение знакомых песен;
Участие в коллективном пении;
Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.
7. В результате изучения изобразительного искусства ученик должен: Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
Известные центры народных художественных ремёсел России
Ведущие художественные музеи России.
Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрация к произведениям литературы и музыки;
Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Самостоятельной творческой деятельности;
Обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
Оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
В результате изучения технологии (труда) ученик должен:
Роль трудовой деятельности в жизни человека
Распространённые виды профессий (с учётом региональных особенностей);
Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
Область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
Основные источники информации;
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
Выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за её ходом и результатами;
Получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
Работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учётом их свойств, определяемым по внешним признакам;
Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия
Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
Использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.)
Соблюдение правил личной гигиены и использования безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами ИКТ;
Создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
Осуществление сотрудничества в совместной работе.
В результате изучения иностранного языка ученик должен:
Алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
Основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
Особенности интонации основных типов предложений;
Название страны (стран) изучаемого языка, её столицы;
Имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений страны изучаемого языка;
Наизусть рифмованные произведения детского фольклора.
Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегчённых, доступных по объёму текстов с опорой на зрительную наглядность;
Участвовать в элементарном этикетном диалоге
Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы, отвечать на простые вопросы: что, где, когда;
Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
Составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу;
Читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объёму тексты, построенные на изученном языковом материале;
Читать про себя, понимать основное содержание текста, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарём;
Списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
Писать краткое поздравление с опорой на образец.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Устного общения с носителями иностранного языка, развитие толерантности
Преодоление психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
Ознакомление с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;
Более глубокого осознания некоторых особенностях русского языка.
В результате изучения физической культуры ученик должен:
Роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
Правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
Передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
Выполнят акробатические и гимнастические упражнения;
Выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
Осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх.
|