МКУ «Управление образованием Чурапчинского улуса (района» МБОУ – Чурапчинская средняя общеобразовательная школа им. С.А.Новгородова
Конспект урока по георгафии на тему: «Национальность и толерантность»
9 класс
Составила: Макарова ЛюбовьСемёновна, учитель географии
Предмет и тип урока: география, урок – практикум
Тема: «Национальность и толерантность»
Продолжительность урока: 45 минут
Класс: 9 класс
Технологии: Информационно – коммуникативная технология, технология развития критического мышления, технология коммуникативно – диалоговой деятельности, народная педагогика.
Практическая реализация: приложено отдельно.
Конспект урока:
Человечество расцвечено, разбогачено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться друг другом, другу к другу тянуться с жаждой красоты и познания.
Валентин Распутин.
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить учащихся с национальным составом населения Республики Саха (Якутия);
Закрепить понятия «титульный народ», «толерантность».
Сформировать умение чтения карты народов Якутии;
Развивающие:
Сформировать практические умения использовать наглядный материал как источник информации,
Развивать способность учащихся анализировать статистический и картографический материал, умение логически мыслить и высказывать свою точку зрения;
Воспитательная:
Сформировать чувство толерантности – уважительного отношения к различным национальностям, убеждениям.
Этапы урока:
Целеполагание, мотивация
Актуализация опорных знаний
Практическая работа
Дискуссия.
Рефлексия, закрепление
Итог урока
Учебно – наглядный материал:
Раздаточный материал для учащихся
Национальная музыка
Атлас по географии “Республика Саха (Якутия)”
Презентация к уроку, медиапроектор
Ытык – национальный якутский кухонный прибор.
Термины и понятия: титульный народ, толерантность.
Этап
| Деятельность учителя
| Формы организации учебной деятельности
| Деятельность учащихся
| Орг.момент
Целеполагание, мотивация
| Здравствуйте, ребята!
Живут в России разные Народы с давних пор. Одним тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один черкеску носит Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод, Один кумыс готовит Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна. (Стихотворение В. Степанова)
О чем это стихотворение?
Правильно
Каким образом национальность связана с толерантностью?
На эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: «Национальность и толерантность». Запишите тему урока на рабочих листочках и подпишите их своими именами.
| Слайд № 1.
Фронтальная работа
Слайд № 2
Слайд № 3
| Садятся на свои места.
О национальностях
| Актуализация опорных знаний
| В Якутии по данным переписи 2010 года постоянно проживают представители более 120 национальностей.
Титульным народом нашей республики является народ Саха – Якуты. Они составляют 45,5 %.
Что означает термин “Титульный народ”?
Русские составляют 41 %, а украинцы – 3,6 %.
Какие народы Севера являются малочислеными?
А какую долю они составляют?
Видите, у нас осталось светлое пятно. Какие народы сюда можно включить?
У нас получилась разноцветная диаграмма “Национальный состав Республики Саха (Якутия)” и не зря у нас 2012 год объявлен ГОДОМ единения и дружбы народов РС(Я).
| Слайд № 4
Фронтальная работа
Слайд № 5
| Народ, давший название республике или автономному округу.
Эвены,эвенки, юкагиры, долганы и чукчи.
3,2%
Дети начинают перечислять национальности.
| Практическая работа
| Теперь поработаем с атласом Республики Саха (Якутия), откройте карту “Народы” с. 30 – 31.
Выполните задание № 1. Чем отличается национальный состав Чурапчинского улуса от национального состава Нерюнгринского?
К какому выводу мы пришли?
Абсолютно верно и этому есть яркий пример: В 2012 году испольнилось 35 лет дружественным отношениям между Чурапчинским и Нерюнгринским улусами.
| Слайд № 6
Индивидуальная работа
Слайд № 7.
Фронтальная работа
Слайд № 8.
| Выполняют задание
В Нерюнгринском русские, якуты, малочисленные народы Севера, украинцы, а в Чурапчинском улусе – преимущественно якуты, русские и украинцы.
В разных улусах Якутии национальный состав различен.
| Дисскуссия
| Теперь хочу прочитать вам отрывок из интервью одного молодого человека: “Я не считаю себя ни якутом, ни русским, в любом месте чувствую себя комфортно. Я – космополит.”
Читая эти слова, невольно задается вопрос: “Нужна ли в настоящее время национаность?”.
Правильно, у каждого народа есть свой язык, традиции, культура, известные личности, которыми он гордится.
А чтоб в этом убедиться выполните задание № 3 на контурной карте.
Какие личности вам попались?
Сравните их между собой?
Народ Якутии такой разный и главное чувство, которое мы должны в себе развивать это толерантность.
Следует отметить, что толерантность – это часть общей культуры человека в 21 веке.
Теперь, ребята, обратимся к началу нашего урока. Что вам напоминает данный рисунок?
Правильно, ребята!
Что символизируют рубчики ытыка на нашем уроке?
Да, их здесь много.
А ручка?
Ребята, расскажите, как якуты относятся к данномй якутскому прибору?
Недаром “ытык” переводится на русский язык как “уважаемый”.
| Слайд № 9.
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Слайд № 10
Один ученик выходит к доске.
Фронтальная работа
Слайд № 11
Слайд № 12.
(диаграмма раскручивается и поворачивается и становится виден якутский национальный кухонный прибор – ытык. Звучит якутская музыка).
| Нужна, мы читаем, пишем, у нас есть известиные люди.
Зачитывают 2 – 3 биографии известных людей.
Они разных национальностей и профессий.
1 ученик зачитывает определение.
Солнце, зонтик, ытык и т.д.
Национальности
Толерантность.
Очень бережно
| Рефлексия, закрепление
| Подведение итоги урока, выберите любую фразу и закончите её.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Давайте закончим урок, взявшись за руки со следующими словами все вместе: Человечество расцвечено, разбогачено нациями, чтобы учиться друг у друга, любоваться друг другом, друг к другу тянуться с жаждой красоты и познания.
Спасибо, ребята!
| Слайд № 13.
Слайд № 14.
| Спросить любое количество учеников в зависимости от времени.
| Подведение итогов
| Кто у нас активнее работал?
Оценки “отлично”
|
| Называют фамилии
| Домашнее задание
| Повторить параграф 7 по учебнику географии
Выполнить зад. 1,2 стр.37
Твоческое задание: принести рисунок или фото национального кстюма народа с его описанием, проживающего на территории Якутии
До свидания!
| Слайд № 15
Слайд № 16.
|
|
|