Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 112.98 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации07.11.2013
Размер112.98 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > География > Программа курса

Принята на педагогическом совете

№1

От 30 августа 2011 г.

«Утверждаю»

Директор школы: Гусева Е.Ю.

Приказ № 78 от 7 сентября 2011г.

Программа курса дополнительного образования

«ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Пояснительная записка

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности, в течение которого закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям, как частям природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Программа курса экологии для младших школьников «Экология для малышей» предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий. Данный курс дополнительного образования продолжает программу дошкольного экологического образования и одновременно является пропедевтической основой для 5-го класса. Познакомившись в детском саду с основными компонентами природы, ее разнообразием, учащиеся готовы к изучению природы родного края, ее особенностей и уникальности.

Целью предлагаемой программы является не только раскрытие особенностей взаимоотношения человека и природы на примере родного края, но и воспитание бережного отношения к окружающей среде, необходимости рационального использования ее компонентов.

В программе принято следующее распределение часов по классам: 1 класс – 32 часа, 2–4 классы – по 33 часа.

Курс каждого года обучения, являясь частью целого, знакомит учащихся с определенным кругом предметных знаний, обеспечивает формирование различных надпредметных умений – наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Также каждый курс обеспечивает формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, окружающему миру, родной стране.

Следует иметь в виду качественно разные уровни в раскрытии программных тем для учащихся первого и последующих классов. Для первоклассников – это уровень конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2–4 классов это уже уровень понятийных знаний, выявления закономерных связей природных явлений, практической деятельности, «микроисследований» и самостоятельного формирования выводов на основе наблюдений.
Цель курса: становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Задачи курса:

– углубление экологических знаний, заложенных в базовых школьных дисциплинах;

– формирование знаний о взаимодействии человека и окружающей природной среды;

– развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности;

– формирование интереса к познанию родного края;

– воспитание эстетического и нравственного отношения к природе.
Ожидаемые результаты:

Воспитанники должны знать:

– основы экологической культуры;

– некоторые особенности природы своего края;

– основные признаки времен года;

– значение природы для человека;

– группы растений и животных;

– некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны;

– правила поведения в природе;

– особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:

– различать объекты живой и неживой природы;

– выполнять привила личной гигиены;

– различать изученные растения и животные;

– вести наблюдения в природе под руководством учителя или воспитателя;

– ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

– проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или воспитателя.
При разработке данной программы использованы следующие основные источники информации:

– Плешаков А.А. Программа факультативного курса «Экология для младших школьников» // Вестник образования. Справочно-информационное издание Министерства образования Российской Федерации. М.: «Просвещение», 1993. №6. С. 72–80.

– Товпинец И.П. Окружающий мир. Программа // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций. М.: «Про-Пресс», 2000. № 17. С. 41–54.

– Кабаян Н.В., Кабаян О.С., Левченко В.Г. «Родной край в красках и звуках природы». Программа непрерывного экологического образования в Республике Адыгея. Майкоп, 2003. Часть II.

– Салеева Л.П. Проект программы интегрированного курса «Человек и окружающая среда» для начальной школы (I–IV классы) // Начальная школа. 1993. № 9. С. 34.
Содержание программы
1 класс (32 часа)

1. Природа, которая тебя окружает (8 часов).

Природа вокруг нас. Твой край. Красота природы. Любимые картины родной природы.

Неживая и живая природа (на уровне примеров).

Как мы изучаем природу.

Смена времен года.

Разноцветие (краски) осени.

Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения.

Деревья, кустарники, травы.

Я и природа.

2. Неживая и живая природа. Путешествия по карте (13 часов).

Камни, песок, воздух, вода, почва. Сказочная красота камней. Песок и глина.

Обычная вода, но это интересно. Беседа о жидкой, твердой и газообразной воде. Вода – источник жизни на Земле. Вода в быту. Экономия воды.

Озера, реки, водохранилища нашего края. Белое озеро, Новозеро.

Воздух – газообразное тело природы. Свойства воздуха, его значение для жизни.

Многообразие животных и растений. Какие бывают животные: звери, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, черви. Дикие и домашние животные. Значение растений в жизни человека и животных. Значение животных в жизни человека.

Почва – среда жизни растений и животных, ее отличие от тел неживой природы (глина, песок, камень). Улучшение почв человеком.

3. Природа разных районов земного шара (6 часов).

Размеры Земли. Земля и Солнце.

Где тепло и где холодно на Земле. Природа знакомая и незнакомая. «Путешествие» на Север. «Путешествие» в пустыню. Антарктида – материк вечных льдов. Обитатели морей и океанов.

Редкие и удивительные животные и растения. Их охрана.

4. Значение природы в жизни людей (5 часов).

Природа – источник сил, вдохновения и оздоровления. Использование богатств природы человеком. Охота в истории людей.

Народное искусство и природа: русские матрешки, куклы из льна, деревянные и глиняные игрушки, изделия из глины.

Народный календарь сезонных изменений в природе. Народные традиции и праздники: проводы зимы, прилет птиц, день урожая и т.п.

2 класс (33 часа)
1. Изучение природы (5 часов).

Беседы о лете. Изучать природу – значит любить и охранять ее.

Как изучают природу (измерения, наблюдения в природе, описание живых объектов).
2. Условия, в которых мы живем (17 часов).

Солнце – источник света и тепла на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы.

Свет, тепло, влага в жизни растений. Подготовка растений и животных к зиме.

Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике – что мы о них знаем. Уход за комнатными растениями.
3. Удивительные царства живой природы (4 часа).

Грибы – удивительное царство. Где и какие грибы растут в нашей местности. Грибы съедобные и ядовитые.

Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

Кто и как живет в почве. Что надо знать о бактериях. Невидимые создатели и разрушители.
4. «Зеленая аптека» нашего края (4 часа).

Лекарственные растения (пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, зверобой), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
5. Практическая деятельность (2 часа).

Работа на пришкольном участке, уборка парка.
Резерв (1 час).

3 класс (33 часа).
1. Что такое «экология»? (4 часа).

Организм и окружающая среда.

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы; связи между природой и человеком.
2. Четыре среды обитания (4 часа).

Понятие о среде обитания, необходимой для жизни организмов. Наземно-воздушная, водная, почвенная и организменная среды обитания. Примеры приспособлений организмов к разным средам обитания.
3. Животные в нашем доме (6 часов).

Одомашнивание диких животных.

Сельскохозяйственные животные: виды, породы, значение в жизни человека.

Животные-помощники человека (охотничьи и служебные собаки).

Декоративные животные (кошки, хомяки, морские свинки, попугаи, аквариумные рыбы и др.)

Экзотические животные (черепахи, моллюски, шиншиллы, тараканы и др.).
4. Знакомство с охраняемыми растениями и животными нашей местности (4 часа).

Охраняемые растения: кувшинка чисто-белая, купальница европейская, ландыш майский, орхидные и др. Особенности их внешнего строения и распространения.

Охраняемые животные: орлан-белохвост, скопа, выхухоль, серая куропатка и др. особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности данных животных.

Красная Книга растений и животных области.
5. Как человек изменил землю (4 часа).

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновые «дыры», парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Сведение лесов и опустынивание, причины, меры борьбы.
6. Связь между окружающей средой и здоровьем человека (3 часа).

Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и др.).

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка воды, выращивание овощей и фруктов без применения опасных веществ).
7. Практическая деятельность (6 часов).

Уборка парка, Очистка ручья около школы, весенние работы на школьном цветнике.
8. Мероприятия по экологии (1 час).

Резерв (1 час).
4 класс (33 часа).
1. Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение (1 час).

Редкие растения и животные мира (панда, амурский тигр, снежный барс, коралловые полипы, секвойя, лотос, белый медведь, киты и др.). Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности, необходимые меры по их охране.
2. Изучаем способы охраны природы (5 часов).

Охраняемые природные территории области: Дарвинский государственный природный биосферный заповедник, национальный парк «Русский Север», заказники и памятники природы Белозерского района. Ботанические сады и зоопарки, как места сохранения и размножения редких видов растений и животных.

Заочное путешествие по заповедникам нашей страны (знакомство с 2–3 заповедниками).
3. Изучаем экологические связи в живой природе (5 часов).

Экологические связи в живой природе на примере хвойного леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи».

Сеть питания или пищевая сеть. Экологическая пирамида. Значения знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.

Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, слизь и раковина моллюсков, иглы ежа и др.).
4. Прошлое и настоящее глазами эколога (5 часов).

Особенности изменений разных природных зон в результате деятельности человека. Тайга, ее изменения в результате вырубки и интенсивного заселения. Степи, результаты распашки. Полупустыни и пустыни, результаты орошения. Тропические леса, изменения в результате вырубки и подсечного земледелия.
5. Обсуждаем примеры экологических катастроф (5 часов).

Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья.

Радиоактивное загрязнение среды (аварии на Чернобыльской АЭС и АЭС «Фукусима-1» в Японии).

Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры.
6. Проектная деятельность учащихся (8 часов).

Выполнение индивидуальных проектов.

7. Практическая деятельность учащихся (2 часа).

Работа на пришкольном участке и цветнике.

8. Подведение итогов за год в виде конференции (1 час).

Резерв (1 час).

Дополнительная литература

Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала // Начальная школа – 2003 – №2 – С. 110.

Гавриленко С.Б. Игры «Земля–наш дом» // Начальная школа – 1995 – №5 – С. 57.

Гринева Е.А. Задачи экологического содержания // Начальная школа – 1993 – №9 – С. 43.

Гусева Н.Г., Башилова Р.Е., Клюкин Н.В. Задачи экологического характера // Начальная школа – 1995 – №4 – С. 23.

Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения. Кружок по предмету «Окружающий мир». – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. – 126 с.

Жесткова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа – 1989 – №10–11 – С. 78.

Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников // Начальная школа – 2002 – №3 – С. 52.

Плешаков А.А. Раскрытие экологических связей на уроках природоведения // Начальная школа – 1988 – №9 – С. 35.

Плешаков А.А., Румянцева А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики // Начальная школа – 2000 – №5 – С. 54.

Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе // Начальная школа – 1995 – №5 – С. 34.

Сироткина Е.А. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа – 1990 – №6 – С. 18.

Сорокоумова Е.А. Уроки экологии в начальной школе: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007. – 48 с.

Степанова Н.А. Работа по экологии и краеведению. Из опыта. // Начальная школа – 2003 – №2 – С. 107.

Тихомирова Н.Ф., Тихомирова Е.М. Кроссворды к уроку природоведения // Начальная школа – 2004 – №1 – С. 72.

Чаус Б.Ю., Чаус З.А. Экологические сказки. Из опыта. // Начальная школа – 1993 – №9 – С. 44.

Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 64 с.

Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы. – Волгоград: Учитель, 2011. – 170 с.
Тематическое планирование

1 класс (32 часа)

1. Природа, которая тебя окружает (8 часов).

1. Природа вокруг нас. Твой край.

2. Неживая и живая природа.

3. Как мы изучаем природу.

4. Смена времен года.

5. Краски осени.

6. Учимся распознавать растения ближайшего природного окружения.

7. Деревья, кустарники, травы.

8. Я и природа.
2. Неживая и живая природа. Путешествия по карте (13 часов).

1. Камни, песок, воздух, вода, воздух, почва – элементы неживой природы.

2. Сказочная красота камней.

3. Песок и глина. Их использование.

4. Обычная вода, но это интересно.

5. Беседа о жидкой, твердой и газообразной воде.

6. Вода – источник жизни на Земле. Вода в быту. Экономия воды.

7. Озера, реки, водохранилища нашего края (путешествие по карте).

8. Воздух – газообразное тело природы. Свойства воздуха, его значение для жизни.

9. Многообразие животных и растений.

10. Какие бывают животные.

11. Дикие и домашние животные.

12. Значение растений в жизни человека и животных. Значение животных в жизни человека.

13. Почва – среда жизни растений и животных, ее отличие от тел неживой природы.
3. Природа разных районов земного шара (6 часов).

1. Размеры Земли. Земля и Солнце.

2. Где тепло и где холодно на Земле.

3. «Путешествие» на Север. «Путешествие» в пустыню.

4. Антарктида – материк вечных льдов.

5. Обитатели морей и океанов.

6. Редкие и удивительные животные и растения. Их охрана.
4. Значение природы в жизни людей (5 часов).

1. Природа – источник сил, вдохновения и оздоровления.

2. Использование богатств природы человеком.

3. Охота в истории людей.

4. Народное искусство и природа.

5. Народный календарь сезонных изменений в природе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск