Скачать 51.01 Kb.
|
Учитель: Радионик Любовь Викторовна Класс: 1 Тема: Логопедическое занятие в 1-м классе по теме: Автоматизация звука [л]. Лексическая тема: "Птицы" Задачи: - Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Л ] в слогах, словах, предложениях и связной речи. - Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза. - Развитие моторики пальцев рук. - Развитие внимания и памяти. - Обогащение словарного запаса на материале лексической темы. - Воспитание бережного отношения к природе. Оборудование: индивидуальные зеркала, тетради, мяч, медиапроектор, презентация (Приложение 1), магнитофон. Ход занятия I. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой (на фоне музыки). - Посмотрите на себя в зеркало, улыбнитесь и скажите сами себе: “У меня всё получится!” II. Мотивационное начало занятия Презентация Дидактическое упражнение “Ответьте на вопросы”. <Слайд 1> - Ваня шёл впереди Пети. Кто шёл последним? - Лес позади дома. Что впереди? - Автобус едет впереди грузовика. Что позади? - Кошка больше собаки. Кто меньше? - Мальчик выше девочки. Кто ниже? - Дедушка старше бабушки. Кто моложе? III. Сообщение темы занятия. - Рассмотрите картинку-символ. <Слайд 2> - Кто догадался, какая тема нашего занятия? - Правильно, сегодня мы продолжим учиться правильно и чётко произносить звук [ Л ] в слогах, словах, предложениях и в связной речи. IV. Повторение пройденного. Характеристика звука [ Л ]. <Слайд 3> Серебристый самолёт Отправляется в полёт. Сильный ветер налетел, Помешать ему хотел, В нашу сторону подул, И услышали мы гул: “Л-Л-Л…” - Дайте характеристику этому звуку. <Слайд 4> Дети : Звук [ Л ] согласный (язык создаёт преграду воздуху), твёрдый, звонкий. Артикуляционная разминка. - Ребята, вспомните, какие упражнения помогли нам научиться правильно произносить звук [ Л ]? <Слайды 5 - 13> Дети: “Лошадка”, “Вкусное варенье”, “Почистим зубы”, “Грибок”, “Пароход гудит”, “Маляр”, “Индюки болтают”, “Блинчик”, “Чашечка”. (Учащиеся выполняют эти упражнения перед зеркалом.) Уточнение правильной артикуляции. Изолированное произношение звука [ Л ] - Вспомните, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [ Л ]? Дети: - губы улыбаются; - зубы сближены; - кончик языка поднят за верхние зубы к бугоркам (альвеолам). 4. Фонетическое упражнение. <Слайд 14> - Самолет летит: л-л-л… - Самолёт приближается л-л-Л-Л… - Самолёт удаляется: Л-Л-л-л… (Дети произносят перед зеркалом звук [ Л ] и при этом наблюдают за положением органов речевого аппарата. IV. Основная часть. Развитие фонематического слуха. - Послушайте и выделите хлопками слова со звуком [ Л ]. Запомните их. Слова: ласточка, ворона, голубь, сорока, иволга, щегол, дятел, кукушка, соловей, галка, сокол, синица. - Какие слова вы выделили хлопками? <Слайд 15 > Дети: Ласточка, голубь, иволга, щегол, дятел, соловей, галка, сокол. - Каким одним словом можно их всех назвать? <Слайд 16 > -Прочитайте слова, чётко произнося звук [ Л ]. <Слайд 17 > 2. Пальчиковая разминка: <Слайд 18> В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому: Указательный и средний, Безымянный и последний, Сам мизинец-малышок Постучался на порог: - Тук-тук-тук! 3. Развитие навыков звукового анализа: - Посмотрите на картинки. <Слайд 19> -Назовите, каких птиц вы видите. <Слайд 20> - Назовите картинки со звуком [ Л ] в начале слова. <Слайд 21> - Назовите картинки со звуком [ Л ] в конце слова. - Назовите картинки со звуком [ Л ] в середине слова. Проверка. Произношение звука [ Л ] в слогах, словах, предложениях и в связной речи: А) “Ласточка”. <Слайд 22> Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Ласточка гнездо свила, Ло-ло-ло, ло-ло-ло – Ласточке в гнезде тепло. (Дети произносят слоги и предложения хором и по одному) Б) “Соловей и ласточка”. <Слайд 23- 28> - Образуйте слова по образцу: Петь – соловей пел – ласточка пела; Летать – Клевать – Ловить (мошек) – Пить (воду) – Сидеть (на ветке) – 5. - Внимательно послушайте рассказ Л. Н. Толстого “Хотела галка пить” и назовите слова со звуком [ Л ], которые встретятся в тексте. <Слайд 29> Давайте проверим ваши предположения. <Слайд 30> (Дети читают текст и выделяют слова со звуком [ Л ] ) - Перескажите этот рассказ. 6. Прочитайте и выучите скороговорку: <Слайд 31> Галка села на палку, А палка ударила галку. (Дети читают скороговорку по одному и хором, запоминают её.) 7. Игра “Кто в домике живёт”. - Трудно приходится птицам зимой. Как мы можем позаботиться о пернатых? <Слайд 32> - Вот птичий домик. <Слайд 33> - В нём могут жить только те птицы, в названиях которых есть звук [ Л ]. Вспомните птиц, в названиях которых есть этот звук и поселите их в домик. V. Итог урока. - О ком мы сегодня говорили на занятии? - Какие названия птиц вспомнили? - Какой звук мы продолжаем учиться правильно и чётко произносить? - Спасибо за интересное занятие, удачного вам дня. <Слайд 34> |