Тематическое планирование
Экономическая и социальная география мира
Общая характеристика мира
10 класс
35 часов ( 1 час в неделю)
Учебник В.П.Максаковский «Экономическая и социальная география мира» М., «Просвещение»
№ п/п
| Раздел, кол-во часов
| Основные цели
| № урока
| Тема уроков
| Базовый уровень
| 1
2
3
4
5
6
| Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической информации (2 часа)
Современная политическая карта мира (4 часа)
География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды
( 5 часов)
География населения мира
( 5 часов)
Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часов)
География отраслей мирового хозяйства.
(10 часов)
1 час – резервное время
| 1.Сформировать представление: - об экономической и социальной географии мира, определять ее задачи на современном этапе.
2. Познакомить с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии; структурой учебника, методами географических исследований.
3. Сформировать умение: выделять главное в содержании материала составлять план-конспект, работать с учебником и со статистическими данными.
1.Сформировать представление: - об особенностях различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира, ее количественные и качественные сдвиги;
- об разнообразии стран современного мира.
2. Сформировать знания: о типологии стран, разных формах государственного устройства и форм государственного правления.
3.Сформировать умения:
- характеризовать влияние международных отношений на политическую карту мира;
- давать оценку геополитического положения отдельных стран.
1. Сформировать понятия: «географическая среда», «ресурсообеспеченность».
2. Сформировать представление: - об антропогенном загрязнение окружающей среды;
- о главных источниках загрязнения;
- о классификации ресурсов.
3. Сформировать умения давать оценку:
- обеспеченности мира и отдельных регионов ПР;
-перспективы использования альтернативных ресурсов.
1.Сформировать понятия: «естественное движение населения», «демографическая политика», «урбанизация».
2.Сформировать знания:
- об особенностях распределения населения;
- о современной миграции населения;
3. Сформировать умения:
- выделять географические закономерности полового и возрастного состава;
- выделять этнический и лингвистический состав населения.
4. Сформировать навыки работы со специальными картами и статистическими материалами.
1.Сформировать понятие:
- о НТР, МГРТ, международной интеграции и интернационализации.
2. Сформировать знания:
- о географических особенностях отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;
- о специализации в системе МГРТ.
3. Сформировать умения:
- сравнивать тенденции развития мирового хозяйства между отдельными группами;
- оценивать особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства.
1. Сформировать понятия:
- о мировом энергетическом кризисе, нетрадиционных источниках энергии, товарном с/х, агробизнесе, потребительском с/х, «зеленой революции», мировой и региональной транспортной системах, открытой экономике, свободных экономических зонах, прямых инвестициях.
2.Сформировать знания:
- о составе и основных особенностях размещения отраслей промышленности;
-о составе и основных чертах всемирных экономических отношений.
3. Сформировать умения:
- составлять характеристику отраслям мирового хозяйства;
- применять разнообразные источники знаний для характеристики отраслей мирового хозяйства.
| 1
2
3
4
5
6
7
8.
9.
10. 11.
12.
13. 14.
15. 16.
17
18
19
20
21 22
23
24 25
26
27 28
29 30
31
32
33
34
| Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации.
Основные теории, концепции и методы исследований. Статистический метод – один из основных в географии. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированнных географических данных.
Практическая работа: «Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме»
Многообразие стран современного мира. Количество и группировка стран. Типология стран. Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства стран мира.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая география и геополитика.
Зачет: «Политическая карта мира».
Взаимодействие общества и природы.
Мировые природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Практическая работа: «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными вилами природных ресурсов». Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Биологические ресурсы.
Ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Загрязнение и охрана окружающей среды.
Зачет: «Природные ресурсы мира». Численность и воспроизводство населения мира. Состав (структура) населения. Размещение и миграция населения. Урбанизация. Зачет: «Население мира»
Характеристика научно-технической революции.
Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда. Международная экономическая интеграция и интернационализация хозяйственной жизни. ТНК. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Модели мирового хозяйства. Основные факторы размещения производительных сил. Контрольная работа «НТР и мировое хозяйство»
География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира. Горнодобывающая промышленность. Металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта мира. Основные формы всемирных экономических отношений. Мировая торговля: оборот, структура, географическое распределение. Международные финансово-кредитные отношения: сдвиги в структуре и географии. Иностранные инвестиции. Развитие и география международного туризма. Классификация видов международного туризма. Зачет: «География отраслей мирового хозяйства»
| Называть: традиционные и новые методы географических исследований.
Уметь: применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
сопоставлять географические карты различной тематики.
Использовать знания и умения для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета. Называть и показывать: крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; типологию стран; формы государственного устройства и формы правления.
Объяснять: причину изменения политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территории.
Прогнозировать и оценивать: изменения политической карты мира под влиянием международных отношений. Определять: ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность и нарациональность использование ПР.
Объяснять: закономерность размещенияосновных видов природных ресурсов.
Прогнозировать и оценивать: ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опыстынивания и прочих последствий атропогенного загрязнения.
Называть и показывать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; различия в уровне и качестве жизни населения; основные направления миграции; проблемы современной урбанизации; крупнейшие города и городские агломерации мира.
Определять: по разным источникам информации тенденции изменения демографической ситуации в мире.
Объяснять: различия в естественном приросте расселения, в степени заселения отдельных территорий, развитие разных форм расселения.
Прогнозировать и оценивать: темпы роста народонаселения Земли, отдельных регионов и стран мира; тенденции изменения возрастного состава населения; темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду.
Называть: высокоразвитые, старопромышленные, районы нового освоения; крупнейшие индустриальные страны мира; факторы размещения производства.
Объяснять: различия в уровнях экономического развития стран и регионов; изменения пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и с/х; причины возникновения региональных и отраслевых группировок; специализацию районов старого и нового освоения; географические особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», «нефтедолларовых государств».
Прогнозировать: изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран. Называть признаки понятий:
главные отрасли мирового хозяйства, основные районы и центры мирового хозяйства.
Определять:
- по картам и статистическим материалам особенности структуры и размещения отраслей мирового хозяйства;
- по картам отрасли международной специализации стран и регионов мира.
Объяснять:
-специализацию стран и регионов мира в системе международного географического разделения труда.
|
Тематическое планирование
Экономическая и социальная география мира
Региональная характеристика мира
11 класс
35 часов (1 час в неделю)
Учебник: В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» М., «Просвещение».
№п/п
| Раздел, кол-во часов
| Основные цели
| № урока
| Тема урока
| Базовый уровень
| 1
2
3
4
5
6
| Зарубежная Европа
(10 часов)
Зарубежная Азия
(9 часов)
Африка
(4 часа).
Северная Америка
(5 часов)
Латинская Америка
(2 часа)
Глобальные проблемы человечества
(2 часа)
2 часа – резервное время.
| 1. Сформировать знания о географическом положении оценить природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.
2. Сформировать знания о населении региона.
3. Раскрыть типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы.
4. Продолжать формировать географические умения: анализировать картографический и статистический материал, составлять схемы, давать краткую характеристику отраслям.
5. Сформировать навыки: составления полной географической характеристики страны.
6. Сформировать представление об особенностях европейской интеграции на примере ЕС
1.Сформировать представление:
о своеобразии азиатского региона, его составе и геополитическом положении.
2.Сформировать навыки: оценивать природные ресурсы стран Зарубежной Азии.
3. Сформировать умения :характеризовать природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства.
4. Сформировать знания: о ЭГП региона, о населении, природоохранных проблемах региона.
1.Сформировать умения и навыки:
самостоятельно анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику отраслям; конструировать и решать проблемные задачи, делать выводы.
1.Сформировать знания о современных США; об особенностях ПГП, ЭГП.
2. Сформировать представления: географических особенностях регионов США и Канады.
3.Совершенствовать навыки: работы с картами, статистическими и картографическими материалами. 1.Сформировать представления о политическом и экономическом положении Латинской Америки.
2.Сформировать умения: анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы, давать краткую характеристику отраслям.
1.Сформировать понятия о глобальных проблемах человечества, об устойчивом развитии, его трех главных компонентах и их географических аспектах.
2. Сформировать представления о специфике экологических проблем.
3.Сформировать умения логически строить прогнозы, проекты, гипотезы.
| 1
2 3
4
5 6 7 8 9
10
11
12 13 14
15 16
17
18
19 20
21 22
23 24
25 26 27
28
29
30 31
32
33
| Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы. Население Зарубежной Европы Характеристика хозяйства Зарубежной Европы Географический рисунок расселения и хозяйства Субрегионы и страны Зарубежной Европы.
Федеративная Республика Германия.
Внутренние различия в зарубежной Европе.
Пресс-конференция на тему: Государства –малютки
Итоговый урок –семинар: Особенности европейской интеграции.
Зачет: Зарубежная Европа
Общая характеристика Зарубежной Азии. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал.
Население Зарубежной Азии. Общая характеристика хозяйства.
Китай. Пути экономического и социального преобразования. Япония. Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира. Новые индустриальные страны Азии. Австралия и Океания.
Зачет: Зарубежная Азия. Общая характеристика региона. Население. Традиции и культура.
Хозяйство. Понятии о монокультуре.
Социально-экономическая отсталость Африки, ее внутренние и внешние причины.
Субрегионы Африки. США. Территория и границы. Население.Традиции и культура. Хозяйство США. Макрорайоны США. Пресс – конференция на тему: Технополисы США Канада
Общая характеристика региона. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Место в мировом хозяйстве. Бразилия. Контрольная работа: Регионы мира.
Понятие о глобальных проблемах. Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития.
| 1.Называть признаки понятий:
- западно-европейский тип города, субурбанизация, «ось развития», столичный регион, портово-промышленный комплекс.
2.Называть и показывать:
- субрегионы Зарубежной Европы
3. Определять:
- характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов, населения;
- основные черты структуры и размещения ведущих отраслей промышленности и главные промышленные районы;
- основные черты размещения сельского хозяйства и его типы;
- основные черты региональной транспортной системы;
- основные черты географического рисунка населения и хозяйства.
Объяснять:
- природные предпосылки для развития промышленности страны (региона).
Прогнозировать и оценивать:
- ресурсообеспеченность стран;
- изменения в территориальной структуре хозяйства отдельных стран. Называть признаки понятий: межэтнический и религиозный конфликт, сепаратизм, азиатский тип города, мегалополис, «полюс роста».
Определять: характерные черты ЭГП, населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем.
Объяснять: различия в истории заселения, освоения и развития территории;
образование и развития разных форм городского расселения на примере отдельных регионов.
Прогнозировать: изменения политической карты региона под влиянием международных отношений.
Называть признаки понятий: колониальный тип хозяйства, монокультура, арабский тип города.
Определять: характерные черты ЭГП, ПУ, ПР, населения, промышленности, с/х, природоохранных проблем.
Объяснять: образ территории Северной и Тропической Африки.
Называть признаки понятий: североамериканский тип города, транспортной сети, промышленный пояс, постадийная специализация.
Определять характерные черты ЭГП, географии ПР, населения.
Объяснять характерные черты агломераций и мегалополисов. Называть признаки понятий: латиноамериканский тип города, «ложная урбанизация», латифундия, колониальный тип территориальной структуры.
Определять: характерные черты ЭГП, ПУ, ПР, населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Называть признаки понятий: глобальная проблема, экологический кризис, глобальный прогноз, устойчивое развитие, страны «золотого миллиарда», глобальная научная гипотеза.
|
Тематическое планирование 10 кл
№ урока
| Тема уроков
| 1
2
3
4
5
6
7 8 9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
| Введение -2 ч
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации.
Основные теории, концепции и методы исследований. Статистический метод – один из основных в географии. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированнных географических данных.
Практическая работа: «Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме» современная политическая карта 4 ч
Многообразие стран современного мира. Количество и группировка стран. Типология стран.
Государственный строй и основные формы административно-территориального устройства стран мира.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая география и геополитика.
Зачет: «Политическая карта мира». География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана. 5 ч.
Взаимодействие общества и природы.
Мировые природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность. Практическая работа: «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными вилами природных ресурсов».
Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Биологические ресурсы.
Ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы.
Загрязнение и охрана окружающей среды.
Зачет: «Природные ресурсы мира». География населения мира 5 ч
Численность и воспроизводство населения мира.
Состав (структура) населения.
Размещение и миграция населения.
Урбанизация.
Зачет: «Население мира»
НТР и МХ 7
Характеристика научно-технической революции.
Современное мировое хозяйство и международное географическое разделение труда.
Международная экономическая интеграция и интернационализация хозяйственной жизни. ТНК.
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.
Модели мирового хозяйства.
Основные факторы размещения производительных сил.
Контрольная работа или зачет «НТР и мировое хозяйство» География отраслей мирового хозяйства 10 ч
География промышленности.
Топливно-энергетический комплекс мира.
Горнодобывающая промышленность. Металлургия. Машиностроение.
Химическая промышленность. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Легкая промышленность.
География сельского хозяйства и рыболовства.
География транспорта мира.
Основные формы всемирных экономических отношений.
Мировая торговля: оборот, структура, географическое распределение.
Международные финансово-кредитные отношения: сдвиги в структуре и географии. Иностранные инвестиции.
Развитие и география международного туризма. Классификация видов международного туризма.
Зачет: «География отраслей мирового хозяйства»
1 час резервного времени
|
Тематическое планирование 11 класс
№ урока
| Тема урока
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28 29
30
31
32
33
| Зарубежная Европа 10 ч
Географическое положение и природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.
Население Зарубежной Европы
Характеристика хозяйства Зарубежной Европы
Географический рисунок расселения и хозяйства
Субрегионы и страны Зарубежной Европы.
Федеративная Республика Германия.
Внутренние различия в зарубежной Европе.
Пресс-конференция на тему: Государства –малютки
Итоговый урок –семинар: Особенности европейской интеграции.
Зачет: Зарубежная Европа Зарубежная Азия 9ч.
Общая характеристика Зарубежной Азии. Географическое положение и природно-ресурсный потенциал.
Население Зарубежной Азии.
Общая характеристика хозяйства.
Китай. Пути экономического и социального преобразования.
Япония.
Индия – крупнейшая развивающаяся страна мира.
Новые индустриальные страны Азии.
Австралия и Океания.
Зачет: Зарубежная Азия. Африка 4 ч
Общая характеристика региона. Население. Традиции и культура.
Хозяйство. Понятии о монокультуре.
Социально-экономическая отсталость Африки, ее внутренние и внешние причины.
Субрегионы Африки. Северная Америка 5 ч
США. Территория и границы. Население.Традиции и культура.
Хозяйство США.
Макрорайоны США.
Пресс – конференция на тему: Технополисы США
Канада
Латинская Америка 2 ч
Общая характеристика региона. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Место в мировом хозяйстве.
Бразилия.
Контрольная работа: Регионы мира. Глобальные проблемы человечества 2 ч
Понятие о глобальных проблемах.
Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты. Стратегия устойчивого развития. 2 часа резервного времени
| |