Комплексно-тематический план образовательной работы
в подготовительной группе
Составлено воспитателем ГДОУ д/с № 46
Шумаковой Галиной Анатольевной
Санкт-Петербург, Колпино 2011г.
Реализация проекта «Были мы в гостях у лета»
Тема подпроекта: «Что нам подарило лето», «Цветочный тарарам»
Образовательная деятельность (занятия)
| Совместная деятельность
| Работа с родителями
| РПС и речи.
Занятие 1. «Лето красное прошло»
Цель: Обобщить представления о лете, его признаках, состоянии растений, жизнедеятельности животных. Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года. Развивать логическое мышление детей, слуховое внимание и память.
Занятие 2. «Летний день»
Цель: развивать умение согласовывать существительные с числительными, отработка глагольных форм. Формирование навыков составления рассказа по схеме. Развитие памяти.
Занятие 3. «Царство растений – цветы»
Цель: Закрепить знания детей о цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Обобщить знания детей о том, что на нашей планете существует огромное царство растений, а в нём есть три государства – деревьев, кустарников, травянистых растений. Рассказать детям о великом многообразии цветов – дикорастущих и садовых. Развивать навыки составления описательного рассказа по схеме. Развитие мелкой моторики, памяти.
Занятие 4. «Цветы»
Цель: Познакомить детей с употреблением слов в переносном значении. Развивать умение детей строить словосочетания с заданным словом. Развивать умение детей составлять рассказ по картинке с использованием схемы. Развитие памяти и внимания.
| Беседа «Растения могут быть опасными»
Беседа «Семь цветов радуги»
И/у «Скажи наоборот»
И/у «Четвёртый лишний»
И/у «Подскажи словечко»
Н/и «Растительное лото»
Н/и «Домино из растений и цветов»
Д/и «Что где растёт» Игры на развитие памяти
«Что изменилось?»
Мама поставила в вазу…»
«Что лишнее?»
«Посмотри, запомни, назови»
«Найди новые цветы»
«Считай и называй»
«Каждый цветок на своё место»
| Предложить родителям посетить цветочные магазины;
Подобрать картинки с изображением цветов для создания коллажа
| Ознакомление с художественной литературой.
Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»
Цель: Продолжать учить детей понимать жанровые особенности сказки, отличие её от рассказа. Учить понимать особенности характера действующих лиц, изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жеста. Развивать навыки пересказывания, учить применять в речи образные выражения, сравнения.
| Чтение художественной литературы:
А. Толстой «Иван да Марья»
Е. Ильин «Колокольчик»
Л. Аграчева «Одуванчик»
Е. Фейерабенд «Мак»
Я. Дягутите «Лето»
Е. Серова «Подснежник»
О. Высотская «Одуванчик»
М. Познанская «Ромашки»
Загадки о цветах
|
| Экспериментирование
«Как пчёлы переносят пыльцу»
Цель: выявить, как происходит процесс опыления у растений.
| Рассматривание картины
А. Бубнов «На поляне»
|
| РЭМП.
Цель: повторить числа и цифры 1-5 (соответствие между количеством предметов и цифрой, количественный и порядковый счёт, состав чисел). Расширить временные представления детей, уточнить отношения «раньше, позже». Закрепить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар. Повторить знаки больше, меньше, равно. Развитие памяти.
| И/у «Счётные палочки» (выложить цветы из палочек по памяти)
И/у «Расставь по порядку» (порядковый счёт)
И/у «Сосчитай-ка» (счёт до 6)
|
| Рисование.
Занятие 1. «Что нам подарило лето»
Цель: Создать детям условия для отражения в рисунках летних впечатлений. Формировать интерес детей к работе с разными изобразительными материалами. Побуждать к творческой фантазии. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Занятие 2. «Цветы бывают разными»
Цель: Совершенствовать навыки детей в рисовании цветов в технике «по-мокрому» (используя акварель). Развивать чувство цвета, уверенность в работе с акварелью, используя кисти двух размеров (толстую и тонкую).Развивать творческое воображение.
Занятие 3. «Цветочный тарарам»
Цель: Упражнять детей в составлении букета из готовых цветов. Развивать творческое воображение детей, чувство цвета. Развивать уверенность в работе.
|
|
| Аппликация «Цветочная фантазия» (коллективная, обрывная)
Цель: Закреплять технику обрывания бумаги на глаз, получая разнообразные цветы. Развивать чувство цвета, творческое воображение в декорировании цветов. Упражнять детей в составлении букета, развивать уверенность в работе. Формировать умение работать рядом и вместе.
| Работа с бумагой «Красивая ваза»
Цель: Учить детей использовать в работе изготовленный шаблон (по своему рисунку). Закреплять навыки симметричного вырезания. Развивать смелость и уверенность в работе.
|
| Лепка.
Занятие 1. «Зелёная лужайка» (коллективная)
Цель: Упражнять детей в размазывании пластилина пальцем тонким слоем. Развивать мелкую мускулатуру рук. Формировать умение работать рядом и вместе.
Занятие 2. «Цветочная полянка» (лепка цветка)
Цель: Упражнять детей в умении декорировать цветок. Закрепить умение детей использовать в работе знакомые приёмы лепки: сглаживание, сплющивание, оттягивание.
|
|
|
Реализация проекта « Уж небо осенью дышало…»
Тема подпроекта «Кружится, кружится жёлтый листок».
Образовательная деятельность (занятия)
| Совместная деятельность
| Работа с родителями
| РПС и речи.
Занятие 1. «Лес полный чудес».
Цель: Уточнить и расширить представления детей о лесе (леса бывают лиственные, хвойные, смешанные). Дать представления о взаимосвязях обитателей леса, которые не могут жить друг без друга. Воспитывать бережное отношение к природе. Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона, ветки, листья). Развивать память, внимание.
Занятие 2. «Как растения готовятся к зиме»
Цель: Формировать у детей представления о состоянии растений осенью. Дать знания о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений. Дать представления о способах распространения семян. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений в природе. Развивать память, внимание.
Занятие 3. «Деревья».
Цель: Упражнять детей в составлении описательного рассказа по плану, предложенному воспитателем. Учить образовывать однокоренные слова: дуб – дубрава, берёза – березняк, осина – осинник, ель – ельник, сосна – сосновый бор. Учить подбирать антонимы к прилагательным, упражнять в подборе определений к заданным словам. Упражнять в правильном использовании предлогов. Развивать память, внимание.
| Беседа «Лес в жизни человека»
Д/и «Найди дерево по описанию»
Д/и «Скажи наоборот»
Д/и «Четвёртый лишний»
Д/и «Что сначала, что потом» (от деревенской избы до небоскрёба)
Д/и «С какой ветки детки»
Д/и «С какого дерева лист»
Н/и «Ботаническое лото»
Игры на развитие памяти
«Повторяй друг за другом (в лесу растут…)»
«Какое дерево исчезло»
«Разложи также»
«Что изменилось?»
«Что лишнее?»
«Найди и раскрась»
| Рекомендация для родителей «Деревья»
Предложить родителям:
- собрать листья для работы «Осенний букет»;
- принести семена растений и косточки плодов;
- подобрать картинки об осени для составления коллажа;
- сделать вместе с детьми аппликацию из осенних листьев «Клоун»
| Ознакомление с художественной литературой.
Заучивание стихотворения «Золотой клубочек»
Цель: Закрепить представления детей о признаках осени. Развивать образность речи детей, понимание значения образных слов и выражений. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать память детей.
| Чтение художественной литературы:
М. Садовский «Осень»
Л. Толстой «Дуб и орешник»
С. Маршак «Откуда стол пришёл»
З. Федоровская «Осень»
Загадки о деревьях
|
| Экспериментирование.
Опыт «Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
| Рассматривание картин
И. Левитан «Золотая осень»
И. Шишкин «Сосновый бор»
|
| РЭМП
Цель: Упражнять детей в количественном и порядковом счёте, в счёте на слух в пределах 6. Упражнять детей отсчитывать предметы в соответствии с цифрой, объединять количество предметов и цифру. Познакомить детей с составлением числового ряда в пределах 5, называть соседей числа, используя предлоги «до» и «после», а также определения «последующее» и «предыдущее». Развивать память, внимание.
| И/у «Посчитай-ка» (счёт до 6 и обратно)
И/у «Разложи по образцу» (чередование листьев)
И/у «Выполни по заданию» (ориентировка на листе бумаги)
И/у «Составь число» (состав числа в пределах 6)
|
| Аппликация «Осенний букет» (натуральные листья)
Цель: Показать детям, как правильно работать с натуральными засушенными листьями. Формировать аппликативные умения. Побуждать детей к творческой фантазии. Упражнять детей в составлении букета, развивать уверенность в работе.
| Работа с бумагой: вырезание кленовых листьев для работы «Кленовые листья».
Цель: упражнять детей в работе с ножницами. Развивать уверенность в работе, смелость. Воспитывать бережное отношение к продуктам собственной деятельности.
|
| Рисование «Деревья смотрят в озеро» (по мокрому с отражением)
Цель: Познакомить детей с новой техникой рисования двойных зеркально – симметричных изображений. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками. Развивать творческое воображение детей и эмоциональную отзывчивость.
| Рисование «Кленовые листья» («принт» - печать, использование натуральных листьев)
Цель: Познакомить детей с новым способом получения изображения листьев – наносить краску на натуральный лист и печатать им на бумаге («принт» - печать). Совершенствовать изобразительную технику – смешивание гуаши для получения новых оттенков и передачи осеннего колорита. Закреплять умение заполнять ограниченную плоскость в виде кленового листа. Развивать чувство цвета, умение самостоятельно подбирать краски.
|
| Лепка «Красивая ваза» (изготовление пластилиновой основы)
Цель: Познакомить детей со способом налепа объёмного сосуда пластилином. Закреплять умение видеть форму и подбирать к ней соответствующий цвет пластилина. Развивать мелкую мускулатуру рук – подготовка руки к письму.
| Лепка «Осень на опушке краски разводила»
Цель: Совершенствовать способ изготовления пластилиновой основы в форме дерева, используя пластилин 2-3 цветов по желанию ребёнка. Развивать мелкую моторику рук – подготовка руки к письму. Формировать интерес детей к работе разными изобразительными средствами.
|
| Конструирование (из природного материала: семена, косточки плодов) «Красивая ваза»
Цель: закреплять умение видеть форму вазы и подбирать для её оформления соответствующий природный материал. Развивать мелкую мускулатуру рук – подготовка руки к письму. Побуждать детей к творческой фантазии.
| Конструирование «Волшебный цветок»
Цель: Познакомить детей со способом изготовления цветка, используя пластилин (серединка цветка), семена ясеня, другие семена и косточки плодов. Развивать мелкую мускулатуру рук. Побуждать детей к творческой фантазии в декорировании цветка семенами разных плодов .
|
| Тема подпроекта «Грибное лукошко»
Образовательная деятельность (занятия)
| Совместная деятельность
| Работа с родителями
| РПС и речи.
Занятие 1. «Царство растений – грибы»
Цель: познакомить детей с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных. Рассказать о строении грибов, объяснить, как правильно собирать грибы.
Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе.
Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов: боровик, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, рыжик, волнушка, опята, маслята, свинушка. Учить разным приёмам словообразования на примерах названий грибов.учить понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память.
Занятие 2. «В лес за грибами»
Цель: Расширять представления детей о грибах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе.
Продолжать знакомить детей с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка), объяснить разницу в значениях этих слов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «грибы». Упражнять в правильном использовании предлогов в речи. Развитие внимания, памяти.
Занятие 3. «Загадки о грибах»
Цель: Развивать навыки составления короткого описательного рассказа; развивать навыки пересказа текста.
Учить образовывать однокоренные слова: берёза – подберёзовик, осина – подосиновик; сложные слова: свиные уши – свинушки, мух морить – мухомор. Упражнять в подборе определений к данному слову, в подборе слов – действий.
Учить понимать образный смысл загадок. Развивать слуховую и зрительную память.
| Беседа «Как правильно собирать грибы»
Д/и «Обед из грибных блюд»
Д/у «Грибные заготовки на зиму»
Д/и «Кто больше назовёт действий»
Д/у «Назови три гриба»
Д/и «Кузовок»
И/у «Отгадай-ка» (описание грибов по представлению)
И/у «Съедобный – несъедобный»
Д/у «Где растёт»
Игры на развитие памяти
«Бабушка положила в лукошко…»
«Что лишнее?»
«Послушай и нарисуй»
«Посмотри и назови»
«Какой гриб спрятался?»
| Рекомендация для родителей «Грибы»
Предложить родителям подобрать иллюстрации, картинки грибов для составления коллажа»
| Ознакомление с художественной литературой.
Чтение и обыгрывание сказки В Сутеева «Под грибом»
Цель: Учить понимать смысл сказки, заключённую в ней мораль, домысливать. Развивать пантомимические навыки, учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.
| Чтение художественной литературы
П. Потёмкин «Мухомор»
З. Александрова «В грибном царстве»
В. Зотов «Осенний опёнок»
Я. Тайц «По грибы»
С. Аксаков «Грибы»
Загадки о грибах
|
| Экспериментирование.
«Свойства древесины»
Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.
| Рассматривание картины
«Грибная полянка»
|
| РЭМП.
Цель: Познакомить детей с образованием и составом числа 6. Упражнять в составлении числового ряда до 6, в умении называть соседей и составлять число 6 разными способами. Развивать комбинаторские способности в работе с палочками. Развивать память, внимание, логику.
| И/у «Расставь по порядку» (закрепить порядковый счёт)
И/у «Составь числовой ряд»
И/у «Волшебный мешочек» (определить гриб на ощупь)
И/у «Счётные палочки» (выложи гриб из палочек по памяти)
|
| Рисование.
Подготовка фона для работы «Вот Осень золотая явилась к нам опять»
Цель: Создать детям условия для свободного экспериментирования акварельными красками. Учить детей изображать небо способом цветовой «растяжки» по-мокрому. Упражнять в умении самостоятельно определять линию горизонта, дать понятие «горизонталь». Развивать творчество в подборе красок.
| Работа с бумагой
«Грибочки»
Цель: Учить детей вырезать грибы по контуру. Упражнять в работе с ножницами. Воспитывать бережное отношение детей к продуктам собственной деятельности.
|
| Лепка «Грибное лукошко»
Цель: Совершенствовать способ изготовления пластилиновой основы в форме гриба, используя пластилин 2-3 цветов по желанию ребёнка.
Побуждать детей к творческому фантазированию (использовать натуральные листья, травинки для оформления работы).
|
|
|
|