ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
В переводе с греческого «экология» - это наука о доме. Поэтому каждый человек должен с малых лет знать, любить и уметь бережно относиться к своему дому – планете «Земля». Особенную актуальность принимает проблема экологического воспитания сегодня, в период природных катаклизмов, техногенных аварий и загрязнения окружающей среды.
Цель экологического воспитания – формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
освоение детьми необходимых экологических знаний и представлений;
овладение умениями ухода за растениями и живыми существами;
накопление опыта гуманного отношения к миру природы;
развитие познавательной сферы дошкольников через экологическое воспитание;
создание условий для сохранения здоровья и навыков безопасного поведения в природе.
Начиная с младших групп, педагоги целенаправленно и планомерно проводят экологическое воспитание детей. Дети уже с младшего возраста без особых усилий способны усваивать комплекс экологических знаний в соответствии с возрастом, если знания преподносятся в доступной, игровой, увлекательной форме. Один раз в неделю во всех возрастных группах проводится образовательная деятельность познавательного цикла в соответствии с реализуемой в ДОУ общеобразовательной программой.
С детьми младшего дошкольного возраста после изучения каждой темы проводятся игровые вечера «У бабушки – Загадушки», а с детьми старшего возраста – КВН и викторины
Экологическое воспитание детей осуществляется не только в ходе образовательной деятельности познавательного цикла, но и в процессе освоения всех образовательных областей программы.
Так, на физкультуре дети передают повадки и движения животных.
Инструктор по физической культуре Погонышева Э.Б. часто проводит экозарядки и комплексы упражнений экологического содержания, а так же сюжетные развлечения, на которых дети закрепляют знания о животном и растительном мире. Расширению знаний о природных изменениях способствует и проведение сезонных Дней здоровья.
Большое значение для экологического воспитания имеет образовательная деятельность художественно-эстетического направления. Именно в процессе продуктивной деятельности ребёнок получает чувственный опыт восприятия красоты природы средствами изобразительного искусства и музыки.
Музыкальным руководителем Зюзиной О.П. разработаны циклы занятий «Встречи в музыкальной гостиной», на которых дети закрепляют знания о сезонных изменениях в природе, учатся ценить красоту природы родного края.
Знания об особенностях и многообразии природного мира помогают детям в создании поделок из природного материала.
Образовательная деятельность по развитию коммуникативных способностей детей и знакомству с художественной литературой так же способствуют получению экологических знаний. Нами разработаны конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности по развитию речи экологического содержания. Часто организуются и выставки книг детских писателей о природе.
Знания, полученные в процессе непосредственно образовательной деятельности, закрепляются в совместной деятельности педагогов с детьми в режимных моментах. В каждой группе разработан план организации совместной деятельности, в котором определённое место отведено беседам и играм природоведческого содержания. Это помогает систематизировать работу по экологическому воспитанию детей.
Беседы, очень часто с наблюдением за объектами растительного и животного мира, проводятся в утреннее и вечернее время.
Тогда же планируются и игры природоведческого содержания, индивидуальная работа по закреплению экологических знаний, рассматривание различных альбомов, иллюстраций, гербариев, коллекций, работа с моделями, календарями природы и дневниками наблюдений.
Как показывает опыт, знания, не подкреплённые практической деятельностью, усваиваются не в полной мере. Поэтому во всех возрастных группах выделено специальное время для организации опытно-экспериментальной деятельности. Составлены планы проведения опытно – экспериментальной деятельности и разработаны конспекты проведения исследований.
Неотъемлемая часть работы по экологическому воспитанию детей – это наблюдение за растительным и животным миром на прогулках, целевых прогулках, экскурсиях. Педагоги ДОУ очень ответственно подходят к организации данных мероприятий. Составлены картотеки прогулок с определённым видом наблюдения.
Дети младшего и среднего возраста получают знания о многообразии природного мира на целевых прогулках по экологической тропинке ДОУ. Для детей старшего возраста периодически организуются экскурсии в различные природные зоны: лес, водоём, луг, сад, огород, парк.
На таких экскурсиях дошкольники не только наблюдают за объектами природы, но и практически познают взаимосвязь растений и животных со средой обитания, взаимосвязи внутри сообществ, влияние человека на окружающий мир природы.
Ребята принимают активное участие в преобразовании окружающей среды
Дети сажают дубочки из желудей и выращенный в группе росток.
Данная работа воспитывает у детей позитивное отношение к природе и развивает навыки природоохранной деятельности.
Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснение взрослого, могут самостоятельно или совместно с взрослым, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на улучшение или сохранение жизни животных и растений и при этом получить удовлетворение от собственной деятельности. Поэтому педагоги большое внимание уделяют организации трудовой деятельности детей в природе, при этом постоянно акцентируют внимание на жизненной необходимости для растений, животных, птиц заботливого отношения детей и стимулируют возникновение положительных эмоций от результата их труда
Погонышева Э.Б. и Воздвиженская П. Мальчики обтирают пыль с растений
сажают землянику
Дети убирают листву и укрывают Полина поливает цветы
ею корни деревьев
Формированию осознанно – правильного отношения детей к природе способствует и проведение социально – значимых акций, в которых принимают участие не только дети, но и родители: «Очистим парк от мусора», «Украсим участки цветами», «Поможем птицам».
Дети заготавливают рябину для кормления птиц зимой
Дети кормят птиц, прилетающих на участок; кормушки сделаны руками родителей.
Получению практического опыта взаимодействия с природой способствует и работа на экологической тропинке.
Вот как славно потрудились - Очищаем альпийскую горку от сорняков
пропололи фитоогород
Кормим птиц на птичьем столбе Наблюдаем за ветром
Собираем семена на «лугу» Собираем урожай на огороде
Экологическое воспитание строится на эмоционально – чувственном восприятии. Данная работа невозможна без проведения праздников, утренников на экологические темы. Традицией нашего детского сада стало проведение таких праздников, как «Праздник прилёта птиц», «Бал цветов», «День земли», «День Нептуна», «Встреча весны», «Осенний бал», «Хлеб – всему голова».
Каждый ребёнок познаёт мир природы, в первую очередь, узнавая окружающую природу родного края. Поэтому мы организуем экскурсии не только по уголкам родного посёлка, но и в краеведческий музей, и в музей природы. Педагоги старших групп проводят беседы и игры, которые знакомят детей с разнообразием природного мира п. Судиславль, Костромской области, рассказывают о природоохранной деятельности жителей посёлка. Систематически в ДОУ организуется мониторинг результатов образовательного процесса по экологическому воспитанию. Педагогами всех возрастных групп 2 раза в год проводится диагностика познавательного развития воспитанников по вопросам экологии. На основе диагностики планируется индивидуальная и подгрупповая работа с детьми. Изучается и состояние семейного воспитания по вопросам экологии. Заведующий анализирует уровень педагогического мастерства воспитателей по проблеме экологического воспитания детей. На основе полученных данных планируется методическая работа и педагогическое просвещение родителей по данной теме.
|